Но время быстротечно, и кое-что изменилось

Лев Клинский. О материальной культуре жанра фокусов

Все необычное, кроме своего

                                                       «Культурный контент формируется техникой, посредством которой он создается»                                                                                                                                      М. Маклэюн – К. Занусси

Современность дала нам уникальную возможность проследить за развитием жанра фокусов на постсоветском пространстве определяя факторы которые оказывают воздействие на жанр и обуславливают векторы его развития.

***

  Два длительных переезда позволили посмотреть мне российскую региональную ТВ программу «Все, кроме обычного». Признаюсь честно, смотрел на повышенной скорости (1,75 – 2) и только отдельные моменты пересматривал на скорости обычной. Ничего нового и интересного для себя я не увидел и почти оставил эту передачу, но все что-то мешало забыть о ней окончательно – какие-то эмоции и мысли. Я решил разобраться в этих эмоциях и мыслях в результате чего и появились эти записки.

Эмоции

    1. Чувство неловкости и стыда за всех фокусников, принявших участие в телепрограмме «Все, кроме обычного» я испытал, когда А. Муратаев стал нахваливать сомнительного производства «Spontus 360» демонстрируемый одним из участников. Что сказать? Рабочая платформа возвышалась над столешницей минимум на 5 см и полностью раскрывала технологию исполнения этого трюка, сам аппарат был неустойчив, вибрировал, промежуточная втулка («катушка») вероятно имела недостаточные параметры вследствие чего подъёмный блок имел значительный люфт. Сценография, режиссура номера отсутствовала. Можно ли нахваливать такой аппарат и номер? Можно ли приветствовать эксплуатацию контрафактного, небрежно изготовленного, технически не совершенного реквизита с телеэкрана?

    2. Еще больший стыд я испытал, когда председатель жюри программы А. Муратаев произнес хвалебную оду номеру, в котором кабинетный ящик прокалывался пиками. Сам по себе этот номер довольно затянут – сложно концентрировать внимание зрителя долгое время томящегося в ожидании эффекта. На то, что бы пронзить пиками все отверстия шкафа, в котором спрятался иллюзионист уходит достаточно много времени, при этом действия ассистентов выполняющих однообразные движения (вставляют многочисленные пики в отверстия шкафа) «растягивают» это время еще больше. Поэтому, для этого реквизита на Западе был написан талантливый сценарий, позволяющий ввести в действо интригу и сделать номер захватывающе интересным, к тому же с не прогнозируемым для зрителя финальным эффектом. Лет 20 назад я видел этот номер с аутентичным сценарием и постановкой в исполнении блистательного Lance Burton. Расхваливаемый участник «Все, кроме обычного» скопировал и номер, и реквизит до малейших деталей (лишь за 2 исключениями: в номере Lance Burton шкаф прокалывают тростями с загнутой ручкой и телефон ему под скатерть подносили стационарный, а не мобильный – «сотовая» связь тогда еще не была распространена). Чужой трюк, чужой сценарий, чужая режиссура, чужая сценография, скопированный реквизит. И весь этот интеллектуальный контрафакт превозносился хвалебными комментариями А. Муратаева.

Мысли

    Материальную основу жанра фокусов составляет совокупность предметов для исполнения трюков. Каждое сообщество фокусников – национальное, межрегиональное или локальное имеет собственную материальную культуру. Или таковой не имеет - использует заимствования и как национальное, межрегиональное или локальное сообщество фокусников не определяется и не обозначается. Созданные отдельными фокусниками сообщества собственные артефакты позволяют идентифицировать данное сообщество фокусников, как аутентичное. При отсутствии собственных артефактов определяемых, как созданных именно в данном сообществе фокусников, такое сообщество идентифицировать, как отдельное невозможно (для этого просто отсутствует материально-предметная основа для такой идентификации). Количество отдельных фокусников конкретного сообщества создающих собственные артефакты жанра определяет степень культурной развитости данного идентифицируемого сообщества.

    Идентификация сообщества фокусников, как аутентичного объективно производится «извне», внешними акторами, причем не только коллегами, но и любой социальной группой и даже каждым отдельным человеком-зрителем не принадлежащим к сообществу фокусников. Именно поэтому в современном глобальном Мире для идентификации не имеет никакого значения «внутренняя» - местная оценка, например на местном конкурсе или фестивале (скорее такая оценка вредит искажая ориентиры).

    Идентификация конкретного сообщества фокусников проводится путем включения в общемировую сокровищницу жанра фокусов аутентичных предметных артефактов созданных отдельными членами этого сообщества. Идентификация может проводиться также оценкой способности воспроизводить инородные культурные артефакты на должном, достаточно высоком техническом и технологическом уровне.

    Простыми словами – если в данной стране или регионе существует несколько фокусников продуцирующих значимые для ВСЕГО ЖАНРА собственные девайсы, иллюзионные аппараты, другие материальные приспособления для демонстрации трюков или с соблюдением интересов правообладателей производятся иноземные копии на высоком технологическом уровне, то такая страна или регион идентифицируются, как автономный ареал жанра с собственным сообществом фокусников обозначаемым субъектным именованием.

     Общее количество фокусников страны или отдельного региона, творчество которых основано на чужеродной материальной основе, не имеет значения. Их может быть сколь угодно много. Но определять сообщество копиистов, как аутентичное никто не станет, ввиду производности, вторичности их творческих актов заимствованных из Мировой сокровищницы жанра (состоящей из субъектно идентифицируемых сообществ) . Заимствования в преобладающей части производятся контрафактно, попросту воруются или используются без соблюдения авторских прав. А сами производные творческие акты крайне малозначительны для жанра и потому им игнорируются, как и само сообщество таких фокусников - копиистов.

«Каждое включение в программу отечественного фокусника трюка, авторство на которое принадлежит представителю другой страны, другой культуры, или анонимного трюка есть действие, направленное на интернационализацию собственной культуры. Каждый изобретенный отечественным фокусником трюк – есть вклад в свою национальную культуру. Каждый интегрированный в другие культуры национальный трюк – есть шаг к восстановлению отечественной культуры. Каждый интернационализированный трюк – есть противостояние вытеснению собственной культуры, есть шаг к ее возрождению, укреплению, популяризации.

    Первейшая задача национальной культуры – создание собственной техники - трюковой базы. Я прекрасно понимаю всю сложность этой задачи. Но главное начать. Признать, что отечественная культура фокусов (за редкими исключениями) потеснена и практически полностью состоит из привнесений из других культур. Признать и то, что отечественная культура фокусов фактически не существует, а вместо нее на наше культурное пространство привнесены североатлантическая и ориентальная техники, которые и диктуют ее содержание (оставляя нашим фокусникам жалкую участь вторично выстраивать вокруг инспирированной нам техники рутины, подачи, ходА, связки и пр.). Что будут показывать наши фокусники решают не у нас. Кто создает трюки, тот и определяет жизнь жанра, его содержание и цивилизационное развитие.» http://illusion-builder.blogspot.com/2016/05/xxi.html  

Но время быстротечно, и кое-что изменилось

  Длительное отсутствие внутренней оценки (местечковых конкурсов-фестивалей) в Украине за истекшие несколько лет дало осязаемый и конкретный результат. Не имея возможности само идентифицироваться «локально», «по месту» - получая сомнительные призы и награды из рук коллег или иностранцев на местечковых конкурсах и фестивалях, отдельные украинские фокусники пришли к необходимости собственного творческого утверждения через создание материальных артефактов жанра и тестировании их в Мировом сообществе магов. В Украине возникло несколько региональных центров создающих вещную, материальную основу жанра. Эти центры стали опорой для формирования аутентичной идентификации сообщества фокусников Украины в Мире, как украинских фокусников. Фокусники Украины, создающие материальную основу украинского жанра экспонируя свои аутентичные артефакты глобально, сразу претендуют на их Мировую оценку. Принятие созданных артефактов в Мировую сокровищницу жанра является объективным основанием для субъектной идентификации всех фокусников Украины, как украинских фокусников.

     Вот неполная хронология истекших 3 – 5 лет.

   Виктор Войтко стал известен в Мире, как изобретатель «Летающих колец». Данный трюк теперь имеет в Мировом иллюзионизме собственное имя «Кольца Войтко». Сейчас Виктор Войтко выводит на Мировой рынок «Jumping Cabin», «Multicolor Tie», «BurnOUT».

    WONDER MAKERS (Никита Голев, Дмитрий Евтушенко, Артур Томашевский) вывели на рынок «Static Marker», «Fire watch», «Magic five» представив свои изделия на Мировой рынок также и через Murphy's Magic Supplies, Inc.

Михаил Грандис презентовал в Мировой иллюзионизм самый открытый и совершенный на сегодня «хед чоппер» «Grandis Guillotine», и это первый изобретенный украинский иллюзионный аппарат, юридически закрепленный патентом.

Открыв собственную мастерскую по изготовлению иллюзионных аппаратов Виталий Лузкарь и Виталий Горбачевский немедленно экспонировали свои выполненные на самом совершенном техническом и технологическом уровне реплики известных Мировых иллюзионных аппаратов за границы Украины - на постсоветское пространство, посредством участия в российском проекте «Все, кроме обычного». Председатель жюри этого проекта А. Муратаев уделил достаточно много эфирного времени для заслуженной рекламы их репликаций в рамках этой ТВ программы.

******

    Можно с уверенностью сказать, что по истечению уже скорого времени культурная страта составленная в Украине пока, в основном из фокусников - репликантов, благодаря Войтко, Голеву, Евтушенко, Томашевскому, Грандису, Горбачевскому и Лузкарю обретет собственную аутентичность в Мировом иллюзионизме, как украинские фокусники. К такому имеются все материальные предпосылки.

************

    Как расценивать действия А. Муратаева и организаторов «Все, кроме обычного» превозносящих производные творческие акты? – это не мой вопрос, но более российских фокусников. Следовало ли ввести в ТВ программу «Все, кроме обычного» для популяризации российского контента единственный на сегодня современный российский артефакт «Рыбу Бастраковых» и почему это не было сделано в эфире?, - тоже не мой вопрос. Какой вектор развития задают локальному сообществу фокусников подобные конкурсы – фестивали - ТВ проекты?, - это совершенно очевидно из текста этих заметок.

******************************

    А выводы? Выводы сделаете сами. Или не сделаете никаких продолжая стяжать суетные призы и награды на местечковых конкурсах – фестивалях - ТВ-проектах, ведь выводы за вас уже сделали другие, более проницательные коллеги (смотрите PS и PPS этого текста).

PS  

«Есть ЕДИНИЦЫ фокусников которые видят все протекающие процессы. ПОЛНАЯ потеря самоидентичности.» (с) К. Пузанов (выделено редактором)

PPS

- «Заключили договор на поставку иллюзионов в Россию с крупнейшим производителем в Китае» (с) А. Катанский

- «Россия в лице Катанского выводит китайское воровство интеллектуальной собственности на новый уровень.» (с) А. Константинов

- «Нда... "лучшие фокусники России" уже давно отучились работать головой..теперь отучатся работать и руками…» (с) В. Калмыков

Приложение:

Перечень непонятных слов:

Актор — действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других.

Реплинкант – от музыкального «реплика» – повторение мелодии или фразы другим голосом; здесь в контексте - фокусник чей творческий акт воспроизводит чужой номер или трюк с целью его копирования в похожих манере и материале.

Страта — элемент социальной структуры ( социальный слой или группа ), объединенный неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

Производное произведение — это произведение, которое создано в результате переработки другого произведения. Произведение, которое перерабатывается, обычно называют оригинальным произведением. Оригинальное произведение не является переработкой ранее существовавших произведений и его оригинальность первична. В производном произведении его оригинальность вторична.

 

 

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!