Групповое чтение – образ современной молодежной работы.



Конечно, в работе с молодежью могут быть выбраны и другие пути – например, активная работа пастыря с клиросом[1], творческие студии, больничное служение или издательская деятельность, работа молодежи с подростками и пр. Пусть каждый пастырь идет тем путем, который лучше получается именно у него, у тех активных мирян, которые его окружают.

Вместе с тем, именно встречи для изучения Св. Писания кажутся нам в особенности удобными для работы с молодежью. 

Во-первых, в богослужебном плане чтение Св. Писания составляет собой сердцевину Литургии оглашенных, т.е. той части Литургии, которая издревле выполняла функцию просвещения в христианской вере – итак, сам строй богослужения побуждает нас к тому, чтобы обратить особое внимание на изучение Слова Божия. Об этом же свидетельствует Слово Божие, где говорится, что именно Писания могут умудрить верующего во спасение верою во Христа Иисуса (см. 2 Тим. 3:14-17). 

Во-вторых, в отличие от лекционных занятий на Евангельских беседах участники не просто пассивно воспринимают информацию, но и самостоятельно изучают основы веры, участвуют в обсуждении сложных вопросов, формируются как миссионеры. При правильной постановке дела все остальные служения обязательно появятся, поскольку социальное служение, миссия являются логическим следствием исповедания той веры, которую участники группы возгревают через чтение Слова Божия.

В-третьих, для организации группы изучения Св. Писания вполне достаточно ресурсов, находящихся в распоряжении любого прихода.

 

Практические аспекты организации групповых чтений.

Основные формы работы

Евангельские чтения или беседы – формы работы с молодежью вне богослужения. Беседы организуются по благословению священника и являются открытыми для всех, в том числе и для тех, кто еще не является членом прихода или даже не воцерковлен. Именно чтение Евангелия должно стать приоритетным направлением деятельности группы.

Хорошо, если это будут не только учебные занятия, но и группа Евангельских бесед станет местом, где члены прихода будут лучше узнавать друг друга, находить друзей, вместе выполнять какое-либо служение ближним. Поэтому нужно стараться не только изучать Св. Писание, беседовать на различные темы и заниматься в семинарах, но и вместе проводить досуг, поддерживать друг друга, стараться служить ближним.

Важно отметить, что группа не должна замыкать участников на себе или подменять приходскую общину во главе со священником. Следует всячески стремиться к тому, чтобы участники группы шли дальше, открывая для себя полноту Церковной традиции в богослужении и аскетическом делании ради преображения собственной души и отношений с ближними.

Духовное окормление членов группы

Желательно, чтобы члены группы могли вовремя получить молитвенную помощь и духовный совет от  священника, благословившего деятельность группы. Это возможно, если священник будет время от времени присутствовать на группе и общаться с ее членами – именно так он приобретет авторитет среди людей, ранее не соприкасавшихся лично с ним и, возможно, даже не посещавших храм. Тогда священник будет восприниматься не как внешний носитель власти, но как любящий отец, пастырь, готовый пожертвовать своим временем и силами ради людей. И они тогда, оценив его старания, станут преданными прихожанами, и сами, в свою очередь, будут готовы принять участие в устроении приходской жизни[2].

Современная молодежь, особенно из неофитов, – сложный контингент: юноши и девушки иногда самоуверенны, часто негибко и максималистки настроены; поэтому от священника требуется определенное снисхождение и врачующая любовь, которые, впрочем, в дальнейшем по мере их церковного «взросления» окупятся сторицей.

Руководство Евангельскими беседами и перспективы роста

Непосредственно вести группу Евангельских чтений может мирянин.

Главное, на что ему нужно обратить внимание – это на образ руководства, который нам заповедан Господом. Руководитель не может использовать людей, манипулировать или приказывать им, но должен сам жертвенно служить им, показывая пример, уметь умаляться и знать свое место – как в отношениях с братьями и сестрами, так и со священником, благословившим его деятельность[3].

Ведущий бесед не может и не должен заменить священника в его богослужебной молитве, таинствах или духовнической практике; задача руководителя – помочь членам группы врастать в церковную жизнь за счет лучшего понимания учения Церкви, за счет создания дополнительных возможностей для построения братских взаимоотношений.

Опыт руководства чтениями может быть полезен тем, кто желает в дальнейшем послужить Богу именно как пастырь, причем не всегда даже сам человек подозревает о том, что Господь призовет его на высокое служение свящества[4]; однако такая возможность создает дополнительные перспективы для самой группы – стать в дальнейшем полноценной самостоятельной общиной[5].

В пастырских посланиях мы встречаемся с характеристиками, которые вполне приложимы и к служению руководства подобными группами – служителю Церкви требуется опыт семейной жизни, умение вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, по-христиански ладить с окружающими и др[6]. Такой опыт необходим ведущему, чтобы говорить не просто из книг, а из знания жизни; к тому же, неустроенность личной жизни может в долгосрочном плане быть препятствием для успешного руководства любой молодежной работой. 

Идеальный вариант, если новый ведущий длительное время участвовал в любой группе по чтению Писания, участники и ведущий которой, увидев его способности, по совету со священником просили его принять на себя ответственность за ведение новой группы, в которую войдут частично и члены старой, разросшейся группы. Однако на практике может получиться так, что группа организуется с «нуля», без всякой подготовки ведущего – и тогда ему хорошо бы побывать в группах разного формата, на семинарах, посмотреть и сравнить для того, чтобы выработать свой стиль.

Весьма полезным будет для ведущего параллельно участвовать в другой группе в качестве рядового члена.

Любой руководитель должен особо заботиться о том, чтобы подготовить тех, кто окажется способен заменить его или вести новую группу, когда старая станет слишком большой.

Большим подспорьем ведущему может стать неформальный коллективный орган принятия решений (совет), куда войдут наиболее активные члены группы. Это позволит ведущему разделить ответственность за группу с братьями и сестрами, лучше понимать происходящее и предпринимать коллективные меры по улучшению чтений, преодолеть собственные ограничения и допускать меньше ошибок. Это же предохранит его от чрезмерного увлечения своим мнением и авторитетом.

Встречаются группы, которые ведут два человека, - молодой человек и девушка. Такой вариант можно рассматривать как весьма положительный. Вместе с тем, по имеющемуся опыту, не совсем удобно, когда подобную группу ведет одна девушка, да и это противоречит апостольским указаниям (1 Тим. 2:11-15), хотя бывают исключения: в условиях гонений о. Сергий Мечев благословил мон. Иулианию Соколову осуществлять руководство группой.

В любом случае, если поощрять инициативность, в группе со временем естественным образом выделятся люди, способные и готовые брать на себя ответственность.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!