Географические открытия XVII века



Глава 4

Лекция 20

Культура России в  Х VII веке

XVII век являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает изменяться. Россия стояла на пороге Нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских явлений и процесс обмирщения русской культуры, т.е. освобождение ее от господствующего влияния церкви.

Образование

Печатный двор издавал не только богослужебные книги, во второй половине XVII века печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для всех слоев населения, буквари стоили, например, одну копейку. Был издан букварь Василия Бурцева, «Грамматика» Милетия Смотрицкого,  букварь Кариона Истомина.

Назрела необходимость создания сети школ. Как правило, они открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали ученых монахов из Речи Посполитой. В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Будучи не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком, он внес важный вклад в развитие отечественного просвещения. По его предложению в 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов.

При царе Михаиле Федоровиче в России начали издание газеты «Куранты». Газета была рукописной и рассчитана на узкий круг людей. Она знакомила читателей прежде всего с мировыми событиями.

В 1687 г. греками братьями Лихудами  было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко - латинское училище (позже - академия). Прием в него был разрешен только детям из свободных сословий. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии.

Научные знания

Научные знания еще находились на начальной стадии развития. Главным их источником  продолжали оставаться книги западно-европейских авторов, переведенные на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производство чернил, добыча соли и др.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы территории России. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным делом было составление карт отдельных районов государства, географических справочников для путешественников.

Обширные сведения о зарубежных странах стали с этого времени постоянно собираться и обобщаться в отчетах русских послов. Во второй половине века интересные сведения были получены русским послом Н. Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.

В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII века – «Синопсис»,  ставшая одной из самых популярных книг,  по которой и в XVIII веке изучалась история нашей страны.

Полученные научные знания использовались, как правило, на практике. В 1615 г. русскими мастерами была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом в 12,5 тысяч пудов (более 200 тонн).

Русские мастера успешно владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.

Познания в астрономии применялись в точном определении дней, переходящих (не имеющих постоянной даты) церковных праздников.

 

Русские первопроходцы

XVII век стал веком великих русских географических открытий, которые внесли большой вклад в мировую науку. Это было время непрерывных экспедиций русских первопроходцев на восток. В результате были открыты сибирские и дальневосточные земли не только для России, но и для Европы и всего мира.

Сибирский казак Семен Иванович Дежнев начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1647 году он предпринял попытку пройти на реку Анадырь  морем, но встретил большие льды и вернулся. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой.

Русский землепроходец Василий Данилович Поярков  в 1643-46 годах руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья. Он стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану.

Енисейский казак Михаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь. В 1649 г. в ходе своей сухопутной экспедиции сложнейшим путем через Становой хребет он дошел до Анадырского острога и затем вышел к Охотскому морю.

Ряд экспедиций в Приамурье предпринял выдающийся русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров (1649-1653). По их результатам он составил первый «Чертеж реки Амур».

Географические открытия XVII века

 

Дежнев С.И. Освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера Первым открыл пролив между Азией и Америкой
Поярков В.Д. Освоение Восточной Сибири Первый русский землепроходец, совершивший плавание по Тихому океану
Стадухин М.В. Освоение Крайнего Севера Вышел к Охотскому морю
Хабаров Е.П. Освоение Восточной Сибири Составил первый «Чертеж реки Амур»

Героическими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия прочно утвердилась на востоке Азии, дала миру первые научные знания об этих краях.

 

Литература

Новые явления происходили и в литературе. Она переставала быть только церковной. Появились первые «светские» произведения. В XVII веке впервые стали записываться выдающиеся произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры.

Появились новые литературные жанры, например, сатирические повести «О шемякином суде», «О Ерше Ершовиче».

«Повесть о Шемякином суде»  посвящена обличению судопроизводства. В ней сатирически изображается судья Шемяка, взяточник и крючкотвор, который в свою пользу толкует государственные законы.

Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. «Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его». Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке.

По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть. Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп.

В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем.

Шемяка, рассчитывая, что ответчик показывает ему «узел злата», во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил.

В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, и поп. Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем. Как считают исследователи, эта повесть соотносится с сатирической народной сказкой о несправедливом судье и волшебной сказкой о мудрых отгадчиках. Здесь присутствуют все сказочные элементы: быстрота развития действия, неправдоподобные преступления героя-бедняка и комизм положения, в котором оказываются судья и истцы.

К сатирическим повестям относится также и известная «Повесть о Ерше Ершовиче», возникшая в первом десятилетии XVII века. В рассказе о тяжбе Ерша с Лещом и Головлем отражены реальные условия жизни Руси того времени, сословные отношения.

Лещ и Головль, «ростовского озера жильцы»,  жалуются в суд на «Ерша, на Ершова сына, на щетинника, на ябедника, на вора, на разбойника», который попросился у них на малое время «пожить и покормиться» в Ростовском озере. Простодушный Лещ и Головль поверили ему, пустили, а он там расплодился и озером завладел. Дальше повествуется о проделках Ерша, «векового обманщика». В конце концов,  судьи признают, что правы Лещ с товарищами и выдают им Ерша. Но и тут Ерш сумел избежать наказания. Он предложил Лещу проглотить его с хвоста, и Лещ, видя лукавство Ерша, не стал с ним связываться и отпустил на волю. Причем Лещ и Головль называют себя «крестьянишками», а Ерш - «из детишек боярских». Повесть напоминала современникам жизненную ситуацию, когда сын боярский обманом и насилием отнимает у крестьян землю.

Сатирические повести обличали феодальные порядки, продажность и волокиту феодальных судов. Повесть о «Фоме и Ереме» высмеивала неспособных к труду дворянских детей.

Реальных исторических героев сменили вымышленные. Из наиболее популярного литературного жанра, каковым были жития святых, начал формироваться новый жанр – биографическая повесть, например, «Повесть об Улиании Осорьиной», в центре которой - образ ничем непримечательной женщины-дворянки.

Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие протопопа Аввакума, ценность которого состоит не только в воспроизведении мытарств лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличении социальной несправедливости и т.д. У «Жития» есть главное отличие от других произведений того времени — грубый язык, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. Его автор Аввакум Петров писал: «Занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить». В этом произведении проявилось обмирщение русской культуры, так как написано оно было самим автором.

Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала.

Он описывает свою биографию. Родился в нижегородском уезде, семье священника Петра. По благословению матери женился на дочери кузнеца Анастасии Марковне. В 21 год стал диаконом, в 22 священником, в 28 лет стал протопопом. На момент написания автобиографии Аввакуму было 50 лет. Аввакум сообщает о реформах Никона, когда «от дьявола житья не стало». После чего он был отправлен в Сибирь. Описывает Аввакум свое плавание по озеру Байкалу и путешествие в Даурскую землю. Затем, после опалы патриарха Никона, три года возвращался в Москву. Однако в Москве Аввакум не задержался и вновь был сослан в Пустозёрье. Здесь он написал своё житие. Его держали 15 лет в земляной тюрьме, но «остался упорен» и 14 апреля 1682 года был сожжён в срубе дерева вместе с иноком Епифанием и другими старообрядцами. Алексей Михайлович не раз просил его раскаяться и отказаться от старообрядчества, но Аввакум оставался непреклонным, за что и получил свое прозвище «неистовый».

Раскол является одним из значительнейших событий в жизни русской церкви XVII в. Причиной его стали бурные споры, разгоревшиеся в среде  образованного духовенства по поводу того, каким путем следует реформировать русскую церковь, в которой за несколько столетий ее существования накопились отклонения от греческого образца. Обсуждением этих проблем занялся «Кружок ревнителей благочестия». В ходеобсуждения определилось две точки зрения. Одни считали, что за образец для исправления следует взять греческие тексты и заново их перенести на русский язык. Сторонником этой точки зрения был Никон, который мечтал установить вселенское единство православных церквей и поэтому стремился к унификации (единообразию) обрядов по византийскому образцу. По мнению его идейного противника – протопопа Аввакума, в качестве образца следовало взять не греческие, а древние русские книги, поскольку Россия осталась единственным независимым православным государством. В конечном итоге в жизнь была воплощена точка зрения Никона, так как он стал патриархом. Сторонники Аввакума составили оппозицию «староверов», как они называли себя сами, или «раскольников», как именовали их представители официальной церкви. Борьба была ожесточенной – официальной церкви так и не удалось полностью искоренить инакомыслие.

Архитектура

Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI веке шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Зодчие обязаны были вернуться к крестово-купольному храму. Однако, архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент – шатрами увенчивались колокольни. В архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье».

Одним из самых ярких памятников этой эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л.Ушаковым.

Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Он отличался  не только своими размерами, одних только окон здесь было три тысячи, но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.

 

   
Теремной дворец Московского Кремля  
   
Внутренне убранство

 

Загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича  в селе Коломенском под Москвой
   

 

Узорочьем и «живописной асимметрией» отличалась и церковь Живоначальной Троицы в Никитниках (Москва) – домовой храм купца Никитникова.

 

Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках(Москва)

   

Выдающиеся творения были созданы русскими мастерами  в церковной архитектуре. «Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе. По заказу купцов Скрипиных в 1647-1650 годах был построен один из красивейших храмов Ярославля - церковь Ильи Пророка.

 

   
Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе  
  Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Почти сорок лет шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха Никона.

 В 70-80 –х годах был построен ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые красиво звучавшие на Руси колокола.

 
Новоиерусалимский монастырь  
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря
   
Ростовский кремль

 

Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой, декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.

 

Новодевичий монастырь

 

 
Донской монастырь

 

Данилов монастырь

Троице-Сергиев монастырь

 

 

Ипатьевский монастырь

       

 

Ипатьевский монастырь - мужская обитель, расположенная в Костроме. История основания его связана с предками Бориса Годунова, бежавшими из Золотой Орды и перешедшими в подданство московский князей и принявших православие. Расцвел монастырь в годы правления Бориса Годунова. Но знаменит он тем, что с осени 1612 г. в нем проживал юный Михаил Романов со свое матерью монахиней Марфой. В 1613 г. в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила Романова царем. В Троицком соборе монастыря был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положившего конец Смуте.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!