Эпоха Великой дружбы СССР и Китая



 

На рубеже 1949-1950-х гг. состоялся визит в СССР Мао Цзэдуна – началась эпоха Великой дружбы СССР и Китая, продлившаяся до конца 1950-х гг. Началась крупномасштабная торговля с Китаем, которая позволила одеть население СССР в продукцию китайской легкой промышленности. В СССР хлынул поток т.н. "китайского ширпотреба" – вещей, которые поразили воображение советских людей, поскольку были яркими, цветными, качественными, доступными по цене и никогда прежде в СССР не виданными. В быт и гардероб советских людей широко и надолго вошли товары китайского производства.

 

Мужская мода

 

Мужская мода этого периода 1940-1950-х гг. также подверглась значительным изменениям. В результате войны в СССР появилось много высококлассных мужских портных-евреев, ставших беженцами с западных территорий, спасаясь от фашизма. Все советское руководство после войны одевали портные-евреи из Польши и Литвы. Главным портным советской элиты был портной Зингер. Обувь для советской элиты изготавливали обувщики-армяне из числа тех, которые вернулись в СССР после войны из Сирии и Ливана.

 

Мужская мода менялась не так быстро, как женская.Трофейное влияние коснулось ее, главным образом, в области тканей и покроя пиджаков. В 1940-е гг. распространилась мода на рубашки с мягкими воротниками без галстука.

 

Стиль New Look

49. Фото. Модель из коллекции Christian Dior в новом стиле New Look, Париж, 1947 г.

 

Стиль New Look, предложенный в 1947-м г. Кристианом Диором, несмотря на все гонения, все же окольными путями проник в СССР, хотя и потребовалось на это от шести до десяти лет. Этот стиль предлагал совершенно новый женский силуэт – без подплечиков, с покатыми плечами; с бюстом, поднятым благодаря грации; сильно утянутую талию и очень широкую юбку в 1,5-2 солнца на подъюбниках. Поначалу новый силуэт был встречен в штыки не только в СССР, но и на Западе.

 

Общество, привыкшее за годы войны к достаточно мужественному облику женщины – боевой подруги, было не готово воспринять новый образ, являвший собой воплощенную утонченность и женственность. С неодобрением после долгих лет материальных тягот и дефицита товаров воспринимался и колоссальный расход ткани, который требовался на изготовление этих многослойных сверхклешеных юбок. Не говоря уж о том, что New Look требовал от женщин поменять весь свой гардероб – обзавестись нижними юбками, грациями, чулками, трусиками-бикини, туфлями на шпильке и т.д., сменить прическу и обеспечить тонкую талию.

 

Однако, несмотря на все это, новый стиль был обречен на успех, поскольку женщины, лишившиеся в войне огромного количества мужчин, были поставлены в условия жесткой конкуренции, победить в которой могли только самые сексапильные, а именно сексапильность и была гвоздем стиля New Look. В 1949-м г. Кристиан Диор предложил и узкий силуэт, который, конечно же, был также с негодованием осужден советской идеологией как буржуазный, развратный и неподобающий женщине – строительнице коммунизма.

 

В 1955-м г., уже при Хрущеве, в Дом Кристиана Диора пришел Ив Сен-Лоран, который ввел в моду крупные банты, гипюр и силуэт линии Y. В СССР ни о каком New Look’е не могло быть и речи вплоть до смерти Сталина в 1953-м г. Да и позднее все это по-прежнему оставалось вне кругозора советской женщины, представления о моде которой продолжали ограничиваться трофейной и китайской модой.

 

Окончательно стиль New Look утвердился в СССР только в 1956-м г., с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко одета в модель Диора, предложенную им в 1947-м.

 

49. Карнавальная ночь

 

Однако, как бы то ни было, по после смерти Сталина железный занавес стал понемножечку приоткрываться. Сначала за границу выпустили на соревнования советских футболистов. Затем на гастроли поехал Большой театр – вся труппа с оркестром. Затем цирк, ансамбль Моисеева, ансамбль "Березка"… На протяжении всех 1950-х гг. выездные артисты и спортсмены служили основным каналом проникновения в страну западных модных веяний – они привозили не только новые идеи и впечатления, но и товары на продажу.

 

Самой элегантной женщиной в СССР считалась, безусловно, Любовь Орлова. Многие свои туалеты она шила и перешивала сама.

 

50. Фото. Кинозвезда Любовь Орлова в модном открытом платье с широкой многослойной юбкой в стиле моделей Кристиана Диора. Многочисленная бижутерия, золотые браслета и бриллиантовые кольца, грим, прическа и маникюр свидетельствуют о большей женственности в советской моде 1950-х гг. Москва, 1952 г.

 

Рядовая советская женщина 1950-х гг. выглядела практически так же, как и в 1940-е, т.е., попросту, старомодно. Плечики, вышедшие из моды на западе в 1947-м, в СССР не снимали до 1959-го г. В образе советской женщины очень медленно и понемногу начинают проступать черты сексапильности, которыми образ западной женщины блистал все 1950-е гг. Так, в 1953-м г. в СССР отменяют запрет на декольте, и Всесоюзный дом моделей одежды выпускает коллекцию платьев с вырезом. Возникает практика показов моделей в клубах и домах культуры.

 

Приветствовались в предлагаемых моделях дешевизна тканей; незамысловатость и ограниченное число деталей кроя; рентабельность их в производстве и удобство в эксплуатации. Во всем необходимо было строго придерживаться ГОСТов. Копирование с западных журналов запрещалось. Позволялось взаимодействовать только с модными журналами стран социализма – Болгарии, Польши, ГДР, которые, в свою очередь, ограниченно перепечатывали западные модели. Таким образом, мировые модные тенденции опосредовано все-таки проникали в СССР, но происходило это с безнадежным отставанием.

51 Фото. Манекенщицы в нарядных бальных платьях, выполненных под влиянием парижских мод. Будапешт, 1955 год.

 

Показы и съемка для отечественных журналов были организованы непрофессионально – модели самостоятельно причесывались и гримировались, не существовало культуры модной фотографии, все делалось практически кустарно.

 

Над модниками и модницами по-прежнему смеялись, это не поощрялось.

 

51 Сатира на моду

 

Общественным мнением культивировался образ женщины-труженицы, которой чужды «тряпичные» интересы буржуазных бездельниц. Характерной приметой того времени были создававшиеся всеми домами моделей специальные сельские и рабочие коллекции – одежда для доярок, птичниц, штукатуров и т.д. Проводились специальные "рабочие показы".

 

53. Фото. Советские модели в рабочей одежде для уборщиц и доярок, показанной на международной выставке моды в Будапеште в 1955г.

Советская детская мода также была унифицирована. Школьная форма была обязательной для всех учащихся. Девичья форма была слепком с дореволюционного образа гимназистки – коричневое платьице, черный повседневный и белый парадный фартучек – в середине 1950-х советская школьница должна была выглядеть точно так же, как гимназистка 1913-го г. Огромную проблему представляло в ту пору белье для детей, которого в СССР попросту не выпускалось, поэтому дети ходили в перешитом взрослом белье, не подходящем по размеру.

 

Событием, ставшим поистине культурным шоком для всей советской страны, стал Фестиваль молодежи и студентов, состоявшийся в 1957-м г. в Москве. Это cамым непосредственным образом отразилось на отечественной моде. Появились первые фарцовщики – люди, профессионально занимавшиеся перепродажей заграничных вещей. Термин «фарцовщик» происходит от искаженного английского «for sale», т.е. «на продажу».

 

Фото.На Всемирном фестивале молодежи и студентов. Девушки одеты в широкие юбки стиля Нью Лук, мужчины в цветных рубашках. Москва, ВДНХ, 1957 г.

Западный показ Кристиана Диора в ДК "Труд"

 

В 1959-м г. в СССР состоялся первый после показа Поля Пуаре в 1911-м г. западный показ мод – был приглашен Кристиан Диор. Проходил этот показ в ДК "Труд". Манекенщицы были француженки.

 

54. Папка с фото!

 

в июне 1959 года самолет Air France с 12 моделями под руководством Ива Сен-Лорана, который тогда возглавлял Дом Диор, приземлился в Москве. Это был первый визит дизайнера из капиталистической страны в СССР, и он привлёк большое внимание общественности.

 

Показы проходили в зале “Труд” дома культуры “Крылья Советов”. На них пускали только по приглашениям, которые выдавали номенклатуре, родственникам чиновников, а также представителям легкой и текстильной промышленности: вспоминает модельер Ирина Крутикова, посетившая один из показов: «Модели были невысокими, худыми, ходили по подиуму неспешно. Некоторые комплекты имели российские названия — ”Надежда”, ”Татьяна”»

 

За пять дней состоялось 14 показов. Каждая из моделей вышла на подиум 140 раз. Модели, как видно из нижеприведённых снимков американского журнала Life, гуляли и много фотографировались в ГУМе, на центральных улицах столицы и даже побывали на обычным московском рынке.

 

Тот эстетический шок, который испытали граждане Советского Союза, глядя на парижских красоток в “заморских” одеждах, не требует комментариев – потрясенные лица запечатлел беспристрастный объектив фотокамеры Говарда Сочурека (Howard Sochurek)…

 

Сразу после показов француженок везли демонстрировать одежду на заводы на окраине Москвы. А потом на самолете направили в Архангельск, чтобы жители Заполярья тоже смогли оценить европейскую моду.

 

Модельеры русского происхождения, уехавшие после революции, продолжали в то время успешно работать в разных странах. Одна из них, Грохольцева, долго работавшая в Харбине, после войны вернулась в СССР, и была назначена главой Рижского дома моделей. Вот почему рижские моды считались в тот период верхом совершенства – ими руководил профессиональный дизайнер. Более того, родная сестра Грохольцевой, жившая в Сан-Франциско, регулярно присылала ей в Ригу журнал "Вог", так что неудивительно, что рижские моды отличались необычайной актуальностью и изысканностью.

 

К этому периоду относится появление чулок-паутинок. Конечно же, они были большим дефицитом, их носили подолгу, по мере возможности зашивали, замазывали лаком и даже поднимали спустившиеся петли. Первые колготки появились в США в 1960-м г., но в СССР только в 1969-м.

 

Текстиль в 1950-е сильно изменился – в моду вошли абстрактные рисунки и, как актуальная примета времени, рисунки в форме ядерного гриба. Вообще форма гриба – в шляпах, в абажурах, в дизайне мебели – была в этот период очень популярна.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!