ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 5 страница



Якутской. Утвержден в 1878. В серебряном щите черный орел, держащий в когтях червленого соболя.

 

ГЕРМАН (в миру Ряшенцев Николай Степанович) (1874–1937), епископ Вязниковский, замучен еврейскими большевиками. В своем стоянии за веру считал, что на крови сотен тысяч мучеников создавалась и кристаллизовалась невиданная духовная сила, вознесшая Русскую Церковь на недосягаемую высоту по сравнению с другими христианскими конфессиями. «Мне кажется, — писал он из арзамасской ссылки, — происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святее святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и проверок, разрушение форм, подавляющих своеобразной, но часто во многом земной красотой действительность закованного в них смысла и содержания, образуются новые формы, облегчающие проникновение в них и заполнение именно таким духом и жизнью, какие отрицаются часто их творцами и часто во имя осознанной и преднамеренной борьбы с Ним принципиально отрицаются, чтобы как бы через Голгофу уничтожения воскреснуть в силе. Посмотрите, как жизнь фактически стала аскетична, как самоотречение, небывалое самоотречение становится не исключением, а правилом всякого человека, как необходимость, все разрозненное и почти во всех самых разнородных по содержанию областях жизни идет к единству через коллективизм... Вы скажете, но все это не во имя Его, а против Него. Да, это верно. Сейчас с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиальной идейной части вся им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему».

О. П. 

 

ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ (1757-13.12.1837), преподобный, родился в подмосковном городе Серпухове в купеческой семье. Мирское имя и фамилия подвижника не сохранились. В шестнадцать лет он был уже послушником в Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива. Здесь святой подвизался более пяти лет. Желая более суровых подвигов, он удалился в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера. Испытав юного подвижника, валаамский игумен Назарий благословил его жить уединенно в лесу. Лишь по праздникам Герман приходил в монастырь на богослужение. На Валааме св. Герман принял монашеский постриг. В 1793 году из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди слова Божия народам Аляски, малообжитого и сурового края, в те времена входившего в состав Российской Империи. В числе пяти иноков-миссионеров был и прп. Герман. Спустя пять лет четверо его сподвижников, среди которых был и возглавляющий миссию архимандрит Иоасаф, погибли во время бури. Иеромонах Гедеон из Троице-Сергиевой лавры, присланный в миссию, спустя три года покинул ее. Вся ответственность была возложена на прп. Германа, который всю свою жизнь пробыл простым монахом, отказавшись по смирению принять священство и сан архимандрита. Все свои силы он отдал просвещению верой Христовой коренных обитателей суровой Аляски.

Память святого подвижника особенно почитается в Америке, так как на этом континенте он был одним из первых провозвестников православной веры.

Память прп. Герману отмечается 27 июля/9 августа.

 

ГЕРМАН ВАЛААМСКИЙ, преподобный († ок. 1353), преемник прп. Сергия Валаамского по управлению Спасо-Преображенской обителью. Некоторые источники (акафист в честь Валаамских чудотворцев) называют его греком по происхождению. Св. Герман отличался особым даром прозрения и прорицания. Он, в частности, предсказал разорение Валаамского Спасо-Преображенского монастыря шведами в Смутное время. Память прп. Герману отмечается 28 июня/11 июля и 11/24 сентября.

 

ГЕРМАН КАЗАНСКИЙ и СВИЯЖСКИЙ, архиепископ (1505 — 6.11.1567), родился в г. Старице Тверского края в семье бояр Полевых, происходивших от князей Смоленских. В юности отличался склонностью к созерцательности и любил изучать Священное Писание, особенно псалмы Давидовы. В двадцатипятилетнем возрасте он поступил в Иосифов Волоколамский монастырь. Там на молодого монаха оказали сильное влияние подвизавшиеся в обители Гурий, будущий просветитель Казани, и неправедно сосланный туда прп. Максим Грек. Пройдя все монастырские послушания, свт. Герман был архимандритом Старицкого Успенского монастыря и довел его до цветущего состояния. После этого он вернулся в Волоколамский монастырь на безмолвие. После избрания архим. Гурия первым архиепископом Казани свт. Герман был назначен его помощником. Свт. Гурий поручил ему Свияжскую горную сторону непокоренной страны. Там свт. Герман создал монастырь с училищем, ставшим просветительным средоточием края. После кончины свт. Гурия в 1564 его преемником стал свт. Герман, который продолжал ревностные труды своего учителя. В годы опричнины святого вызвали в Москву, но митрополичьего престола он не занял, так как открыто выступил в защиту свт. Филиппа, которого обвиняли в заступничестве за осужденных. Через несколько дней свт. Герман был зарублен опричниками. Погребли его при церкви Свт. Николая, а в 1592 его мощи были перенесены в Свияжск. К лику святых свт. Герман был причислен в 1696. Память свт. Герману отмечается 23 июня/6 июля, 6/19 ноября и 25 сентября/8 октября (перенесение мощей в 1595).

 

ГЕРМОГЕН (ок. 1530–17.02.1612), святой, патриарх, духовный писатель. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова. Обличал Лжедмитрия I, требуя крещения Марины Мнишек в православную веру, за что подвергся опале. В 1606 при царе Василии Ивановиче Шуйском был возведен на патриаршество и активно поддерживал деятельность царя. Рассылал грамоты против сторонников восстания И. И. Болотникова, в 1608 выступил против Лжедмитрия II.

В 1610 отказался целовать крест польскому королю и велел москвичам, собравшимся в Успенском соборе Московского Кремля, «королю крест не целовать». С декабря 1610 рассылал по русским городам грамоты, направленные против поляков. Был заточен поляками в Чудов монастырь и умер в заключении.

Имя Гермогена стало символом свободолюбия и твердости духа. «Непоколебимым столпом благочестия, предивным хранителем христианской веры, крепким твердым адамантом» называет его современник. О деятельности патриарха, его стойкости и мужестве говорится в целом ряде повестей Смутного времени, таких, как «Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Повесть о некоей брани», «Повесть князя Ивана Андреевича Хворостинина», «Летописная книга», «Сказание о Гришке Отрепьеве».

Патриарху Гермогену принадлежат следующие произведения: «Сказание о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери», редакция «Повести о житии Петра и Февронии», «Слово» об обретении мощей митр. Алексия, грамоты и речи.

Память ему празднуется 12/25 мая и 17 февраля/2 марта.

Л. К. 

 

«ГЕРОНДИССА» («Старица»), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Пантократорской обители на Афоне. Одному благочестивому старцу этой обители, игумену, было откровение о времени его смерти, и он, желая прежде отшествия в вечную жизнь приобщиться Св. Тайн, просил чередного священника поспешить со служением литургии, но тот не торопился. Тогда от этой иконы, стоявшей в алтаре, послышался грозный голос, который повелевал ему поспешить с исполнением желания своего игумена. В другой же раз, по молитве игумена пред этой иконой, было дивное умножение елея в пустых монастырских сосудах. На иконе Богородица изображена стоящею, и пред нею изображен елейный сосуд — в память чуда умножения елея.

Празднуется 4/17 апреля.

Прот. И. Бухарев 

 

ГЕФСИМАНСКИЙ скит, Московская еп., в окрестностях Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Основан в 1844 митр. Филаретом, которым и был освящен главный скитский храм с двумя престолами: вверху (28 сентября 1844) — в честь Вознесения Божией Матери на небо, а внизу (8 июля 1846) — в память Гефсиманского моления Спасителя; причем приснопамятный владыка при освящении первого престола облачен был в крашенинные фелонь и епитрахиль прп. Сергия, его же деревянный святой сосуд был на престоле для совершения Евхаристии. В скиту хранилось немало святынь, замечательных древностию: часть Креста Господня, камень от гроба Богоматери, часть масляничного дерева из Палестинской Гефсимании, ковчег с частицею ризы Господней и мощами святых, схима, в которой был погребен прп. Сергий, мантия прп. Серафима Саровского, лично полученная от него наместником лавры Антонием, схима свт. Митрофана Воронежского и схима патр. Никона.

С. В. Булгаков 

 

ГЖАТСК. — См.: ГАГАРИН.

 

ГЖАТСКИЙ КОЛОЧСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Смоленская еп., в окрестностях Можайска. Основан в 1413. В 1617 был занят литовцами; в 1812 пострадал от французов. В монастыре находилась чудотворная Колочская икона Божией Матери.

 

ГЖЕЛЬ , село в Московской обл., в Раменском р-не. Керамические предприятия (производство гжельской керамики). Гончарный промысел имеет давние традиции. Высокого художественного уровня он достиг во 2-й пол. XVIII в. — майолики (квасники, тарелки, игрушки и т. д.) с многоцветной росписью и иногда с лепными фигурками. В 1830-40-х здесь была сосредоточена почти половина фарфорово-фаянсовых предприятий России.

 

ГИЛЬДИИ, разряды, на которые в России делилось купечество в зависимости от величины капитала и рода торговли или промышленности. Гильдий было три. Размеры капиталов, определенных для каждой гильдии со времени их установления (в 1721), изменялись; в н. XIX в. объявляемый капитал для первой гильдии был установлен в 50 тыс. руб., для второй — 20 тыс. руб., для третьей — 8 тыс. руб. Объявление величины капитала предоставлялось на совесть каждого. За право состояния в гильдии взимался особый гильдейский сбор. Лица, записанные в гильдии, приобретали личные права и преимущества, присвоенные купечеству. Купцы первой и второй гильдий были освобождены от телесных наказаний, могли получить чины и ордена, звания коммерции и мануфактур-советников; купцы первой гильдии имели право носить шпагу и губернский мундир. Права купечества приобретались с получением гильдейского свидетельства по уплате всех повинностей по прежнему званию. Тот, кто, записываясь в гильдию, желал оставаться в прежнем звании, именовался временным купцом. Права купечества терялись вследствие торговой несостоятельности, лишения прав по суду и невозобновления гильдейского свидетельства.

 

ГИЛЬФЕРДИНГ Александр Федорович (2.07.1831-20.06.1872), русский славяновед, историк и собиратель русских былин. Один из видных представителей славянофилов. Окончил Московский университет (1852). В 1856–59 был русским консулом в Боснии. С 1867 — председатель петербургского отделения Славянского комитета, с 1870 — председатель этнографического отделения Русского Географического общества. В 1871-72 предпринял экспедицию для собирания былинного эпоса в Олонецкую губ., где записал 318 былинных текстов. Первым применил принцип расположения фольклорного материала по сказителям, положил начало изучению их биографий и творчества. Зимой 1871–72 Гильфердинг устроил выступления нескольких народных сказителей (в т. ч. известного Т. Г. Рябинина) в Петербурге.

Научно-литературная и общественно-публицистическая деятельность Гильфердинга была посвящена истории западных и южных славян, славянской филологии и русскому фольклору и этнографии. («О сродстве языка славянского с санскритским», 1853, «Об отношении языка славянского к языкам родственным», 1853, «Общеславянская азбука с приложением образцов славянских наречий», 1871). Исторические взгляды Гильфердинга сложились гл. обр. под воздействием А. С. Хомякова и Д. А. Валуева. Труды по истории занимают главное место в наследии Гильфердинга. Значительная часть их посвящена истории, этнографии и языку западных славян — чехов, словаков, поляков, кашубов, поморян («История балтийских славян», 1855, «Борьба славян с немцами на Балтийском поморье в средние века», 1861, «Гус. Его отношение к Православной Церкви», 1871, «Развитие народности у западных славян», 1858, «Народное возрождение сербов-лужичан в Саксонии», 1856). Эти работы Гильфердинга были первыми попытками в русской историографии представить более объективно характер взаимоотношений славян (особенно прибалтийских) и немецких захватчиков и колонизаторов. Традиционной легенде немецкой историографии о культуртрегерской и миссионерско-просветительской деятельности немецких духовно-рыцарских орденов в отношении славян, латышей, литовцев Гильфердинг противопоставил картину насильственного онемечивания и порабощения этих народов. Много работ Гильфердинга касается истории южных славян — сербов, болгар, хорватов, македонцев («Письма об истории сербов и болгар», 1856–59, «Босния, Герцеговина и Старая Сербия», 1859, «Венгрия и славяне», 1860, «Государственное право сербского народа в Турции», 1861, и др.). В них был собран богатый археологический и этнографический материал по истории юго-западных славян с древнейших времен до сер. XIX в. В целом труды Гильфердинга сохраняют научный интерес. Гильфердинг приступил к написанию общей «Истории славян», но успел напечатать только две первые главы (1868). Из его работ по русской истории известный историографический интерес сохранила статья «Древний Новгород» (1863), направленная против Н. И. Костомарова. В научных трудах и особенно в многочисленных публицистических выступлениях (речи, брошюры, статьи в газетах «День», «Московские ведомости», «Русский инвалид» и др.) Гильфердинг развивал идеи славянофильского учения.

Д. К. 

 

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович (23.05.1824-13.10.1887), русский мыслитель и публицист, близкий к славянофилам, сформулировал жизненное кредо коренного русского человека:

«Жизнь есть подвиг, а не наслаждения.

Труд есть долг, а не средство своекорыстия.

Верховный закон междучеловеческих отношений есть всеотдающая любовь, а не зависть.

Люби ближнего, как самого себя: вот в двух словах все начало должных общественных отношений, истинно христианских и истинных во всяком другом значении этого слова.

Лицо, сохрани свою инициативу, владей своей свободой, какой одарено, употребляя всю энергию, к какой способно, но клони все свои действия на благо человечества, на пользу братьев.

Представьте, что это соблюдается всеми, и никакого противоречия, никакого неудобства нет: общество сохраняется, труд увеличивается, счастье всех и каждого достигается».

О. П. 

 

ГИЛЯРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (псевд. дядя Гиляй) (26.11/8.12.1853-1.10.1935), прозаик, поэт, журналист. В 1871 бежит из отцовского дома на Волгу. Скитания его по России длятся десять лет: ходит бурлаком, работает грузчиком, пожарным, заводским рабочим, объездчиком лошадей, провинциальным актером.

Во время Русско-турецкой войны 1877–78 служит добровольцем-разведчиком. Награжден орденом. После армии возвращается в театр. С 1881 — в Москве. С этого же времени начинает регулярно печататься в московских изданиях как поэт и репортер. Репортажи Гиляровского, хорошо изучившего Москву, отличаются достоверностью, он становится признанным «Королем репортажа».

После революции Гиляровский издает поэмы «Петербург» (1922) и «Стенька Разин» (1928), ряд книг о быте и нравах старой Москвы, в т. ч. «Москва и москвичи» (1926), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи» (1934).

 

ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (29.07/10.08.1865-21.03.1936), русский композитор, дирижер и педагог. Происходил из купеческой семьи. В 1883 окончил реальное училище, затем юридический факультет Петербургского университета. В 1879–81 брал уроки гармонии и композиции у Н. А. Римского-Корсакова. С 1888 выступал как дирижер в России и за рубежом (в Париже, Лондоне, Гамбурге). С 1880-х Глазунов начал активную композиторскую деятельность, сблизившись с композиторами «Могучей кучки», а также с П. И. Чайковским. После смерти А. П. Бородина (в 1887) вместе с Римским-Корсаковым закончил его оперу «Князь Игорь». Выдающееся место среди композиторов России к. XIX в. Глазунов завоевал своими симфоническими и камерными произведениями.

Глазунов — автор 8 симфоний, сюит, увертюр, поэм (в том числе поэмы «Стенька Разин», 1885), фантазий, концертных вальсов, балетов («Раймонда», 1897; «Барышня-служанка», 1898; «Времена года», 1898), музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», юбилейных кантат (100-летию годовщины А. С. Пушкина, 50-летию Петербургской консерватории).

В. А. Федоров 

 

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (р. 10.06.1930), русский художник и общественный деятель, основатель и ректор Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества (1989). Автор многочисленных художественных полотен, воплотивших исторический путь России и ее героев.

Картина Глазунова «Мистерия XX века» (1988) стала своего рода иллюстрацией борьбы Добра и Зла, мировых потрясений, пережитых человечеством в XX в. В центре картины художник написал Сталина, символизирующего самую великую победу добра в современном мире — победу русского народа в Великой Отечественной войне.

В том же году Глазунов заканчивает картину «100 веков», позднее переименованную в «Вечную Россию». Это полотно художник посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных Глазуновым, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых, создававших, возвышавших и защищавших Россию.

Глазунов был в числе основателей русского патриотического клуба «Родина», активным деятелем ВООПИК и «Русского клуба».

О. Платонов 

 

ГЛЕБ ВЛАДИМИРСКИЙ, князь (1155-1174), сын св. вел. кн. Андрея Боголюбского. Редкая красота и глубокое благочестие отличали его. Скончался он в ранней юности в 1174. Св. мощи его почивали до нашего времени в градском соборе Владимира в открытой раке.

Память блгв. кн. Глебу отмечается 20 июня/3 июля.

 

ГЛЕБ (во крещении Давид), страстотерпец, князь († 1015). — См.: БОРИС.

Память отмечается 24 июля/6 августа, 5/18 сентября я 2/15 мая (перенесение мощей в 1115).

 

ГЛЕДЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ мужской монастырь. — См.: МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужской монастырь.

 

ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ, св. дева († около 177), празднуется 13/26 мая. У русских людей прозвана Лукерьей Комарницей, ибо в это время появляются первые комары. В Малороссии св. Гликерию называли Гречкосейкой, так как в это время производится первый сев гречи, так называемой «маевки», которая редко бывает урожайной на зерно, разве в седьмой год, а сеется для цвета, на поживу пчелам, для пташки Божией.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!