Добавочные факты и объяснения, касающиеся Сфер-Миров и Монад 10 страница



«Миры для невежд сложены из известных Элементов. Но в понимании Архата эти Элементы сами коллективно являются Божественною Жизнью; порознь же, на планах манифестаций, они суть бесчисленные сонмы Жизней. Лишь Огонь – ЕДИН– на плане Единой Реальности. На плане проявленного, следовательно призрачного Бытия, его частицы – огненные Жизни живут и утверждают свое бытие за счет всякой другой Жизни, которую они поглощают. Потому они называются « ПОЖИРАТЕЛЯМИ» … Каждая видимая вещь в этой Вселенной была сложена подобными ЖИЗНЯМИ, от сознательного и божественного первоначального человека, по нисходящей скале, до бессознательных посредников, слагающих материю… От ЕДИНОЙ ЖИЗНИ, бесформенной и несотворенной, происходит Вселенная всех Жизней. Вначале из Глубины (Хаоса) был проявлен холодный светящий Огонь (газовый свет?), который образовал Сгустки в Пространстве (может быть нерастворимые туманности?) … Эти сражались, и сильный жар был развит вследствие столкновений и ударов, породивших вращение. Затем появился первый проявленный МАТЕРИАЛЬНЫЙОгонь, жаркие Пламена, Странники в Небе (Кометы). Жар породил влажный пар; что образовало твердую воду(?); затем сухой туман, затем жидкий туман, водянистый, который погашает яркое блистание Странников (Комет?) и образует твердые водянистые Колеса (МАТЕРИАЛЬНЫЕСферы). Бхуми (Земля) появляется с шестью сестрами; своим постоянным движением они производят низший огонь, жар и водянистый туман, который выявляет третий Элемент Мира – ВОДУ. И от дыхания всего рождается (атмосфериче ский) ВОЗДУХ. Эти четверо суть четыре Жизни первых четырех Периодов (Кругов) Манвантары. Три последних последуют».

Комментарии сначала говорят о «бесчисленных миллиардах сонмищ жизней». Не сделал ли Пастер бессознательно первый шаг к Оккультной Науке, объявив, что если бы он осмелился полностью выразить свои мысли по этому вопросу, он сказал бы, что органические клеточки одарены жизненным потенциалом, который не прекращает своей деятельности с прекращением тока кислорода, направленного на них, и даже, несмотря на это, не расторгает своей связи с самой жизнью, которая поддерживается воздействием этого газа? «Я добавил бы», продолжает Пастер, «что эволюция зародыша совершается посредством сложных феноменов, среди которых мы должны включить процессы ферментации». Жизнь, по Клоду Бернару и Пастеру, есть ничто иное, как процесс ферментации. Что существуют в Природе Существа или Жизни, которые могут жить и развиваться без воздуха даже на нашей Земле, было доказано теми же учеными. Пастер открыл, что многие из низших жизней, подобные вибрионам и другим микробам и бактериям, могут существовать без воздуха, который, напротив, убивает их… Они извлекают кислород, нужный им для их размножения из различных веществ, окружающих их. Он называет их аэробами , живущими на тканях нашей материи, когда последняя перестала быть частью живого целого (очень неудачно называемой тогда наукою «мертвой материей»), и анаэробами . Один из этих видов поглощает кислород и сильно способствует разрушению животной жизни и растительных тканей, доставляя атмосфере материалы, которые позднее входят в строение других организмов; другой вид окончательно разрушает или скорее уничтожает так называемую органическую субстанцию; окончательное разложение невозможно без их участия. Некоторые зародышевые клеточки, подобные клеточкам дрожжей, развиваются и множатся в воздухе, но, лишенные его, они приспособляются к жизни без воздуха и становятся закваскою, поглощая кислород из веществ, приходящих в соприкосновение с ними, и тем разрушая последние. Клеточки в плодах, когда им недостает свободного кислорода, действуют, как дрожжи, и вызывают брожение (ферментацию). «Потому растительная клеточка в подобном случае проявляет жизнь, как анаэробическое существо. По чему же тогда органическая клеточка, в данном случае, должна явить исключение?» – спрашивает профессор Боголюбов. Пастер указывает, что в веществе наших тканей и органов, клеточка, не находя себе достаточно кислорода, вызывает брожение тем же способом, как и плодовая клеточка. И Клод Бернар полагал, что идея Пастера об образовании брожениий находит применение и подтверждение в том факте, что мочевина увеличивается в крови при удушении. Потому ЖИЗНЬ вездесуща во всей Вселенной, и Оккультизм учит нас, что она заключена также и в атоме.

«Бхуми появляется с шестью сестрами», говорят Комментарии. Ведическое Учение, утверждает, что «существуют три Земли, соответствующие трем Небам, и наша Земля (четвертая) называется Бхуми». Таково объяснение, данное нашим экзотерикам западными востоковедами. Но эзотерическое значение этой фразы и намек на это в Ведах относится к нашей Планетной Цепи: «Три Земли» на нисходящей дуге и «Трое Небес» показывают, что есть также три Земли или Сферы, только гораздо более эфирные на восходящей или духовной дуге. Тремя первыми мы спускаемся в материю, тремя другими мы восходим к Духу. Низшая Бхуми, наша Земля, образует поворотный пункт, так сказать, и содержит потенциально столько же Духа, сколько и Материи. Но это мы обсудим позднее.

Итак, общее учение Комментариев сводится к тому, что каждый новый Круг развивает один из Сложных Элементов, как они известны сейчас науке, отвергающей примитивную номенклатуру, предпочитая подразделить их на составные части. Если Природа находится «в вечном становлении» на проявленном плане, то эти Элементы должны быть рассматриваемы в том же свете; они должны развиваться, прогрессировать и усилиться до Манвантарического конца.

Таким образом, Первый Круг, как учат нас, развил лишь один Элемент и природу, и человечество в том, что может быть названо одним аспектом Природы – называемом некоторыми очень ненаучно, хотя фактически это может быть и так, «пространством одного измерения».

Второй Круг выявил и развил два Элемента – Огонь и Землю; и его человечество, приспособленное к этому условию Природы, если только можно дать наименование человечества существам, живущим в условиях, ныне незнакомых людям, было – снова употребляя знакомую фразу в точно фигуративном смысле и в единственном смысле, в котором это может быть употреблено – существами «двух измерений».

Процесс естественного развития, который мы сейчас рассматриваем, одновременно разъясняет и дискредитирует привычку обсуждений свойствдвух, трех ичетырех или более пространственных измерений ; но мимоходом следует указать на истинное значение разумной, но неполной интуиции, подсказавшей спиритуалистам и теософам и нескольким большим ученым[404] – употребление для этого понятия современного выражения «четвертого измерения пространства». Во первых, легкомысленная нелепость предположения, что Пространство, само по себе, может быть измерено в любом направлении, не имеет смысла. Обычная фраза может быть лишь сокращением более полной формулы – «четвертое измерение материи в Пространстве »[405]. Но даже, будучи так расширена, эта фраза, все же, неудачна, ибо, хотя и совершенно правильно, что продвижение эволюции должно явить нам новые свойства материи, но и те, с которыми мы уже ознакомлены, в действительности более многочисленны, чем три измерения. Свойства или что будет, пожалуй, более соответствующим термином, признаки материи, должны всегда иметь прямое отношение к чувствам человека. Материя имеет протяженность, цвет, движение (молекулярное движение), вкус и запах, свойства, которые соответствуют ощущениям, существующим у человека; и следующий признак, который будет развит в ней, назовем его пока «Проницаемостью» – будет соответствовать следующему чувству человека, которое мы можем назвать «Нормальным Ясновидением». Так, когда некоторые смелые мыслители жаждали четвертого измерения для объяснения прохождения материи через материю или завязывания узлов на бесконечной веревке, им недоставало знания шестого свойства материи. Три измерения в действительности принадлежат лишь одному свойству или признаку материи – протяженности. Простой, здравый смысл справедливо восстает против идеи, что при любом состоянии вещей может быть более, нежели три подобных измерений, как длина, ширина и толщина. Эти термины и сам термин «измерение» принадлежат к одному плану мышления, к одной стадии эволюции, к одному свойству материи. Пока Космос будет располагать установленными футами для приложения к материи, до тех пор она будет измеряться лишь тремя способами и не более; подобно тому, как и с того времени, когда идея измерения впервые внедрилась в человеческое понимание, стало возможно прилагать измерение лишь в трех направлениях – не более.

Но эти соображения, ни в коем случае, не восстают против несомненности, что с течением времени, когда способности человечества умножатся, также будут умножены и свойства материи. Пока этот способ выражения еще более неправилен, нежели даже обычная фраза о «восходе» и «заходе» солнца.

Теперь мы вернемся к обсуждению материальной эволюции на протяжении Кругов. Было сказано, что материя во Втором Круге может быть иносказательно названа, как обладающая двумя измерениями. Но здесь новое предостережение должно быть сделано. Это свободное и фигуральное выражение может быть рассматриваемо – на одном плане мышления, как мы это видели – как эквивалентное второму свойству материи, соответствующему второй познавательной способности или чувству человека. Но эти две связанные скалы эволюции касаются процессов, происходящих в пределах одного Круга. Последовательность первичных аспектов Природы, с которыми связана последовательность Кругов, касается, как было уже указано, развития элементов – в оккультном смысле – Огня, Воздуха, Воды и Земли. Мы находимся еще только в Четвертом Круге и наш список пока что обрывается. Порядок, в котором эти элементы упомянуты в предыдущей фразе, правилен с точки зрения эзотерических целей и Тайных Учений. Мильтон был прав, когда он говорил о «Силах Огня, Воздуха, Воды и Земли». Земля, такая, как мы знаем ее сейчас, не существовала до Четвертого Круга, сотни миллионов лет назад, времени начала нашей геологической Земли. «Земной шар », говорят Комментарии, был «огненен, холоден и лучист» так же, как и его эфирные люди и животные на протяжении Первого Круга », – противоречие или парадокс по мнению нашей современной науки – «светящимся, более уплотненным и тяжелым на протяжении Второго Круга; водянистым в течение Третьего ». Таким образом, мы видим здесь обратный порядок элементов.

Центры сознания Третьего Круга, предназначенные к развитию в человечество, каким мы его знаем, достигли познавания третьего Элемента Воды. Если бы мы должны были выводить наши заключения на основании данных, доставляемых нам геологами, то мы должны были бы сказать, что не было настоящей воды даже во время угольного Периода. Нам говорят, что гигантские массы угля, которые раньше были рассеяны в атмосфере, как угольная кислота, поглощались растениями, тогда как большая часть этого газа была примешана к воде. Теперь, если бы это было так, и мы должны поверить, что вся угольная кислота, вошедшая в состав тех растений, которые образовали смолистый уголь, лигнит и т. д. и способствовали формации известняка и т. д., что все это в тот период находилось в атмосфере, в газообразном виде, то тогда должны были бы существовать моря и океаны жидкой угольной кислоты! Но тогда, каким образом, на основании этого вывода, угольный период мог быть предшествуем Девонским и Силурийским Периодами – периодами рыб и моллюсков? Кроме того, барометрическое давление должно было превышать в несколько сот раз давление настоящей нашей атмосферы. Как могли организмы, даже такие простые, как организмы некоторых рыб и моллюсков, выдержать его? Существует любопытный труд Бланшара о «Происхождении Жизни», в котором он указывает на некоторые странные противоречия и путаницы в теориях своих коллег, и на который мы обращаем внимание читателя.

Центры сознания Четвертого Круга прибавили к своему запасу Землю, как состояние материи, так же как и три других элемента в их настоящей трансформации. Короче говоря, ни один из так называемых Элементов в трех предыдущих Кругах не был таким, как мы знаем его сейчас. Насколько мы знаем, ОГОНЬ мог быть чистою Акашей – Первичной Материей «Magnum Opus » Создателей и Строителей, тем Астральным Светом, который парадоксальный Элифас Леви называет то «Телом Святого Духа, то „Бафомедом“, Андрогинным Козлом Мендеса». ВОЗДУХ – просто Азотом, «Дыханием Держателей Небесного Свода», как называют его магометанские мистики. ВОДА – тем первоначальным флюидом, который, согласно Моисею, нужен был для создания «Живой Души». Это может объяснить ужасные противоречия и ненаучные утверждения, находимые в «Книге Бытия ». Отделив первую главу от второй, прочтя первую, как писание Элохистов, и вторую, как писание много позднейших Иеговистов, все же, если читать между строками, мы найдем тот же самый порядок, в котором появляются творения, именно: Огонь (Свет), Воздух, Вода и Человек (или Земля). Ибо фраза первой главы (Элохической) – «В начале сотворил Бог небо н землю», есть искаженный перевод: это означает не «небо и землю», но двоячность или двоякое небо, верхние и нижние небеса, или же разъединение Первоначальной Субстанции, которая была светом в своей верхней части и тьмою в ее низшей (проявленной Вселенной), в ее двойственности невидимого (нашими чувствами) и видимого для нашего познавания. «И отделил Бог свет от тьмы»; и затем создал твердь (воздух). «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воды от вод», т. е., «и отделил воды, которые под твердью (наша проявленная видимая Вселенная) от вод, которые над твердью (невидимые [для нас] планы Бытия)». Во второй главе (Иеговической) растения и травы созданы раньше воды, так же как в первой главе Свет выявлен раньше солнца . «Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог (Элохим) не посылал дождя на землю и т. д.» – это нелепость, если не принять эзотерического объяснения. Растения были сотворены, прежде чем они были в земле – ибо тогда не было такой земли как сейчас ; и полевые травы существовали прежде, чем они выросли такими, какими они являются, теперь, в Четвертом Круге.

Обсуждая и объясняя природу невидимых Элементов и вышеупомянутого «Изначального Огня», Элифас Леви неизменно называет его «Астральным Светом»; для него он есть «Великий Посредник Магии». Несомненно это так, но только поскольку это относится к Черной Магии и на низших планах того, что мы называем Эфиром, нуменом которого является Акаша; но даже это будет признано ошибочным ортодоксальными оккуль тистами. «Астральный Свет» есть просто более древний «Небесный Огонь» Парацельса; и сказать, что «все, что существует, произошло из него и что он сохраняет и воспроизводит все формы», как это делает он, значит, оповестить истину только во второй половине предложения. Первое ошибочно, ибо если бы все, что существует, было выявлено через (или via ) этого посредника, то это не будет Астральным Светом, ибо последний не есть Вместилище всех вещей, но в лучшем случае только отражение всего этого . Элифас Леви очень справедливо определяет его «Силою в Природе», посредством которой человек, могущий овладеть ею… один мог бы ввести мир в смятение и преобразить лик его»; ибо это и есть «Великий Аркан Трансцендентальной Магии». Приводя слова великого западного каббалиста в их переведенной форме[406], может быть, мы сможем лучше пояснить их путем добавления иногда одного или двух слов, чтобы показать разницу между западными и восточными объяснениями того же самого вопроса. Автор по поводу великой действующей Магической Силы говорит:

«Этот всеохватывающий и всепроникающий флюид, этот луч, отделившийся от (Центрального или Духовного) Солнечного Блистания… установленного тяжестью атмосферы (?!) и мощью центрального притяжения… Астральный Свет, этот электромагнитный эфир, этот жизненный и сияющий теплород, представлен на древних изображениях поясом Изиды, обвивающим два столба… в древних же теогониях змием, проглатывающим свой хвост, эмблемой осторожности, и Сатурна (эмблемой Беспредельности, бессмертия и Кроноса-Времени – не бога Сатурна или же планеты). Он есть крылатый дракон Медеи, двоякий змий кадуцея и Обольститель в Книге «Бытия»; но он же и медный змий Моисея, обвивающий Тау… наконец, это дьявол экзотерического догматизма и в действительности слепая сила (она не слепая, и Леви знал это), которую души должны покорить, чтоб освободиться от оков Земли, ибо, если они не сделают этого, они будут поглощены тою же самою мощью, которая раньше породила их, и возвратятся в центральный и вечный огонь».

Этот великий Архей ныне всенародно открыт одним и только для одного человека – J. W. Keely из Филадельфии. Для других же, хотя он и открыт , все же, он должен остаться почти бесполезным. «До сей черты ты дойдешь…»

Все вышесказанное так же практично, как и верно, за исключением одной ошибки, уже нами объясненной. Элифас Леви со вершает большую ошибку, постоянно отождествляя Астральный Свет с тем, что мы называем Акаша. Во втором томе будет объяснено, чем он является в действительности. Далее Элифас Леви пишет:

«Великая Магическая Сила есть четвертая эманация жизненного принципа [мы же говорим – она есть первая во внутренней и вторая во внешней (нашей) Вселенной], третьей формою которой является Солнце… ибо дневное светило [Солнце] есть лишь отражение и материальная тень Центрального Солнца Истины, освещающего разумный [невидимый] мир Духа и который сам есть лишь заимствованный свет от Абсолюта».

До сих пор он довольно близок истине. Но когда великий авторитет западных каббалистов добавляет, что, тем не менее, «это не есть бессмертный Дух, как вообразили это индусские Иерофанты» – мы отвечаем, что он клевещет на указанных Иерофантов, ибо они ничего подобного не говорили; ибо даже экзотерические писатели Пуран ясно опровергают это утверждение. Ни один индус никогда не принимал Пракрити – Астральный Свет, лишь выше низшего плана Пракрити, т. е., Материального Космоса – за Бессмертного Духа. Пракрити всегда называется Майей, Иллюзией и осуждена к исчезновению со всем остальным, включая богов, в час Пралайи. Как указано, Акаша даже не Эфир и, менее всего, может она быть Астральным Светом. Те, кто не могут проникнуть за пределы мертвой буквы Пуран , иногда смешивали Акашу с Пракрити, с Эфиром и даже с видимым небом! Также верно, что те, кто неизменно переводили термин Акаша термином «Эфир» – например, Уильсон – найдя, что Акаша называлась «материальной причиной звука» и, кроме того, обладающей лишь этим единым свойством , вообразили ее в своем неведении, как «материальную» в физическом смысле. Также верно, если эти свойства будут поняты буквально, и раз ни что материальное или физическое и потому условное и временное не может быть бессмертным – согласно метафизике и философии – то из этого можно было бы заключить, что Акаша не беспредельна и не бессмертна. Но все это ошибочно, раз оба слова Прадхана, Первичная Материя, и Звук, как ее свойство, были не поняты; первый термин (Прадхана), конечно, синоним Мулапракрити и Акаши, а последний (Звук) Глагола, Слова Логоса. Это легко доказать: ибо это ясно из следующей фразы в Вишну Пуране [407]. «Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего другого, за исключением лишь Одного, непостигаемого разумом, или того, что есть Браман и Пумс (Дух) и Прадхана (Изначальная Материя)».

Теперь, что есть Прадхана, если не Мулапракрити, Корень Всего в ином аспекте? Ибо, хотя и говорится далее, что Прадхана погружается в Божество, как и все остальное, чтоб остался лишь Единый Абсолют на протяжении Пралайи, тем не менее, она рассматривается, как беспредельная и бессмертная. Буквальный перевод гласит: «Единый Прадханика Брама Дух! ТО было». И комментатор толкует сложный термин, как существительное, но не как производное слово, употребленное, как определительное, т. е., как нечто «объединенное с Прадхана». Кроме того, ученик должен отметить себе, что система пураническая является дуалистичной, не эволюционирующей и что в этом отношении, с эзотерической точки зрения, будет найдено гораздо больше в Санкхья и даже в Манава-Дхарма-Шастра , несмотря на то, что последняя очень разнится от первой. Следовательно Прадхана, даже в Пуранах , является аспектом Парабрамана, не эволюцией его, и должна быть тем же, что и Мулапракрити Веданты. «Пракрити в своем первичном состоянии есть Акаша», говорит один ученый Веданты[408]. Это почти абстрактная Природа. Акаша, следовательно, есть Прадхана в иной форме и, как таковая, не может быть Эфиром, вечно-невидимым посредником, за которым ухаживает даже физическая наука. Также она не есть Астральный Свет. Как сказано, она есть нумен семеричной дифференцированной Пракрити[409] – вечно непорочная «Матерь» Сына, неимеющего Отца, становящегося «Отцом» на низшем проявленном плане. Ибо Махат есть первый продукт Прадханы или Акаши; и Махат, Мировой Разум, «характерное свойство которого есть Буддхи» – ничто иное, как Логос, ибо его называют Ишвара, Брама, Бхава и так далее[410]. Короче говоря, он есть «Создатель» или Божественный Ум в творческой деятельности, «Причина всех вещей». Он есть «Перворожденный», о ком Пураны говорят нам, что «Земля и Махат суть внутренние и внешние пределы Вселенной» или, на нашем языке, отрицательный и положительный полюсы дуалистической Природы (абстрактной и конкретной), ибо Пураны добавляют:


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!