ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 34 страница



«Верующий в Сына имеет жизнь вечную»

(Ин. 3: 36).

«Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь»

(1 Ин. 3: 11). Вечная жизнь обретается раньше воскресения из мертвых (Ин. 6: 54) с нашим совершенствованием и приближением к Богу. Таким образом подробно развита и последовательно установлена у св. ап. Иоанна Богослова . Вечная жизнь земная и жизнь загробная в представлении о вечной жизни как бы соединяются между собою неразрывно. Этот второй взгляд на жизнь вечную, как жизнь совершенную — христианскую, подробно развил на основании изречений ап. Иоанна Климент Александрийский , который учил, что жизнь истинно христианская есть жизнь вечная и начинается с самого крещения.

Б. C .

 

ЖИЛЯРДИ Дементий (Доменико) Иванович (4.06.1788–26.02.1845), архитектор. Сын выходца из Италии архитектора Ивана (Джованни) Жилярди, переселившегося в Россию в к. XVIII в.

Жилярди первоначально учился у отца, затем в Миланской Академии художеств (1806—10). Вернулся в Россию в 1810. Представитель русского ампира в архитектуре. Жилярди много сделал в застройке Москвы после пожара в 1812; создал ряд монументальных, парадно-торжественных зданий: восстановил полностью разрушенный Московский университет (1817–19), здание Вдовьего дома (1818), Опекунского совета (1823–26), Слободского дворца (1827–32, ныне МГТУ), дома Луниных (1818–23, на Никитском бульваре) и С. С. Гагарина (1820, ныне Институт мировой литературы), создал ансамбль усадьбы Усачевых на Яузе (1829–31), перестроил усадьбу Голицыных в Кузьминках . Жилярди принадлежал к числу крупнейших мастеров садово-парковой архитектуры.

В. А. Федоров 

 

ЖИРОВИЦКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В 1191 в местечке Жировицы Западной Руси пастухи пасли стадо недалеко от леса и увидели в лесу необыкновенно яркий свет в виде пламени. Они подошли ближе и увидели на дереве икону Богоматери в лучезарном сиянии. Долго они не могли подойти к самому образу. Но когда свет, озарявший икону, мало-помалу скрылся, пастухи поклонились образу Богоматери, сняли его с дерева и отнесли к своему господину, Александру Солтану. Он взял образ, запер его в ларец и пожелал сообщить о чудесном его явлении своим знакомым, для чего поспешно и пригласил их. Все с удивлением слушали его рассказ о явлении иконы и пожелали видеть самую икону. Александр пошел за нею, но иконы в ларце не оказалось. Это очень изумило его, потому что незадолго перед тем он сам положил ее туда.

Спустя некоторое время те же пастухи и на том же месте опять нашли икону Богоматери и принесли ее к своему господину. Александр, почитая себя недостойным иметь явленную икону в своем доме, дал обет на месте явления ее соорудить храм во имя Пресвятой Богородицы, и скоро был основан деревянный храм и икона Богоматери поставлена в нем. Чрез десять лет в этой церкви случился пожар и обратил ее в пепел. Сколько ни употребляли стараний спасти чудотворную икону Богоматери из огня, не могли; казалось, что она погибла в пламени, и все сокрушались о ее потере. Однажды малолетние дети были на той горе, у подножия которой стоял сгоревший храм. Вдруг видят они вдали, что некая Дева в лучезарном сиянии сидит на камне; дети не осмелились подойти к ней, но поспешили известить своих домашних. Принимая сказанное детьми видение за Божественное откровение, все отправились на гору и издали увидели на камне горящую свечу; когда же подошли к самому камню, то нашли на нем икону Богоматери Жировицкую, нисколько не потерпевшую от пожара. Священник и жители Жировиц несказанно обрадовались обретению иконы, взяли ее и поставили в доме первого, после чего приступили к сооружению нового храма в честь Богоматери.

Празднуется 7/20 мая.

Прот. И. Бухарев 

 

ЖИРОВИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь,

Гродненская еп., в окрестностях г. Слонима, в местечке Жировицы. Основан во 2–й пол. XVI в.; с XVII в. до 1839 был в унии. В храме Успения находилась празднуемая в монастыре 7 мая чудотворная Жировицкая икона Божией Матери. Св. икона, имеющая вид эллипсиса, величиною несколько более медного пятачка, с рельефно выдающимся на яшмовом камне ликом Богоматери с Богомладенцем на правой Ее руке, помещалась в иконостасе Успенского храма на сребропозлащенной доске, в середине большого образа, изображающего Пресвятую Троицу и некоторых святых. В одном из притворов Успенского храма покоился погребенный там Иоаким, еп. Пинский и Туровский († 1719), память которого особо чтили ежегодными панихидами 4 апреля и 9 сентября.

С. В. Булгаков 

 

ЖИТОМИР , город в западнорусских землях на р. Тетерев (приток Днепра). Основан во 2–й пол. IX в. Упоминается в (Повести временных лет» под 1240. Неоднократно разрушался татарами в XIII—XVII вв. В 1320 захвачен Литвой, в 1569 — Польшей. Возвращен России в 1793. Собор в русском стиле (1874).

 

ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович (15/27.11.1867–16.07.1959), русский архитектор. Творчество его опиралось на достижения как архитектуры античного мира и эпохи Возрождения, так и на традиции древнерусского зодчества. Среди многочисленных работ т. н. дом Тарасова на Спиридоновке, дом Скакового общества на Беговой, постройки первой Сельскохозяйственной выставки (1923), здание Госбанка (1929), ряд жилых построек в Москве, традиционно называемых домами Жолтовского. Педагог и теоретик в области архитектуры.

 

ЖОСТОВО , деревня в Московской обл. (Мытищинский р-н). С к. XIX — н. XX в. центр народно-художественного промысла — декоративной живописи маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком.

 

ЖУКОВ Георгий Константинович (19.11.1896–18.06.1974), великий русский полководец. Родился в д. Стрелковка Калужской губ. в крепкой православной крестьянской семье. Был назван в честь св. Георгия Победоносца.

Закончил церковноприходскую школу, пел в церковном хоре. В 1908 отправился в Москву на учение к дяде-скорняку, стал мастером.

В 1915 призван в царскую армию. Имел два Георгиевских креста 3–й и 4–й степени за пленение немецкого офицера и за контузию при исполнении воинского долга. Унтер-офицер.

1 октября 1918 вступил добровольцем в Красную Армию. Прошел путь от командира кавалерийского полка (1923) до командира корпуса (1937).

Из аттестации на Г. К. Жукова (1930): «Командир сильной воли и решительности. Обладает богатой инициативой и умело применяет ее на деле. Дисциплинирован. Требователен и в своих требованиях настойчив. В военном отношении подготовлен хорошо. Имеет большой практический опыт. Военное дело любит и постоянно совершенствуется».

Летом 1939 войска под командованием комкора Жукова окружили и наголову разгромили главные силы 6–й японской армии на р. Халхин-Гол (Монголия), за что он был награжден первой Звездой Героя Советского Союза (позднее звание Героя будет присвоено еще трижды).

В июне 1940 — генерал армии. Начал Великую Отечественную войну Начальником Генштаба. С сентября 1941 командует войсками Ленинградского фронта и организует оборону Ленинграда. С 10 октября — командует войсками Западного фронта и организует оборону и контрнаступление наших войск под Москвой. 30 августа 1942 назначен заместителем Верховного Главнокомандующего.

В 1943 удостоен звания Маршала Советского Союза за огромный вклад в организацию Сталинградской битвы и прорыва блокады Ленинграда. Награжден орденом Суворова 1–й степени.

Лето 1943 — планирование и осуществление Курской битвы.

1944 — за Проскуровско-Черниговскую операцию награждается орденом «Победа» №1.

На заключительном этапе войны командует войсками 1–го Белорусского фронта, сыгравшего зимой 1945 решающую роль в Висло-Одерской операции. Награжден вторым орденом «Победа».

Апофеозом полководческого мышления Г. К. Жукова стал разработанный под его руководством весной 1945 и блестяще осуществленный план прорыва глубокоэшелонированной обороны Берлина и взятие столицы фашистской Германии.

8 мая 1945 Жуков от имени Советского Союза подписал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 24 июня — на Красной площади принимает парад Победы. В 1969 вышла в свет книга Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления», в которую маршал вложил свои знания, опыт незаурядного полководца и душу солдата, прошедшего четыре войны. В ней он писал: «Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать: «Я сделал все, чтобы выполнить этот свой долг».

Архим. Кирилл (Павлов), старец, духовник Троице-Сергиевой лавры , сам прошедший всю войну, говорит: «Надо отдать должное руководству страны, которое воздвигло такого гениального полководца, как Жуков. В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова, Кутузова . В наше время Георгий Жуков — это была милость Божия. Мы обязаны ему спасением».

К 100–летию полководца учреждены медаль и орден Жукова.

М. Г. Жукова 

 

ЖУКОВ Дмитрий Анатольевич (р. 30.08.1927), русский писатель и общественный деятель. В книге «Владимир Иванович» (1977) создал живой образ современного русского подвижника, защитника отечественной культуры, посвятившего жизнь сохранению русского духовного наследия. В к. 1960–х — 70–х председатель патриотического объединения «Русский клуб» , сыгравшего заметную роль в пробуждении русского национального сознания.

 

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (29.01.1783–12.04.1852), русский поэт, переводчик, критик, почетный член (с 1827), академик (с 1841) Петербургской АН. Тайный советник (с 1841). Внебрачный сын тульского помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи.

В н. 1801 Жуковский вместе с А. И. Тургеневым, А. Ф. Мерзляковым и др. основывает Дружеское литературное общество (просуществовало до ноября 1801). В 1802, после кратковременной службы в Главной соляной конторе, Жуковский вышел в отставку и до 1807 пребывал в родных краях, изредка наезжая в Москву.

С публикации элегии «Сельское кладбище» (1802, перевод из Т. Грея) к Жуковскому пришла литературная слава. Н. И. Карамзин предложил ему сотрудничество в «Вестнике Европы» и получил согласие Жуковского.

Жуковский — один из создателей романтизма в русской литературе (баллады «Людмила», «Светлана», «Леонора», «Кассандра», 1808—12, и др.). Он ставил задачу «умственного и нравственного просвещения публики», глубоко верил в великую нравственно-просветительскую силу литературы. В августе 1812 Жуковский вступил в Московское ополчение в чине поручика, участвовал в Бородинской битве, затем был прикомандирован к штабу М. И. Кутузова , где в походной типографии составлял листовки и военные бюллетени. В ноябре 1812 опубликовал свое знаменитое патриотическое стихотворение «Певец в стане русских воинов». С 1815 Жуковский один из деятельных членов и постоянный секретарь литературного кружка «Арзамас». В сентябре 1815 Жуковский встретился с лицеистом А. С. Пушкиным . Жуковский был близок к декабристской среде, но на предложение вступить в Союз благоденствия ответил отказом.

В 1815 Жуковский был приглашен в качестве «чтеца» к вдовствующей императрице Марии Федоровне, а в 1817 — учителем русского языка к великой княгине Александре Федоровне (жене будущего императора Николая I ). В 1825–41 Жуковский — наставник великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II ). Поэт стремился привить своему ученику уважение к закону как надежной гарантии против деспотии. Большое внимание Жуковский уделял нравственному воспитанию, главной наукой для наследника престола считал историю.

Квартира Жуковского в к. 1820 —30–х была важным культурным центром Петербурга. Постоянными посетителями Жуковского были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. А. Крылов. В апреле — мае 1833 Жуковский проживал в Риме, где часто встречался с художниками К. П. Брюлловым и А. А. Ивановым, с французским писателем Стендалем. С 1836 Жуковский — активный сотрудник пушкинского «Современника».

В 1837–38 Жуковский вместе с наследником престола Александром Николаевичем путешествовал по России и Европе.

В последние годы Жуковский занимался преимущественно переводами восточной и классической литературы: восточного эпоса «Наль и Дамаянти» (1837–41), древнеиндийской поэмы «Махабхарата» (1846), поэмы «Шахнаме» Фирдоуси (отд. части), но главный труд Жуковского — перевод «Одиссеи» Гомера (1842–49) .

В. А. Федоров 

 

ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович (5/17.02.1847–17.03.1921), русский ученый, основоположник современной гидро- и аэромеханики. Родился в семье инженера путей сообщения. Окончил Московский университет по специальности «прикладная математика» (1868). С 1872 до конца жизни преподавал математику и механику в Московском техническом училище и Практической академии коммерческих наук. С 1886 — экстраординарный профессор на кафедре механики Московского университета.

С 1905 — президент Московского математического общества.

Педагогическая и популяризаторская деятельность Жуковского имела большое значение для подготовки отечественных кадров ученых и инженеров.

Для иллюстрации своих лекций он сконструировал множество приборов и механизмов.

С н. XX в. основное внимание Жуковского направлено на разработку вопросов аэромеханики и авиации. Под его руководством сооружена одна из первых в мире аэродинамических труб и приборов для испытания самолетных винтов. В своей речи «О воздухоплавании» (1898) «отец русской авиации» предсказывал: «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы, но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

Жуковский — организатор воздухоплавательной секции в Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии (1904).

В 1910 при непосредственном участии Жуковского в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория (ее работа была им систематизирована в классическом курсе лекций «Теоретические основы воздухоплавания», изд. 1911—12).

Огромную работу осуществил Жуковский по подготовке авиационных кадров — конструкторов самолетов и пилотов. Во время Первой мировой войны 1914—18 — труды по теории бомбометания, по баллистике артснарядов, по воздухоплаванию, гидромеханике и теоретической механике.

В конце 1918 Жуковский основывает Центральный аэрогидродинамический институт. Организованные им теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Институт инженеров воздушного флота (с 1922 — Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского).

 

З

 

3 , буква земля , зе ; согласная, в азбучном порядке девятая, в церковной ей предыдет s, зело , в произношении одна и та же; она употреблялась только в начале немногих слов и в счете; под титлою означает 6, шесть, а со знаком — шесть тысяч; означает 7, семь; семь тысяч.

 

ЗАБЕЛИН Иван Егорович (17.09.1820–31.12.1908), русский историк и археолог. В 1840 написал первую статью о богомольных путешествиях русских царей в Троице-Сергиеву лавру , которая была напечатана только в 1842. В то же время он собирал и обрабатывал материалы по истории царского быта и помещал статьи в «Отечественных Записках» (1851—57). В 1862 эти журнальные статьи появились отдельной книгой под заглавием «Домашний быт русских царей в XVI и XVII вв.», а 1869 вышел 2–й том — «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII вв.». В 1859 гр. С. Строганов поручил Забелину расследовать скифские курганы. Результаты его раскопок были очень богаты; описание этих расследований сделано в сочинении «Древности Геродотовой Скифии» (1872). В 1871 Забелин издал труд «Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве». Занимаясь раскопками, он работал над «Историей русской жизни» и изучением старинного русского быта. В 1876 издал 1 том своей «Истории русской жизни с древнейших времен», а в 1879 — 2 том. Кроме этих книг весьма ценны труды: «Черты самобытности в древнерусском зодчестве»; «Взгляд на развитие московского самодержавия», а также издания Забелина: «Историческое описание Московского Донского монастыря» (1865), «Преображенское и Преображенск» (1883), «Материалы для истории, археологии и статистики Москвы» (1884).

С. Ю .

 

ЗАВИСТЬ , досада по чужому добру или благу, нежелание добра другому, а одному лишь себе. В сознании человека Св. Руси рассматривается как тяжелый грех . В древнерусском сборнике «Пчела» зависть называется «язвой на истине».

Зависть, как «печаль о благополучии ближнего», резко осуждается в народных пословицах: «Лихоманка да зависть — иродовы сестры. Завистью ничего не сделаешь. Злой плачет от зависти, добрый — от жалости. Зависть прежде нас родилась. Где счастье, там и зависть. Завистливый своих двух глаз не пожалеет. Завистливо око видит далеко». И как вывод из этого: «С доброго будет, а завистливому шиш! Привет за привет и любовь за любовь: а завистливому — хрен да перец, и то не с нашего стола!»

О. Платонов 

 

ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ (нестяжатели), монахи Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и других монастырей, расположенных в местности между Белым и Кубенским озерами. Название получили от того, что местность по направлению от Москвы находилась за Волгой и носила название Заволжья. Заволжские старцы являлись выразителями особого церковного направления, требовавшего неукоснительного проведения в жизнь евангельских принципов. Это направление подробно изложено у св. Нила Сорского , монаха-мыслителя, который около себя образовал группу последователей и учеников, продолжавших его дело. Из них особенно заметны инок Вассиан Косой , старец Герман, Гурий Тушин, епископ рязанский Кассиан, троицкий игумен Порфирий и др., действовавшие преимущественно в XVI в. Заволжские старцы являлись проповедниками христианской веры, противниками насилия в деле веры. Они отрицали право монастырей владеть (стяжать) землями и богатой собственностью, считая это несовместимым с монашеским служением, а некоторые, например, Вассиан Косой, даже выступали за конфискацию церковных владений, критиковали святоотеческие предания. При некоторой моральной привлекательности воззрения заволжских старцев несли серьезную опасность нормальной жизнедеятельности Русской Церкви, ослабляли ее роль в государстве. Лишаясь земель и собственности, церкви и монастыри теряли возможность вести широкую пастырскую, благотворительную и просветительскую деятельность, оказывать благотворное влияние на общественную жизнь. Собор русской церкви 1503, в котором особую роль сыграл Иосиф Волоцкий , осудил эту сторону деятельности заволжских старцев и высказался за сохранение и укрепление церковной и монастырской собственности. Эта же позиция еще строже подтверждена Собором 1531.

О. Платонов 

 

ЗАГОВОР , магический обряд, имеющий целью связь с потусторонними силами (нечистой силой ) для получения помощи и поддержки. При этом произносили определенные слова и совершали ритуальные действия. Главными исполнителями заговоров были знахари или колдуны, справедливо считавшиеся в народе пособниками сатаны.

Заговоры делились на «добрые» и «зловредные». Добрые заговоры были призваны вылечить человека, обеспечить ему успех, отразить от врагов. «Зловредные» — наслать порчу, вызвать болезнь, навредить человеку. Существовали заговоры любовные (присушки, отсушки), хозяйственные, охотничьи, лечебные (от сглаза, от зубной боли, от лихорадки и др.), смертоносные (наслать смерть) и пр. Русская церковь осуждала заговоры, считая их сатанинским действом. Известно множество следственных дел (XVI—XVIII вв.) о заговорах и колдовстве.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!