Православное мировоззрение в русской летописной традиции 16 страница



В 1839 Милютин командирован в Отдельный Кавказский корпус, участвовал в военных экспедициях против горцев. Через четыре года был назначен обер-квартирмейстером войск Кавказской линии и Причерноморья. В 1845 из-за ранения вернулся в Петербург и в 1848 был назначен профессором Императорской военной академии по кафедре военной географии, занимался разработкой проблем военной истории, опубликовал множество статей по историко-военным вопросам. В 1852–53 издал свой главный труд — пятитомную «Историю войны России с Францией в царствование императора Павла I ».

В 1855 в чине генерал-майора вернулся в действующую армию на Кавказ и занял пост начальника главного штаба войск Кавказской армии, участвовал в пленении Шамиля (1859).

В 1856 Милютин подал Александру II две «записки»: «О необходимости разрешения вопроса о крепостном состоянии» и «Мысли о невыгодах существующей в России военной системы», в которых изложил свои взгляды на проблемы проведения крестьянской и военной реформ. В 1860 Милютин был назначен «товарищем» (заместителем) военного министра, а в 1861 — военным министром. В 1861—74 Милютин провел ряд важных военных реформ: путем реорганизации Военного министерства и введения военно-окружной системы управления сухопутными войсками в центре и на местах было создано новое военное управление (в стране было образовано 15 военных округов, непосредственно подчиненных военному министру), в 1867 принят новый военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864, проведена реформа военно-учебных заведений (образованы новые военные академии для подготовки высшего командного состава, введены юнкерские училища и военные гимназии для подготовки младшего офицерского состава), наконец, была введена новая система комплектования войск — прежняя рекрутчина заменялась всесословной воинской повинностью, началось перевооружение армии. В 1878 за проведение военных реформ и реорганизацию вооруженных сил Милютин был возведен в графское достоинство.

B. А. Федоров 

 

МИН Георгий Александрович (1855—3.09.1906), русский генерал, командир Лейб-гвардии Семеновского полка. Участник Русско-турецкой войны. Во время первой антирусской революции проявил исключительную решительность и храбрость в борьбе с отрядами революционных бандитов, терроризировавших русское население. Во время декабрьского восстания 1905 революционные банды контролировали большую часть Москвы, жизнь в Первопрестольной была парализована. Когда москвичи были на грани отчаяния, начинался голод, многие дома не обогревались, улицы не освещались, в город прибыл Семеновский полк. В короткий срок в Москве был установлен порядок, революционные бандиты и преступники расстреливались на месте, оставшиеся бежали из города, снабжение продовольствием было восстановлено.

Боевой русский генерал был убит еврейской террористкой на глазах у жены и дочери четырьмя выстрелами в спину. На похоронах генерала присутствовали царь и царица.

О. Платонов 

 

МИНА , великомученик († 313), празднуется 10/23 декабря. В Древней Руси этого святого почитали целителем «очных болезней». В «Сказании о святых» приводилась молитва св. Мине с просьбой об исцелении.

 

МИНЕЯ МЕСЯЧНАЯ , богослужебная книга, содержащая в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.

 

МИНЕЯ ОБЩАЯ , богослужебная книга, заключающая в себе песнопения общие целому лику святых, например, в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и пр. Она употребляется при Богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в Минее Месячной.

 

МИНЕЯ ПРАЗДНИЧНАЯ , богослужебная книга, содержащая в себе службы Великих Праздников , извлеченные из Минеи Месячной.

 

МИНИН (Захарьев-Сухорук) Кузьма Минич († до сер. 1616), русский национальный герой, организатор и один из руководителей 2-го ополчения в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции н. XVII в. Минин — нижегородский посадский человек. Избранный 1 сентября 1611 земским старостой, он возглавил народное движение по организации ополчения и сбор для него денежных средств. К военному руководству ополчением по инициативе Минина был приглашен кн. М. Пожарский . В период движения к Москве, боев за ее освобождение и до созыва Земского собора 1613 Минин входил в состав «Совета всей Земли», созданного в Ярославле и выполнявшего функции русского правительства. В боях за Москву он проявил большую активность, высокие качества военного организатора и личную храбрость. В 1613 Минину присвоили чин думного дворянина , т. е. он был введен в состав Боярской думы . Вскоре Минин умер. Минину воздвигнуты памятники в Нижнем Новгороде — в кремле (1826, скульптор А. И. Колобов); в Москве на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому (1818, скульптор И. П. Мартос ).

 

МИНСК , главный город Белоруссии на р. Свислочь, крупный политический, культурный и экономический центр. Население 1,6 млн. чел.

По археологическим данным, Минск возник в 1-й пол. XI в. Впервые упоминается в летописи под 1067 (Менеск, видимо, от слова «менять»). С н. XII в. Минск — центр Минского княжества . В течение XI-XIII вв. Минск часто был ареной междоусобиц; неоднократно подвергался разрушению. С н. XIV в. Минское княжество подпало под власть великого литовского князя. В 1413 в составе Великого княжества Литовского учреждено было Минское воеводство. Минск насчитывал в сер. XV в. 5 тыс. жителей. В 1499 в Минске было введено т. н. магдебургское городское право. Со 2-й пол. XVI в. в Минске были учреждены две ярмарки. Имел широкие торговые связи с Витебском, Могилевом, Слуцком, Полоцком, а также со Смоленском, Москвой, Вязьмой, Вильно, Люблином и др. центрами за пределами Белоруссии. В XVI в. в Минске, как крупном культурном центре, заметное развитие получили православные братства, типографии. Горожане Минска принимали активное участие в казацко-крестьянских восстаниях к. XVI и н. XVII в. К сер. XVII в. Минск стал центром обширного местного рынка, включавшего многие города и другие населенные пункты центральной части территории Белоруссии.

Во время Северной войны в 1708 шведы подвергли Минск разорению. Во 2-й пол. XVIII в. город отстраивается. В 1790 в Минске 7 тыс. жителей. По второму разделу Польши Минск в 1793 был возвращен России, с 1796 — губернский центр.

 

МИНСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Поставлена была в X в. вел. кн. Владимиром в Десятинной церкви и находилась там более 500 лет. Ок. 1500 при разграблении Киева татарами икона, по снятии с нее дорогих украшений, брошена была одним татарином в Днепр. Спустя время, она явилась в Пинске на р. Свислочи, где жители нашли ее, увидав необычайное сияние от нее. Тогда 13 августа икона была поставлена в церкви замка и находилась там 116 лет. Оттуда в 1616 перенесли ее в Минскую церковь Св. Духа, где она находилась вплоть до 1920-х.

Празднуется 13/28 августа.

Прот. И. Бухарев 

 

МИНСКОЕ КНЯЖЕСТВО , удельное княжество, выделившееся в 1101 из Полоцкого. Занимало территорию бассейна рек Свислочь, Дрисса, Березина. В него входили Минск, Друцк, Борисов, Изяслав, Логожск и др. города. При первом кн. Глебе Всеславиче между Минским княжеством и киевскими князьями велись разорительные войны (1104, 1116). После победы Владимира Мономаха над минчанами в 1119 Глеб был уведен в Киев и там вскоре умер. При Ростиславе Цебовиче Минское княжество было снова захвачено киевскими войсками (1129) и отдано в удел сыну киевского кн. Изяславу Мстиславичу. В сер. XII в. сыновья Глеба, вернувшие себе Минское княжество, отбили попытки полоцких князей подчинить его. В 1164 Володарь Глебович, разгромив с помощью литовских сил полоцкого кн. Рогволода, укрепил независимость Минского княжества от Полоцкого. В 1249 недалеко от Минска войска Минского княжества совместно с литовскими отрядами разбили вторгнувшихся татаро-монгол. Со 2-й пол. XII в. в Минском княжестве начало усиливаться влияние литовских князей, во 2-й пол. XIII в. минские князья фактически являлись их вассалами. В 1326 Гедимин присоединил Минское княжество к Литве.

Г. Горшков 

 

МИР , поселок в Белоруссии на р. Миранка (бассейн Немана). Известен с 1395. Под оккупацией Литвы, а затем Польши до 1795, когда был возвращен России. Замок XV-XVIII вв., дворец (XVI в.), Троицкая церковь (XVI в.), усыпальница князей Святополк-Мирских, последних владельцев замка.

 

«МИР ИСКУССТВА» , объединение русских художников, выступавших против тенденциозности, партийности и антиэстетизма современных им «вождей общественного мнения», диктата вкуса академизма и передвижничества.

Оформилось в к. 1890-х в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства Н. Бенуа и С. П. Дягилева . Как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства» существовал до 1904, в расширенном составе до 1910–24. В 1904–10 большинство мастеров «Мира искусства» входили в состав «Союза русских художников» . В объединение входили Я. Билибин , Я. Головин, Э. Грабарь, К. А. Коровин, М. Кустодиев, B. А. Серов , К. А. Сомов, А. Врубель, М. В. Нестеров и др. Провозглашая своей задачей объединение русских художественных сил под знаком романтизма, руководители «Мира искусства» выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль преобразователя жизни. Просветительский порыв «мирискусников» проявлялся в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству XVIII — н. XIX в.), в их постоянной заботе об охране памятников старины.

О. П. 

 

«МИР ИСКУССТВА», иллюстрированный журнал, орган объединения «Мир искусства» . Выходил в Петербурге в 1899—1904. Пропагандировал русское искусство, свободное от тенденциозности и партийности тогдашних «вождей общественного мнения». Издатели: с 1899 — кн. К. Тенишева, С. И. Мамонтов , редактор-издатель С. П. Дягилев.

 

МИРГОРОД , город в Малороссии на р. Хорол (Бассейн Днепра). Основан в 1575, с 1648 центр Миргородского полка, в 1654 освобожден от польской оккупации и возвращен России. Рядом с Миргородом село Гоголево, где прошло детство Н. В. Гоголя.

 

МИРО (греч.: благовонное масло), вещество, освящаемое патриархом или митрополитом, используемое в таинстве миропомазания, при освящении престолов и антиминсов православных храмов, при венчании Царя на царство.

В православной христианской церкви приготовление св. мира составляет предмет особой важности, так как через помазание св. миром сообщается крещаемым и воссоединяемым с православною церковью благодать Духа Святого. В греческой церкви для составления его бралось до 50 благовонных веществ, у нас в России таких веществ требовалось (до 1853) только 26, но в том же году прибавлено еще пять; таким образом, для приготовления мира использовались на 20 пудов масла 6 ведер белого виноградного вина (лиссабонского), которое служит лишь для того, чтобы во время варения масло и прочие вещества не воспламенялись и не иссушивались, но в состав мира не входит; от 2 пудов до 30 золотников следующих веществ: стиракс (камедь, особый древесный сок), ладаны: росной, простой, белый и черный, — сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника), мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая, розовые цветы, базилик (пахучий василек), корни: фиалковый белый, имбирный, черный, калганный, кардамонный, — бальзам перувианский, терпентин венецианский (скипидар), масла: мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, маиранное, померанцевое и мускатное жидкое. В древние же времена употреблялись лишь те вещества, какие можно было найти на месте. Так, мы знаем, что для мироварения в 1631 при патр. Филарете вытребованы были из царской аптеки: янтарь добрый, ладан росной, мед дивий (дикий), корица, перетрун, корень азар, гуляфная (розовая) водка, смирна и кассия.

Первое св. миро принесено было в Россию из Херсонеса Таврической губ. при Крещении Руси . При св. кн. Владимире св. миро привозимо было в Киев также из Константинополя в так называемом «алавастре» — медном сосуде с узким горлом, обложенном перламутром. «Алавастр» этот хранился в Московской синодальной ризнице, в домовой церкви всероссийских патриархов, на престоле.

Мироварение совершалось только в Киеве (в трапезной церкви Киево-Печерской лавры) и в Москве. В последней оно совершалось сначала, во времена патриархов, на паперти церкви Трех Святителей, когда же церковь эта вследствие ветхости была уничтожена, для этой цели предназначена была в 1763 особая, так называемая «Никоновская», или Крестовая, патриаршая палата, против церкви Двенадцати апостолов, в Кремле , где прежде собирались соборы Российской церкви и где прежние патриархи принимали иноземных послов и греческих архиереев. Здесь, под деревянною золоченою степью, устроенною имп. Николаем I в 1852, исключительно для данной цели был устроен каменный очаг с двумя серебряными вызолоченными котлами, которые вставлялись в чугунные котлы. Затем для той же цели тут находилась «кадь» с двуглавым орлом и вензелем Екатерины II с короною наверху, поддерживаемая двумя ангелами, на крышке — литые из серебра изображения прор. Самуила, возливающего елей на голову Давида, и 4 евангелистов. Затем для разливки св. мира — четыре серебряные вызолоченные ковша, лопатки для вычищения из банок стиракса, ладана и пр., для слития масла и вина — «ситка для процеживания». Сосуды почти все устроены благочестивым усердием имп. Екатерины II, а по повелению Павла I устроено еще в 1797 для хранения св. мира 16 серебряных, внутри вызолоченных кувшинов и вместо оловянных вещей сделаны серебряные. В богатейшей ризнице Московского Успенского собора вплоть до н. XX в. хранился сосуд, в который вливалось св. миро для помазания государей Российских во время священного коронования их.

Сосуд этот, упоминаемый в летописях и грамотах под названием «Сердоликовой августовой крабийцы», представлял собою небольшую чашу с поддоном, украшенную эмалью и на крышке финифтяным змеем, завязанным узлом, как символом мудрости и здравия. По преданию, крабийца эта была прислана греческим имп. Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху вместе с царскими одеждами и золотым венцом.

Приготовление веществ для мироварения начиналось с Крестопоклонной недели. Утром, в понедельник Страстной недели , митрополит окроплял приготовленные вещества св. водою и, влив в котлы св. воду, благословлял положить в них масло, благовонные травы и пр., затем сам зажигал огонь под котлами и начинал чтение св. Евангелия; это чтение, которое продолжало после него прочее духовенство , равно как и перемешивание варимого деревянными веслами, продолжалось денно и нощно до вечера среды, когда в приготовленное миро, дав ему остыть, клали ароматы и затем разливали в сосуды и ставили на особых скамьях, а впереди них на особом столе — «алавастр», содержащий в себе неиссякаемое, преждеосвященное и сохраняющееся запасом св. миро.

В Великий Четверг , перед началом часов на литургии, при колокольном звоне и пении тропаря Успения Пресвятой Богородицы , владыка вступал в мироваренную палату и, совершив здесь каждение, вручал старшему протоиерею «алавастр», а прочим священникам — сосуды с вновь приготовленным миром и шествовал в Успенский собор при пении тропаря Пятидесятницы . Здесь «алавастр» поставлялся на жертвенник, а прочие сосуды — вокруг него.

Во время Великого Входа из литургии выносились все сосуды со св. миром из алтаря впереди Св. Даров, и «алавастр» служащим архиереем поставлялся на престол, а сосуды с неосвященным миром — вокруг него. По освящении Св. Даров освящалось и миро. Архиерей открывал каждый сосуд и по провозглашении слов: «И да будут милости Великого Бога...» благословлял каждый сосуд трижды: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — и затем произносил вслух молитву, положенную для освящения мира, молитву о том, чтобы «Господь милости и Отец светов сотворил миро сие помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования», и пр. Другая молитва читалась тайно с коленопреклонением. По окончании молитв владыка снова благословлял св. миро трижды, и сосуды закрывались. Из «алавастра» запасное освященное миро вливалось в новоприготовленное и им же восполнялось в память того св. мира, которое прислано было в нем из Византии греческим митр. Фотием в Киев, а затем уже из Киева перенесено в Москву. По окончании литургии освященное миро, при пении 44-го псалма, при колокольном звоне, с крестным ходом, в преднесении «алавастра», относилось в хранилище Патриаршей ризницы, откуда и отпускалось по требованию епархиального начальства по всем храмам и монастырям, где оно хранилось в драгоценных сосудах на престоле, вместе со Св. Дарами. В Киеве освященное миро относили в Великую Лаврскую церковь, где и хранили.

Н. П. Степанов 

 

МИРОВОЕ ДЕРЕВО (древо жизни), в древнерусской языческой мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. По преданиям, дерево это стоит на о. Буяне посреди океана на Алатырь-камне . Крона его достигает небес, корни — преисподней. В древнерусских апокрифах в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц — царь, нива — православное крестьянство. Мировое дерево выражало плодородие живой природы, древо жизни: в кроне свивает гнездо соловей, в стволе — пчелы, приносящие мед, у корней — горностай, символизирующий родительскую любовь. Ветви дерева — терем, где происходит пир, и по кругу идет чаша с напитком бессмертия. Понятие древа жизни было одним из основных в народных ритуалах, прежде всего на свадьбе и строительстве дома . В последнем случае обрядовое дерево помещалось в центре стройки. Обрядовым воплощением мирового дерева являлась также рождественская (новогодняя) елка.

О. П. 

 

МИРОЖСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Спасо-Мирожском монастыре во Пскове. Пресвятая Богородица «Знамение» изображена на ней во весь рост. По правую руку в молитвенном виде изображен блгв. кн. Псковский Довмонт , во св. крещении Тимофей, а по левую в том же виде — супруга его, кн. Мария Дмитриевна. В 1567, когда свирепствовало моровое поветрие во Пскове, Мирожская икона прославилась чудесным излиянием слез и другими чудесами.

Празднуется 24 сентября/7 октября.

Прот. И. Бухарев 

 

МИРОНОВ Борис Сергеевич (р. 29.08.1951), русский журналист, издатель, член Союза писателей России.

Автор книг «Не последний час живем» (1988), «Боль» (1989), «Сумасшедший» (1993), «Нас спасет национализм» (1995), «Кому в России мешают русские» (1997), «О еврейском фашизме» (1998), «О необходимости национального восстания» (1999).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!