V . Подпишите названия храмов, укажите век

Культура россии

Xvi век

Глава 4

Лекция № 14

Культура России в XVI веке

С образованием единого государства происходят изменения и в культурной жизни России. Местные культурные традиции постепенно уходят в прошлое, уступают место общерусским.

Фольклор

Записей устного народного творчества того периода почти не сохранилось. События того периода в основном отразились в сказках. В «Сказке о Борме-Ярыжке» ее герой добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилон-граде. Другие сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа: «Умный мальчик-судья», «Огненный змей», «Мудрая дева» и др.

В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отражалась меткая  народная речь. Например, пословицы, которые вписал Иван Грозный в свое послание  старцам Кирилло-Белозерского монастыря: «Жалует царь, да не жалует псарь», «Дати волю царю, ино и псарю».

Большая часть сказок этого периода идеализирует образ Ивана Грозного как борца с боярами, «крестьянского царя», справедливого судьи.

Историческая живопись о данной эпохе

Иван Грозный Художник В.М. Васнецов 1897 «Последние минуты митрополита Филиппа» А.Н. Новоскольцев 1880-е

 

Покорение Казани.

Художник А .Кившенко XIX в.

Плененного Едигира,  царя казанского приводят к Ивану IV/

 

 

«Покорение Сибири Ермаком»

Художник В.И. Суриков 1895

 

 Расцветает жанр исторической песни. В этих песнях народ прославляет взятие Казани. Одним из героев казанского эпоса выступает казак Ермак Тимофеевич. Он идеальный герой-казак. В песне о Кострюке-Мастрюке простой русич, «насельщина-деревенщина», побеждает в единоборстве заезжего бахвала князя Кострюка. Образ последнего отразил реальные черты царского шурина, брата его жены, опричника князя Дмитрия Черкасского. Народ, с одной стороны, воспевает царя на воинские подвиги, расправы с боярами, а с другой – отмечает его жестокий нрав.

«Опричнина» Художник Н.Неверов  1888 На картине запечатлены события, предшествующие убийству конюшего боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина, которого Иван Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!»
«Опричник» Художник С.Ефошкин XX в  

Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 г.» также отражает образ эпохи. Главные герои сюжета Иван Васильевич Грозный и его сын от Анастасии Романовой –Иван. Именно его царь считал своей опорой и продолжателем династии. Но в тот роковой день мнения отца и сына разошлись, и Иван выступил против воли отца. Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» так описал это событие: «Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул «Я убил сына» и кинулся обнимать, целовать его, удерживал кровь, текущую из глубокой язвы, плакал, рыдал, звал лекарей, молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но Суд Небесный свершился! Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание, убеждал его не предаваться отчаянию, сказал, что умирает верным сыном и подданным…».

Картина до сих пор вызывает споры. Некоторые историки считают, что смерть царевича могла наступить и по другим причинам.

 

  «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» Художник И.Е. Репин 1883-1885

 

 

Просвещение

Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. Учились дети и взрослые. Сначала учили азбуку, потом Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтырь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось.

Обучение математике сводилось к счету до тысячи и далее, сложению и вычитанию, реже умножению и делению.

Появились руководства по грамматике – труды Максима Грека «Начало грамоты греческой и русской». В этом столетии появляется и первое пособие по арифметике: изучаются единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч, миллионы, дроби.

Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. В 1564 г. Иван Федоров издал первую русскую печатную книгу «Апостол», затем «Часослов» и другие. Однако церковь стала преследовать книгопечатника, обвиняя его в ереси и колдовстве. По их понятию, религиозные тексты можно было переписывать только от руки. Иван Федоров, вынужденный эмигрировать в Литву, продолжал издавать книги на русском языке: первый печатный русский «Букварь», первое полное издание Библии на русском языке.

 

Научные знания

Научные знания носили прикладной характер. Церковь составляла пасхальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам, вычислялись лунные фазы, затмения Солнца и Луны.

При изготовлении  пушек и пищалей требовались  знания по физике, строительство зданий каменных и деревянных высотой до 60 м приводило к развитию математики и техники.

Солеварение и поташное  производство (поташ – вид технической соли), медицина и иконопись требовали знаний по химии.

Географические знания отражались по писцовым межевым книгам, посольским и разрядным книгам.

Исторические знания отражены в летописях, повестях и сказаниях.

Литература. Историческая и политическая мысль

В летописных сводах, повестях и сказаниях разрабатываются идеи величия великокняжеской и царской власти, мировой роли России. Как сказано в «Руссом Хронографе» (обзоре всемирной истории, 1512 г.), после покорения турками Византии и других «царств», которые они в «запустение положиша и покориша под свою власть», «наша же Российская земля... растет, и младеет, и возвышается».

«Повесть о Вавилонском царстве» с ее идеей преемственности власти византийского императора  от правителей на русской почве дополняется версией  о передаче шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху: «…и доныне та шапка Мономахова в Русском государстве, в богохранимом в царствующем граде Москве».

«Сказания о князьях Владимирских» начала XVII в. выводит родословную московских правителей от Августа, кесаря римского. Так возвеличивались самодержавие и суверенность (независимость) власти российских монархов. Сам Грозный без тени сомнения в письме к шведскому королю утверждает: «Мы от августа кесаря родством ведемся».

Все эти теории служили нуждам оформления идеи независимого положения Руси в мировом сообществе, утверждению равноправия Русского государства с монархами Европы.

Крупнейшим мыслителем, оказавшим большое влияние на развитие древнерусской мысли был Максим Грек. Наследие Максима Грека очень обширно: это переводы, богословские труды, философские произведения. В своих сочинениях он касается проблем человека, духовного совершенствования, рассматривает и вопросы общественно-политического устройства. Особое внимание обращает на воспитание кротости, мудрости, чувства гражданственности.

Важным событием в культурной жизни этой эпохи было составление большого сборника религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний), осуществленного под руководством митрополита Макария. Сборник получил название Великих Четьих-Миней, в нем произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

Великие Четьи-Минеи

Жития святых в 12 –ти томах

 

Памятником средневековой русской культуры для широкого читателя является «Домострой», составленный сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром. Он был истовым поборником патриархальных порядков. Поэтому Сильвестр ратовал за  укрепление роли отца и родителей в семье, за твердое исполнение церковных обрядов. Обращаясь к детям, «Домострой» провозглашал: «Чада…любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всем. И старость их чтите». «Домострой» поучал отца, мать, детей, домочадцев «не красти…, не солгати, не оклеветати, не завидети, не обидеть, не клепати..,, не бражничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого, к большим быти послушну и покорну, к средним любовно, к меншим и убогим приветну и милостиву». «Домострой» призывал растить детей в страхе Божьем и приветствовал телесные наказания. Детей надо учить «страхом»: наказывать сына своего от юности», тогда он будет чтить родителей в старости. В то же время там есть и такие слова: «Обучая детей, люби их и береги». Отец должен быть строг и деятелен, жена добра и трудолюбива и молчалива, дети послушны и богобоязненны.

В нем читатель мог найти всякого рода советы как «душеполезного», так и практического  содержания. В нем определялись как обязанности человека по отношению к церкви и государю, так и нормы построения семейного быта и ведения домашнего хозяйства.

Домострой

 

Под руководством митрополита Макария, а потом и самого Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения,  в них проводились мысли преемственности власти византийских императоров и русского царя, идеи самодержавной власти. Этими идеями был наполнен Лицевой свод или Никоновская летопись, в которой было 16 тыс. цветных миниатюр - иллюстраций, или лиц. Вся русская история в этой летописи неукоснительно вела, по мысли авторов свода, к царской власти Ивана IV.

Лицевой свод

 

 Идея самодержавия, божественного происхождения царской власти видна также в «Степенной книге», где шаг за шагом показаны все ступени династии Рюриковичей. Авторами царской родословной стали митрополиты Киприан и Макарий.

Степенная книга

 

Исторические повести

Исторические повести и сказания сообщают о важнейших событиях того времени, о деяниях царя, борьбе с соседними государствами.

Неизвестный автор исторической повести  «Казанской истории» рассказывает о взятии Казани Иваном Грозным в 1552 г., изображает Ивана Грозного «державного царя и великаго князя Иоанна Васильевича, суровым но справедливым властелином, заботящимся об интересах своей страны, и отрицательно отзывается о боярах.

Казанская история

 

«Повесть о Молодинском сражении» говорит о блестящей победе над крымским ханом в 1572 г. Автор повести документально изложил события этой битвы, в 50 верстах от Москвы в бою объединенное опричное и земское войско под командованием князя Михаила Воротынского сразилось с превосходящим в 2 раза войском крымского хана Девлет-Гирея. Воротынский проявил полководческий талант, на берегу Оки крымское войско было разбито, Девлет-Гирей бежал с поля боя, крымское войско потеряло в этой битве почти все боеспособное мужское население.

«Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» рассказывает о героической обороне Пскова в 1581 г, длившейся 5 месяцев. Она была написана уже после смерти Ивана Грозного. Автор в традициях того времени называет польского короля «лютым великим зверем». С помощью тяжелых орудий полякам удалось разрушить две башни, но как пишет автор, псковичи молились и Бог услышал их молитвы. Русским удалось отбить все штурмы, предпринятые Баторием. Но силы той и другой стороны были уже исчерпаны.

Художник Я. Матейко посвятил картину «Стефан Баторий под Псковом» переговорам. Посольство Ивана Грозного прибыло к польскому королю с просьбой о мире.

«Стефан Баторий под Псковом» Художник Я. Матейко 1872 г

Художник К. Брюллов также обратился к этой героической теме. В своей картине «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием» он отразил патриотический подъем жителей Пскова. Вместе с мужчинами, псковские женщины защищали город. Летописец пишет, «что они взяли в руки оружие, какое было в доме и какое было им по силам». Женщины, которые по каким-либо причинам драться не могли, вместе со своими детьми приносили защитникам города камни, а другие – воду. В этот момент в городе не было ни одного человека, который бы не помогал воинам. Стефан Баторий не ожидал такого героического сопротивления. Более того, он представить не мог, что за оружие возьмутся женщины. Даже дети не остались в стороне – ночью они помогали взрослым ремонтировать укрепления, приносили пишу. Тогда польский король приказал послать сотни стрел с письмами в город с предложением сдаться. Иван Шуйский, который руководил осадой Пскова, ответил лишь одним письмом – на предложение сдать город в обмен на «великие блага» Псков ответил отказом

 

«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием» Художник К. Брюллов 1839-1843

Публицистика

XVI век оставил для будущих поколений и образцы такого вида литературы, как публицистика. Один из них – челобитная, поданная неким дворянином Иваном Пересветовым самому царю. Он призывал молодого монарха к решительной борьбе за укрепление царской власти, ограничение власти бояр. По мнению автора, царь должен опираться на служилое дворянство. Только дворяне, чье благосостояние всецело зависит от царских пожалований, способны на подлинную преданность государю.

Андрей Михайлович Курбский Царь Иван Грозный

 

Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую реформу, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и ее неограниченный характер.

Архитектура

В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. Большое влияние на архитектуру эпохи оказал ансамбль кремлевских храмов. В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиева монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиорованти в конце XV в.

Кремль при Иване Грозном. 1550-е Художник А. Васнецов Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства

 

Наиболее интересным явлением в развитии архитектуры было возникновение новой конструкции храма – шатрового стиля. Конструкция перекрытия - шатер – выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды. В 1532 г. была построена первая, самая известная в шатровом стиле церковь Вознесения в царской резиденции селе Коломенском, в честь рождения сына Василия III, Ивана. Идея шатрового храма была развита в построенном в 1560 г. в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) архитекторов Бармы и Постника. Шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами. Собор отличает богатое декоративное убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей

 

Церковь Вознесения в Коломенском 1532 г.   Покровский собор на Рву (Собор Василия Блаженного) 1560 г.

 

В 1585 г. было завершено строительство Успенского собора Троице-Сергиевой лавры в традициях крестово-купольного храма.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585)

 

В 1586 г. русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе была отлита из бронзы Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), которое стало уникальным памятником русской артиллерии и литейного искусства.

 

Царь –пушка 1586 г.

Живопись

XVIвек характеризуется возросшим интересом к русской истории. Этим было вызвано составление обширных летописных сводов и Степенной книги. В постановлениях Стоглавого собора (1551) от иконописцев требовалось строгое следование утвержденным церковной властью иконописным подлинникам и древним образцам. Самым ранним образцом московской монументальной живописи XVI в. является роспись кремлевского благовещенского собора, выполненная в 1508 г. артелью художников во главе с сыном Дионисия – Феодосием. В украшениях основных частей храма, куполов и сводов художники следовали старой традиции. Необычным было обилие композиций, посвященным ценам Апокалипсиса, усиливается подробная повествовательность композиций. Для XVI века характерно появление наряду с церковными росписями светских росписей. В 1547-1552 годах была расписана так называемая Золотая палата Кремлевского дворца. Сама роспись не сохранилась, но в серии фресок, посвященных библейским темам в иносказательной форме прославлялись военные подвиги Ивана IV. В целом в русской живописи XVI в. замечается ряд новшеств, русские мастера впервые начинают воспроизводить картины быта, природы и людей в современном их обличье. Таким образом появляются черты, которые подготовили развитие реалистического начала в XVII в.

Оружие XVI века

В России в XVI веке используется как холодное, так и огнестрельное оружие.

Пищаль – русское название огнестрельного оружия, заряжаемого со ствола Мушкет – двухзарядное огнестрельное ружье, изобретено в Испании
Пушка XVI века Стрельцы, вооруженные пищалями и бердышами

 

Деньги

В 1535 – 1538 гг. была проведена денежная реформа. Появился московский рубль. В 1534 г. в Москве был основан первый в России казенный монетный двор. Сложилась денежная система:

100 копеек –рубль

50 копеек – полтина

10 копеек – гривна

3 копейки – алтын

 

Московская копейка (от слова –копье) серебро Московский рубль серебро
Полушка скребро Гривна серебро

 

Термины:

публицистика - литературный жанр, в основе которого лежат идеи политического устройства государства

шатровый стиль – храм, выполненный не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды

Исторические деятели:

Пересветов Иван Семенович (годы жизни неизвестны), дворянин, писатель, публицист, в своих «челобитных» царю отстаивал идею сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство. По мнению некоторых историков вымышленное имя, за которым скрывались члены Избранной рады

 

 

Задания:

I .Ответьте на вопросы

1. Кто являлся автором «Начало грамоты греческой и русской»? _____________________________

2. В каком году и кем в России была напечатана первая книга? _____________________________

3. Как называлась первая печатная книга? __________________________________

II. Закончите предложение, вставьте пропущенные слова:

«Сказание о князьях Владимировских» возвеличивало_________________________

_______________________________________________________________________

Автором Великих Четьи-Минеи был _______________________________. Этот многотомный сборник стал _____________________________ русского средневекового общества.

Автором «Домостроя» был ______________________. В нем содержались нормы      ________________________________ и ___________________________________.

Никоновская летопись или Лицевой свод была знаменита тем, что__________________________________________________________________.

 

Главной идеей Степенной книги являлась идея _____________________________________________________________________.

     

К историческим повестям относятся произведения, которые__________________

_____________________________________________________________________.

 

Повесть «Казанская история» рассказывает о _____________________________

______________________________________________________________________..

 

«Повесть о Молодинском сражении» говорит о _____________________________

____________________________________________________________________, ее

главным героем является воевода ________________________________________,

______________________________________________________________________.

 

«Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» рассказывает о __________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________.

 

Первыми произведениями публицистического характера XVI в. были челобитная ________________________________ и «История о великом князе Московском» автора ______________________________________.

 

В основе переписки Андрея Курбского и царя Ивана Грозного - расхождение во взглядах на ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

IV. Архитектура, ремесло

1. Как назывался новый архитектурный стиль, появившийся в России в XVI в.?

________________________________________

2. Назовите его характерные черты: ____________________________________

__________________________________________________________________

3. Какие храмы XVI в. являются памятниками нового стиля?

___________________________________________________

___________________________________________________

4. Кем была отлита Царь – пушка?

___________________________________________________

5. Какие виды огнестрельного и холодного оружия были распространены в XVI в.?_________________________________________________________________

6. Какие деньги имели хождение в России после денежной реформы?

____________________________________________________________________

V . Подпишите названия храмов, укажите век

1. Чем знаменателен в истории русской культуры 1564 г.?

1) началом книгопечатания

2) постройкой Успенского собора Московского Кремля

3) изготовлением Царь-пушки

4) возведением церкви Вознесения в Коломенском

2. «Государь без грозы, как конь без узды», - считал русский писатель-публицист XVI в., идеолог дворянства, изложивший в челобитных Ивану IV концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем.

1) Федор Конь

2) Андрей Чохов

3) Иван Пересветов

4) Андрей Курбский

3. Расположите в хронологической последовательности исторические события

1) возведение Успенского собора Московского Кремля

2) возведение храма Вознесения в Коломенском

3) создание Андреем Рублевым иконы «Троицы»

4) издание первой печатной книги «Апостол»

5) изготовление Царь-пушки

 

Ответ:

         

 

4. Какие три новых явления из перечисленных характерны для культуры России XVI в.?

1) развитие иконописи

2) оформление теории «Москва – Третий Рим»

3) начало книгопечатания

4) развитие летописания

5) строительство шатровых храмов

6) использование в строительстве белого камня

5. Установите соответствие между названиями произведений IV-XVI в.

Название произведений Авторы (составители)
А) «Хождение за три моря» 1) Сафоний Рязанец
Б) «Задонщина» 2) Афанасий Никитин
В) «Домострой» 3) Сильвестр
Г) «Великие Четьи Минеи» 4) Иван Федоров
  5)Макарий

 

6. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к культуре XIV-XVI вв.

1) «Сказание о Мамаевом побоище»

2) «Хождение за три моря»

3) «Домострой»

4) «Задонщина»

5) «Великие Четьи Минеи»

6) «Слово о полку Игореве»

7. Запишите термин, о котором идет речь.

В XVI в. архитектурной приметой времени становится остроконечные храмы, увенчанные вытянутой восьмигранной крышей. Такой свод храма, устремленный высоко в небо, получил название ___________________________.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1070; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!