Православное мировоззрение в русской летописной традиции 23 страница



Газета энергично и целенаправленно, особенно в период редакторства Н. Каткова, отстаивала национальные интересы русского народа, разоблачала антирусские замыслы либерально-космополитических и революционных кругов. С XX в. и вплоть до 1917 была одним из самых главных национальных органов русского народа. Запрещена еврейскими большевиками.

 

МОСКОВСКИЕ СВЯТИТЕЛИ И ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЦЫ : Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген . Празднуя память Московских святителей в один день, Церковь воздает сугубую честь небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество. Ибо с их именами связана история возвышения Москвы как духовного центра, вокруг которого собирались русские земли, как столицы великого государства. Господь открыл митр. Петру грядущий жребий Москвы — сердца православной России. Подвиг его по собиранию раздираемой междоусобными бранями и татарским игом Руси продолжил митр. Алексий, стоявший у кормила гражданского правления во время юности своего воспитанника блгв. кн. Димитрия Донского . Достойным их преемником был и митр. Иона, ставший в 1448 первым предстоятелем автокефальной (независимой) Русской Церкви. Великим ревнителем заповедей Божиих и неустрашимым борцом против посягающей на них тирании власти предержащей выступил митр. Филипп, отдавший свою жизнь за обличение царя Иоанна Грозного . Мученически окончил свои дни и его младший современник — патр. Гермоген, вдохновитель всенародной борьбы за освобождение Русской земли от иноземных захватчиков.

В последние годы к лику свтт. Московских причислены: первый русский патр. Иов (установивший этот праздник) и первый по возобновлении патриаршества патр. Тихон (оба в 1989); митр. Московский Иннокентий (в 1977); его предшественник на кафедре митр. Филарет (в 1994).

Память Московским святителям отмечается 5/18 октября.

 

«МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК», русский журнал, выходил в Москве в 1827— 30. Издатель-редактор — М. П. Погодин . Создан группой «любомудров» ( В. Веневитинов, А. С. Хомяков , М. П. Погодин, С. П. Шевырев, И.В . и П. В. Киреевские).

 

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова (МГУ), крупнейшее в России высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 по почину и замыслу М. В. Ломоносова (его имя присвоено университету в 1940), первоначально состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского.

Старое здание Московского университета в центре Москвы на Моховой улице — выдающееся произведение русского классицизма. Построено первоначально в 1786–93 по проекту М. Ф. Казакова ; после пожара 1812 перестроено в 1817–19 Д. И. Жилярди . 1 сентября 1953 состоялось открытие нового комплекса МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах (всего около 60 строений), в т. ч. высотного корпуса (самого большого университетского здания) в мире.

Позднее там же постоянно достраивались новые корпуса университета, часть факультетов из центра Москвы были перенесены на Ленинские горы. Там же размещены астрономическая лаборатория, стадион, множество библиотек и научных обществ, общежития и Дворец культуры и пр.

 

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР (МХТ, МХАТ), один из ведущих театров России. Основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко . Новаторские позиции театра нашли свою опору прежде всего в драматургии А. П. Чехова, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя , М. Горького. Среди коренных задач были обновление методов актерской игры и режиссуры, связь с современной художественной литературой, переосмысление классического репертуара, в идеологическом отношении — борьба за реалистическое искусство. Видное место в развитии театра заняли мастера старшего поколения мхатовцев — В. И. Качалов , И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, М. Ф. Андреева, М. П. Лилина, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов, Н. П. Хмелев, Б. Г. Добронравов, Н. П. Баталов, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, М. Н. Кедров, А. К. Тарасова, А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов, А. П. Зуева, А. О. Степанова, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. П. Кторов, П. В. Массальский и др.

В 1920 театр получил звание академического.

В 1987 произошло разделение труппы на МХАТ в Камергерском переулке (с 1989 им. А. П. Чехова) и МХАТ им. Горького, возглавленных соответственно О. Н. Ефремовым и Т. В. Дорониной.

 

МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО , образовалось ок. сер. XIV в. в результате роста Московского княжества, которое выделилось в 1-й пол. XIII в. как удел Владимиро-Суздальского княжества. С 1320-х (с небольшими перерывами в сер. XIV в.) московские князья носили титул великих князей Владимирских. В 1247 Московское княжество досталось кн. Михаилу Ярославичу Хоробриту. С 1267 в Москве княжил Даниил , сын кн. Александра Ярославича Невского . В н. XIV в. Московское княжество значительно расширилось за счет присоединения Коломны (1301), Переславля-Залесского (1302), Можайска (1303). Опираясь на растущие материальные силы, московские князья повели упорную борьбу за политическое главенство в русских землях. Кн. Юрий Данилович , опираясь на поддержку Новгорода Великого, а также используя золотоордынских ханов, в 1318 стал вел. князем Владимирским, но с 1325 великое княжение было передано тверскому князю. Иван Данилович Калита приобрел большое доверие хана и в 1328 стал вел. князем Владимирским. Умелая политика Ивана Калиты обеспечила Московскому княжеству длительную передышку от монгольских вторжений, что способствовало подъему его хозяйства и культуры. Наследник Калиты вел. кн. Семен Иванович Гордый (1340–53) называл себя «великим князем всея Руси». В 1360-е, после борьбы с суздальско-нижегородским князем, великое княжение утвердилось за Дмитрием Ивановичем Донским (1359–89). Москва стала центром собирания сил против монголо-татарских завоевателей; московские войска отбивали нападения монголо-татар в Нижегородском и Рязанском княжествах , а в 1380 Дмитрий Иванович возглавил общерусские силы, двинувшиеся навстречу войскам темника Мамая. Победа в Куликовской битве 1380 закрепила руководящее положение Великого княжества Московского в русских землях. Дмитрий Иванович передал впервые Великое княжение своему сыну Василию Дмитриевичу (1389—1425) как свою «отчину», без санкции золотоордынского хана. Территория Великого княжества Московского в к. XIV — н. XV в. последовательно расширялась, в 1392 был присоединен Нижний Новгород, значительно усилилось влияние Великого княжества Московского во владениях Новгородской феодальной республики. Внутри Великого княжества Московского еще в 1-й пол. XIV в. образовались уделы, однако в руках старшего наследника всегда сосредоточивался перевес материальных сил по отношению к другим московским князьям. Длительная война в Великом княжестве Московском, происходившая во 2-й четв. XV в., закончилась победой вел. кн. Василия II Васильевича Темного (1425–62). К этому времени территория Великого княжества Московского составляла 430 тыс. кв. км с населением около 3 млн. чел. Во 2-й пол. XV в. Великое княжество Московское стало основным ядром складывавшегося Русского централизованного государства. Присоединив к нему территории Новгородской республики (1478), Великого княжества Тверского (1485) и др. земель, московские князья стал великими князьями «всея Руси».

А. Сахаров 

 

МОСТОВЩИНА , повинность, существовавшая на Руси с XI в. («Устав Ярослава о мостех») . Население города и деревни в лице своих общин было обязано строить и ремонтировать дороги и мосты или платить «мостовые деньги».

Позже так же называлась пошлина с возов и товаров, провозимых по мостам, за счет нее поддерживались и ремонтировались мосты.

 

МОТОРНАЯ ЛОДКА , впервые в мире изобретена русским ученым Б. С. Якоби.

 

МОТЫГИНО , поселок городского типа, в Красноярском крае, центр Мотыгинского р-на. Расположен на р. Ангаре. Население 7,8 тыс. чел.

Основан в 1671, назван по фамилии первого русского переселенца.

 

МОЧАЛОВ Павел Степанович (3.11.1800—16.03.1848), актер, крупнейший представитель романтизма на русской сцене. С 1824 — актер Малого театра . Прославился в трагедиях Шекспира (Гамлет) и Ф. Шиллера (Карл Моор в «Разбойниках», Фердинанд в «Коварстве и любви») и в «Горе от ума» Грибоедова (Чацкий).

 

МОШЕНСКОЕ , село в Новгородской обл., центр Мошенского р-на. Расположено на р. Увери. Население 2,9 тыс. чел. Впервые упоминается в XVI в. (Никольско-Мошенский и Спасско-Мошенский погосты).

 

МОЩИ , оставшиеся нетленными после смерти тела святых христианской церкви, способные творить чудеса. Смысл почитания мощей заключается в учении Свящ. Писания об участии христианских тел, как храмов Духа Святого, вместе с душами в бессмертии. Мощи чтятся так же, как и иконы , но «не должно воздавать им честь, приличную одному Богу». Пятый Карфагенский собор определил, что ни один христианский храм не может строиться иначе, как на мощах мучеников. Каждый православный храм имеет частицу какого-нибудь святого. Частица эта зашивается в антиминс.

 

МСТА , река в Тверской и Новгородской областях. Длина 445 км. Основные притоки: Березайка, Холова (лев.); Уверь, Хуба (прав.).

 

МСТЁРА (до н. XX в. — Богоявленская слобода Мстёра), пос. Вязниковского района Владимирской обл. Расположен на Клязьме. Один из центров русского народного искусства — миниатюрной живописи на лаковых изделиях, вышивки (гладь, «владимирский шов»), ювелирных (сканых) изделий. В XVII в. — 1720-х — вотчина кнн. Ромодановских, с 1740-х до 1861 — Паниных. В XVII в. население Мстёры составляли «непахотные бобыли» — ремесленники и торговцы. С н. XVIII в. зарождается иконописный промысел, ставший основным в промысловой специализации Мстёры. Широкое развитие художественных промыслов (производство икон, церковной утвари) и торга наблюдалось после реформы 1861. И. А. Голышев — крестьянин-этнограф и художник наладил художественно-литографское дело. В советское время в Мстёре организованы художественные артели «Древнерусская живопись» (1923). Музей народных художественных промыслов.

 

МСТИСЛАВ (Гаральд , в крещении Феодор ) ВЛАДИМИРОВИЧ (Васильевич) ВЕЛИКИЙ (1076—15.04.1132), великий русский князь, крупный полководец и государственный деятель. Сын вел. русского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и кн. Гиты (дочери английского короля Гаральда).

В 1088–93 Мстислав владел Новгородом Великим; в 1093—95 являлся держателем Ростовской и Смоленской земель; в 1095—1117 вновь княжил в Новгороде Великом; в 1117—25 — в Белгороде-Киевском и, по-видимому, являлся соправителем отца в Киеве; в 1125–32 был вел. русским князем.

Мстислав воевал с половцами, чудью, литвой, русскими князьями-мятежниками и одержал много крупных побед. Особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127, в котором приняли участие многие подвластные Киеву князья.

Мстислав заложил Новгород «больше первого», а в нем построил церкви Богородицы и Свт. Николая . В подвластной ему Ладоге была сооружена каменная крепость. В Киеве он построил церкви Свт. Феодора и Богородицы Пирогощи, а также основал Федоровский монастырь. Многие ученые считали, что Мстислав являлся последним редактором «Повести временных лет».

Древний автор отмечал, что Мстислав «был великий правосудец, в воинстве храбр и доброразпорядочен, всем соседям его был страшен, к подданным милостив и разсмотрителен. Во время его все русские князи жили в совершенной тишине и не смел один другаго обидеть. Сего ради его вси именовали Мстислав Великий. Подати при нем хотя были велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости» (Пересказ В. Н. Татищева).

О. М. Рапов 

 

МСТИСЛАВ (в крещении Константин ) ВЛАДИМИРОВИЧ (Васильевич) ХРАБРЫЙ († 1036), тмутараканский и черниговский князь. Сын вел. русского кн. Владимира (Василия) Святославича Святого. «Повесть временных лет» называет его матерью некую «чехиню», а Иоакимовская летопись — княгиню Адиль.

В к. X — н. XI в. Мстислав получил от отца во владение Тмутараканскую область . В 1022 он победил в поединке касожского (черкесского) кн. Редедю, после чего заставил касогов платить себе дань. В честь этой победы он поставил в Тмутаракани церковь Богородицы. По данным В. Н. Татищева , Мстислав в 1023 потребовал у вел. русского кн. Ярослава Мудрого , чтобы тот увеличил его земельный надел. Ярослав дал ему Муромскую землю , но это не удовлетворило Мстислава. В 1024 он совершил поход на Киев, пытаясь захватить великокняжеский стол. Однако киевляне его не приняли. Тогда Мстислав занял Чернигов. Ярослав попытался выбить Мстислава из Черниговской земли , но потерпел поражение под Лиственом. В 1026 братья заключили Городецкий мир, по которому Мстиславу отошли все русские земли по левую сторону Днепра. В 1031 Мстислав принял участие в победоносном походе Ярослава Мудрого на Польшу, в котором захватил много пленных.

Воинские подвиги и доблесть Мстислава воспевал древнерусский певец Боян . Летописец писал о Мстиславе: «Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее».

Мстислав был похоронен в черниговском Спасском соборе , который сам и заложил. После смерти Мстислава Ярослав Мудрый присоединил его земли к своим владениям.

О. М. Рапов 

 

МСТИСЛАВ (в крещении Феодор ) МСТИСЛАВИЧ УДАТНЫЙ (Удалой) († 1228), великий князь галицкий, а затем князь торческий. Сын новгородского князя Мстислава Ростиславича Храброго. Княжил в Торопце, Торческе, Треполе, Новгороде Великом, Галиче, снова в Торческе.

Мстислав был крупным полководцем, неоднократно одерживал победы в сражениях. Участвовал во многих войнах. Успешно боролся с половцами, венграми, поляками, совершил удачный поход на чудь. В 1216 разгромил в Липецкой битве сильное войско владимиро-суздальских князей. В 1223 Мстислав стал инициатором и одним из главных руководителей похода русских войск против монголов. В сражении на р. Калке потерпел тяжелое поражение от монгольского войска и бежал с поля боя.

В 1227 Мстислав уступил Галич своему зятю венгерскому королевичу Андрею, а сам перешел на княжение в Торческ, где и умер, приняв перед смертью схиму.

О. М. Рапов 

 

МСТИСЛАВ (в крещении Борис ) РОМАНОВИЧ СТАРЫЙ († 1223), великий киевский князь. Сын вел. киевского кн. Романа Ростиславича.

Мстислав княжил в Пскове, Смоленске, Белгороде, Киеве, Галиче и снова в Киеве. Был активным участником княжеских усобиц, воевал с половцами. В 1223 был одним из главных предводителей русского войска, выступившего против татар. Мужественно боролся с монголами в сражении на р. Калке. Благодаря хитрости противника был захвачен в плен и казнен татарами.

О. М. Рапов 

 

МСТИСЛАВ РОСТИСЛАВИЧ НОВГОРОДСКИЙ (Георгий Храбрый) († 14.06.1180), заслужил у современников имя Храброго, которое сохранялось ему в летописях, по своему мужеству в битвах и по особенному благородству характера, так как он всегда принимал правую сторону, когда возникали несогласия князей, и вступался за слабого против сильного, невзирая на множество врагов. В Церкви же усвоилось ему утешительное название святого по глубокому его благочестию и делам милосердия, которые не уступали подвигам его воинской доблести. В 1168 он участвовал в победе южнорусских князей над половцами.

Кн. Мстислав явил свое мужество против вел. кн. владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского , когда тот, отдав сперва столицу южную, Киев, брату его Роману, князю смоленскому, хотел опять отнять достояние сие у Ростиславичей и велел Роману выехать из Киева. Храбрый Мстислав принял особенно к сердцу несправедливость владимирского князя и, овладев Киевом, отдал его второму брату Рюрику. Тогда вел. князь владимирский объявил Ростиславичам войну. Князь Мстислав с бесчестием выслал его посла, с таким словом к своему владыке: «Доселе мы уважали тебя, как отца, но когда ты говоришь с нами, как с слугами и людьми простыми, идем на суд Божий». Кн. Андрей послал 50000 северного войска.

К этому грозному ополчению поневоле присоединились полки некоторых южных князей. Братья Ростиславичи оставили Киев, не в силах будучи держаться против такого полчища, но Мстислав Храбрый засел, с малою дружиною, в крепости соседней — Вышгороде, которого ничтожные стены, казалось, можно было разобрать руками. Возбуждала удивление ничтожная крепость, обороняемая горстью людей, но в ней бодрствовал витязь, а в осаждающих не было согласия. Мстислав почти каждый день делал отважные вылазки против войска Андреева. Когда прибыл луцкий князь Ярослав с волынскими войсками и соединился с Мстиславом, страх напал на осаждающих. Они бросились бежать кто куда мог. Мстислав смотрел со стороны и не верил глазам своим. Наконец, подняв руки к небу, прославил он защитников Вышгорода — св. князей Бориса и Глеба . Потом, вскочив на коня, бросился с дружиной за беглецами. Неприятельский стан, обозы, множество пленных стали добычей Мстислава.

Мстислав не гордился в счастье. Он примирился с кн. Андреем и выпросил Киев для брата Романа. Роман, отправляясь в Киев, оставил в Смоленске сына своего. Смоляне возмутились против молодого князя и предложили Мстиславу Смоленск. Мстислав принял (1175) предложение, но позднее возвратил Смоленск брату. «Береги его, — сказал он Роману, — я брал только для того, чтобы сохранить тебе». Он не хотел более вступаться в кровавые ссоры князей.

Блгв. кн. Мстислав отличался нестяжательностью, щедро расточал милостыню, помогал обителям. Он не вступал в распри с другими князьями и в период междоусобиц стремился к миру, довольствуясь малым.

Вскоре вече Новгородское обратилось к сильному дому князей смоленских и стало звать к себе храброго Мстислава. Долго не соглашался витязь идти княжить там, где прежде него не ужились два старших брата, Рюрик и Роман. Довольствуясь быть щитом родовой своей области и дорожа тем, что дал ему Бог, он, чуждый всякого честолюбия, отвечал новгородцам: «Не пойду от братьев и от своей отчины». — «А мы разве не твоя отчина?» — возразили новгородские послы и умолили его прийти на княжение. Радостно зашумел вольный город, когда явился к ним Мстислав (1179). Его встретили с крестами и иконами и с восторгом внимали его присяге в храме Софийском: блюсти Великий Новгород. Скоро загремел голос кн. Мстислава на вече, и собрались дружины: двадцать тысяч воинов стало под хоругвь князя. Тогда же он вышел против хищных эстонцев, которые пред тем осаждали Псков и не переставали грабить пограничные места. Мстислав прошел с опустошением страну их до моря, взяв множество пленных и скота.

Но не много уже дней оставалось ему временной жизни. Внезапно поразил его жестокий недуг и приковал к одру болезни. Чувствуя приближение смерти, велел князь нести себя в церковь, приобщился Божественных Тайн и в тот же день скончался.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!