Портрет Г. Р. Державина. 1795. Государственная Третьяковская галерея, Москва



На небольшом по размеру, миниатюрном по живописи портрете Гавриил Романович Державин предстает не только в образе великого поэта, но и как государственный человек – президент Коммерц-коллегии, губернатор, генерал-прокурор, о чем напоминает его мундир с орденом. Среди бумаг на столе – ода «Бог», имевшая большой успех у современников. Превосходен колорит картины, построенный на сочетании синих и серебристых тонов. На обороте холста имеется посвящение, сделанное, возможно, Д. Мертваго, другом Державина:

«Певца Фелицы здесь нам кисть изображает,

Мое усердие сей стих к нему слагает…

Доколе знать дела Фелицы будет свет,

Но чтоб познать ево горяще вображенье

Витийство, разум, слог

И купно с тем души, и сердца просвещенье

Дочтем мы оду (Бог)».

“Портрет князя А. Куракина”  (1801-1802) — одна из вершин в развитии русского парадного портрета. Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого:

«Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»

И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт». «Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность — напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.

Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.

На портрете М.И. Лопухиной (1797 г.) мечтательная поза, уединение героини и окружающий её пейзаж создают впечатление естественности, непосредственности. Необычен фон картины: здесь и лесные деревья, и колосья и садовые цветы – розы и лилии. Это не конкретный уголок природы, а обобщенный её образ, как и легкая грусть девушки – печаль не по какому-то определенному поводу, а просто мечтательное состояние души. Она находит в природе убежище от условностей светской жизни. Замечательны цветовые сочетания и сопоставления: белое платье Лопухиной – и березовые стволы и цветки лилий; голубой с золотом шарф, опоясывающий стан героини – и васильки среди золотистых колосьев; бледно-розовая шаль – и такого же оттенка розы на подставке, как бы случайно оказавшиеся у неё под рукой.

«Лизынька и Дашинька». 1794. Цинк, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На портрете изображены две прелестные юные горничные близкого друга художника – архитектора, главы литературно-художественного кружка Н. А. Львова. На обороте цинковой пластины (этот материал Боровиковский часто применял в качестве основы для своих работ) есть надпись о возрасте девушек: «Лизынька на 17 году, Дашинька на 16-м». Обе девушки славились уменьем танцевать, их способности воспел Державин в стихотворении «Другу». Ничто в портрете не напоминает о невысоком социальном статусе моделей. Облаченные в модные платья, они демонстрируют нежную привязанность друг к другу и утонченную чувствительность, что было в духе идеалов эпохи сентиментализма, которая уравняла всех в правах «на чувства». «И крестьянки любить умеют», – писал Карамзин.

Портрет Е.Н. Арсеньевой (1796) На портрете изображена Екатерина Николаевна Арсеньева, дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева. Это очень радостный портрет. В уютном уголке сада, на фоне зелени парка, изображена веселая юная девушка с яблоком в руке. Она очаровательна и жизнерадостна, подвижна и целеустремленна. Чувствуется, что девушка полна ощущения счастливой молодости, легкости бытия. Художник показал ее яркий, дерзкий характер, умение свободно, полной грудью вдыхать прелесть природы и саму жизнь.

Весь облик девушки очень русский: круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, узкие, чуть раскосые глаза. Колорит картины гармонично объединяет образ девушки и окружающую ее природу.

В портрете А.И. Безбородко с дочерьми (1803 г.) Боровиковский подчеркивает любовь и взаимную привязанность персонажей. Мать обнимает дочерей, дочери льнут к ней. Младшая держит миниатюрный портрет брата, висящий на груди матери. Таким образом, и этот член семьи представлен на портрете. И без сомнения, о нем помнят и любят так же, как и дочерей.

Ещё один удачный пример семейного портрета – сестрер Гагарины (1802 г.). Изображенные на условном пейзажном фоне девушки музицируют: младшая играет на гитаре, старшая готовиться петь.

 

 

 

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!