Стилистические ресурсы русского языка как предмет исследования лингвистической стилистики 4 страница



5) проблема объективного и субъективного (индивидуально­го) в стиле;

6) соотношение функциональных стилей и форм речи;

7) соотношение стилистики лингвистической и литературо­ведческой;

8) взаимодействие стилей и их целостность;

9) проблема отношения языка художественной литературы к функциональным стилям;

10) определение стилистических норм и их историзм;

11) проблема диахронии и синхронии в стилистике;

12) соотношение «стилей» произношения и функциональных стилей и многие другие проблемы.

Наконец, в стилистической области исследований разрабо­таны свои методы анализа материала. Поскольку стилисти­ка имеет дело с проблемой адекватности выражения оттенкам смысла, со стилистическими значениями, постольку с е м а н- тико-стилистический метод анализа текста в стилис­тике является основным. Взаимосвязь языковых средств и об­щая стилистическая окраска функциональных стилей речи так­же базируются на семантико-стилистических связях языковых единиц различных уровней, причем специфика стилей стано­вится отчетливой при их сравнении. Отсюда неизбежность и целесообразность сравнительного метода анализа.

33

При анализе художественной речи большое значение приоб­ретает метод, который условно можно назвать методом «слово — образ (микрообраз)». (Последний означает каждый предмет — в

3 Заказ 23

широком смысле — того поэтического мира, который писатель воплощает в тексте.) Этот метод состоит в выявлении комплекса языковых средств различных уровней со всеми их стилистико- смысловыми нюансами, который служит выражению (и созда­нию) данного микрообраза в системе образной мысли писателя.

Поскольку изучение функциональных стилей опирается на учет экстралингвистических факторов, при этом необходимо использование знаний различных научных дисциплин, т.е. при­менение комплексных методов, весьма актуальных в со­временной лингвистике.

При исследовании функциональных стилей, в частности при выяснении воздействия на стиль речи тех или иных экстра­лингвистических факторов, при определении специфики стиля используются статистические, или стилостатистические, методы исследования. (Полнее о методах в стилистике см. соот­ветствующую статью в кн.: Стилистический энциклопедиче­ский словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006.)

Определение стилистики, ее структура, научные направления

§ 14. В языкознании нет общепринятого определения сти­листики. Это происходит отчасти потому, что в процессе своего формирования эта отрасль языковедения развивалась в составе различных направлений. Во второй половине XX в. расширил­ся и объект исследования этой науки, далеко вышедшей за пре­делы изучения художественной речи.

В самом общем смысле стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования (употребления) языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием в тексте языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, це­лей, ситуации и сферы общения. Выделяются прежде всего такие типовые и социально значимые сферы общения, как научная,
художественная, публицистическая, официально-деловая, раз­говорно-бытовая, частично — религиозная. В соответствии с ними различаются и функциональные стили (их подстиди и т.д.).

Иногда стилистику определяют лишь как науку о вырази­тельных средствах языка. Это не вполне верно: при таком пони­мании игнорируется функциональный аспект стилистики — ас­пект употребления языка в речи, в тексте, стилевого построения последнего, а ее предмет ограничивается стилистически окра­шенными языковыми единицами. С другой стороны, определе­ние стилистики только как науки о функциональных стилях не­достаточно, поскольку исторически в лоне стилистики развива­ется традиционное направление, изучающее стилистические ресурсы языка (окраски и пр.). Кроме того, в формировании функциональных стилей принимают участие разнообразные выразительные средства, и изучение их состава логично вклю­чать в стилистику.

Таким образом, приведенное выше определение является наиболее полным и исторически соответствующим действи­тельности. Однако это определение, так сказать, общей стилис­тики. Оно может быть расчленено на две части, соответствую­щие двум основным исторически сложившимся аспектам стилистических исследований.

1. Традиционное — о внеконтекстуальных стилисти­ческих ресурсах языка (для краткости условно будем называть его «стилистика ресурсов») — аспект строевой, структурный.

з*

2. О закономерностях функционирования, употреб­ления языка в различных сферах общения (функциональ­ная стилистика) — аспект собственно коммуникативный, ди­намический, языка в действии. В этом направлении в свою очередь можно особо выделить стилистику художественной речи в силу специфики исследуемого ею объекта и обширно­сти имеющихся в этой области исследований. Однако следу­ет помнить, что это внутреннее ответвление той же функци­ональной стилистики, в котором художественная речь ис­следуется в аспекте ее общих специфических черт.

35

Художественная речь как объект исследования в силу своей сложности допускает различные аспекты изучения и потому под­разделяется как минимум на три более частных направления.

1. Стилистика художественной речи (текстов) как один из функциональных стилей, обладающий специ­фикой, обусловленной искусством как особой формой об­щественного сознания. Это наиболее общий аспект изуче­ния и описания художественной речи, в центре которого вы­явление именно специфики последней по сравнению с другими функциональными стилями.

2. Наука о стилях художественной литературы, представленная прежде всего трудами В. В. Виноградова и охарактеризованная им как особая дисциплина в книге «О языке художественной литературы» (М., 1959). Сюда отно­сится и изучение лингвостилистических особенностей про­изведений писателей.

3. Коммуникативная стилистика художествен­ного текста, развиваемая под руководством Н.С. Болот- новой.

Экспрессивная стилистика, смыкающаяся со стилистикой ре­сурсов, но более широко и специально изучающая всю конно- тативную «сферу» языка (не только стилистические, но и экспрессивные, эмоциональные, оценочные средства). Кроме того, она исследует средства и способы достижения выразитель­ности речи в соответствии с целями общения и интенциями го­ворящих в тех или иных ситуациях и сферах коммуникации. Предметом ее изучения являются не столько сами по себе эксп­рессивно-эмоциональные и другие выразительные средства языка, сколько сложившиеся (и окказиональные) приемы, способы использования этих средств в речи, их сочетания — стилистические и композиционные приемы — и достигаемый при этом коммуникативно-стилистический эффект.

В 80-е гг. XX в. сложилась в качестве особого направления сти­листика текста, сосредоточившая свое внимание на спе­цифике целостного текста (подробнее об этом направлении см. в следующей главе учебника).

Наконец, следует упомянуть еще и о собственно норматив­ном и прикладном аспекте стилистики. Г.О. Винокур пи­сал о нем: «С проблемой искусно писать связано понятие нор­мативной лингвистической стилистики как практической дис­циплины» (Избр. работы. М.. 1959. С. 235). Строго говоря, этот аспект не составляет особого направления науки (в точном смысле слова), его задачи — проведение в жизнь принципов те­оретической стилистики, воспитание стилистической речевой культуры. Базой для этого является знание стилистических ре­сурсов языка и закономерностей его функционирования, кото­рое и обеспечивает практическое владение навыками речеобра- зования в соответствии со стилистическими нормами. В связи с этим можно говорить о практической стилистике как учебной дисциплине и о методике преподавания стилистики.

§ 15. Охарактеризуем кратко каждое из указанных направле­ний стилистики, составляющие ее структурные разделы.

1. Направление, изучающее стилистические ресур­сы языка («стилистика ресурсов»), является, как сказано выше, наиболее традиционным. Это своего рода описатель­ная, иначе аналитическая, или структурная, стилистика, ха­рактеризующая стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций, а также так называемые средства словесной образности. Один из центральных ас­пектов этой науки — стилистическая синонимия языка (на разных уровнях языковой системы). Некоторые лингвисты придают этому направлению лишь служебную роль.

Как известно, в процессе формирования русского лите­ратурного языка большое значение имело взаимодействие двух его форм — письменной и устной. Языковые средства, преимущественно используемые по традиции в книжных жанрах, некогда находившихся под воздействием славяни­зированного типа языка, приобретали обычно стилистический характер официальности, при этом нередко с экспрессивны­ми оттенками риторичности, торжественности и др. В целом эти средства несколько условно объединяются под названи­ем книжных средств (или книжных стилей). Языковые же единицы устной речи, особенно обиходной, сохраняют и в сфере литературного употребления характер непринужденно­сти или даже фамильярности, с богатой палитрой своеобраз­ных экспрессивных окрасок. Все они называются разговор­ными, а также просторечными (литературное просторечие).

Книжные и разговорные языковые средства имеются на различных уровнях языковой системы (хотя далеко не в оди­наковых количествах): фонетическом, лексическом, слово­образовательном, морфологическом, синтаксическом. Не­редко эти единицы оказываются синонимичными как друг другу, гак и «нейтральным» (неокрашенным). Изучение этих средств и составляет объект характеризуемого направления стилистики, которое описывает состав средств, струк­турный аспект стилистики языка. Правда, изначально (в диахронии) он все же связан с особенностями функциони­рования языка.

Не только в истории развития стилистики, но и в про­цессе обучения закономерен переход от «стилистики ресур­сов» как своего рода базовой к другим направлениям стили­стики. В настоящем учебнике это направление представлено особым разделом.

Функциональная стилистика исследует закономер­ности функционирования языка в зависимости от коммуни­кативных задач в той или иной сфере общения и прежде всего специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей: «подсти- левых», жанровых, ситуативных и т.д. В ее задачи входит изу­чение реализации потенциальных стилистических возможно­стей языка в зависимости от целей и задач общения, характе­ра содержания, форм мышления и различных ситуативных особенностей общения в той или иной социальной сфере, иначе говоря — закономерностей функционирования языка в разных сферах общения.

Предмет ее исследования — закономерности употреб­ления, функционирования языка, а не его струк­тура: не столько сами по себе языковые средства, сколько принципы их отбора и сочетания, определяемые экстралин­гвистическими факторами, и образующаяся в результате этого речевая организация (стилистико-речевая, текстовая, системность) в той или другой сфере общения.

Таким образом, функциональная стилистика — это лингвистическая наука, изучающая закономерности функ­ционирования языка в различных сферах общения, соответ­ствующих тем или иным разновидностям человеческой дея­тельности, а также речевую системность складывающихся при этом функциональных стилей и иных функционально-сти­левых разновидностей, нормы отбора и сочетания в них языко­вых средств. Это, по признанию многих ученых, одно из ц е н- тральных направлений современной стилистики, и весь­ма перспективное. Именно с его формированием связано оформление стилистики в XX в. в качестве самостоятельной научной дисциплины. О важности и значимости изучения проблем функциональной стилистики, помимо известных отечественных ученых, неоднократно говорили, например, стилисты из Чехии, Словакии, Польши, Германии, другие зарубежные лингвисты. Приведем высказывание Р. Глезера: «Созданная и разрабатываемая лингвистами... концепция стилистики как учения о функциональных разновидностях языка — «функциональных стилях» — получила...широкое признание в мировой лингвистике. Описание функциональ­ных стилей является доминирующим... исследовательским направлением» (см.: Скребнев Ю.М. Очерк теории стилисти­ки. Горький, 1976. С. 7).

Актуальность и развитие функциональной стилистики в наше время связаны с общей переориентацией лингвисти­ческих исследований во второй половине прошлого столе­тия от структурных (формальных) к функциональным. При этом не случайно, именно прагматическим направлениям, в том числе стилистике, принадлежит приоритет в этой переориентации, поскольку в центре внимания стилистики был и остается текст, а значит, законы функцио­нирования языка. Таким образом, два основных направления стилистики — «стилистика ресурсов» и функциональная — представляют собой два аспекта языка (и его изучения): струк­турный и функциональный. Такая двуплановость касается не только стилистики, но и других разделов языкознания; ср., с одной стороны, структурную грамматику, с другой — функциональную, объединяемые общим термином грамма­тика.

Стилистика художественной речи включает частные направления:

а) Изучение художественной речи в аспекте функциональ­ной стилистики, т.е. как одного из функциональных сти­лей, с учетом его специфики [см. далее в учебнике главы: «Художественный стиль» и «Вопрос о правомерности выделения художественного стиля среди других функци­ональных стилей»];

б) Наука о стилях художественной литерату­ры представляет собой, по словам В. В. Виноградова, ис­торическую науку лингволитературоведческого характе­ра. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их исто­рическом развитии и прежде всего вопрос о том, в какой мере литературный язык определенного уровня развития может обеспечить потребности слагающегося стилисти­ческого направления литературы. Так, одно из открытий В. В. Виноградова состоит в доказательстве возможности развития стилей реализма на основе сложившегося на­ционального литературного языка, каким и был русский литературный язык в XIX в.

К этому же направлению относится стилистика ин­дивидуальной речи, или стиля писателя и отдельного ху­дожественного произведения, в частности вопросы ин­терпретации конкретных текстов. Одной из центральных проблем стилистики художественной литературы, выд­винутой и обоснованной В. В. Виноградовым, является изучение речевого воплощения в художественном произ­ведении образа автора.

В проблематике исследований стилистики языка ху­дожественной литературы выделяется подход, ведущий свое начало от языка русской формальной школы 20-х гг. XX в., когда язык художественной литературы рассмат­ривается как специфический язык искусства, противо­поставленный литературному языку. Однако при всей значимости эстетической функции языка в художествен­ной литературе его нельзя отрывать от литературного языка, который, кстати, «шлифуется» и нормализуется в лаборатории писателя. По М.М. Бахтину, словесное ху­дожественное произведение опирается на слово языка, отталкивается от него. Понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы», конечно, не тожде­ственны, но соотносительны. «Язык художественной ли­тературы, будучи явлением искусства, не утрачивает своей лингвистической субстанции» (Белъчиков Ю.А. Стилисти­ка // Энциклопедия. Русский язык. М., 1997. С. 540).

в) Коммуникативная стилистика художественного текста (КСХТ), реализующая коммуникативно-деятельностный подход при анализе текста, опирается на разработанную Н.С. Болотновой систему коммуникативных универсалий, на основе которых и ведется исследование языковых еди­ниц и приемов при функционировании их в тексте. Ком­муникативно-деятельностный аспект предполагает изу­чение текста с точки зрения взаимодействия деятельности автора и адресата.

Опираясь на модель языковой личности, разработанную

Ю.Н. Карауловым, КСХТ исследует языковые средства тек­стовой деятельности на вербалъно-семантическом, когнитив­ном и мотивационном уровнях, выявляя наиболее оригиналь­ные индивидуально-авторские средства. Это направление изучает регулятивные текстовые структуры различных ти­пов, стимулирующие познавательную деятельность читате­ля, с чем связана разработка теории регулятивности как сис­темного качества текста, сопряженного с его информатив­ностью, структурностью, интегративностью. Исследуются способы ассоциативного развертывания текста и проявле­ние идиостиля в «доминантных личностных смыслах», для чего проводится соотношение текстовых ассоциативно- смысловых полей с данными ассоциативных словарей. Ана­лиз когнитивного уровня языковой личности автора позво­ляет раскрыть его концептуальную картину мира. В КСХТ используются своеобразные методы исследования (опрос, анкетирование, эксперимент в сочетании с традиционными методами).

Таковы основные аспекты исследований коммуникатив­ной стилистики художественного текста, связанные с разра­боткой теории регулятивности, теории текстовых ассоциаций и смыслового развертывания текста. Это раскрытие стиля личности, идиостиля во всем многообразии его проявлений. Не случайна высокая оценка К.А. Роговой этого направления стилистики, подчеркивающей, что соответствующие работы имеют методологический характер и направлены на поиск за­кономерностей в аспекте определения смысловых прираще­ний как специфических черт художественного текста.

Художественная речь настолько многообразна, специфична и богата стилевыми функциями, что она предполагает разнообраз­ные аспекты изучения, которые трудно ограничить какими-либо рамками. Кроме указанных направлений ее исследования, можно назвать, например, такой аспект, как поэтическое речевое мышле­ние. Это направление изучает зафиксированную в тексте творчес­кую интеллектуальную деятельность поэта, связанную с его способ­ностью создавать образы, обладающие эстетикой, индивидуальной семантикой и вызывающие представление благодаря использова­нию богатых возможностей семантической структуры слова. (См.,

например: Чернухина И.Я. Поэтическое речевое мышление. Воро­неж, 1993; Она же. Общие особенности поэтического текста. Во­ронеж, 1987; Поляков М. Вопросы поэтики и художественной се­мантики. М., 1978 и др.)

В последние годы стало развиваться еще одно интересное на­правление — поэтика грамматических категорий или поэтическая грамматика. Оно исследует семантико-стилистические функции грамматических форм и конструкций в поэтических текстах, на­пример смысловую структуру поэтического «Я»; ипостаси лири­ческого «Я». (См. монографию авторского коллектива: И.И. Ков- тунова, Н.А. Кожевникова, Е.В. Красильникова и др. Поэтическая грамматика. Т. I. М., 2006).

4. Стилистика текст а, сравнительно недавно оформив­шаяся на пересечении стилистики и лингвистики текста, изучает целый текст, структурно-стилистические возможно­сти речевых произведений, их композиционно-стилевые формы и типы, конструктивные приемы и функционирова­ние в речи языковых и собственно текстовых единиц (сверх­фразовых единств, абзацев и др.) в единстве с идейным со­держанием произведений. Она не тождественна лингвистике текста в силу своей стилистико-функциональной направ­ленности (подробнее см. в следующей главе учебника).

5. Практическая стилистика. Одним из главных принципов стилистики, который должен усвоить каждый говорящий и пишущий, является целесообразность и умест­ность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения и, следовательно, конкрет­ных его целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических факторов. Практиче­ская стилистика должна воспитывать у говорящих стилевое чу­тье, знакомить с нормами того или иного функционального стиля, развивать умение строить речь, связный, протяженный текст в соответствии со спецификой последнего.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 765; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!