Престижная экономика и социальное расслоение
Как мы уже видели, появление дародачеобмена привело к возникновению своеобразного социального неравенства. Люди делились на тех, кто участвовал в этом обмене, и тех, кто в нем не принимал участия. В свою очередь участники обмена отличались друг от друга количеством даримого продукта и числом партнеров. В систему дароплатежеобмена были включены все взрослые люди. Но в размерах дароплатежей между ними существовало определенное различие. И чем больше были дароплатежи, тем большим престижем пользовался человек и его родственная группа.
Возникновение великодарообмена сделало социальное неравенство между людьми еще более резким. Были люди, которые не были способны участвовать в великодарении. У папуасов Новой Гвинеи их называли бедняками, никудышными людьми, рвань-людьми. Были люди, которые делали великодары, но небольшие. Это были рядовые, ординарные люди. Основная же масса избыточного продукта концентрировалась в руках сравнительно небольшого числа важных лиц.
Исследователи нередко говорят о богачах, рядовых людях и бедняках. Но это неравенство носило специфический характер. Богатство человека, если можно так выразиться, было текучим. Богат был не тот, кто много имел, а тот, кто много дарил. Богатство он накоплял не столько с целью его использования для удовлетворения непосредственных своих потребностей, сколько для того, чтобы его раздаривать. Богатство человека исчислялось массой ценностей, которые приходили через его руки. Поэтому слово «богач» в применении к таким людям имеет несколько иной смысл, чем тот, который мы привыкли в него вкладывать.
|
|
Престижные ценности и «примитивные» деньги
С возникновением престижной экономики у многих народов совершенно отчетливо выделилась особая категория объектов, которые циркулировали в основном лишь по ее каналам. В таком качестве могли выступать раковины, перья определенных птиц, медные пластины, свиньи, крупный рогатый скот и т.п. Эти объекты были престижными ценностями, составляли престижное богатство. Многие из этих предметов утратили всякое утилитарное значения (например, циркулировавшие в куле соулава и мвали) или же никогда его не имели. Их ценность носила исключительно престижно-дарообменный характер.
Среди этих ценностей выделяются те, которые были названы этнографами примитивными деньгами. Примером могут послужить раковинные деньги Океании и Северной Америки. Они возникли как средство престижного дарообращения, вероятно, в первую очередь дароплатежа. Известны народы, у которых снизки раковинных бус использовались только в престижном дарообращении,
|
|
Но наряду с дарообращением и первоначально в оболочке дарообмена возник и постепенно получил развитие товарообмен. И когда последний в своей эволюции достиг такой стадии, на которой появилась насущная нужда во всеобщем эквиваленте, в его роли стали использоваться возникшие совершенно независимо от товарообмена раковинные и иные примитивные деньги. Они стали не только престижными, но и «товарными» деньгами, т.е. деньгами в привычном смысле слова.
Но даже когда раковинные деньги стали средством товарного обращения, у всех народов, у которых продолжала сохраняться престижная экономика, это не стало их единственной и даже главной функцией. Они продолжали использоваться прежде всего в престижном дарообращении: для дароплатежей и великодаров.
Проблема накопления избыточного продукта
Дарить человеку нужно было не только для того, чтобы приобрести престиж. Если человек, добившись престижа, переставал участвовать в великодарении, то он с неизбежностью терял его. Чтобы удерживать престиж, нужно было постоянно, систематически участвовать в дароторжествах. Если человек дарил много, но получатель его великодаров превосходил его в отдарах, его престиж снижался. Чтобы вернуть былое положение, человеку теперь нужно было настолько увеличить объем даримого, чтобы он превзошел размеры полученного в отдар. И, конечно, без все более и более нарастающего дарения невозможно было повысить престиж. Человек, включившийся в погоню за престижем, не знал отдыха. Он должен был постоянно дарить, причем во все больших количествах и все большему числу людей. Иначе он не мог даже сохранить престиж, тем более повысить его.
|
|
Но чтобы дарить продукт, причем во все более возрастающем количестве, нужно было как можно больше иметь его, нужно было как можно больше получить его в свое распоряжение.
Один из путей получения нужного количества продукта состоял в том, чтобы как можно больше производить его самому. Для этого нужно было много и напряженно трудиться. Люди всегда были не равны по своим способностям. Одни могли произвести больше продукта, другие - меньше. И когда возникла престижная экономика именно это различие на первых порах прежде всего определяло, кто из людей не смог, а кто смог включиться в престижный дарообмен, а также и степень их включенности в эти отношения.
В основе рассматриваемого социального неравенства первоначально лежали различия в количестве созданного человеком продукта. Человек, который больше производил, соответственно был способен и больше дарить. Однако всегда существовал предел тому, что человек мог произвести сам и с помощью своей семьи. Отсюда стремление использовать для дарения продукты чужого труда.
|
|
Еще на стадии раннепервобытной общины престиж человека с определенного момента стал непосредственно определяться количеством не созданного им, а розданного им членам общины продукта. Человек пользовался почетом не как труженик, а как даватель. Но так как на данном этапе давать можно было в основном лишь то, что человек создал собственным трудом, то в конечном счете в основе общественной оценки человека лежала реализация его способности к труду.
С увеличением массы избыточного продукта и переходом к фазе позднепервобытной общины престиж человека стал определяться прежде всего количеством даримого им продукта. На первых порах дарился в основном продукт собственного труда человека и труда членов его семьи. Почти одновременно возникли различного рода способы мобилизации продуктов чужого труда. В результате престиж человека стал определяться способностями не только к труду, но и к манипулированию престижными ценностями.
Индивид мог для мобилизации продукта чужого труда использовать связи по дародачеобмену, которые существовали между ним и его партнерами из других общин. Он мог затребовать от них отдары, которые они были должны ему, или дать им понять, что нуждается в дарах с их стороны. В определенных условиях таким путем могут быть получены немалые средства. Таким образом, возникновение великодарообращения сказалось на других подсистемах престижной экономики, в частности, на дародачеобмене. Последний в ряде случаев превратился во вспомогательную систему, обеспечивающую мобилизацию средств для дароторжеств.
Но все это не могло коренным образом изменить положения, ибо дары нуждались в адекватном возмещении. Вообще, пока человек прямо или косвенно в большей или меньшей степени возмещал полученный им для раздаривания чужой продукт, престиж его зависел прежде всего от того, сколько он сам производил.
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!