По березам, по кленам, по соснам



Http://kunalab.ru/stati/zolotaja-biblioteka/vladimir-kornilov-chto-byvaet-esli-ne-v-.html

Г.И.Михеева

Поэт России - Владимир Корнилов,

или  «... КОТОРЫЙ ШЕЛ НЕ В НОГУ»

 

К своему стыду, должна признаться, что мне, учителю литературы, принадлежащему к поколению восьмидесятых, имя современного поэта Владимира Корнилова до недавнего времени было незнакомо. И вдруг я увидела стихи, строчки из которых сразу запомнила:

Достается, наверно, непросто

С болью горькой, острей, чем зубной,

Это высшее в мире геройство

     Быть собой и остаться собой.

Эти стихи я читала своим друзьям-коллегам во время наших злободневных разговоров о школе, эти стихи часто повторяю про себя, снова и снова убеждаясь в их точности и многомерности, находя в них силы и поддержку.

О самом поэте Владимире Корнилове не написано много книг, его стихи не читают со сцены – о нем вообще мало пишут и мало говорят, потому что он, по словам Алексея Симонова, «жил — трудно и негромко, словно стесняясь обременять собою общественное внимание. Он, наверное, в русской поэзии один из немногих поэтов, у которых дистанция от стиха до поступка минимальна. Зато обратная дистанция — от поступка до стиха — была огромная: в его творчестве всего два-три стиха, посвященных, скажем, его многолетнему диссидентству, отверженности, посвященных тому, как ему приходилось работать уборщиком снега или тайком переводить случайные стихи и печатать их под чужими фамилиями»[1].

Но это был настоящий поэт и замечательный человек, талант которого высоко ценили Анна Андреевна Ахматова и Корней Иванович Чуковский, любили поэты-современники. А его проза так же значима, как и его стихи. Повести «Без рук, без ног», «Девочки и дамочки», «Псих ненормальный» — это обнаженная правда о войне (сродни «лейтенантской» прозе В. Некрасова) и послевоенной действительности, о трудном созревании души человека.

Когда перед самим Владимиром Корниловым встал выбор, как жить, по какому пути идти: по стезе соглашательства или «самостоянья» – успешности или отверженности –  он выбрал отверженность. Его исключили из Союза писателей, перестали печатать - даже само имя его не должно было появляться в печати, вот почему свои прозаические переводы он подписывал чужими именами. А стихи по-прежнему писал –  писал, как и некогда Анна Ахматова, «в стол»…

«Это самый, пожалуй, крупный из традиционных поэтов современной России, - так отзывается о нем в своих воспоминаниях профессор Института журналистики и литературного творчества Борис Евсеев. – Его стихи - музыка коротких строк. Нагое повествование, закованное в ритм. Никаких красот и излишеств: только основное, одна суть. [Читая его стихи] вдруг показалось: поэзия не в звуке и даже не в смысле, а в их сжатии. В сжатии — до крупиц, до кристаллической решетки, до боли — образов, сравнений, строк. В удлинении пауз, в протаптывании узеньких звуковых дорожек к самому великому и дорогому, что есть в поэзии: к словам молчания. …Он поразил меня четкостью и какой-то «промытостью» простых и тихих мыслей»[2].

Эти мысли-стихи – о человеке, о его насущных проблемах, о его каждодневной жизни, о естественном желании всегда оставаться внутренне свободным в выборе своего жизненного пути и об ответственности за этот выбор. Поэт остро переживал за все происходящее в России, все время ощущал себя «болевой точкой» своей страны и своего времени. Но (и это отличает его от многих других!) он не жил обидой или ненавистью, наоборот, сердце его отвечало на боль и зло – милосердием, добротой и любовью. «Великий Гуманист Повседневности» – так называет Б. Евсеев малоизвестного поэта и жившего «в тени» человека – Владимира Корнилова. Может быть, как раз сейчас и пришло время открыть для себя это имя? Имя талантливого Поэта и настоящего Человека, сумевшего не только выстоять в самых тяжелых – исторических и жизненных – потрясениях, но и сохранить в себе человека, остаться внутренне свободным. Таким предстает Владимир Корнилов и в своих стихах, и в воспоминаниях тех людей, кто его лично знал[3].

Умер поэт совсем недавно, в 2002 году. Его стихи – стихи без малейшего словесного сора – о нашем времени, о нас с вами.

Подборка стихов Владимира Корнилова[4]

            ***

Считали: все дело в строе,

И переменили строй,

И стали беднее втрое

И злее, само собой.

 

Считали: все дело в цели,

И хоть изменили цель,

Она, как была доселе,

За тридевятью земель.

 

Считали: все дело в средствах,

Когда же дошли до средств,

Прибавилось повсеместно

Мошенничества и зверств.

 

Меняли шило на мыло

И собственность на права,

А необходимо было

Себя поменять сперва.

      

 

  РАЗГОВОР

 Давай поговори со мною,

Но не про то, что на слуху,

Давай про самое такое

Поговорим как на духу!

 

Поговори со мною, Дашка,

Без выкриков, без долгих слез,

А то тревожно мне и тяжко,

Что мы не говорим всерьез.

 

Поговори со мной немного

И понемногу приоткрой

Нелегкой жизни подоплеку,

Неопытной и молодой.

 

Себя готовя в медицину,

А значит, к зренью изнутри,

Поговори про сердцевину,

О шелухе не говори.

 

Поговори со мною, дочка,

Про темь души — бездонный склад,

В котором каждый — одиночка...

Про что ни с кем не говорят.

ГДЕ МАЛИНА, ТАМ КРАПИВА...

 Где малина, там крапива,

Будто изуверство...

Всю мне юность отравило

Двух кустов соседство.

 

Без крапивы нет малины,

Жить не могут розно,

И одна к другой манила,

Чтоб обжечь нарочно.

 

Разум был не в силах вынесть

И считал дремотно:

Либо здесь несправедливость,

Либо грех просмотра.

 

Лишь внезапно, через годы,

Словно в пароксизме,

Понял замысел природы,

Отраженный в жизни.

 

И малина, и крапива,

И витье их веток

Дух и душу укрепило,

Жаль, что напоследок.

НЕЗАДАЧА

Кто не мастер — несчастен

И удачи лишен.

К жизни он непричастен,

От нее отрешен.

 

Неспокойно, негордо

Ходит он по земле,

Потому что при ком-то,

А не сам по себе.

 

А уж бед и напастей

Нипочем не избыть,

Как возжаждет немастер

Вдруг за мастера слыть...

 

Не от той ли причины

Полпланеты встрясло?!

А ведь все получил бы,

Возлюбя ремесло,—

 

Трезвость веры и мысли,

Повседневную высь.

И бессмертье при жизни,

И посмертную жизнь.

 

Только жаждет он снова

Не добра, а вранья,

И рыдает в нем злоба,

Как мотор без ремня.

СЛЕПЕЦ

 Что такое родина —

Город или дом?

Много понастроено

В городе моем.

 

Здесь не встретишь бедного

Странного слепца —

Офицера белого,

Красного спеца.

 

Он, понурив голову,

У Днепра сидел.

Сизый с полуголоду,

Горбился, сивел.

 

Выли экскаваторы,

Пятилетка шла,

Он свое выкладывал,

Детство мне круша.

 

...Вот состарюсь. Начисто

Зренье изведу

И заместо зрячести

Смелость обрету.

 

Обопрусь на палочку,

Покорюсь судьбе,

Возле дома лавочку

Приищу себе.

 

Наскребу с три короба

Истины крутой...

Племя незнакомое,

Посиди со мной.

 

Родина — не родина,

А одно жилье,

Если захоронено

Слово про нее.

 

Но не все потеряно,

Если сели днем

На скамье под деревом

Слепенький с дитем.

СОБАКА ПОДЛЕЦА

 В поселке под Москвою,

Где дачам нет конца,

Заходится от вою

Собака подлеца.

 

Ей не угомониться,

Не ест она, не спит...

Подлец лежит в больнице,

Кондратием разбит.

 

Не мелкий бес, а дьявол!

В лихие времена

Кровавый бал он правил,

Как полный сатана...

 

Все так... А вот, однако,

Не знаю почему,

Несчастная собака

Тоскует по нему.

 

Какою мерой мерить

Судьбу и суть свою?

И почему не верить

Безгрешному зверью?

 

И что мы, в общем, значим?

Мне черт-те сколько лет —

Ни дачи, ни удачи,

Собаки даже нет.

 

А вроде жил не праздно,

Не знал без строчки дня,

И не подлец. А разве

Любили так меня?

 

...Пес лает до упаду —

Хоть кайся, хоть реви,

Хоть сочини балладу

О странностях любви.

КОРНИ

 Надо бы жить попроворней,

Строгость меня извела:

Взял — разменялся на корни,

И ни листвы, ни ствола.

 

Зряшно, подземно и слепо,

Все свое пряча внутри,

Маюсь без краюшка неба

И без полоски зари.

 

Жизнь ты моя нутряная,

Что же ведешь в никуда,

Роешь, меня зарывая?

Корень — он вроде крота.

 

Может, и мог бы покорно

Деревцем чахлым цвести,

Да разменялся на корни —

И ни ствола, ни листвы.

 

Что это — страх или подвиг?

Точный расчет или бред?

...А на земле и не помнят:

Помер такой или нет.

БОЛЬШИЕ БАТАЛЬОНЫ

 Бог на стороне больших

батальонов. (Вольтер)

 

Они во всем едины,

Они не разделены,

Они непобедимы,

Большие батальоны.

 

Они идут, большие,

Всех шире и всех дальше.

Не сбившись, не сфальшивя:

У силы нету фальши.

 

Хоть сила немудрена,

За нею власть и право.

Большие батальоны

Всевышнему по нраву,

 

И обретает имя

В их грохоте эпоха,

И хорошо быть с ними,

А против них быть плохо.

 

Но всю любовь и веру

Все ж отдал я не богу,

А только офицеру,

Который шел не в ногу.

СПОР

В спор не надобно кидаться,

Без него поймёшь:

Родина и государство –

Не одно и то ж.

Присягнув гербу и флагу,

Не затянешь гимн

И в атаку, и на плаху

Не пойдёшь с таким.

Родина – любовь и память,

Проза, стих и песнь…

Много мог ещё добавить,

Места нету здесь.

А ещё – овраг и поле,

Роща и река,

А ещё – тоска и воля,

Воля да тоска.

Только больше неохота

Зря словами трясть.

Родина – всегда свобода,

Государство – власть.

ДОЖДЬ

По березам, по кленам, по соснам


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!