Развитие областей задач в игровых системах.



2.2.1 – У  истоков игры в футбол.

При первых попытках играть в футбол игра существенно отличалась от сегодняшней игры. Первым отличием было то, что не было игры в пас. Расположение игроков было тогда следующим: вратарь, один защитник и 9 нападающих, без полузащитников.

Система 1 – 0 – 9 (Рис. 3).

В 1863 году, когда была основана футбольная ассоциация, одного из нападающих сдвинули назад, и так появилась позиция центрального полузащитника.

Система 1 – 1 – 8 (Рис. 4).

Можно с уверенностью утверждать, что уже во времена становления игры уже существовали 4 основные игровые позиции: вратарь, защитник, полузащитник (хавбек)¹ и нападающий.

Рис. 3.                                                       Рис. 4.

¹ Это английское понятие не подразумевало чистого полузащитника, а игрока, который оставался на своей половине поля. Понятие центральный полузащитник появилось позже (митфилд).

                                                      

 

Десятью годами позже назад сдвинули второго нападающего. Так появилась система 1 – 2 – 7 (Рис. 5).

 

2.2.2 – Игра в пас.

Во второй половине семидесятых годов 19-го века в Великобритании совершают очередное революционное открытие в игре. Команда «Куинс Парк» стала практиковать спланированную игру в пас. Следствием этого тотчас же стало то, что игра стала более открытой и не характеризовалась больше массовыми столпотворениями игроков и вытекающими из этого конфузами. Благодаря этому открытию между защитниками стало больше игрового пространства, что сделало возможным совместную игру. Стало выгодным увеличить число защитников с 1 до 2, чтобы добиться лучшего распределения игровой площади.

Система 2 – 2 – 6 (Рис. 6).

В этой системе было 2 защитника, 2 полузащитника, 4 фланговых нападающих и 2 центральных нападающих.

Рис. 5.                                                     Рис. 6.

 


2.2.3 – Система «Пирамида».

Несколькими годами позже было замечено, что необходимо еще одного игрока поставить в линию полузащиты, система 2 – 3 – 5 (рис. 7), которая по форме построения напоминала форму пирамиды. Благодаря этому был сделан решительный шаг в игровой тактике: был достигнут паритет между нападением и защитой.

Игроком, который находился в критическом положении, несомненно, был центральный полузащитник. Он одновременно выполнял функции защиты и помогал в нападении, поэтому он должен был обладать хорошим видением игры и антиципационными способностями. Его позиция и его функции обязывали его к тому, чтобы знать, что творится перед ним, по бокам от него и за ним. Если к этому еще прибавить и то, что он должен обладать и выдающимися атлетическими качествами, то можно понять, почему раньше было трудно и сейчас нелегко найти центрального полузащитника, который был бы в состоянии в удовлетворительной форме выполнить все поставленные перед ним задачи. В системе «Пирамида» центральный полузащитник, если он находится в меньшинстве, то он склоняется к медленному смещению назад.

Области задач защитников были взаимозаменяемые: один атаковал противника с мячом, а второй сдвигался назад и прикрывал его как либеро (рис. 8). Флангового нападающего атаковал полузащитник, которого, в свою очередь, сзади подстраховывал защитник, находящийся на этой диагонали (рис. 9).

 

 

Рис. 7.                                                      Рис. 8.

 


В другом случае защитник атаковал флангового нападающего (рис. 9 и 10), а его прикрывал крайний или центральный полузащитник, или другой защитник.

Рис. 9.                                                   Рис. 10.

 

 

 


Эта модель защиты была предшественником актуальной на сегодняшний день защиты, ориентированной на закрывание пространства, здесь мы видим закрывание пространства игроками при помощи их перестроения в зависимости от ситуации. Система «Пирамида» развивалась во всей Европе на протяжении около полувека. Эта «крепость» была поколеблена в 1925 году, году, когда в третий и последний раз были изменены правила положений вне игры: сначала два игрока должны были находиться между нападающими и воротами противника.

Это изменение стало необходимым, когда стали играть систематически на создание положений вне игры, что, если бы не изменили правила игры, без сомнения намного снизило бы её активность. Против системы «Пирамида» итальянские специалисты сдвинули назад двоих фланговых нападающих, сделав из них полунападающих,  так возникла система 2 – 3 – 2 – 3 (Рис. 11).

Рис. 11.

 

 

                                                                                                                         

 

2.2.4. – Закрывание игроков.

В конце 20-х годов Герберт Чепмен, бывший в то время тренером «Арсенала», понял, что в командах с изменением правила положений вне игры образовался перевес в сторону нападения.  Тогда он сдвинул назад в линию защиты центрального полузащитника, которого назвал «стоппером». Задачей последнего было контролировать центральную зону защиты и блокировать действия центрального нападающего противника. Таким образом, была впервые выдвинута концепция закрывания игроков, в которой крайние защитники были больше сдвинуты на фланги; оба крайних полузащитника сдвигались ближе к центру, что бы закрыть там нападающих игроков противника. Игроки 10 и 8 были немного сдвинуты назад. Таким образом, возникла чемпионская система WМ  3 – 2 – 5 (рис. 12).

Кроме того, гениальный тренер Чепмен придумал контратаку (играть на перелом), где полузащитники и полунападающие, если атаковал противник, смещались назад и как бы заманивали противника продвинуться как можно дальше вперед. Потом, когда команда Чепмена завладевала мячом, делался пас вперед нападающим, и игра быстро переводилась вперед, где нападающие были в данный момент не в меньшинстве, а, как правило, в равном количестве с защитниками противника.

В качестве «противоядия» против этой чемпионской системы некоторые английские клубы применяли «двухголовое построение Лянчи», систему 3 – 3 – 4 (рис. 13). Здесь снова был центральный полузащитник, и было 4 нападающих: 2 центральных нападающих и 2 крайних нападающих. Таким образом, у чемпионской системы были проблемы, когда их атаковал противник, потому что стопперу приходилось бороться с двумя центральными нападающими.

Рис. 12.                                                   Рис. 13.

 

 


                                                                                                                             

Представленная на рисунке 14 система ММ (50-е годы), гарантировала лучшее равновесие, чем двухголовая система Лянчи. Это тактическое игровое выравнивание было особенно эффективным во время контратак. Эта система успешно, а поэтому регулярно, применялась против WМ (или «Системы»).

Системы WМ и ММ обладали в их изначальной форме слабостями в обороне, поэтому тренеры пытались найти новые решения для выхода из этой ситуации.

Было замечено, что особенно система WМ, когда противник атаковал по центру или нападающие противника совершали маневры без мяча, была слаба. В 50-е годы в Англии предложили такую игровую модель (рис. 15), в которой защита закрывала пространство, а им на помощь сдвигались назад оба центральных полузащитника. Причем один из них смещался назад до уровня стоппера. Крайние защитники направляются в обороне по диагонали на позиции, которые необходимо закрыть, а дальний от мяча фланг оставляют открытым. Это был основополагающий шаг в направлении создания общеколлективной игры: цель была не у одного игрока, а у всей группы.

 

 

Рис. 14.                                                 Рис. 15.

 

 


2.2.5. – Игра с 4 защитниками.

В конце 50-х годов пришли к необходимости введения четвертого защитника, что позволило бы закрывать поле на всю его ширину.                                                                                                                                 

Было предложено два варианта решения этой проблемы. Первый подразумевал поставить четвертого защитника за линией защиты на позицию либеро. Итак, было 3 защитника (2 крайних защитника и стоппер), а за ними был либеро. Он всегда находился за линией защиты и атаковал прорвавшегося в его зону противника.

В качестве второго варианта рассматривалась постановка четвертого защитника в одну линию с уже имеющимися 3 защитниками. Таким образом, получилась пара крайних защитников и пара центральных защитников. Эта команда играла на закрывание пространства.

Каким же стало расположение игроков в линии полузащиты и нападения после введения четвертого защитника? Уравнивающим выходом из положения было построение таким образом: 3 полузащитника и 3 нападающих, игровая модель 4 – 3 – 3 (рис. 16).

Эта форма построения обозначила следующий шаг в развитии футбола. Впервые центр тяжести команды находился ближе к защите, чем к нападению.

Бразильский вариант использования 4 защитников (2 крайних и 2 центральных защитника) стал основой системы 4 – 2 – 4 (рис. 17). Система состояла из 4 нападающих, 4 защитников и 2 полузащитников.

Рис. 16.                                                     Рис. 17.

Впервые центр тяжести команды находился

ближе к защите, чем к нападению

 

Последние были опорой команды, потому что они помогали и в защите, и в построении игры.

При таком расположении полузащитники должны были обладать ненормированными кондиционными способностями, поэтому система

4 – 2 – 4 существовала больше на бумаге, чем в реальной практике; в действительности же применялась система 4 – 3 – 3 (играя по этой схеме, бразильцы стали в 1958 году Чемпионами Мира).

                                                                                                                           

2.2.6. – Развитие линии полузащиты.

Введение 4 защитников, которые теперь находились в численном равенстве с нападающими, привело к следующему очень важному шагу.

Развивалась потребность более точного определения задач полузащитников. Они больше не были игроками, задачей которых были действия в зоне от середины поля в направлении своих ворот, теперь их задачей были действия и в обороне, и в построении и формировании игры.

Полузащитники, называвшиеся до этого времени хавбеками, стали называться игроками середины поля (митфилдами). Новое название точнее соответствовало  их функциям, которые, как и в актуальных на сегодняшний день системах, стали более обширными.

С этими нововведениями в средней линии поля команды стали сильнее как в обороне, так и в нападении.

Таким образом, игра «созревала» до состояния появления в ней духа коллективизма и взаимопомощи.

Рис. 18.

 

2.2.7. – Некоторые тенденции, ведущие к регрессу.

Благодаря этим вдохновляющим предпосылкам в 60-е, 70-е годы многие тренеры склонялись к тенденции постоянного оборонительного стиля игры. В короткие сроки пришли к системам 4 – 4 – 2, 4 – 5 – 1 и даже к системам

5 – 3 – 2 и 5 – 4 – 1. Кроме того, игроки вынуждены были играть в схематическую игру по заученным и доведенным до автоматизма схемам по перемещению по полю и действиям. 

Такая психология привела к регрессу в развития игры во многих её аспектах. Это оказывало негативное воздействие на развитие игроков и их творчество, а главным было постоянное направление на оборону.

 

2.2.8. – «Революция» в тотальном футболе.

В качестве реакции на монотонность, чье влияние, в особенности ощутимое в Италии и до сегодняшнего дня, в 70-е годы в Голландии возник так называемый «тотальный футбол», который потом распространился по всем странам.

Этот тотальный футбол реагировал на тактическое развитие с его сложными поведенческими формами, которые приводили в футболе того времени к ненормированному контрасту.

При происхождении тотального футбола области задач игроков определялись с большой эластичностью и непринужденностью. Защитники становились нападающими, а нападающие со своей стороны без проблем становились защитниками. Полузащитников можно было узнать по их неизменным областям задач. Вратарь при создании положений вне игры выступал в роли либеро.  Такой способ интерпретировать игру имел очень большое значение для человеческих потребностей: потребностей в творчестве.

Основы внутренних перемещений в команде были своего рода восстанием против чрезмерных тактических притеснений, которые угнетали игроков. Огромной заслугой тотального футбола стало то, что снова стали приниматься во внимание потребности человека к свободе и применению фантазии, которые не подавлялись стереотипами. Таким способом снова вернулись к психическому и аффективному происхождению игры в футбол.

Несомненно, и в тотальном футболе есть преувеличения. Он был своего рода важным подъемом эмоций и опыта, что имело очень большое значение.

 

2.2.9. – Каким должен быть актуальный футбол: нужно изобретать новые области задач или копировать из прошлого?

Оба этих варианта решения проблемы являются крайними. Этот вопрос должен решаться исходя из целей и возможностей, динамично со всеми вытекающими из этого последствиями. Побуждением к этому должна быть интерпретация областей задач из прошлого.                                                                                                                            

Нет определенных правил и рецептов: если данные анализа вашей ситуации свидетельствуют, что в соответствующем случае применение устаревших игровых позиций и областей задач (следует не упустить из виду то, что уже система «Пирамида», по которой играли в период с 1880 года по 1920 год, богата технико-тактическими приемами, которые стали частью современного футбола) может принести пользу, то нужно применять их без промедления. А наряду с этим можно придумать и внести сюда что-нибудь новое, что улучшит имеющееся. Вспомним, что история «учит» жизнь, и для этого не обязательно историю знать наизусть, нужно просто быть с ней знакомым, чтобы правильно понимать настоящее.

 

2.3 – Области задач и коллективная игра.

 

Когда говорят об областях задач и позициях, нужно неизбежно упоминать и все возникающие противоречия.

Как мы уже вкратце рассматривали, с одной стороны есть тенденция к узкой специализации игроков, а с другой стороны можно играть без определенного закрепления того или иного игрока постоянно на одной позиции, чтобы игроки умели играть в разных позициях.

Хорошо, тогда суть вопроса заключается в том, чтобы рассматривать данную проблематику с какой-то другой позиции. Специализация, поддерживающая природную склонность к игре на определенной позиции – это реальность, которую мы не имеем права не понимать, и в то же время мы пытаемся всех игроков унифицировать. Первородная проблема заключается в том, чтобы развитые качества отдельного игрока направить на гармонизацию с целями всей команды.      

Проблематика позиций и совместной игры делится на две составляющие:

  1. Распределение позиций, как по функции индивидуальных способностей, так и по потребностям команды.
  2. «Связь» вышесказанного.

Предположим, что все игроки, имеющиеся в наличии, являются средствами для необходимой связи, что, в субстанции, является способностью в построении игры и качеством защиты без мяча.

С традиционных точек зрения (имеется в виду то, что мы находимся в фазе развития и, вследствие этого, изменения футбола) принимается во внимание то, что построение игры является задачей полузащитников, в то время как защитники обороняются, а нападающие забивают голы. Есть особые хорошие причины, которые, как мы видели, привели к этой концепции, которую, правда, не полностью нужно отвергать, а лишь, без сомнения, подвергнуть определенным изменениям. Наш взгляд на футбол начинается с согласия с распределением областей задач защитников, полузащитников и нападающих.                                                                                                                            

Но, в то время, как до сих пор говорилось о «взаимопомощи» звеньев команды, мы предпочтем выражение «интеграция», которое будет рассмотрено во второй половине данной книги.

 

2.4. – Игровые позиции и зоны игрового поля.  

 

Исходя из пространственных и временных предпосылок, которые переплетаются с аффективными и социальными условиями, разделим игроков на две основные категории: игроки, выполняющие задачи в центре поля и игроки, действующие на флангах. Попытаемся изобразить психолого-морфологический профиль.

Первые – это «холодные вычислительные устройства», обладающие отличным видением поля и умеющие правильно рассчитывать время. Они склонны к предвидению, предугадыванию и распознаванию действий по построению игры. Речь не идет об эмоционально стабильных индивидуумах, которые в состоянии проследить за развитием игры во всех направлениях (слева, справа, спереди и сзади) и правильно все интерпретировать, способных напугать и сбить с толку. Такие атлеты, как правило, действуют не инстинктивно, а руководствуются своим пониманием игры. Проблема этих игроков заключается в том, что наряду с этими имеющимися положительными природными качествами у них, как правило, отсутствует нужная скорость и выносливость. Именно по этим причинам в период роста у них происходит большее развитие психомоторных антиципационных способностей.

Фланговые игроки, наоборот, мускулистые, сильные, быстрые атлеты. Они предпочитают, так как они легко возбудимы, быстрые действия (нервная система легко возбудима) и являются по своей конституции быстрыми и выносливыми. У них более быстрый обмен веществ, чем у выше рассмотренных игроков. Этим индивидуумам не хватает понимания общей тактической обстановки, потому что их конституционная раздражимость склоняет их к поспешным и необдуманным действиям.

По этим причинам они являются фланговыми игроками: им нужно, чтобы сбоку от них была граница поля, которая является важным фактором для их эмоциональной уверенности, и является «тактическим ориентиром». Если их поставить в середину поля, то они растеряются, и произойдет конфуз.

Фланговые игроки не обладают природными антиципационными способностями (не следует путать со скоростью реакции, которая является одним из их положительных качеств); способность, которая у игроков такого типа с упорством развивается с детства.                                                                                                                          

Конечно же, существуют промежуточные стереотипы, которые развиваются, в общем, разносторонне у некоторых игроков.

Есть исключения, т.е. игроки, которые могут быть как игроками центра поля, так и играть на флангах.                                                                                                                                                                                       

 

                                                                   «Разум – это последний штрих Господа,

Касающийся эволюции».

П.Г. Водехаус.

Глава 3.

 

    Футбольная интеллигентность: разработка стратегий решения.  

 

Предыдущая глава формально не соответствует первоначальным направлениям нашей работы: «Дружба, совместная работа, коллектив, тактика и стратегия».

Следующее содержание служит пропедевтически более легкому пониманию второй части и ни в коем случае не «перерезает красную ленту» работы по основному плану.

В качестве введения к этому аргументу хочется задать следующий вопрос: «Что понимают под интеллигентностью?» Необходимо уточнить, что это понятие не обладает постоянным, ограниченным значением. Оно выражается в различных концепциях, в зависимости от того, в каком контексте оно находится.

Рассмотрим, например, разницу в интеллигентности, которая требуется атлету, бегущему стометровку, и фехтовальщику во время боя. Или попытаемся оценить интеллигентность великолепного учителя, который своим рассказом так увлекает слушателей, что они сидят с открытыми ртами.

Можно привести и комический пример, если мы будем рассматривать интеллигентность взломщика, который ворует церковную утварь, и, в то же время, заботится о спокойствии служителей церкви.

Итак, все эти индивидуумы в своей деятельности проявляют интеллигентность. Даже из примеров мы можем уяснить, что это за понятие: совершенно разные значения, качества, таланты и их отличительные черты.

Для того чтобы правильно связать это понятие с футболом, необходимо обратить внимание на различия «открытых» и «закрытых» систем.

Спортивная деятельность, и не только она, (игры, работа, искусство и т.д.) подразделяется на открытую и закрытую. Это указывает на отношение психомоторики к окружающей среде. Если ситуацию невозможно изменить, например, в случае прыжка с вышки или взрыва, то речь идет о закрытой системе. И наоборот, если ситуация не воспроизводима, речь идет об открытой системе. Исходя из этого, можно сказать, что выражение открытая система может использоваться синонимично в некоторых видах спорта, зависящих от развития ситуации.

Футбол, если принять во внимание создаваемые постоянно новые игровые ситуации, является видом спорта, зависящим от развития игровой ситуации. Число альтернатив для одной и той же комбинации ненормированно велико; количество игровых вариантов неограниченно.                                                                                                                                

Можно выделить особый аспект футбола как вида спорта: непредсказуемость.

Это действительно сложно, понять футбол с точки зрения понятий, и в то же время легко, наблюдать за его влиянием. Это понятие получается двояким: его легко видеть, но трудно объяснить, постоянно опровергаются факты, когда пытаешься его понять и объяснить распределение ролей игроков и схематизацию игры.

В качестве примера пролистаем часть энциклопедии, где затрагиваются формы поведения футболистов. Игрок должен в большей или в меньшей степени осознанно применять следующую информацию:

1. В какой зоне игровой площадки я нахожусь?

2. Где находятся мои партнеры, и что они делают?

3. Что предпринимают мои соперники, и что они собираются предпринять?

4. Где находится мяч?

К этим данным можно добавить еще много информации. Попытаемся расширить пункт 2.

- Сколько моих партнеров находится передо мной?

- Сколько моих партнеров находится позади меня?

- Сколько моих партнеров находится по бокам?

- Они уставшие? (Оценка их напряжения).

- Какие цели они преследуют?

и т.д.

Приведенные пункты – это лишь малое число в сравнении с реальностью. Для того чтобы получить исчерпывающую информацию, нам нужно будет в обобщенной форме представить большое количество пунктов. Футболисты должны в любой момент игры: наблюдать, понимать, проявлять творчество и выбирать.       

Все же мы понимаем, что психомоторика футболиста в первую очередь является вопросом обработки информации. И в этом смысле следует понять значение футбольной интеллигентности, которая, точнее выражаясь, соответствует способности одного индивидуума применять безгранично высокое число вариативных данных.

 

3.1 – Смысл тактического содержания техники и стратегии.

 

Тактику определяют как превращение оптимального психомоторного образа поведения для достижения определенной цели.

Мы сделали по этому поводу два очень важных наблюдения.

Под «превращением формы поведения» мы понимаем выбор из уже известных моделей (стереотипов), а также создание новых психомоторных планов.

Что касается целей, следует отметить, что они определяются не априорно и не остаются постоянно одинаковыми. В футболе требуются постоянно меняющиеся ситуации, и игроки от раза к разу понимают, что эти ситуации меняются за короткие промежутки времени. На рисунке 19 мы видим как игрока с мячом А закрывает защитник С. Его партнер тоже закрыт и ему не удастся сделать передачу. В такой ситуации целью будет являться самостоятельное прохождение игрока с мячом к воротам противника и нанесение удара по ним. Вследствие чего в данном случае тактикой будет проведение дриблинга и нанесение удара по воротам. Если в данной ситуации противник проведет двойное закрывание игрока с мячом (рис. 20), то соответственно поменяются цели. Тактика будет следующей: сделать передачу игроку В, который уже будет в состоянии сам атаковать ворота противника.

На основе этого примера мы можем понять, что подразумевается под вариабельностью целей. Дополнительно можно говорить об индивидуальной тактике и командной тактике.

Техника отражает способность проводить с расчетом типичные игровые маневры. В применяемой во многих европейских странах терминологии слово «техника» по значению близко к выражению «моторные навыки».

Различия и схожие аспекты между концепциями техники и тактики (различие между ними состоит в основном в зависимости от ситуации).

В технике данные, которые помогали мне при анализе ситуаций, были постоянными. Поэтому, например, легче правильно высчитать для игрока, ведущего мяч, куда будет направлен мяч, потому что цель неизменна.

Рис. 19.                                                   Рис. 20.

 

 

 


В тактике, наоборот, необходимо каждый раз введение новых данных для анализа ситуации.

Исходя их этого, спонтанно встает вопрос: «Может ли то, что для некоторых является техникой, для других стать тактикой?» Несомненно. Если мы, например, пригласим Марадону пожонглировать мячом, то речь будет идти о технике в «чистой культуре», потому что ситуация не меняется. Если же мы возьмем пятилетнего ребенка или заставим игрока надеть правый ботинок на левую ногу, а левый на правую и попросим пожонглировать мячом, то речь уже будет идти наряду с техникой и о тактике. Ситуация будет меняться после каждого касания, никогда не знаешь куда приземлится мяч: спереди от тебя, сзади, сбоку или вообще, разобьет чье-то окно. В последнем случае тот, кто жонглировал мячом, либо спрячется, либо убежит. Таким образом, мы видим, как действие, которое в футболе рассматривается только как техника, может содержать тактические элементы.

Упражнения тактического содержания. Под этим понятием понимаются упражнения с чисто техническим содержанием, но которые больше связаны с вариативностью ситуаций. Например: моей целью было тренироваться быстро делать передачу внутренней стороной ноги. Но вместо того, чтобы выполнять упражнение так, как оно есть, мы предложили игрокамкаждый раз выбирать, бить им правой ногой или левой.

На рисунке 21 показано упражнение 3 против 1. Игра проходит, как показано стрелками. Если противник закроет игрока А, то игрок с мячом сделает передачу внутренней частью левой ноги игроку В. Потом мяч возвращается этому игроку назад и упражнение повторяется заново.   

Мы хотели бы уточнить, что это не случайность, что ситуация сложилась именно таким образом, потому что траектория, придаваемая мячу, должна быть направлена в одну сторону с направлением движения партнера

(рис. 22). В противном случае (рис. 23) преимущество будет у защищающейся команды.

Рис. 21.                         Рис. 22.                          Рис. 23.

 

 


                                                                                                                             

Стратегия. Она соответствует выбору и запланированному применению определенной тактики или нескольких тактик. Это выражение ни в коем случае нельзя путать с «тактическим преувеличением».

Это так называемое «механическое течение игры», где игрокам говорят: «Ты должен делать это и только это, а ты должен делать то…». Эта преувеличенная тактическая форма препятствует развитию индивидуального творчества и мешает всей группе проявлять творчество, потому что игроки не учатся самостоятельно принимать решения. Но если она за короткий промежуток времени приведет к ощутимым результатам, то это указывает на методические ошибки, которые рано или поздно приведут к разрушительным последствиям. Правильное применение стратегии всегда зависит от смысла ситуации, который можно определить, как способность анализировать ситуацию, разрабатывать рабочие планы и классифицировать ответные реакции. Голая техническая и атлетическая подготовка бессмысленна без тактического контекста. Это было бы, как если бы на уроке по музыкальному воспитанию говорить исключительно о психологии слуха и думать, что благодаря этому улучшатся мелодические навыки.

 

3.2 – Кибернетика и нервная система.

 

В этом пункте нашего исследования было бы уместным поговорить о некоторых основополагающих аспектах физиологии нервной системы в связи с некоторыми педагогическими теориями.

Нам известно, что нейрофизиология еще не в состоянии доказывать педагогические теории. Для того чтобы сформулировать какую-нибудь концепцию, мы можем лишь выдвигать различные гипотезы, теории, данные экспериментов и психологические знания.

Сквозь многообразие идей и информации наша интерпретация становится мишенью критиков, которые с удовольствием принимают её в конструктивной форме.

Начнем с анализа синтетической модели:

 

Восприятие → Обработка → Адаптация.

Эти три момента зависят от системы восприятия, системы обработки (центральной нервной системы) и системы исполнительных органов, т.е. реакции.

Центральная нервная система не связана на прямую с внешним миром, откуда она получает информацию через систему органов восприятия. Последняя располагает органами проприорецептивного и сенсорного восприятия.

Если речь идет о проприорецептивных органах, то следует заметить, что они информируют нас о состоянии тела. Их функции по даваемой информации можно разделить на:

  1. Информация о нагрузке на мышцы.
  2. На сухожилия.
  3. Рабочий диапазон суставов.
  4. Давление на стопу.
  5. Вестибулярный аппарат.

Из сенсорных органов для нас огромное значение имеет зрительный анализатор. Он позволяет проводить репродукцию влияния внешнего мира.

Особое значение для нашего исследования имеет изучение поля зрения.

 

3.2.1 – Поле зрения одного глаза и двух глаз.

Монокулярное поле зрения соответствует картине внешнего мира, который человек может увидеть при помощи одного глаза. Репродукция графика поля зрения одного глаза возможна.

Рис. 24. Приблизительное монокулярное поле зрения правого глаза.

 

 


Круг на рисунке 24 дает нам гипотетическое представление 180 градусов (которые ограничивают кости черепа, в которых находится глазница). В действительности же монокулярный вид – это вид внутреннего глаза, исключающий на рисунке заштрихованную область.

Бинокулярное поле зрения получится тогда, когда наложить друг на друга монокулярные поля зрения левого и правого глаз. Это показано на рисунке 25 и соответствует пространству зрения, которое ограничено пунктирной линией. Бинокулярное зрение обладает разверткой в длину около 110 градусов, и разверткой по фронту 120 градусов.

Рис. 25. Поле зрения двух глаз.

 

 

Зоны по бокам от ограниченного пунктирной линией «круга» являются частями зон монокулярного поля зрения и тоже являются активными.

Разница между монокулярным и бинокулярным зрением.

Мозг воспринимает изображение, начиная с двухмерного, от глаза он получает трехмерное изображение.

Бинокулярное зрение позволяет точное приближение к монокулярному зрению, особенно в отношении стереоскопического зрения.

У футболистов есть такая тенденция, пользоваться только бинокулярным зрением и игнорировать монокулярное зрение.                                                                                                                              

Это соответствует уменьшению использования максимальной ширины поля зрения: от возможных 180 градусов остается только 120 градусов. Поэтому должна быть такая цель, чтобы научить игроков использовать информацию из монокулярного поля зрения; что более или менее является помощью в улучшении видения игры.

В практике необходимо вводить тактические игровые формы, где необходимо, чтобы игроками принималась во внимание информация, как из центрального сектора поля зрения, так и из боковых секторов.

Мы предпочитаем одно упражнение (рис. 26), которое служит нам платформой для создания других упражнений по данной теме.

Рис. 26.

 

 

Два игрока, стоящие по фронту друг к другу тренируют свою игру головой. Одновременно с этим еще два игрока стоят по углам. Они стоят так, чтобы находиться в зоне за пределами 120 градусов для игрока А, и подают сигналы. Если они, например, поднимают левую руку, то игрок А должен оставаться на месте, если поднимают правую руку, то он должен бежать вперед, а если поднимают обе руки, то он должен развернуться и бежать назад.

 

3.2.2. – Система обработки данных.

 

Данные постоянно вводятся в персептивную систему. Для получения ответов они скапливаются в эфферентной системе. В то время как отношения между «входом» и «выходом» информации Input → Output, на основе дедукции или экспериментальных исследований, более или менее известны, то система обработки данных, в большей части своих функций, неизвестна. Поэтому её называют «черный ящик».

В любом случае, мы попытаемся предложить кибернетическую модель обработки данных, которая должна послужить в достижении нашей цели. Наши наблюдения будут также направлены и на то, чтобы, по-возможности, осветить внутренне содержание «черного ящика», и не забыть про уже исследованную его внешнюю сторону (Input и Output).

Обратим наше внимание на некоторые основополагающие аспекты центральной нервной системы.

 

 

3.2.2.1. – Иерархии в центральной нервной системе.

В центральной нервной системе различают 3 иерархические плоскости:

1. Кортикальная плоскость (кора головного мозга).

2. Субкортикальная плоскость.

3. Спинальная плоскость (спинномозговая).

 

  1. Таламус (зрительный бугор).
  2. Базальные ганглии, мозжечок.
  3. Спинной мозг.

Каждый из этих органов, даже если его дополняют другие, обрабатывает информацию автономно. Эта обработка по её структуре настолько развита, насколько позволяет обрабатывающий орган по своему положению в иерархии.

Важные признаки обработки информации. В первую очередь органы показывают на высоком уровне объем памяти, куда запоминается информация, чтобы можно было обрабатывать большое количество информации. По этой причине центры  высшей плоскости медленнее перерабатывают информацию. И напротив, субкортикальный центр, и спинномозговой центр обладают большими аккумулирующими способностями. Это обусловливает то, что эти центры, в сравнении с центрами коры головного мозга, обладают более ограниченной областью действия, поэтому число их ответных реакций ограниченно.

Но субкортикальный и спинальный центры реагируют быстрее, чем кора головного мозга.

Что касается функций этой иерархической плоскости, ограничимся приведением обобщающей информации.

- В области спинного мозга происходит регулировка простых спинальных рефлексов.                                                                                                                              

- Субкортикальные центры «поставляют» стереотипичные примеры действий и контролируют несознательные комплексные движения: автоматизмы.

- Кора головного мозга является решающим и самым развитым центром координации и контроля. От неё зависит изучение движений.

 

3.2.2.2. – Связь между центрами  центральной нервной системой.

Связи между различными нервными центрами варьируются по моторным требованиям, которые устанавливают более или менее автоматизированное выполнение функций.

В связи с этим следует учесть, что с одной стороны механизмы (которые были заучены) на высоком уровне обслуживают себя как автоматизмы, с другой стороны механизмы, которые на первый взгляд работают полностью автоматически, подчиняются так называемому «диспетчерскому центру мозга». По этой причине появляется возможность осознанного вмешательства отдельных автоматизмов. Это дает нам повод поверить, что тренировка содержит в себе намного больше возможностей влияния, чем мы себе представляли.

 

3.2.2.3. – Канал мощности.

Создание плана деятельности связано с основополагающей концепцией кибернетических исследований: каналом мощности.

Под каналом мощности понимают количество информации, которую в состоянии обработать центральная нервная система за определенный промежуток времени.     

Теоретическое рассмотрение данной концепции позволяет дать ответы на вопросы такого плана: «Существуют ли ограничения в количестве информации?», «Возможно ли одновременно делать два осознанных дела, управляемых корой головного мозга?». 

Канал мощности направлен на представление того, что осознанная внимательность может быть направлена только на один какой-то аргумент, но не более, как показали многие эксперименты.

Между тем, существует определенная величина нагрузки, которую есть возможность с особым вниманием развивать, т.е. увеличивать.

Теперь перенесем канал мощности в футбольный контекст. Во время игры, конечно же, есть ситуации, в которых величина информационной нагрузки может быть преодолена. Это явление способствует возникновению негативных влияний в области обработки информации, появляется неуверенность и страх.                                                                                                                         

Центральная нервная система не может в таких ситуациях логически упорядочить информацию, рассортировать её и точно определить цели. Это должно учитываться, что опытному атлету, в противоположность неопытному, тяжелее преодолеть канал мощности, потому что центральная нервная система экспериментирует со стратегиями решения задач и разрабатывает эти решения, которые способствуют достижению цели интеллектуальными средствами, не преодолевая рамки канала мощности.

 

3.2.3. – Рассмотрение решений выхода из проблемных ситуаций в футболе.

Обобщим имеющиеся у нас проверенные данные и попытаемся их связать в одно целое.

Выше мы рассматривали, что неисчислимое множество тактических элементов взаимосвязаны с моторными альтернативами.

Хочется еще добавить, время, которое нужно для обработки, минимально. Следует учесть то, что развитие игры никогда невозможно полностью предвидеть: ритм и ситуации постоянно меняются.

Из этого следует, что время обработки может быть разным по продолжительности.

Может случиться, что у игроков в определенном игровом контексте может быть достаточно или даже предостаточно времени для обработки. Обобщенно можно констатировать, исследуя футбол, что динамика игры высока в «ключевых сценах», где повышаются и рамки риска, и воли к победе, и времени, необходимого для обработки данных, становится мало.  

Это позволяет нам понять одно из основополагающих качеств футбола: необходимость за короткий промежуток времени принимать и обрабатывать очень много информации. Спонтанно встает вопрос: «Как реагирует в таком контексте центральная нервная система?» Ответим, что есть как минимум две стратегии решения:

  1. Часто используемый способ решения проблем, с которыми приходится сталкиваться атлетам, - это рефлексивный выбор автоматизированных тактических средств на бессознательном уровне.
  2. Вторым способом является то, что моторное поведение является следствием определенной активности сознания.

 

Итак, для того чтобы лучше объяснить две последние концепции, и потом в них углубиться, мы сочли необходимым, отталкиваться от примеров.                                                                                                                              

Сравним нервную систему с воинским подразделением. Они состоят из:

Отделение управления = кортекс.

Командование подразделениями = субкортикальные органы.

Войска = спинной мозг.

 

 

 


    спинной мозг
субкортикальные органы
                       

 

 

Представим себе, что нашим войскам нужно вступить в бой с противником, у которого в распоряжении имеется достаточно времени для оповещения своего командования. Последнее составит план, а командиры подразделений вовремя проинформируют об этом личный состав. Контратака будет настолько эффективна, насколько в глобальном смысле слова будут обдуманы все основные пункты.

Будем исходить из того, наши войска наступают ночью, когда противник, за исключением часовых, «находится в пижамах». В данном случае у командования не будет времени на оценивание обстановки и информировать об этом личный состав. В таком контексте командование не сможет организовать контратаку. Здесь уже все зависит от того, как будут действовать командиры подразделений и личный состав на местах.

Итак, что же сможет сделать армия, которой приходится вести войну с партизанами и постоянными засадами? У неё, как мы уже рассматривали немного выше, есть две возможности:

  1. Командование не разрабатывает никаких планов, просто поднимаются по тревоге войска, а дальше уже действуют по ситуации.

Таким способом есть возможность проводить контратаку. Но это, конечно же, будет уже не то, когда подразделения действуют слаженно.

  1. Применить тактико-стратегические возможности командования,

которое должно разработать план действий для данной ситуации. 

Применение этого способа выхода из ситуации, как мы уже говорили, связано с большим недостатком времени, имеющимся в распоряжении войск.

Как справиться с этим препятствием?

В этом случае командование должно:

а) Предугадать направление передвижения противника.

b) Составить план действий. Командиры подразделений отдадут личному составу приказ, и армия будет действовать согласно этому приказу.

с) Ускорить процесс передачи информации между подразделениями. Командование должно разработать систему, благодаря которой будет происходить скорейшая передача информации о происходящих действиях на все посты.

d) Командование должно быть в состоянии влиять на автономные действия командиров подразделений. Мы еще раз приводим пример с партизанами, который нужно связать с футбольной тренировкой. Вы согласны с тем, что в футболистах нужно воспитывать и тренировать применение инстинктивных действий по построению противодействий (как в примере с партизанами)? Или Вы придерживаетесь мнения, что нужно за короткий промежуток времени разработать план и придерживаться его? Я надеюсь, что Вы, без сомнения, выберете второе. Оно накладывается на путь человека в его эволюции.

 

3.2.4. – Кибернетическая модель футболиста.

Выше мы рассмотрели целенаправленные нейрофизиологические качества и представили свою точку зрения на основные концепции.

Теперь хотелось бы немного углубиться в некоторые из этих тем.

Обратная связь. Этот термин был введен в кибернетической науке и его применение оказывается полезным инструментом для исследований и развития.

Обратная связь – это знак, отражающий ответное сообщение и делающий возможным улучшение или усовершенствование выходного сигнала. Другими словами, он соответствует обратной связи входа и выхода, и позволяет контролировать и регулировать нейрофизиологические процессы. На основе характеристики у центральной нервной системы появляется возможность подстраиваться под окружающую среду.                                                                                                                                                                                                                                       

Для обратной связи мы предлагаем две системы классификации. На основе критерия, который относится к контексту игры, мы получаем:

1) Обратную связь в новой ситуации.

2) Обратную связь адаптации к новым условиям.

Хотим обратить Ваше внимание на следующий пример. Если мы с игроками по окончании игры посмотрим фильм об этой же игре, то мы используем обратную связь в новой ситуации. Таким образом, мы настроим свой выход так, чтобы быть в состоянии модифицировать вход:

И наоборот, если произойдет следующая ситуация: во время игры я делаю скрещивание с партнером по команде, у которого мяч, и вижу, что этим я ему мешаю, то я импровизированно могу поменять направление движения и бежать уже вслед за ним. Это становится возможным благодаря обратной связи адаптации к новым условиям, которая позволяет мне действовать на основе выхода и соответственно приспосабливаться. В обратной связи различают позитивные и негативные ответные сообщения. Они являются позитивными, если усиливают первоначальное моторное поведение; и негативными, если наоборот ослабляют. Например, если игрок задумал нанести удар по воротам противника в ближний угол, но в последний момент замечает, что вратарь оставляет открытым дальний угол, то его первоначальное намерение резко меняется. Вследствие чего ему в данной ситуации может удастся ударить в дальний угол, по его новому плану, или, все же, он будет с неполной уверенностью быть в ближний угол, а может произойти вообще неожиданное: он ударит по центру ворот.

Возьмем того же игрока в ситуации, когда он хочет нанести удар в ближний угол ворот, а вратарь противника, наоборот, концентрируется на дальнем, то здесь будет иметь место позитивная обратная связь, и он, ни в чем не сомневаясь, ударит в ближний угол.

В этом последнем случае легко понять, что шансы на успех намного выше, чем в предыдущем примере.

Обобщим данную модель синтетически:

Выход
     Обработка
Вход
 

 

 


Если это касается футбола, который, как и все остальные виды спорта, зависящие от ситуации, является открытой системой, то считаем удобным использование следующей схемы:

 


В первичных кибернетических процессах не говорят об одной обработке, а говорят о первичной обработке и, следующей за ней, серии обработки обработок.

1-я обработка: Оценка исходной ситуации.

Такая оценка не является чистым действием восприятия, речь идет больше об обработке в прямом смысле слова (рис. 27).

 

 


Рис. 27.

Таким образом, первичная обработка сводится к тому, чтобы оценить ситуацию и сравнить её с уже существовавшими ситуациями. Кроме того, следует обратить внимание на то, что может быть недостаток времени и нужно будет очень быстро рассортировать информацию. Мы считаем, что анализ исходных ситуаций не является пассивной деятельностью, как Вы поймете в следующих абзацах. Такая обработка ведет к пониманию отношений «риск – успех».                                                                            65

2-я обработка: Установление психомоторных форм поведения.

После оценки исходного положения наступает стадия 2-й обработки (или обработки в прямом смысле), при помощи которой понимается задача, сравнивается информация, и координируются новые разработки, основополагающими данными которых являются:

1) Оценка на основе критериев индивидуальной тактики.

2) Оценка на основе критериев коллективной тактики.

3) Оценка на основе разработанного перед игрой плана.

Эти три пункта рассматриваются вместе и олицетворяют 1-ю обработку, которая, как мы уже видели, согласовывается с:

4) Оценкой исходной ситуации. Эта информирует нас о положении

противника.

Все элементы, относящиеся к этим 4 категориям, взвешиваются за немыслимо короткий промежуток времени, интегрируются и выдают результаты обработки информации: ментальное разрешение ситуации. Информация еще раз перепроверяется (вследствие чего принимается или отклоняется) посредством обратной связи с имеющимися в памяти ситуациями, происходившими ранее, и обратной связи адаптации к новым условиям (рис. 28).

Ментальное разрешение ситуации, после того как оно достигается посредством одобрения, становится моторным решением проблем, которое соответствует истинному выходу, т.е. конечной реакции на данную ситуацию. Рис. 28.

Моторное разрешение проблемы
Ментальное разрешение проблемы
    Обработка данных
Оценка настоящей ситуации
 

 

 

     
Обратная связь адаптации.
 
Обратная связь с происходившим ранее (опыт).

 

 


                                                                                                                          

По такой модели сравниваются три категории временной оценки:

  1. Кругозор прошлого (благодаря обратной связи с опытом из прошлого).
  2. Кругозор настоящего (1-я обработка обратной связи адаптации к реальным условиям).
  3. Кругозор будущего (можно вывести из 2-й обработки данных).

Речь идет больше об обработке данных, получаемая из которых информация, а также опыт, направлены в одном направлении, которое можно обобщенно обозначить как оптимизация отношений РИСК – УСПЕХ.

В этой функции проявляется наибольшая производительность центральной нервной системы, что проверяет новые данные, обрабатывает и оценивает их, выводя новые единицы измерения. Если бы проводилось сравнение информации с обрабатываемыми данными, а также выбором альтернатив, то центральная нервная система должна была бы проводить сравнительный анализ данных, представляющих различные области измерения.

Это было бы, чтобы привести удачный пример, как я себе это представляю более понятным, если купить спагетти по цене 100 расчетных единиц за килограмм или 5 расчетных единиц за метр. Мы понимаем, что сразу на такой вопрос будет очень трудно ответить, потому что в нем нет элементов, которые можно было бы сравнить. Поэтому во всех видах спорта, зависящих от ситуаций, недооценимое значение имеет рациональный поливалентный опыт.

 

3.2.4.1. – Время обработки: протекание суперкомпенсации в центральной нервной системе.

Из наблюдений, описанных выше, мы поняли то, что время является решающим фактором в стратегии работы центральной нервной системы, который в то же время действует в качестве определенного тормоза.

Его крайне важное влияние на решения физико-тактической природы со стороны игроков кажется учтивым.

Попытаемся развить наши знания, в которых углубимся в исследование временных элементов в контексте обработки информации в центральной нервной системе.

Предлагаем следующий пример. Построим аналогию между футболистом, который находится в неожиданной ситуации в игре и у которого очень мало времени для того, чтобы в ней разобраться и человеком, который хочет укрыться от холода коротким одеялом.                                                                                                                            

В обоих случаях у каждого из них есть выбор.

На рисунке представлены альтернативы: или я укрою одеялом ноги, а плечи останутся открытыми, или я укрою плечи, тогда ноги останутся открытыми.

 


В предыдущей главе мы представили кибернетическую модель, которая отражает два основных пункта обработки данных. Содержание этой модели мы покажем в концепции, представленной на рисунке 29.

Если имеющегося в наличии времени недостаточно для обработки данных (что, как правило, и происходит в динамике футбола), то центральная нервная система использует две стратегии для адаптации.

  

Рис. 29.                                                                                                                          

1. Имеющееся в наличии время полностью посвящается оценке ситуации (часть А рисунка 29, где 1-я обработка занимает большее место), когда информация принимается и оценивается. Таким образом, отказываются от осознанного установления психомоторных действий (область 2-й обработки очень ограничена), поэтому 2-я обработка ограничивается только выбором известных моделей, подходящих в данной ситуации.

2. Вторая стратегия является противоположностью первой; в ней 1-я обработка сводится к минимуму, чтобы имеющееся в наличии время можно было использовать для 2-й обработки. Эта стратегия  творческая, потому что можно придумывать новые формы решения проблем. Это очевидно, что вторая стратегия центральной нервной системы предполагает, что игроков нужно научить различать информацию в ситуациях по важности, так чтобы использовать меньше незаменимой информации, чтобы быть в состоянии создать полную картину ситуации.

Какую альтернативу из этих двух выбрать?

Обе эффективны, но проблема заключается в выборе, в какой ситуации нужно выбирать первый или второй вариант.

Очевидно, что применение первого варианта невозможно для неопытного игрока, поскольку они еще не обладают эмпирическим чутьем на зависящие от ситуации модели, которые по кибернетическим основам обладают сильным воздействием «обратной связи».

Новичков нужно только направлять в сторону первого варианта решения проблемы.

В любом случае, все зависит от того, какой стратегии придерживается центральная нервная система, её основных потребностей, которые имеют значение в связи со временем обработки.

Последнее мы уже рассмотрели. В отдельности речь идет о:

  1. Скорости реакции.

Она соответствует промежутку времени, в который укладывается распознание ситуации и ответные действия организма. Речь идет о качестве, которое, рассматриваясь в прямом смысле, является исключительно обусловленным.

Благодаря постоянным тренировкам можно достичь определенного успеха.

Улучшение реакции является, как правило «оптическим обманом», потому что тренировка в действительности развивает лишь стратегии обработки информации.

2. Моторных антиципационных способностях.  Игроки должны быть научены, по возможности быстро определять где, как и когда будет развиваться игра; как мы увидим, моторные антиципационные способности тесно связаны с закрыванием пространства.                         

Необходимо, чтобы молодежь была подготовлена к тому, чтобы направлять свое внимание на развитие игры.

Тенденция к полному выкладыванию игроков во время владения мячом или во время ассистирования партнеру идет на спад. Поэтому нужно, чтобы все игроки постоянно, понимая свое положение, концентрировались на игре. Это условия, при которых речь идет о выносливости футболистов.

Футбол следует понимать как непрерывное стремление к пониманию и к приспособляемости к различным игровым вариантам. Не следует недооценивать тот факт, можно быть одновременно сильным физически и слабым ментально.

3. Выборе данных.

Мы считаем, что очень важно построить определенный список важности информации. Это вопрос, который напрямую связан с временной проблематикой.

Для того чтобы привести пример, (рис. 30) очень важно, чтобы игрок 3 постоянно контролировал игрока с мячом 5, его партнера по команде игрока 11, который пришел ему на помощь, а также своих игроков 7 и 9, которые находятся здесь, чтобы проводить двойное закрывание. Для игрока 3 позиция вратаря является нерелевантной.

На рисунке 31 наоборот, позиция вратаря по отношению к игроку с мячом и игроку 9 очень важна.

Рис. 30.                                                     Рис. 31.

 

 


Очень важно подчеркнуть, что создание списка важности информации всегда должно зависеть от ситуации. По этому поводу мы не можем предложить определенных фиксированных правил адаптации, только можем посоветовать воспитывать у игроков внимательное обдуманное наблюдение за действиями.                                                                                                                          

4. Активизации канала мощности.

Постоянное применение творческих способностей и фантазии вместе со здравомыслием (в целенаправленных тренировках) в состоянии привести к улучшению канала мощности.

Это соответствует представлению, что индивидуальные возможности должны быть использованы с применением генетических границ, для того, чтобы осознанно принимать большое количество информации.

5. Разносторонних возможностях применения стратегий центральной нервной системы.  

Как мы уже заметили, игроки должны быть научены от случая к случаю определять, будет ли выгоднее включать канал мощности при 1-й или 2-й обработке.

Никто не должен выбирать за атлетов, по какому пути им идти, и какие ориентиры смогут им лучше помочь. В связи с этим, представляем два следующих примера.

Если игрок находится в ситуации, когда он один может помешать игроку противника нанести удар в пустые ворота, то вся его психическая и физическая энергия задается целью противостоять удару противника по воротам (рис. 32).

И противоположная ситуация, когда этот игрок, владея мячом, находится в центре поля и должен решить, кому из партнеров сделать передачу, тому, который находится далеко впереди в нападении, или тому, который находится рядом на фланге (рис. 33).

Повторимся еще раз, сказав о том, что нелогично «вооружать» игроков только определенными фиксированными правилами.

В каждой ситуации есть выбор адекватных стратегий работы.

Рис. 32.                                                    Рис. 33.

 

 


                                                                                                                          

 

 

  1. Технических способностях и умениях.

Это очевидно, что тот, кто обладает отличным контролем над мячом и минимальной неточностью в выполнении передач, выигрывает пространство и время для обработки данных.

  1. Внедрении планов совместной работы.

Составление тактического маршрута перед игрой является важным средством для упрощения поиска психомоторных решений. Таким способом атлет уменьшает время, необходимое для обработки информации. Представим пример, в котором команда с защитой в линию использует предугаданное закрывание (рис. 34).

Рис. 34.

 

 


Примем во внимание защитника F; он должен, чтобы занять нужную позицию, по возможности предвидеть передвижения нападающего (в данном случае игрока С). Если игрок С, как показано, будет двигаться вперед, то он попадет в положение вне игры. В данной динамике F практически уверен, потому что он знает, что другие защитники G и L, как запланировано, действуют на одной линии с игроком Н, который атакует игрока с мячом.

Таким образом, задача игрока F упрощается, потому что он, если создает положение вне игры, не нуждается в новой оценке ситуации, потому что ему уже известны позиции его партнеров.

  1. Привыкании к новому.

Название данного подраздела может сначала показаться бессмысленным, но на самом деле оно имеет очень важное значение.

В футболе, как и в других, зависящих от ситуации, видах спорта не бывает повторяющихся действий. Все моменты во всех матчах являются «историческими».

Как же тогда объяснить распространение стереотипов, заученных наизусть механизмов игры?

Мы ответим без колебаний: благодаря бессознательной поверхностности, что касается методов и недостатка времени на раздумья. Контекст игры располагает способностью приспосабливания, если вместе с этим он показывает отличительные признаки. Это подразумевает наличие творческих способностей. По этой причине необходимо, чтобы игроки были научены принимать новое и не происходившее ранее в качестве мотива для интересных экспериментов. В любой момент можно что-то открыть, и с энтузиазмом молодежи (хотя энтузиазм не сильно зависит он возраста) испробовать. Мы применили понятие «привыкание к новому», потому что новое содержание или какие-либо изменения всегда порождают страх и неуверенность. Поэтому многие индивидуумы избегают нововведений и стараются их не применять; по этой причине возникают предрассудки, которые в футбольной среде определяются как тактические предрассудки. Обычно тренеры, а впоследствии и их подопечные, говорят, что они играют в особый вид футбола, который является самым современным, но в тоже время и самым рискованным и опасным.

Если говорить откровенно, то они просто боятся всего нового, поэтому готовые стратегии и стереотипы создаются в зависимости от форм поведения. Целью последних является придать какому-то событию, как и игре, которая разлагается на постоянные фиксированные составные части, что-то уже известное. В игре всегда происходит что-то непредвиденное. А непредвиденное не содержит в себе правил; ему можно противостоять при помощи ментальных способностей приспосабливаться. Они, кроме основных качеств футболиста, являются также социальной способностью, которая дает возможность тому, кто ей обладает, путешествовать и с наслаждением знакомиться с разными народами и их укладом жизни. Экзотическое блюдо, которое обещает неожиданный вкус, неиспытанный ранее, и который следует рассматривать не как антипатию, а как «красоту жизни». Что это была бы за жизнь, если бы мы всегда делали одни и те же вещи, и никогда бы не возникало ничего непредвиденного?

 

3.2.5. – Временной промежуток, необходимый для улучшения способности к обработке данных.

В данном подпункте мы попытаемся дать ответ на следующий вопрос: «Когда проявляется влияние тренировок на активизацию центральной нервной системы?»                                                                                                                                  

По нашему мнению эти улучшения обладают коэффициентом роста, который аналогично распространяется и на улучшение физических качеств. Поэтому за периодом интеллектуальной работы тотчас же следует время ментальной усталости, следствием которой может быть плохая работоспособность во время игры.

Если усталость, которая проявляется в ухудшении реакции и появлении растерянности, через какое-то время будет преодолена, то скажется позитивный эффект проведенной ранее работы. Этот эффект проявится в логической способности к обработке информации.

Атлет будет обладать следующими качествами:

  1. Большей скоростью обработки информации.
  2. Эффективной стратегией мышления.
  3. Большей выносливостью и концентрацией.

Из этого мы делаем вывод, что центральная нервная система, по сути, (после фазы суперкомпенсации), как и кондиционные способности (сила, выносливость и скорость) «реагирует» на тренировки (рис. 35).

После работы психологического содержания идет период ментальной усталости, который соответствует отрезку времени, который необходим для активизации когнитивного подсознания.

Эта последняя фаза будет предварительной ступенью к активизации центральной нервной системы, что проявится в повышении тактических и психических способностей игрока.

Подводя итог, выявляются следующие фазы суперкомпенсации центральной нервной системы:                                                                                                                               

  1. Работа (понимаемая как попытка завладеть ситуацией).
  2. Усталость (поиск нового психо-тактического равновесия).
  3. Прирост (достижение новых результатов в отношении тактической и психической работоспособности).

Из этого становится необходимым определять заранее перед тренировкой все цели, что бы их осуществление было хоть и тяжелым, но возможным. По этой причине необходимо проводить смену работы и активного отдыха.

  

Рис. 35.

Потому необходимо в фазе усталости прекратить выполнение активных действий, ведущих к приспосабливанию центральной нервной системы, потому что из-за них эта фаза будет только продлеваться. На работоспособность могло бы в данном случае также быть оказано негативное влияние по эмоциональным причинам, потому что фрустрационный период неуверенности и конфузии длился бы очень долго. Таким образом, игроки могли бы потерять доверие к своим способностям (рис. 37). Следует обращать внимание на то, что фаза ментальной усталости во время чемпионата должна быть тщательно «дозирована», и, ни при каких обстоятельствах, не должна совпадать с игровым днем.

Наблюдательные тренеры точно знают, что будет контрпродуктивно, если давать команде на тренировке перед игрой чемпионата что-то новое.

Можно с уверенностью сказать, что будет разумнее делать так, как показано на рисунке 36, т.е. программировать постепенное улучшение, нежели ставить себе долгосрочные цели, как показано на рисунке 37.

Каждая суперкомпенсация центральной нервной системы будет сопровождаться временной личной благодарностью, которая высоко ценит единое воодушевление, что касается постановки тактических и психических целей, помимо эффективного выполнения на поле. Нужно помнить, что без воодушевления не получится улучшить самоподготовку.

Рис. 36.                                                         Рис. 37.


 

Время
Время
  

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Требования центральной нервной системы, после ассимиляции и аккомодации к более продолжительному промежутку времени, (для того, чтобы применить два понятия из когнитивной психологии) имеют графический ход событий, который, на основе фазы суперкомпенсации, представлен на рисунке 37.

С точки зрения программирования, хотим посоветовать вам, обратить внимание на следующий контекст:

1. На промежутки времени между официальными соревнованиями.

2. На промежутки времени между неофициальными соревнованиями.

3. На промежутки времени, в течение которых команда находится в состоянии эйфории.

4. Когда команда, учитывая все обстоятельства, должна что-то радикально менять.

Во всех остальных случаях целесообразнее и удобнее применять простые методы.

«Горы свернуть возможно, конечно, не все сразу, а по одной». По такому же принципу происходит и в футбольной команде, пока она превратится в единую группу, где индивидуальные способности будут служить на благо коллектива и рациональному планированию приспособленности центральной нервной системы.

«Важнейшей мышцей в тренировке футболиста является не квадрицепс, а его мозг. Футболистов нужно воспитывать и тренировать так, чтобы сделать из них своего рода марафонцев мышления».

 

 

                                                                                                              

Вторая часть.

                                                                                                                          

Глава 1.

 

                От совместной работы к тактическому пониманию.

«Как языковая коммуникация происходит при помощи слов, так коммуникация футбольная осуществляется при помощи передач».

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!