Православное мировоззрение в русской летописной традиции 7 страница



 

ЛУЖЕЦКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ мужской монастырь , Московская еп., близ Можайска, на берегу р. Москвы, называемом Лужки. Основан в 1408 прп. Ферапонтом , на средства кн. можайского Андрея Димитриевича, сына Димитрия Донского . В 1617 монастырь был разорен поляками, в 1812 — французами. Над почивающими здесь мощами прп. Ферапонта было устроено медное посеребренное надгробие.

С. В. Булгаков 

 

ЛУЗИН Николай Николаевич (27.11/9.12.1883—28.02.1950), русский математик, один из создателей дескриптивной теории функций, автор ряда мировых математических открытий, оказавших определяющее влияние на развитие математики.

 

ЛУКА ЕВАНГЕЛИСТ , апостол от 70-ти, священномученик, автор книги Деяний святых апостолов, иконописец, происходил из Антиохии Сирийской и с юности посвятил себя наукам: изучил еврейский закон, греческую философию, живопись и медицину. В Иерусалиме он услышал из уст Господа Иисуса Христа Его Божественное учение и уверовал в Него как в Мессию. После сошествия Святого Духа на апостолов св. Лука проповедовал веру Христову в Антиохии, где стал вскоре сподвижником пришедшего туда ап. Павла . Вместе с ним он был и в Риме, где по просьбе христиан написал Евангелие, а позднее и книгу Деяний свв. апостолов. После мученической кончины ап. Павла Лука прошел с проповедью веры Христовой Италию, Далмацию, Галлию, Македонию и Ахаию (область в Греции). Проповедовал св. апостол и в Ливии, и в Верхнем Египте, затем, снова вернувшись, в греческих землях. Здесь он трудился над устроением Церкви Христовой, рукополагая священников и диаконов, исцеляя молитвой больных. Свою ап. деятельность Лука, достигнув более 80-ти лет от роду, увенчал в греческом г. Фивы мученической кончиной: он был повешен язычниками на оливковом дереве. Св. ап. Лука издревле почитается как первый иконописец, написавший образ Пресвятой Богородицы. По преданию, св. Лука написал также на досках образы апп. Петра и Павла, и вообще, как замечается в Четьях-Минеях и Прологе, от него распространилось по всей вселенной доброе и пречестное дело писания икон . Естественно, что, читая подобного рода указания относительно евангелиста Луки, наши предки легко могли почесть его за руководителя в таком святом деле, как писание икон, и потому положили молиться ему о помощи и наставлениях в занятиях этого рода.

Память апостолу и евангелисту Луке отмечается 18/31 октября, 22 апреля/5 мая и 4/17 января (в Соборе 70-ти апостолов).

 

ЛУКИАНОВА РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ пустынь , Владимирская еп., недалеко от г. Александрова. Основана в 1594 священником Григорием; в XVII в. разорена поляками; в 1640 возобновлена иеромонахом Лукианом и стала называться обителью Лукиановой. В пустыни находилась обретенная в 1593 чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы ; эта св. икона в 6-е воскресенье по Пасхе приносилась в Александровский Успенский женский монастырь. Ежегодно 8 сентября бывал крестный ход вокруг пустыни. Пустыни принадлежала часовня Всемилостивого Спаса в полутора верстах от Александрова. Построение ее приписывалось отшельнику Лукиановой пустыни схимонаху Павлу, который подвизался здесь в течение 40 лет и скончался в н. XVIII в.

С. В. Булгаков 

 

ЛУКИЛЛИАН , св. мученик, празднуется 3/17 июня. Среди русских крестьян был известен как Лукьян по прозвищу Ветреник. По погоде в день его памяти крестьяне обращали особое внимание на направление ветров и по ним судили, каким будет дальнейшее лето.

 

ЛУПП СОЛУНСКИЙ , св. мученик (ум. ок. 306), празднуется 23 августа/5 сентября и 26 октября/8 ноября. По наблюдениям русских крестьян, со дня памяти этого святого начинались первые заморозки, называемые в народе лупенскими. По созвучию имени св. Луппа крестьяне говорили: «На Лупа льны лупить». В просторечии св. Лупп назывался Брусничником, оттого что в это время поспевала брусника.

И. П. Калинский 

 

ЛУХОВИЦЫ , город в Московской обл., центр Луховицкого р-на. Расположен на Окско-Москворецкой равнине, на Оке. Население 32 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1594–97 как сельцо Глуховичи (Луховицы) — как вотчина рязанского архиепископа. С 1764 экономическое село. В сер. XIX в. через Луховицы прошла Рязанская дорога.

 

ЛЫБЕДЬ , в древнерусской мифологии сестра трех братьев, родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива . Легенда о них приводится в «Повести временных лет» . Близка этой легенде и русская сказка о богатырше Белой Лебеди, владелице живой воды и молодильных яблок , за которыми посланы братья.

 

ЛЫЗЛОВ Андрей Иванович († после 1696), русский историк и переводчик, из служилых дворян. С 1676 — стольник, участник Крымских 1687 и 1689 и Азовских 1695–96 походов. В 1682 Лызлов перевел фрагменты из «Хроники» М. Стрыйковского, в 1686 — сочинение С. Старовольского «Двор цесаря турецкого». В 1692 закончил работу над «Скифской историей». В ней Лызлов описал борьбу русского народа и его западных соседей с монголо-татарскими и турецкими завоевателями (до к. XVI в.). При создании «Скифской истории» Лызлов использовал широкий круг русских и иностранных источников и исторические сочинения (летописи, хронографы, разрядные книги, варианты «Казанской истории», украинские исторические труды, польско-литовские хроники, сочинения латиноитальянских и др. авторов). «Скифская история» уже в рукописи получила широкое распространение в России.

 

ЛЫСКОВО , город в Нижегородской обл., центр Лысковского р-на. Расположен на берегу Волги. Население 25,4 тыс. чел.

Основан в 1410 (сохранились остатки оборонительных рвов и валов на Оленьей горе). Напротив Лысково, на левом берегу Волги, — поселок городского типа Макарьево, с сер. XVI в. до 1817 известный как ярмарочный центр, в котором проходила одна из крупнейших ярмарок России — Макарьевская; возникла у стен Троицкого Макарьева Желтоводского монастыря (по преданию, основан в 1435 уроженцем Н. Новгорода игуменом Макарием).

 

ЛЫСЬВА , город в Пермской обл., центр Лысьвенского р-на. Расположен на западном склоне Среднего Урала, на р. Лысьве (приток Чусовой). Население 76,5 тыс. чел.

Основан в 1785 как поселок в связи со строительством чугуноплавильного и железоделательного Лысьвенского завода.

 

ЛЫТКАРИНО , город в Московской обл. Расположен на левом берегу Москвы-реки. Население 50,6 тыс. чел.

Известен с 1-й пол. XV в. как д. Лыткарино. К востоку от Лыткарино находятся Лыткаринские Высоты — месторождение стекольных кварцевых песков, в 6 — 8 км к юго-востоку от Лыткарино, по берегам Москвы-реки, — Мячковские каменоломни, где добывался белый камень для московского строительства в XIV-XIX вв. (разработка этих месторождений была основным занятием жителей Лыткарина до н. XX в.).

В 3 км к юго-западу от Лыткарина — бывшее дворцовое село Остров (загородная резиденция русских царей в XVI — XVII вв.) с белокаменной Преображенской церковью.

 

ЛЬВОВ , один из древних русских городов на водоразделе рек Западного Буга и Днестра. На территории Львова древнерусское поселение находилось еще в XI- XII вв. Впервые упоминается как город в Галицко-Волынской летописи под 1256. Основан галицко-волынским кн. Даниилом Романовичем , давшим городу имя сына Льва. В XIII -XIV вв. — крупный ремесленно-торговый центр. Играл важную роль в борьбе с монголо-татарами. В 1349 был захвачен польскими оккупантами. В 1772 в составе Галиции оккупирован Австрией и назывался Лембергом; с 1867 по 1918 — в составе Австро-Венгрии. В сентябре 1914 был возвращен России, но в июне 1915 вновь отторгнут от нее. В 1919–39 под оккупацией Польши. Возвращен России в 1939.

 

ЛЬВОВ Николай Александрович (1751—22.12.1803), архитектор, график, поэт, переводчик, музыкант. Из дворян.

В 1773 Львов поступил в Измайловский полк. Много занимался самообразованием. С к. 1770 вокруг Львова сложился круг людей, объединенных общностью взглядов, творческих поисков, жизненных позиций (Г. Р.Державин, В. В. Капнист , И. И. Хемницер, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Е. И. Фомин и др.).

Львов, один из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравером и рисовальщиком. В 1783 Львов был избран в Российскую Академию, с 1785 был почетным членом Академии художеств.

Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге (Невские ворота Петропавловской крепости (1784—87), здание Почтамта (1782—89), церковь «Кулич и Пасха», дом Державина на Фонтанке), Приоратский дворец в Гатчине (1798—99), Борисоглебский собор в Торжке (1785—96), усадебные комплексы в Тверской, Новгородской и Московской губ.

В архитектурном творчестве был приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI B. А. Палладио (перевел и издал трактат «Четыре книги Палладиевой архитектуры»). Талант Львова-конструктора проявился в поисках новых строительных материалов, разработке способов землебитного строения, отопления и вентиляции зданий. Разнообразие интересов Львова нашло отражение и в тематике его книг: от трудов о печах и каминах и об употреблении земляного угля до «Летописца великого русского» и известного сборника «Собрание русских народных песен с их голосами» (1790), которому автор предпослал свой трактат «О русском народном пении». Большой интерес он проявлял к проблеме народности, что нашло отражение в его либретто к комической опере Е. И. Фомина «Ямщики на подставе» (1787). Он являлся одним из основоположников пейзажного стиля в русском садоводстве.

Л. Н. Вдовина 

 

ЛЬГОВ , город в Курской обл. Расположен в южной части Среднерусской возвышенности, по берегам Сейма (приток Десны). Население 25,1 тыс. чел.

В 1669 на месте современного города возник Ольговско-Льговский монастырь, упраздненный в 1764. Монастырская слобода преобразована в город Льгов в 1779.

 

ЛЮБАНЬ , город в Ленинградской обл., в Тосненском р-не. Расположен у южного подножия Балтийско-Ладожского уступа, на р. Тигоде (приток Волхова). Население 4,3 тыс. чел. Впервые упоминается в XV в. как торговое селение.

 

ЛЮБЕРЦЫ , город в Московской обл., центр Люберецкого р-на. Население 167 тыс. чел.

Известен с 1621 как д. Либерицы, с 1632 село Люберцы. С 1705 принадлежало А. Д. Меншикову , с сер. XVIII в. — принцу Карлу Петру Ульриху (будущему имп. Петру III).

 

ЛЮБЕЧСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Софийском соборе Киева. Перенесена киевским митр. Гедеоном в 1690 из бывшего г. Любеча Черниговской еп. Празднуется 7/20 мая.

 

ЛЮБИМ , город в Ярославской обл. Расположен при впадении р. Учи в р. Обнору (приток Костромы). Население 6,7 тыс. чел. Основан в 1546; город с 1777.

 

ЛЮБОВНАЯ МАГИЯ , пережиток языческих представлений о возможности «приворожить» или «отворожить» любимого с помощью нечистой силы. Осуждалась Русской Церковью, виновные подвергались наказанию вплоть до отлучения от церкви. Православные русские люди к ворожеям относились как к ведьмам.

Отдельные действия любовной магии известны еще со времени Древней Руси. В «Вопросах Кирика» (XII в.) упоминается о том, что жены, которых невзлюбили их мужья, омывают свое тело водой и дают ее выпить своим мужьям. К помощи ворожей, владевших секретами любовной магии, в XVI в. прибегала вел. кн. Соломония, супруга Василия Ивановича . Одна из ворожей «наговаривала в рукомойнике тою водою умываться, чтобы любил ее муж, а когда понесут к великому князю сорочку, чехол или порты, и в то время она бы, омочив свои пальцы в рукомойнике, охватывала ими белье», другая наговаривала не то на масло, не то на пресный мед и «велела ей тем тертися от того ж, чтоб ее князь великий любил, да и детей деля».

Наиболее распространено у восточных славян привораживание с помощью пищи или питья, которые дают особе противоположного пола, произнеся над ними специальный заговор или подмешав грудное молоко, кровь, пот и т. п. Среди вопросов, которые задавали женщинам на исповеди их духовники в XV в. и позднее, были и такие: «омывала ли еси молоко с персей своих медом и давала пити мужу своему любви деля», «или мазалася еси маслом или медом и, омывшися, давала еси пити кому».

Характерны для любовной магии действия с одеждой, вырезанным из земли следом, волосами человека. Наиболее радикальным средством считалось т. н. «вмазывание в печь», причем его использовали не только в любовной магии, но и как средство против воров и вообще при наведении порчи. В Новгородской губ. девушки привораживали парней таким образом: брали два волоса, один свой, другой парня, свивали их вместе со словами: «Как эти два волоса дружно свились, так бы и мы с рабом Божиим (имя) дружно сжились»; затем замазывали их глиной куда-нибудь в печь, приговаривая: «Как в этой печке жарко, так бы и рабу Божьему такому-то было бы меня жалко». Там же пекли яйцо в печке, нашептывая: «Как это яйцо печется, так чтобы сердце милого пеклось обо мне», а потом давали съесть это яйцо тому, кого хотели приворожить.

Среди прочих способов наиболее распространено было привораживание с помощью косточек лягушки или летучей мыши, зеркала, различных любовных зелий. В 1642 некто Афонька Науменко показал на следствии, что он умеет «привораживать женок»: «Возьмет лягушку самца да самку и кладет в муравейник и приговаривает: сколь тошно тем лягушкам в муравейнике, столь бы тошно было той женке по нем Афоньке, а поминает той женке в тот час имя, и на третий день приходит он, Афонька, к тому муравейнику, и в том де муравейнике тех лягушек останется один крючок да вилки, и он то возьмет и тем крючком которую женку зацепит, и та женка с ним и воровать (т. е. предаваться блуду) станет; а как ему с тою женкою воровать не похочется, и он тое женку вилками от себя отпихнет, и та женка по нем тужить перестанет».

По малороссийским поверьям, ведьмы жгут на огне волосы человека или кипятят траву «тирлич» со словами: «Тирлич, тирлич! Мого милого прикличь!», от чего их возлюбленный поднимается в воздух и летит к ним, как птица.

А. Т. 

 

ЛЮБОВЬ , в понятиях Святой Руси главная добродетель православного человека, ибо христианство — религия любви. Бог есть любовь. «Любовь есть таинство» (Блж. Августин) . «Одна любовь соединяет создания и с Богом, и друг с другом» (Авва Фалассий) . «Любовь ко Христу является внутренним солнцем жизни, к которому она поворачивается во всех своих проявлениях» (С. Н. Булгаков) . «Дело истинной любви прежде всего основывается на вере» (B. C. Соловьев) . «Любовь изменяет само существо вещей» (Иоанн Златоуст) . «Православие признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15: 13; 1 Ин. 3: 16), ибо только через такую любовь человек возвышается до таинственной вышеличной жизни Св. Троицы и Церкви» (С. В. Троицкий).

Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое в силу эгоизма мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви. Только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее и в слове Божьем сказано: будут два в плоть едину, то есть станут одним реальным существом (С. В. Соловьев).

«Кто искренне любит Бога, тот не может не любить и ближнего, который есть образ Божий» (Тихон Задонский) . Для православного русского человека любовь — высшее чувство, в любви он находит самого себя, свою личность. «Где любовь, тут и Бог», «Бог — любовь» — говорят народные пословицы. «Нет ценности супротив любви». «Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается». «Совет да любовь, на этом свет стоит». «Где любовь, там и совет». «Где советно, там и любовно». «Где любовь, там и свет». «Милее всего, кто любит кого». «Нет того любее, как люди людям любы». «Мило, как людям люди милы». «Для милого не жаль потерять и многого». «Ради милого и себя не жаль». «За милого и на себя поступлюсь». «Равные обычаи — крепкая любовь». «Одна думка, одно и сердце». «Сердце сердце чует». «Сердце сердцу весть подает». «Любовь — златница великая», высшее чувство, данное Богом, поэтому в сознании русского человека оно было связано с понятиями целомудрия, стыда, греха. «Любовь благородна только тогда, когда она стыдлива. Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви» (B. А. Сухомлинский).

Совсем иначе чувство любви воспринималось в сознании западного человека. Здесь оно носило преимущественно чувственный, плотский характер, характер сладкой страсти, приносящей глубокое физическое удовлетворение. Главная цель любви в сознании западного человека — физическое обладание, русский же человек видел в любви не просто обладание, а высшее духовное единение. Причем чисто физическая сторона любви, конечно, не отрицалась, но считалась глубоко интимным делом двоих, всяческая огласка которого неприлична. Любовь мужчины и женщины в народной культуре России венчалась не просто обладанием, а прежде всего браком.

Логика развития западной цивилизации и товарных отношений определила вырождение любви из высокого чувства в механизм получения полового удовлетворения. В сегодняшнем западном мире женщина и женское тело рассматриваются как объект потребления и товар. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть ряд наиболее популярных западных фильмов. Как признают западные исследователи, в общей шкале потребительских ценностей американского мужчины обладание красивым женским телом находится на одном из престижных мест, наряду с обладанием машиной, квартирой или загородным домом. Отношение к женщине — один из критериев доброкачественности любой цивилизации. Взгляд на женщину как на объект потребления — верный признак вырождения и злокачественной духовной болезни.

Мы недаром подчеркиваем эти черты западной цивилизации. Отталкиваясь от них, легче понять, как воспринимал любовь русский человек. Нет, он совсем не отрицает плотской любви и всех ее радостей, но он осуждает торговлю любовью, превращение тела в товар, выставление его на арену как зрелища для похотливых глаз.

Половая любовь и физическое обладание любимым в народной культуре России мыслились только в браке, конечно, были и исключения, но крайне редко. Физическое обладание не может быть выше духовного элемента любви — считал коренной русский человек. Это вытекало из всех его жизненных ценностей, рассмотренных нами ранее.

Любовь для русского человека не только и не столько наслаждение, но и подвиг, духовное возвышение, самозабвение. Любить истинно можно только душу. Любовь сильнее смерти и страха смерти. «Знать и любить, — писал А. Ф. Лосев , — это значит бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. А так как жизнь сложна и трудна, то бороться с недостатками — значит неуклонно идти по пути жизненного подвига».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!