БОБРЕНЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь, 39 страница



Владимир поехал к митрополиту и созвал — «повабил» — киевское вече. И вот, повествует летопись, «придоша кыян много множество народа и седоша у святое Софьи. И рече Володимер к митрополиту:

— Се прислал брат мой два мужа кыянины, ать (т. е. пусть) молвят братье своей.

И выступи Добрынка и Радило и рекоста:

— Целовал тя брат, а митрополиту ся поклонял, и Лазаря целовал, и кыяне все.

Рекоша кыяне:

— Молвита, с чим вас князь прислал?

Посланные изложили тогда то, что велел им сказать Изяслав, и от имени князя звали городское ополчение идти к Чернигову:

— А ныне, братья, поидета по мне к Чернигову; кто имеет конь, ли не имеет кто, ино в лодье: ти бо (т. е. черниговцы) не мене единаго хотели убить, но и вас искоренити».

Таким образом, требуя помощи горожан, князь указывает, что теперь поход не его только личное дело, но и дело города.

Вече зашумело:

«Рады, что Бог избавил тебя и братии наших от великой напасти. Идем по тебе и с детьми, как ты того хочешь».

Но тут поднялся один человек и сказал:

«Хорошо. Пойдем за князем, но подумаем и вот о чем. У нас здесь сидит у св. Феодора (т. е. в монастыре) враг нашего князя — Игорь. Помните, как восемьдесят лет тому назад отцы наши вывели не из монастыря, а из темницы князя Всеслава и посадили его на место Изяслава Ярославича, и что было, когда вернулся Изяслав. Как бы не случилось и теперь того же. Мы уйдем к Чернигову, а сторонники Игоря призовут его и сделают князем. Пойдем, сначала убьем Игоря, а потом и двинемся к Чернигову».

Против этого предложения восстали и митрополит, и тысяцкий Лазарь; говорили против же старый тысяцкий Владимир и некто Рагуйло. Но толпа не слушала их и пошла убивать Игоря.

Война, начатая с согласия веча, прекращается, если народ потребует заключения мира. В таких случаях вече властно говорило князю: «Мирися или промышляй о себе сам».

Точно так же, если князь хотел мириться против воли вече, то слышал такой ответ: «Аще ты мир даси ему, но мы ему не дамы!»

Во время похода князю тоже приходилось считаться с желаниями городского полка. В 1178 князь Всеволод не хотел брать приступом город Торжок. Это возбудило неудовольствие городского полка: «Мы не целоваться с ними приехали, — сказал полк, — они, князь, лгут Богу и тебе!» — и город был взят приступом.

Так сосуществовали в правительстве киевских времен два начала — князь и вече. Легко заметить, что сосуществование их покоилось на единении их, на их согласии, которое создавалось на почве нужды друг в друге и иногда оформлялось даже договором с крестным целованием. Права обеих частей правительства были, в сущности, одинаковы. Но князь существовал и проявлялся постоянно, вече же созывалось не всегда, действовало с перерывами. В силу одного этого такие постоянные дела, как суд, управление, конечно, должны были более сосредоточиваться в руках князя, и вече почти не вмешивалось в них. Оно требовало от князя правого суда, но жаловаться вечу на суд князя было не в обычае. Но, оставаясь постоянно во главе текущих дел, князь не был избавлен от известного контроля своих деяний со стороны веча. Этот контроль устанавливался сам собой в силу гласности и несложности всех дел тогдашнего государственного строительства, а затем он обеспечивался участием лучших горожан и избранной городской старейшины в постоянном совете князя, в его думе с дружиной.

Торговый город тех времен был в то же время известной военной организацией; как купец тех времен был одновременно воином и не мог быть купцом, не будучи воином, так и весь город был устроен на военную ногу. Для устройства торгово-военных экспедиций и артелей древнерусский город составлял полк, или тысячу. Эта тысяча делилась на сотни и десятки по улицам. Во главе всей тысячи стоял избранный начальник ее — тысяцкий, во главе сотен и десятков — избранные же сотники и десятские. Кроме тысяцкого, летописи упоминают еще одно высшее должностное лицо в городе — посадника. Можно думать, что посадником называли лицо, замещавшее князя в его отсутствие, как судью и управителя. Посадником мог быть родственник князя, назначенный им на эту должность с согласия веча или даже избранный прямо вечем человек из «людей», когда князя вообще не было у города. В таких случаях тысяцкий являлся как бы военным начальником, а посадник — гражданским управителем и судьей города. На обязанности тысяцкого лежала и охрана внутренней тишины и спокойствия города, его полиция. Посадники и тысяцкие, отбывшие свою должность, именовались почетным названием — «старых» посадников и «старых» тысяцких, тогда как посадник и тысяцкий, находившиеся в должности, назывались степенными — от той «степени», или возвышения, на вечевой площади, на которой они стояли во время вечевого собрания, руководя им или давая ему объяснения.

Вся эта городовая старшина, избранная всегда из лучших, наиболее уважаемых, сильных и богатых горожан, конечно, находилась в постоянном деловом общении с князем. Князь в своих делах по суду и управлению в силу уже одних личных удобств должен был справляться с мнениями и жалованиями этих «старцев градских». Об участии их в совете князя известно еще из времен кн. Владимира. Вместе с наемными слугами князя, с людьми, порядившимися ему на службу, с дружиной князя старцы градские составляли княжескую думу. «Бо Владимир, — говорит летопись, — любя дружину и с ними думая о строе земленем, и о ратех, и о уставе земленем». По летописи, вопрос о принятии христианства кн. Владимир решил по совету с дружиной и старцами градскими. Участвуя в совете князя, избранная городовая старшина тем и поддерживала единение князя с вечем; избранные из людей сильных и влиятельных, эти старцы градские, с одной стороны, могли властно заявлять князю желания и настроения веча, а с другой, подкрепляя своим авторитетом князя, в совете которого участвовали, они могли влиятельно ратовать за него на вече и поддерживать его перед народом.

С. Князьков 

 

«ВЕЧЕ» (с 1980-х — название «Земля»), русский патриотический журнал. Выходил с января 1971 в течение четырех лет (9 номеров), а затем с большими перерывами в 1980-е. Редактор В. Н. Осипов. На страницах журнала освещались не только общеидеологические, но и исторические, экономические, политические, экологические, архитектурно-градостроительные, литературные и этнографические вопросы существования русской нации. С первых номеров журнал занял православно-христианскую позицию, последовательно проводя славянофильские идеи, что впоследствии на суде было вменено редактору как преступление. Некоторые авторы пытались соединить Православие и большевизм (ленинизм). Так, М. Ф. Антонов в статье о славянофильстве рассматривал его как высший взлет народного самосознания в России, но только в «доленинский период». Соответственным образом «ленинский период» в развитии России, по мнению Антонова, был значительнее и положительнее, чем вся предшествующая история страны.

Среди авторов «Вече» особого упоминания заслуживают писатели Л. И. Бородин (отсидевший по делу ВСХСОН), О. В. Волков (многолетний узник ГУЛАГа) и Д. А. Жуков, архитектор-реставратор В. А. Виноградов, о. Димитрий Дудко, публицист А. М. Иванов-Скуратов, искусствовед М. П. Кудрявцев, православный мыслитель и публицист Г. М. Шиманов. Большинство из них писали под псевдонимами.

О. Платонов 

 

ВЕЧЕРНЯ. — См.: СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

 

ВЕЧНОСТЬ, свойство Бога, не имеющее начала и конца. Понятие, противоположное времени, то, что не допускает в себе никаких изменений.

 

ВЕЧОРКА, ЗОРЬКА, ПОЛУНОЧКА, персонажи русских сказок, выражавшие основные моменты суточного солнечного цикла, богатыри, побеждавшие силы колдовства и зла. Существуют также под другими названиями — Вечер, Вечерник; Заря-богатырь, Светозор (Световик), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь-богатырь, Полуночник.

 

ВЁШЕНСКАЯ, станица в Ростовской обл., центр Шолоховского р-на. Расположена на Дону. Население 10 тыс. чел. Основана в 1640. Вёшенская связана с именем М. А. Шолохова, который прожил здесь большую часть жизни и здесь же похоронен. С 1985 в доме писателя — мемориальный музей. В Шолоховский мемориальный комплекс входят также хутор Кружилинский с домом, в котором родился Шолохов, станица Каргинская, где прошло его детство.

 

«ВЗЫГРАНИЕ», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в XVIII в. Находилась в Николаевском Угрешском монастыре Московской еп.

Празднуется 7/20 ноября.

 

«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В 1835 в Москве во имя иконы «Взыскание погибших» была устроена церковь при Александровском сиротском институте, а также освящен придел при церкви Рождества Христова в Палашах.

Празднуется 5/18 февраля.

 

ВИЗАНТИЙСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 732. Перед этой иконой Петр I приносил благодарственные молитвы Господу после Полтавской битвы.

Празднуется 7/20 апреля и 1/14 мая.

 

ВИЙ , в древнерусской мифологии один из представителей злых духов, нечистой силы, взглядом своим убивающий людей. Глаза Вия закрыты огромными бровями, веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то уже ничего не утаишь от его взора. Силой взгляда он может уничтожать войска и поджигать города.

 

ВИКАРИЙ. — См.: СВЯЩЕНСТВО.

 

ВИКУЛОВ Сергей Васильевич (р. 26.09.1922), русский поэт, главный редактор патриотического журнала «Наш современник» (1968–89). Автор сборников лирических стихов «Черемуха у окна» (1966), «Остался в поле след» (1979), «Всходы» (1982), поэмы «Ив-гора» (1970), «Дума о Родине» (1977). Под руководством Викулова журнал «Наш современник» стал одним из духовно-патриотических центров возрождения русского национального сознания и противостояния космополитическим силам.

 

ВИКУЛОВ Федор Васильевич (р. 10.01.1919), русский скульптор. Родился в крестьянской семье под Тобольском. Скульптурой занимается с 1935, начиная уже с 1937 участвует как во Всесоюзных и Республиканских, так и в Международных выставках. Участник Великой Отечественной войны. Сражался как стрелок-радист.

Главная тема творчества Ф. В. Викулова — Россия, ее героическое прошлое, ее подвижники и герои: «Прп. Сергий Радонежский», «Воины-иноки Пересвет и Ослябя», «Крылатый холоп», «Петр-Строитель», «Ермак». Среди его работ скульптурные портреты кнн. Святослава и Александра Невского, Димитрия Донского и Михаила Кутузова, Пушкина и Менделеева.

 

ВИЛЕНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

По местным преданиям, написана евангелистом Лукой и привезена в Вильну как знамение родительского благословения Еленой, дочерью собирателя России Иоанна III, когда она вступила в супружество с Александром, князем Литовским, в 1495. По смерти Елены икона была поставлена в Пречистенском храме, где погребена княгиня. Впоследствии она была перенесена в Виленский Троицкий собор. В предместье Вильны, в мужском монастыре, находится другая

Виленская икона, которая явилась в 1341. Празднуется 14/27 апреля.

Прот. И. Бухарев 

 

ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Время явления иконы неизвестно. Икона находилась в Вильне над городскими вратами, именуемыми Острою Брамою, отчего и названа Остробрамской. Все жители Вильны и окрестных мест, как православные, так и католики, имеют благоговейное почитание к этой чудотворной иконе.

Празднуется 29 декабря/8 января, а также 14/27 апреля.

 

ВИЛЕНСКИЕ МУЧЕНИКИ Антоний, Иоанн и Евстафий († 1347). Антоний и Иоанн, до св. крещения носившие имена Нежило и Кумец, были родными братьями и служили при дворе Ольгерда, литовского князя. В XIV в. литовские князья еще были язычниками, и хотя Ольгерд принял христианство, женившись на русской княжне, сделал он это из политических расчетов, желая завладеть соседним княжеством. После смерти жены он вернулся в язычество. Были первоначально язычниками и братья Кумец и Нежило, которые, приняв Православие, стали вести истинно христианскую жизнь. Языческие жрецы, заметив это, донесли о них князю. Братья были заключены в темницу, но долгое их там пребывание не поколебало веры. Тогда, после тяжких истязаний, св. Антоний был повешен на дубе. Через десять дней тот же мученический венец и на том же древе принял и св. Иоанн. Пораженный твердостью веры святых, их родственник Круглец уверовал во Христа и принял святое крещение с именем Евстафий: по приказанию князя он был повешен на том же дубе и принял жестокие муки за веру Христову. Мощи св. мучеников были бережно сохранены христианами, но в конце XVI в., когда православные в Литве подвергались притеснениям от униатов, чтобы последние не захватили мощи мучеников, они были спрятаны в церкви Свято-Духовского монастыря. С течением времени место их нахождения было забыто. И только в 1814, когда Литва была уже присоединена к Российской империи, состоялось новое обретение св. мощей.

Память мчч. Антонию, Иоанну и Евстафию Литовским отмечается 14/27 апреля.

 

ВИЛЬНА (Вильно, Вильнюс), русско-литовский город в Прибалтике. По русским летописям, существовал уже в XII в. Исторически известен с 1323 как столица вел. кн. литовского и русского Гедимина, при котором в городе жили литовцы, русские и поляки; каждая народность сохраняла свою веру и обычаи. При кн. Ольгерде значительная часть литовцев приняла крещение по православному обряду, и в самой столице русские получили преимущественное значение и силу пред другими. Преемник Ольгерда, Ягайло, крестил по католическому обряду остальную часть литвинов, заложил в 1387 католический храм во имя св. Станислава, учредил епископство и даровал Вильне магдебургское право, хотя с некоторыми ограничениями. Все это несколько ослабило прежнее значение русских, но не надолго: в возникшей распре между Витовтом и Ягайлом Вильна стала резиденцией Витовта, который стремился сделать ее центром всего русского. В 1415 Вильна стала резиденцией особого западнорусского митрополита и оставалась ею, за исключением лишь короткого промежутка, когда вновь подпала власти митрополита Киевского (1420-39). Наследник Витовта в литовских землях, его брат Сигизмунд, также благоволил к православно-русскому элементу. Первые наступательные действия католицизма против Православной Церкви в Вильне относятся ко времени правления Казимира Ягеллона; началом их послужило запрещение 1469 строить и подновлять православные русские храмы. В 1530 она пострадала от страшного пожара, который обратил две трети города в пепел, а в 1533 моровое поветрие лишило ее целой трети ее населения. В этих двух бедствиях, постигших город, горожане обвинили ненавистное им католическое духовенство; возникли распри, преследования, которые утихли только с вмешательством короля и папы, сделавших значительные уступки в пользу Русской Церкви и русской народности в Вильне. Вообще правление Сигизмунда I было временем господства Православной Церкви, русской народности и русского языка в Вильне. Даже первая, напечатанная (1525) в первой виленской типографии книга была русская («Деяния и послания Апостольские», перев. на русский Франциском Скориной ), и только в 1555 была напечатана первая книга на польском языке. Тем неблагоприятнее были для Православной Церкви и русского народа в Вильне царствования Сигизмунда II и особенно Сигизмунда III Вазы.

В борьбе с католической экспансией Виленское православное братство не раз прибегало даже к помощи запорожских казаков. 8 августа 1655 Вильна была занята московскими и казацкими войсками; к бедствиям войны присоединилась моровая язва, два раза посетившая город. Он оставался в руках русских более шести лет и был почти сравнен с землею и «не без труда можно было найти Вильну в самой Вильне».

Вскоре по занятии Вильно русскими явился сюда царь Алексей Михайлович и поставил во главе управления кн. Шаховского. Трудна была деятельность нового воеводы и по отношению к православным жителям Вильны, требовавшим от него восстановления своих прав, и по отношению к защите Вильны от поляков, особенно в виду незначительности оставленного ему гарнизона. Поляки не раз пытались отвоевать Вильну, ведя вместе с тем переговоры под Вильной об избрании на польский престол Алексея Михайловича. В 1658 только присутствие отряда под началом кн. Долгорукого предотвратило занятие Вильны Сапегою и Гонсевским; в начале 1661 в се предместьях были уже расположены польские войска, но в городских замках, благодаря храбрости и энергии кн. Даниила Мышецкого, русские продержались до 22 ноября того же года. Православный элемент, вытесненный вскоре после 1661 из магистрата, остался только в цехах.

В 1795 Вильна возвращена в состав России. Имп. Павел основал в Вильне кадетский корпус для дворянских детей, Александр I снял с города долг государству (1801) и преобразовал виленскую академию в университет (1803).

 

ВИЛЬЯМС Василий Робертович (9/21.10.1863-11.11.1939), русский почвовед, академик. Автор многочисленных работ по вопросам агрономического почвоведения. Разработал травопольную систему земледелия. Организатор первых в России чайных плантаций. Создатель первой в России селекционной станции. Осн. соч.: «Почвоведение» (1924) и «Основы земледелия» (1939).

 

ВИНБЕРГ Федор Викторович (27.06.1868-14.02.1927), русский публицист и общественный деятель, родился в семье генерала, командира Елизаветградского гусарского полка. Закончил Александровский лицей. Во время Первой мировой войны командир (в чине полковника) Прибалтийского конного полка. Был уволен из него в марте 1917 за отказ принести присягу масонскому Временному правительству. В к. 1917 арестован большевиками за протесты против иудейско-масонской революции. Преданный суду революционного трибунала, он громогласно исповедует со скамьи подсудимых свои убеждения, за что приговаривается к пяти годам принудительных работ. «Я был верен моему царю в счастье — тем более остаюсь ему верен в несчастье. Голова моя может скатиться на вашей плахе, но перед революцией она никогда не преклонится. Иду всегда путем прямым, единым. Как мне велит Господь и Государь».

В книге «В плену у обезьян» (1918), написанной Винбергом во время заключения в советской тюрьме, впервые прозвучал призыв к национальному возрождению как единственно победному оружию против иудейско-масонской революции. «Ныне потоками проливаемая кровь, — писал Винберг в 1918, — ляжет на палачей и неизбежно приведет к расплате, от которой им уйти будет некуда. Россия переживает еще свой десятый Термидор. Многие из палачей, ныне злобно торжествующих во славу кровавого Израиля, в борьбе за власть будут беспощадно уничтожены своими же товарищами. Победит Народность. И не только в России, но и в тех других государствах, которым вскоре предстоит пройти через те потрясения, что и России. Из недр народных явятся еще никому не ведомые вожди, глашатаи идей национально-народных, и они, а не иудо-марксисты, не золотой и красный интернационал, не масонские гроссмейстеры и не Сионские тайные мудрецы — пойдут во главе отрезвевших масс».

Винбергу удалось вырваться из советской тюрьмы и уехать в Киев, где во главе 2-го отдела Дружины графа Келлера он ведет борьбу с бандами масона Петлюры, чудом избегает расстрела от рук бандитов.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!