Кукла «Богатство, плодородие»



Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток.

Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому.

По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.

Кукла "Кубышка-травница"

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

Кукла "Коза"

В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла "Коза"’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Кукла коза Спиридон-Солнцеворот

Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона — это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.

На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».

В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.

Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.

Кукла "Неразлучники" Делать ее можно из цельного куска ткани.

Кукла "Мировое дерево"

Мировое дерево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.

В горизонтальной плоскости мировое древо и пространство вокруг него разделяются на четыре части, выражая представление о времени (утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима) и пространстве (восток, юг, запад, север). По вертикали дерево делится на три части: нижнюю — корень (подземный мир), среднюю — ствол (земной мир) и верхнюю — крону (небесный мир). К каждой из этих частей относятся определённые существа. Внизу, возле корня, живут змеи, лягушки, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому что низ дерева символизирует не только подземный мир, но и воду. В средней части, на земле, располагаются большие животные: туры, олени, кони, медведи, волки. Это также и мир людей. На верхушке мирового дерева селятся птицы и пчёлы, здесь же находятся небесные светила.

Мировое дерево — это еще и родовое дерево. Вот почему свадебную куклу "Мировое дерево" делали на веточке с двумя развилками: на одной развилке жених, на другой - невеста.

«Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясовиц».

В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея.

Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья.

«Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.

В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея.

Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

Кукла "Зерновушка"

После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу-мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами.

В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.

 

Проблемы и основные тенденции развития

ремесел и декоративно-прикладного творчества России.

Современное декоративно-прикладное творчество народов России динамично развивается и обращаясь к истории развития российских ремесел, важно подчеркнуть, что сегодняшнее состояние – лишь заключительная часть того пути, который прошел этот вид деятельности с момента его возникновения.

Города и деревни, столицы и провинции, находились в неравных экономических отношениях, поэтому необходимо вычленять эти разнородные уровни бытовой культуры населения, существовавших одновременно:

- родовое (этническое) творчество многочисленных народностей России, мало затронутых цивилизацией,

- бытовое искусство села, «крестьянский дизайн» в различных его локальных проявлениях,

- рукотворное творчество мещан, любителей-дилетантов из дворянской среды,

- художественные ремесла горожан, деятельность кустарных артелей и мастеров-отходников,

- деятельность художников-профессионалов, работающих на создание образцов для набирающей силу художественной промышленности и по индивидуальным заказам элиты общества. Все эти направления, развиваясь на протяжении последних двух столетий, не в изоляции друг от друга, часто перекрещивались, взаимно обогащаясь идеями.

Социально-экономические перемены постсоветского периода оказались настолько значительными, что затронули самые глубины жанра, и не только дали ему новые формы, но и изменили его содержание. Историко-художественная ситуация 1990-х годов создала благоприятные условия для развертывания ремесел и народных промыслов как стихийного движения в особенно в российской провинции. Этому способствовала и активизация местной культурной политики, стимулируемая изнутри «неформальным соревнованием» регионов.

Поиски местной традиции становятся все более важной задачей для отдельных областей огромной России, которые как субъекты федерации хотят обрести и развивать собственную художественную культуру. Что такое «самарский стиль», чем отличается «брянский костюм», что характерно для калужских украшений и т. п. - вопросы сегодня достаточно актуальны и решаются они по-разному, в зависимости от наличия сил специалистов-искусствоведов, профессиональных художников-дизайнеров или мастеров-любителей. Тем или иным способом, но этот процесс обретения собственной системы координат для местного декоративного стиля идет достаточно активно по всей России.

Мы сталкиваемся по крайней мере с несколькими разновидностями существования декоративно-прикладного творчества, которые отличаются между мастером и потребителем, по функции, роли и месту в обществе, а также по оценке этого творчества специалистами.

Рассматривая народное прикладное творчество как явление, мы можем выделить следующие составляющие, которые коррелируются с компонентами «народной культуры», в его сегодняшнем понимании:

– домашнее ремесло и рукоделие, связанное с выполнением хозяйственно-бытовых и обрядово-ритуальных нужд, как признак этнической культуры;

– художественное творчество любителей как бытовое непрофессиональное и неинституционализированное творчество;

- студийное движение, сочетающее обучение и работу любителей под руководством опытных мастеров или профессиональных художников;

- промысловое (коллективное) творчество, направленное на решение общих художественных и производственных задач творческой группы мастеров, работающих в однородной стилистике и общих технологических принципах изготовления изделий;

– авторское профессиональное творчество, сознательно или косвенно ориентированное на элементы этнической и национальной культуры художественного ремесла как адаптированной формы профессиональной культуры.

Предлагая к рассмотрению декоративное творчество в его локальных проявлениях как достаточно широкое явление, стоит обозначить его пограничное место в морфологической системе координат: культура - искусство. По существу, речь идет о вечном противостоянии и тонкой грани между такими понятиями как ремесло - искусство - дизайн.

При разнообразии форм можно различить два вида существования произведений декоративного искусства:

авторское творчество – уникальные произведения, созданные художниками при максимальном использовании приемов ручной работы;

промысловые произведения, созданные в условиях коллективной работы современных мастеров и рукодельниц, а также художников, наследующих традиционные технологии и художественно-образный строй определенной этнической культуры.

В соответствии с Федеральным законом «О народных художественных промыслах» промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей. Органы государственной власти призваны обеспечивать экономические, социальные и иные (культурные) условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных промыслов.

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

При этом сегодня промыслы, прежде развивавшиеся в формах предприятий НХП в силу определенных причин, находятся в катастрофическом состоянии. Здесь сокращаются объемы производства собственно художественных изделий, численность народных мастеров и художников. Устаревшие технологии, полное отсутствие инфраструктуры сбыта изделий, как следствие, минимальная заработная плата (значительно ниже средней по стране), невозможность участия в выставочной деятельности как внутри страны, так и за рубежом, не обеспечивают необходимого развития творческих коллективов. Особенно тревожит то, что прекращается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым мастерам.

Актуальность сохранения народных промыслов и необходимость разработки мер их государственной поддержки по-прежнему остается актуальной. В настоящее время в силу сложившихся историко-социальных и экономических обстоятельств в России народными ремеслами и промыслами занимаются несколько ведомств, организаций и общественных объединений.

Ассоциации «Народные художественные промыслы России» принадлежит законотворческая инициатива в области экономики народных художественных промыслов: Она разрабатывает предложения к законодательным и нормативным правовым актам, предусматривающим установление налоговых и иных финансовых льгот народных художественных промыслов и предоставление им субсидий из бюджета.

«Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации» - говорится в преамбуле Федерального закона «ОНАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ» (с ред. Федеральных законов от 01.01.2001 N 122-ФЗ, от 01.01.2001 N 157-ФЗ, от 01.01.2001 N 231-ФЗ, от 01.01.2001 N 118-ФЗ, от 01.01.2001 N 160-ФЗ, от 01.01.2001 N 256-ФЗ). Именно здесь сформулированы следующие основные понятия: народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

Согласно этому закону места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации. Такая работа по созданию списков мест традиционного бытования промыслов и ремесел ведется в России на протяжении последних 10 лет, и находится еще в стадии формирования и уточнения в каждом регионе.

В то же время в период перестройки Министерство культуры инициировало процесс создания центров и домов ремесел в регионах, которые ныне существуют как учреждения культуры муниципального или более высокого уровня в регионах согласно закону о местном самоуправлении (131 ФЗ). В этих учреждениях ведется такжеобразовательная деятельность для детей и взрослого населения. Яркий пример – система районных центров ремесел, созданная в Удмуртской республике, деятельность Союза мастеров Республики Коми.

Государственный Российский Дом народного творчества традиционно в течение своего существования поддерживает творческие проекты в сфере декоративно-прикладного творчества и художественных ремесел, обладая сетью профильных отделов почти во всех регионах России, а также активно работая с существующими центрами ремесел. Заслуга Дома заключается в создании и координации работы всероссийской сети местных домов (центров) народного творчества, мощной культурной системы. Эта система включает сегодня республиканские, краевые, областные, окружные дома (центры) народного творчества, как с прежними, устоявшимися названиями: научно-методические центры народного творчества и культпросветработы, так и новыми: творческие, производственно-творческие объединения, центры культуры, центры ремесел, музеи народного творчества.

Немалое место в этой работе отводится задачам сохранения, методической поддержки и развития художественных ремеслах в регионах. В сфере внимания, аналитической, учебно-творческой, исследовательской работы центров народного творчества как творцы, их объединения, организации, художественные и общественно-социальные процессы, влияющие на развитие этого жанра, так и художественное творчество детей, любителей-взрослых, профессиональных художников, студийное движение.

Развитие детского художественного творчества в огромной степени зависит от уровня его стимулирования. В кружках, студиях, школах и домах ремесел многое определяется степенью профессиональной подготовки педагогов и их художественной одаренности, творческой активностью руководителей-администраторов.

Любительское (непрофессиональное) художественное творчество взрослых может развиваться как индивидуально, так и в коллективных формах (кружки, студии, клубы по интересам. При этом студийное творчество - огромный пласт современной массовой культуры, в котором равнозначное участие принимают профессиональные художники, опытные мастера-наставники и любители.

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

Важно учитывать также общественные организации, личности и их действия, влияющие на развитие жанра. Это творческие союзы, фонды поддержки, ассоциации и гильдии мастеров, специалисты (искусствоведы, арт-менеджеры, коллекционеры) работающие на российском и региональном уровне. Результат их действий – стимулированное развитие или затухание отдельных процессов и явлений в сфере художественного творчества и ремесел.

Безусловно, что одним из самых важных компонентов в сохранении культурного разнообразия является самобытность культуры каждого народа, а именно, его обычаи, традиции, устои, особенности национального характера, наиболее ярко выраженные в различных видах декоративно-прикладного творчества. Поэтому задача сохранения, поддержки и развития традиционного ремесла и рукоделия во всех проявлениях выходит сегодня на первый план культурной политики Государственного Российского Дома народного творчества.

На протяжении последних десятилетий ГРДНТ работает над созданием системы общероссийских фестивалей и конкурсов, объединяющих мастеров, работающих в определенном жанре. Это такие виды декоративного творчества как:

гончарство - выставки «Закликаем весну»( Москва, 1995), «Современные гончары России» ( г. Тверь, 1997), «Гончары России. Посуда. Игрушка. Детское творчество.» ( г. Вологда, г. Тверь, 2000, 2003, 2006);

вышивка - всероссийская выставка-конкурс «Вышитая картина» (г. Москва, 1996, 1998, 2001, 2004, 2007); г.; всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (г. Тверь, 2010)

лоскутное шитье - всероссийский фестиваль «Лоскутная мозаика России» (г. Иваново, 1997, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011);

костерезное дело - всероссийская выставка «Костерезы России-2000» (г. Тюмень, 2000), региональные выставки в Салехарде, Якутске( 20, 2008, 2012).

резьба и роспись по дереву - всероссийский конкурс мастеров и выставка (Н. Новгород, 2003, 2004, 2006, 2008).

национальный костюм - всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже веков»( г. Ярославль, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012), всероссийский фестиваль национального костюма ( Йошкар-Ола. 2003, 2005, 2007, 2009, 2011), творческая лаборатория «Русский костюм в современном мире» (Ярославль-Рыбинск, 2003, Москва 2004, 2005, Санкт-Петербург 2007, 2008).

Так возникли проекты, вобравшие в себя проведение различных творческих акций, среди которых главная - всероссийская выставка - смотр современного состояния жанра того или иного вида искусства России. Только выставка может дать необходимый первоначальный материал для серьезного осмысления процессов, происходящих в современном творчестве. Поэтому необходимость постоянных выставок-смотров и конкурсов, проходящих с определенной периодичностью раз в два-три года, как несомненных стимулов для творчества, вряд ли стоит доказывать.

Круг различных материалов может быть расширен и несколько иным способом - через создание проекта с определенной темой или девизом. Удачным в этом отношении фестивалем можно считать проект ГРДНТ - Всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки (г. Москва, 1998, 2001,2012, г. Киров – 2006, 2008).. Этот фестиваль объединен общей темой - игра и игрушка, но собирает участников, владеющих различными материалами - глина, дерево, растительные материалы, металл, бумага, ткани и т. п.

В основе проекта «Русь мастеровая» лежит идея проведения открытого состязания мастеров. Смысл конкурса – показать свое мастерство и фантазию на глазах у зрителей, создать произведение на новую тему, успеть рассчитать свои силы и время и закончить вовремя свою работу. Это может сделать только настоящий мастер, который действительно не на словах, а на деле может бороться за победу. Организация конкурса – его техническое оснащение, подготовка площадок, консультации со специалистами, которые бы составили действенное жюри, отбор участников, создание торжественной и праздничной обстановки во время конкурса, все это действительно непростые задачи, которые необходимо очень правильно осуществить. А сам проект только выигрывает лишь тогда, когда его реализуют опытные организаторы. Главная задача – вызвать интерес у широкой публики к традиционным ремеслам и рукоделиям, представить ремесленный труд как праздник творчества.

Главное в таких российских проектах - их комплексность. Это - наличие нескольких разноплановых мероприятий, которые делают его интересным, зрелищным (выставка, ярмарка, мастер-классы, шоу-награждение) и в тоже время глубоким, открывающим определенные перспективы (творческие лаборатории, посещение музеев, научные конференции, издание каталога и материалов выступлений участников).

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета РФ от 01.01.2001 г. и выполнением Программы мероприятий по реализации Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на годы, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации за № 000 от 01.01.01 года, ГРДНТ осуществлены работы по разработке опытного (пилотного) варианта электронного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (далее - ОНН). Электронный каталог создается с учетом разработанной анкеты – паспорта ОНН, на основе которой в настоящее время ведется формирование и пополнение региональных банков данных в субъектах РФ. Проведение деятельности по созданию и ведению Реестра ОНН, куда входят и локальные традиционные ремесла, потребует скоординированных усилий специалистов различных субъектов РФ, использования накопленного российского и зарубежного опыта, совершенствования подготовки квалифицированных кадров, способных проводить работу по выявлению и учету ОНН.

Культурное пространство России обогащается новыми художественными движениями, выявляются новые талантливые авторы. При этом особенно важно сохранить преемственность секретов мастерства в традиционных видах декоративного творчества и пропагандировать самобытное ремесло народов и национальностей нашей страны. Этому посвящена научная и методическая работа сотрудников региональных центров народного творчества и ремесел по созданию базы данных по сохранению нематериального культурного наследия, одной формой которого и является художественное ремесло.

Действенной поддержкой лучших авторов, выявленных во всероссийских мероприятиях, стали их рекомендация для участия в международных мероприятиях, пропаганда их произведений на передвижных выставках по стране и за рубежом, а также выдвижение кандидатур мастеров на премию Правительства Российской Федерации за заслуги в развитии народного творчества «Душа России» в номинации «народный мастер»,учрежденную в 2006 году (а до того в течение пяти лет существовавшую как ведомственная). За это время лауреатами Премии Правительства стали 16 народных мастеров, среди которых такие уникальные специалисты как Александр Якушкин из Рязанской области, Юлия Самар из Хабаровского края, Батыр Апаев изДагестана, Альбина Ядыгарова из Удмуртии, и Виктор Маркин, возродивший романовскую игрушку в Липецкой области.

Таким образом, народное декоративно - прикладное творчество дает и сегодня блестящие образцы художественных ремесел, произведения которых, безусловно, достойны включения в перечень эталонов национальной сувенирной продукции России.

 

Кувадка среднерусская

  • Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками — кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.

Кувадка среднерусская

  • Вам понадобятся два прямоугольных лоскутка ткани и нитки для завязывания (например: мулине). Можно брать разную ткань – одну для ручек, другую для тела.
  • Вам понадобятся два прямоугольных лоскутка ткани и нитки для завязывания (например: мулине). Можно брать разную ткань – одну для ручек, другую для тела.
  • Вам понадобятся два прямоугольных лоскутка ткани и нитки для завязывания (например: мулине). Можно брать разную ткань – одну для ручек, другую для тела.
  • Вам понадобятся два прямоугольных лоскутка ткани и нитки для завязывания (например: мулине). Можно брать разную ткань – одну для ручек, другую для тела.
  • Вам понадобятся два прямоугольных лоскутка ткани и нитки для завязывания (например: мулине). Можно брать разную ткань – одну для ручек, другую для тела.
  • Вам понадобятся два прямоугольных лоскутка ткани и нитки для завязывания (например: мулине). Можно брать разную ткань – одну для ручек, другую для тела.
  • Вам понадобятся два прямоугольных лоскутка ткани и нитки для завязывания (например: мулине). Можно брать разную ткань – одну для ручек, другую для тела.
  • Вам понадобятся два прямоугольных лоскутка ткани и нитки для завязывания (например: мулине). Можно брать разную ткань – одну для ручек, другую для тела.
  • Вам понадобятся два прямоугольных лоскутка ткани и нитки для завязывания (например: мулине). Можно брать разную ткань – одну для ручек, другую для тела.

Кувадка среднерусская

  • Берем большой лоскут (у нас он 15х25 см) и сворачиваем от краев к центру с шагом около 1,5 см.

Кувадка среднерусская

  • Перегибаем получившуюся скадку пополам и завязываем ниткой, формирую голову тряпичной куколки. Нитки оставляем подлине и завязываем узел на спине.

Кувадка среднерусская

  • Поскольку косы у куколки должны быть длинными, то для этого используем какую-нибудь книгу, журнал с плотной обложкой. Нитки наматываем по кругу, плотно друг к другу. Во время наматывания нитки не нужно туго натягивать, иначе их будет трудно снимать с обложки. Снимаем намотанные нитки с обложки очень аккуратно, чтобы они между собой не перепутались. Подхватываем посередине ниточкой того же цвета и завязываем на пару узелков.

Кувадка среднерусская

  • Снизу нитки разрезаем так, чтобы их длина с обеих сторон была одинаковой. Так мы получаем две пряди на две косы.
  • Выглядит это примерно так:

Кувадка среднерусская

  • Заплетаем косы с проборчиком посередине головы. Ничего не пришиваем!
  • Укладываем "волосы" проборчиком точно посередине головы куколки. Выравниваем пряди.

Кувадка среднерусская

  • Пропускаем левую прядь вправо, а правую, соответственно, влево. На фото это хорошо видно.

Кувадка среднерусская

  • Заплетаем косы.
  • Поскольку голову куколки мы покрываем платком, то с затылочной части головы волосы делать не нужно.
  • На конце косы подравниваем и перевязываем сначала ниткой, а потом, когда наряд кукле сошьём, ленточку подберём подходящего цвета.

Кувадка среднерусская

  • Из малого прямоугольника делаем ручки для кувадки (у нас он 13х10 см). Загибаем немного края и скатываем с двух сторон к центру.

Кувадка среднерусская

  • Края завязываем ниткой – получатся кулочки.
  • Ручки куклы вкладываем между двух валиков скадки.

Кувадка среднерусская

  • Нитки, оставшейся от завязывания головы, перебрасываем через грудь крест накрест, обматываем талию и завязываем.
  • Среднерусская кувадка готова!

Кувадка тульская

  • Нужен прямоугольник ткани для тела (например: 15х25 см), прямоугольник или квадрат для ручек (например: 12х10). Материал на эту куколку тоже можно брать разный.

Кувадка тульская

  • Большой прямоугольник скручиваем по центру. Голова у этой кувадки крученая.

Кувадка тульская

  • Перевязываем ниткой голову. Концы нитки оставьте длинными.
  • Делаем ручки, как в предыдущем варианте. Немного загибаем концы к центру, скатываем с двух сторон к середине.
  • Формируем кулачки, перевязав ниткой с краев скадки отступая около 1 см .

Кувадка тульская

  • Расправляем юбку кукле. Нитку перебрасываем через грудь крест накрест, перевязываем по талии и завязываем.
  • Тульская кувадка готова.
  • Ручки вкладываем между двух кусков материала тела куклы.

Использовался интернет-ресурс:

Как любое действо, изготовление тряпичных народных кукол часто опиралось на различного рода важные даты или праздники. Именно поэтому существует календарь изготовления народной тряпичной куклы.
19 января - Крестец
февраль-март (22 марта) - Масленица
9 марта - Сороки, Птички
23 апреля - Толстушка-Костромушка
30 апреля / 1 мая Долюшка
3 июня - Куколка на здоровье
21/22 июня Травница
22 июня - Куколка на здоровье
15 августа - Зернушка (Крупеничка)
1 октября - Десятиручка, Филипповка,
27 ноября - Филиппов день - Филипповка.
25 декабря - Коза, Спиридон-Солнцеворот
Даты календаря приведены по старому стилю, поэтому чтобы получить даты нового стиля - надо прибавлять к дате 14.

2.

Спиридон – Солнцеворот

В руках перед собой Спиридон держит колесо — символ Солнца.
Солнце дает нам богатство, успех в любых начинаниях, высокое положение в обществе, жизнерадостность и энергичность.
Спиридон - Солнцеворот наделяет своего хозяина способностью «выруливать» из различных ситуаций, проявляя при этом солнечные качества: ответственность, честность, благородство и щедрость.
Считается, что «Спиридон-солнцеворот» может кардинально повернуть жизнь в нужную сторону, одним только поворотом солнца! Традиционно эта кукла изготавливалась на зимнее солнцестояние 24-25 декабря, когда происходит «поворот солнца на лето, зимы на мороз». т. е. прибавление светового дня. Обязательный атрибут этой куклы колесо-символ солнца.
Задумали важное дело — сделайте сначала Спиридона. Эта куколка подойдет любому мужчине или подростку. Его обладатель будет держать свою судьбу в своих руках, и сам станет управлять событиями в своей жизни.
Спиридона желательно поставить на видном для хозяина месте в доме (возле рабочего места или на восточной стороне).

3.

Крестец
Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу-заместителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби. Для привлечения внимания духов к крестовине привязывали ленточки, в обряде ряжения участвовали в основном мужчины и молодые парни, поэтому кукла Крестец символизировала мужчину. В некоторых губерниях куколку Крестец окунали в прорубь. Девушки при изготовлении куклы Крестец загадывали желания и повязывали ленточки или ниточки на березовые ветки.

4.

Рождественский ангел
Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу и другие нарядные ткани. Для изготовления ангела нужно взять квадратный лоскутик ткани, размер где-то 20смх20см. Но в принципе можно использовать размер больше или меньше. В идеале, народная кукла изготавливается без ножниц и иголки. Поэтому квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки. Замечательна эта кукла простотой, быстротой, и дешевостью изготовления, при всем при этом, она достаточно нарядна и празднична.

5.

Зайчик – на - пальчик
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

6.

Десятиручка
Десятиручка - это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Можно повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

7.

На здоровье
Целительная кукла "Здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается.

8.

Божье Око
Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око.
Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света" (А.Б. Рыбаков, "Язычество древней Руси").

9.

Долюшка (Куколка на счастье)
Было ли, не было, только жила-была когда-то молодая женщина. Занемогла она и лежала на смертном ложе.... Позвала она Василису, и девочка в красных башмачках и белом фартучке опустилась на колени у материнской постели.
- Вот тебе куколка, моя милая,- прошептала мать и вытащила из-под шерстяного покрывала маленькую куколку, которая, как и Василиса была одета в красные башмачки, белый фартучек...
- Вот мои последние слова, душенька,- сказала мать.- Если заблудишься в лесу или тебе понадобится помощь, спроси у куколки, что делать. Она тебе поможет. Всегда носи куколку с собой, никому про нее не рассказывай, а захочет, есть - накорми. Вот тебе материнский завет и мое благословение...
Эта сказка про куклу - Долюшку. Или ее еще называют куколка Счастья. Она помогает найти свой путь, свое предназначение в жизни.

10.

Толстушка Костромушка
Толстушку Костромушку называли Женской сутью, она оберег от одиночества, её задача вернуть плодородие женщине, принять душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела - делали куколку и выставляли её на видное, со стороны дверей, место. Шила её родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куклу уносили на женскую половину и прятали.

11.

Кубышка-Травница
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни.

12.

Зернушка (Крупеничка)
Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит, значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

13.

Филипповка
Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.
Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

14.

Кукла Коза
Традиционно Коза символизирует богатство, обильный урожай, здоровье, жизнеспособность. А так же прекрасный образ новогоднего праздника и веселья. Куклу Козу делают на Святки, когда празднуют переход к новому году, и она помогает заложить образы новой жизни, в которой сбываются наши желания.

15.

это из не вошедших в календарь кукол.

16.

 

17.

 

Спасибо тем кто досмотрел до конца мой длинный пост.

Вот получился такой своеобразный календарь, который представит русскую куклу на выставке посвященной празднику кукол в Японии в международном русско-японском центре. Работа для меня была очень интересной. В прошлом году я работала в виртуальной мастерской народной куклы, очень хотелось сделать подобную коллекцию, но как обычно не досуг. Летом ко мне обратился краеведческий музей с просьбой представить подобною коллекцию, но снова не сложилось, думаю не судьба. В третий раз я поняла, что куклы сами просятся в мир и просто так не отпустят. Вот я засучив рукава, взяв в руки книгу "Кукольный сундучок" Берстеневой Е. и Догаевой Н., заглянув на сайты rukukla.ru и krupenichka.ru я взялась за работу. Результат меня порадовал, но вот вопросов возникло ещё больше чем получила ответов. Поэтому если есть советы и замечания по материалам с удовольствием с Вами разделю. Самое интересное, что берешься за одну куклу, а она за собой ещё подружек притягивает.

Не знаю нужен ли такой материал кому нибудь, не слишком ли загромождает сайт.

 

Куклы обереги. Текстильные куклы (тряпичные).

 

  к рупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.  
 
к укла пеленашка – обрядовая кукла, которая, по поверьям, придавала женщине материнскую силу. Ее клали на колени к невесте во время свадьбы. Рожденному ребенку подкладывали пеленашку в кроватку, чтобы она отводила злых духов до крестин. На первый вид простая куколка делается довольно непросто и несет много важной информации. Куклу - пеленашку хранят в доме наравне с крестильной рубахой. Пеленашка – достаточно простой способ защитить ребенка от злых духов и сглаза.  

 

 
з айчик на пальчик – обрядовая куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту)


Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.


Помимо Крупенички на Руси было много обережных традиционных кукол, в основном это были тряпичные куклы: и Вепсская кукла, и Кукла-Пеленашка, и Желанница, и Женская суть. Все эти куклы не были игровыми, в них была сила веры, земли, теплых рук, которые изготовили эту куклу.

Тряпичные куклы, в старину, играли огромную роль:

  • они были участницами многих праздников и обрядов;
  • были оберегами;
  • являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода;
  • ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа.
  • тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии.


Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!