Ипрессионизм - это направление в живописи, которое стремиться запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.
КУЛЬТУРА РОССИИ на рубеже XIX - XX веков
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вступая в XX век, Россия менялась. Индустриальная XIXэпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Современники с тревогой отмечали, что нарушается гармония между природой и обществом, человек утрачивает свою индивидуальность, торжествует стандартизация всех сторон жизни. Возникали растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, истине и лжи, которыми жили предшествующие поколения, казались несостоятельными и требовали пересмотра.
Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена. Начало XX века называют Серебряным веком русской культуры.
Просвещение
Модернизация экономики предъявляла высокие требования к уровню образования людей. Государственные расходы на образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.
Городские и начальные школы все больше вытесняли церковно-приходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях был увеличено количество часов на изучение естественно-математических предметов. Выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи дополнительного экзамена по латинскому языку - на физико-математические и медицинские факультеты университетов. Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет.
|
|
Открылись педагогические институты в Москве и Петербурге, свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому высшему женскому образованию.
К 1914 г. в России девствовало более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 120 тыс. человек. Свыше 60% студентов не принадлежало к дворянскому сословию.
Научные открытия
Биология | |||
В.И. Вернадский | Получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и неосфере заложили основу современной экологии. | ||
И.П. Павлов | Выдающийся русский физиолог создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г.ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. | ||
И.П. Мечников | Получил Нобелевскую премию в 1908 г. за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. | ||
Физика и механика
| |||
П.Н. Лебедев | Установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим). Он создал первую в России физическую школу. | ||
Н.В. Жуковский | Внес большой вклад в теорию и практику самолетостроения. | ||
С.А. Чаплыгин | Ученик и соратник Жуковского, выдающийся механик и математик | ||
К.Э. Циолковский | Учитель калужской гимназии, стоял у истоков космонавтики, опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов | ||
И.И.Сикорский | В 1913 г. продемонстрировал в Петербурге первый многоматорный самолет «Русский витязь». Впервые в мире в России был построен 4-моторный самолет бомбардировщик «Илья Муромец» | ||
П.Н. Сытин | выходец из крестьян, один из крупнейших издателей доступной для населения литературы в России | ||
История | |||
Начало XX века время расцвета русской исторической науки. В.О. Ключевский, А.А. Корнилов, Н.П. Павлов-Сильвинский, С.Ф. Платонов внесли большой вклад в развитие отечественной истории.
| |||
Философия | |||
Большое мест в трудах русских философов занимала русская идея – проблемы самобытности исторического пути России, своеобразие ее духовной жизни, предназначение: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. |
Литература
Литература XX веке отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.
Реализм
В традициях русского реализма работал Лев Николаевич Толстой. В своих последних произведениях он пытался показать, как может личность противостоять закоснелым нормам жизни: «Живой труп», «Отец Сергий», «После бала». Его письмо-обращение к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он видел, что устранить насилие насилием невозможно.
Антон Павлович Чехов создал в эти годы пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», в которых он отразил происходившие в начале века социальные изменения. Иван Алексеевич Бунин с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах, происходивших в душах людей. Эти настроения он отразил в своих произведениях: «Деревня», «Суходол», цикле крестьянских рассказов. Алексей Иванович Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, духовную опустошенность офицеров в произведении «Поединок».Впервые литература обратилась к образам рабочих. Зачинателем этой темы стал Максим Горький в произведениях: «Враги», «Мать». В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков.
|
|
Символизм
Все громче звучали голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства – непосредственного изображения окружающей действительности. Поэты-символисты объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждали, что вера, религия – краеугольные камни человеческого бытия и искусства. Сначала символизм принял форму декаденса (упадка): в поэзии преобладали настроения тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Таковы ранние произведения Константина Бальмонта, Александра Блока, Валерия Брюсова. После 1909 года наступил новый этап. Символизм окрасился в славянофильские тона, демонстрируя презрение к «лишенному души» Западу. Символисты попытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Александра Блока, особенно в его поэтическом цикле «На поле Куликовом», «Родина» и Андрея Белого в произведениях «Серебряный голубь» «Петербург».
Акмеизм
Акмеисты (от лат. акме- высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Поэтов этого направления Николая Гумилева, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии.
Футуризм
Русская художественная культура начала XX в. испытывала и влияние авангардизма, объявившего о разрыве с культурными ценностями прошлого и провозгласившего «новое искусство». В России наиболее яркими представителями авангарда были футуристы (от лат. футурум – будущее). Их интересовало не столько содержание, Их интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Футуристы придумывали новые слова, использовали культурную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Характерны названия футуристических сборников – «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас». Интересных поэтов собрала петербургская группа «Гилея» - Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Василий Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И.Северянина, возглавлявшего Ассоциацию эгофутуристов.
Живопись
Реализм
Прочные позиции в русской живописи удерживали представители реалистической школы. Действовало Общество передвижников. Илья Ефимович Репин закончил в 1906 году грандиозное полотно «Заседание Государственного Совета». Историческая живопись Василия Ивановича Сурикова вдохновлялась интересом к народу, к человеку в истории. Верность реализму сохранили Михаил Васильевич Нестеров, братья Виктор Михайлович и Апполинарий Михайлович Васнецовы.
Модерн
Русская живопись в этот период испытывает на себе влияние модернизма – совокупности художественных течений, характеризующихся нарушением классических изобразительных форм, установлением нового и утверждения радикальных художественных принципов. Одним из течений модерна является символизм.
Символизм
Символизм – это направление в живописи, характеризующееся стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, таинственности и загадочности.
Крупнейшим художником - символистом был Михаил Александрович Врубель, знамениты его картины «Демон», «Царевна-лебедь».
Картина «Демон» посвящена произведению М.Ю. Лермонтова «Демон», после его прочтения. О своей картине художник написал: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым». Картина отражает силу духа человека, его внутреннюю борьбу и сомнения.
Картина «Царевна -лебедь» стала результатом работы над декорациями к опере «Сказка о царе Салтане». Художнику удалось передать самый сложный момент превращения.
«Демон» Художник М. Врубель |
«Царевна -лебедь» Художник М. Врубель |
Элементы символизма прослеживаются и в творчестве художника Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».
«Купание красного коня» Художник К. Петров-Водкин 1912 |
Абстракционизм
Абстракционизм – это направление в искусстве, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
Одним из основоположников абстрактного искусства стал Василий Кандинский, его кисти принадлежит полотно «Композиция № 7». Чтобы написать ее, художник выполнил более 30 эскизов акварелью и маслом. Такая сложная работа должна была отразить несколько библейских тем: воскрешение из мертвых, Судный день, всемирный потоп и райский сад.
«Композиция № 7» Художник В. Кандинский 1913 |
«Синий всадник» Художник В.Кандинский 1903 |
Импрессионизм
Ипрессионизм - это направление в живописи, которое стремиться запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.
Другой известной картиной Кандинского в стиле импрессионизма является картина «Синий всадник», которая воплощает в себе любовь к природе: всадник в синем облачении занимает лишь небольшую часть полотна, в то время как большая площадь отдана зеленому лугу, стройным березам в осеннем убранстве и яркому солнечному свету, озаряющему этот сюжет. Все произведение проникнуто радостью и восторгом, который умело передается автором силой цветовой палитры.
Русский авангард в живописи представлял также Марк Шагал. Его творчество характеризуют такие работы как «Автопортрет с семью пальцами» и «Над городом».
«Автопортрет с семью пальцами» Художник М. Шагал 1913 |
«Над городом» Художник М. Шагал 1917 |
Картина отражает две любви художника: к своей жене - Бэлле и родному городу - Витебску. Очертания города и фигуры людей имеют урбанизированный вид. Вся картина проникнута романтическим настроением, поэтому не удивительно, что люди летают.
Работа Каземира Малевича «Черный квадрат» также относится к авангардизму. Это одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве. Художник исследовал базовые возможности цвета и композиции. Она является частью триптиха (состоящей из трех частей) в состав которого входят «Черный круг» и «Черный крест».
Картина написана в стиле супрематизма – направления в авангардистском искусстве, основанном К. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма (отдаленности) супрематизм выражается в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образуют пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. В картине, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» и возникает самостоятельный мир, соотнесенный с универсальной мировой гармонией.
Картина была создана на основе эскизов декораций и костюмов к постановке оперы М. Матюшкина «Победа над солнцем» в 1913 г. В этих эскизах впервые возникло изображение «черного квадрата», означавшее победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы, черный квадрат появился вместо солнечного круга.
«Черный квадрат» Художник К. Малевич 1914-1915 |
Влияние импрессионизма проявилось в творчестве Валентина Серова в его картинах «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Петр I ».
Картина «Девочка с персиками» сначала была посвящена портрету конкретной девочки, но затем превратилась в обобщенный образ юности. У девочки выразительные глаза с пляшущим внутри огоньком, ее поза показывает, как нелегко ей усидеть за столом, хочется сорваться и убежать играть в сад. Вся комната пронизана солнечным сиянием, которое подчеркивается мягкими тонами персиков и листьев, уже желтеющим деревом за окном. Нежный румянец гармонирует с персиками, лежащими рядом. Жизнерадостность героини подчеркивается радостными тонами, а ощущение ее чистоты и невинности усиливается благодаря белой скатерти и блестящим серебряным ножом.
«Девочка с персиками» Художник В. Серов 1887 |
«Девушка, освещенная солнцем» Художник В. Серов 1888 |
Портрет «Девушки, освещенной солнцем» насыщен сочными красками лета, на дальнем плане картины теплым солнышком освещена поляна на фоне леса, что контрастирует с темно-зелеными тенями травы. Девушка присела облокотившись к дереву. Взгляд ее слегка задумчивый, она по-русски красива и мила, розовый румянец на ее щеках подчеркивает ее молодость и невинность, в ней чувствуется признак умиротворения и радость жизни. У одних картина вызвала чувство восторга, у других неприятие за импрессионизм. Сам художник считал это произведение одним из лучших своих работ.
Работа Константина Коровина «Портрет Ф.И. Шаляпина» также написана в стиле импрессионизма.
«Портрет Ф.И. Шаляпина» Художник К. Коровин 1911 |
Своеобразные черты имело творчество Михаила Нестерова, которое проявилось в создании замечательных образов деятелей русской истории: Сергия Радонежского («Видение отроку Варфоломею»), философов С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского.
После путешествия по Италии М. Нестеров, которого сильно впечатлила внутренняя духовная сила искусства эпохи Возрождения, начал работать над своей наиболее известной картиной «Видение отроку Варфоломею». Он не только жил в это время в Троице-Сергиевой лавре, но и посещал места, связанные с деятельностью Сергия Радонежского.
В конце 1910 годов Нестеров переживает глубокий творческий кризис. Именно в это время появляется серия прекрасных портретов религиозных философов.
«Видение отроку Варфоломею» М. Нестеров 1899 |
«Философы» Художник М. Нестеров 1917 |
Живописец - баталист Франц Рубо в 1890-х годах создал первую в России панораму, посвященную боевым действиям русских войск – «Штурм аула Ахульго». В период с 1902 по 1911 г. Рубо обращается к событиям Крымской войны 1853-1856 гг., Отечественной войны 1812 г. Появляются его наиболее значительные работы: панорама «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» (размер панорамы -15 м высота и 115 м по окружности).
«Оборона Севастополя» Художник Ф. Рубо 1905 |
«Бородинская битва» Художник Ф. Рубо 1912 |
Картина «Оборона Севастополя» была заказана художнику в честь 50-летию Крымской войны. Выбирая сюжет для картины, Рубо остановился на сражении на Малаховом кургане, когда русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый англо-французской армией. На картине изображено около 4000 человек. Представители властных структур нашли излишним портретный показ рядовых солдат и матросов, а также предложили заменить фигуру Петра Нахимова и главнокомандующего русской армией князя Горчакова. Однако Рубо, который считал, что нужно увековечить память о подвиге народа в лицах, встретил такие замечания в штыки. Поэтому картина отличается исторической достоверностью.
Картина-панорама «Бородинская битва» была заказана художнику к 100 летней моментов сражения - годовщине Отечественной войны. В основу картины взят один из напряженнейших моментов сражений, когда ободренные захватом Багратионовых флешей французы рвались к двум крупнейшим пунктам русских позиций – деревня Семеновская и Курганная батарея. Изображенные на полотне русские войска активно обороняются, бесстрашно вступаю в рукопашный бой с французами. Как известно из истории натиск противника был отбит.
Общество «Мир искусства»
В 1898 г. возникло художественное объединение «Мир искусства». «Мирискуссники: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Сомов изображали театрализованный изящный и яркий мир. Они активно участвовали в создании декораций к оперным и балетным постановкам. В «Мир искусства» входил и художник – сказочник Иван Билибин.
«Портрет С.П. Дягилева» Художник Л. Бакст 1906 | «Подсолнухи. Живопись и графика» Художник А. Бенуа |
«Дама в голубом» Художник К. Сомов 1890 | Иллюстрации к сказке «Об Иване Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке Художник И. Билибин 1990 |
Музыка
Подъем музыкального искусства в начале XX века связан с деятельностью композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова, композиторов Александра Николаевича Скрябина («Прометей»), Игоря Федоровича Стравинского ( балеты: «Петрушка», «Жар-птица», 2Весна священная»).
Развитие лучших традиций музыкального театра связано с певцами Федора Ивановича Шаляпина, Леонида Витальевича Собинова, Антониной Васильевной Неждановой.
Мировую известность обрели выдающиеся представители русской балетной школы Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав .Нежинский.
«Русские сезоны в Париже, организованные в 1907-1913 гг. театральным деятелем, меценатом С.П. Дягилевым, знакомили европейскую публику с лучшими достижениями российского оперного и балетного искусства.
Архитектура
В архитектуре стиль модерн проявился в творчестве Ф.О. Шехтеля, который построил здание Ярославского вокзала в Москве, особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в Москве. Талантливый архитектор В.Ф. Валькотта построил гостиницу «Метрополь» в Москве.
Здание Ярославского вокзала Архитектор Ф.О. Шехтель 1902-1904 |
Особняк Зинаиды Морозовой Архитектор Ф.О. Шехтель 1898 |
Памятником неоклассицизма (направление в архитектуре, которому присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма) стал музей изящных искусств архитектора Р.И. Клейна – ныне это музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина.
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Архитектор Р.И. Клейн Неоклассицизм |
Средние торговые ряды в Москве Архитектор Р.И. Клейн Неоклассицизм |
Представителем неорусского стиля был А.В. Щусев, которым было построено здание Казанского вокзала в Москве.
Здание Казанского вокзала в Москве Архитектор А.В. Щусев. Неоклассицизм 1914-1926 |
Гостиница «Метрополь» в Москве Архитектор В.Ф. Валькотт Неоклассицизм 1899 |
Скульптура
Скульптура была связана с импрессионизмом. Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Широкую известность получили скульптурные портреты скульптора П.П. Трубецкого – Л.Н. Толстого, С.Ю.Витте, Ф.И.Шаляпина. Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал его памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. и вызвавший оживленные споры публики.
Памятник Александру III в Петербурге Скульптор П.П. Трубецкой 1909 |
В Москве был открыт памятник первопечатнику Ивану Федорову, созданный скульптором С.М. Волнухиным.
Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве Скульптор С.М. Волнухин 1909 |
Памятник Н.В. Гоголю в Москве Скульптор Н.А. Андреев 1909 |
Появился новый вид искусства – кинематограф. Старейший кинотеатр в Москве «Художественный» - сохранился до наших дней. В 1908 г. вышел первый российский художественный фильм «Стенька Разин и княжна». Выдающимися актерами немого кино были Вера Холодная, Иван Мозжухин, Игорь Ильинский.
В результате революции многие деятели искусства покинули Россию.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 577; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!