Особенности занятий прогрессивным мышечным расслаблением с детьми



Дети уже с 4–5 лет могут в процессе выполнения упражнений, развивающих восприятие, или игры прочувствовать разницу между мышечным напряжением и мышечным расслаблением. Они естественно и охотно экспериментируют, с удовольствием совершая всевозможные открытия. Дети могут использовать все упражнения, расслабляющие мышцы, и полностью телесно воспринимать их и выполнять точно и осознанно. У них достаточно быстро развивается чувствительность к телесным процессам. А это, в свою очередь, приводит к осмысленному, осознанному выполнению ребенком релаксационных упражнений, достижению поставленных тренером целей по выполнению заданий и развитию эмоционального интеллекта.

В процессе занятий прогрессивным мышечным расслаблением могут быть использованы истории, сказки и рассказы. Дети могут «совершать путешествия» по своему телу, напрягая и расслабляя определенные группы мышц. Во время этих «путешествий» с выполнением расслабляющих упражнений детей необходимо аккуратно вербально направлять и обязательно комментировать все детали выполняемого упражнения. Дети напрягают не так много групп мышц, как взрослые. Упражнения начинают, как правило, с лица или ладоней и рук, так как напряжение в этих отделах ощутить легче. Затем следует перейти на плечевой отдел, ягодицы, ноги и ступни. Детям школьного возраста предлагается выбирать отдельные упражнения и выполнять их периодически, к примеру, перед началом уроков.

Работая с детьми, необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

1. Очень важно, чтобы тренер сначала объяснил и продемонстрировал новое упражнение прогрессивного мышечного расслабления и только потом предложил сделать его детям. То же касается повторения ранее изученных упражнений.

2. Очень важны также комментарии тренера во время выполнения упражнений детьми. Мышление детей, как правило, хаотично и может не только направляться в разные отделы тела, но и с большой скоростью переключаться на ситуации и предметы, не относящиеся к занятию и упражнению. Управлять мыслительной деятельностью детей нужно осторожно, помогая им сконцентрироваться, направить мысли в нужную сторону.

3. Напряжение мышц дети должны удерживать в течение минимум двух и максимум пяти секунд. Затем по команде тренера они резко прерывают напряжение, полностью расслабляясь. При этом дышат они в спокойном ритме и не задерживают дыхание, избегая перенапряжения. Важно следить за тем, чтобы у детей не было болезненных ощущений в мышцах.

4. Для лучшего восприятия телесных ощущений во время выполнения расслабляющих упражнений детям рекомендуется держать глаза закрытыми.

5. Следующая после расслабления фаза покоя длится до 30 секунд. В это время дети не должны двигать расслабленной частью тела. Они концентрируются на ощущении расслабления в этой части тела и стараются почувствовать тепло. В фазе покоя тренер продолжает комментировать происходящее, например: «Теперь резко сбрасываем напряжение, расслабляем руки. Все мышцы рук и ладоней совершенно расслабились, стали теплыми и эластичными. (Пауза.) Обращаем внимание на ощущения тепла и тяжести в руках и ладонях. (Пауза.)».

Глава 5. Вспомогательные средства, используемые при проведении релаксационных техник с детьми и подростками

Человек на земле разучивает ту песню, которую будет петь на небесах

Виктор Гюго

 

В работе с релаксационными техниками можно и нужно использовать различные вспомогательные средства, например, релаксационную музыку, записи звуков природы (пения птиц, шума дождя, морского прибоя, струящейся воды и пр.), простые игры, рассказывание историй и сказок, фантазирование и рисование (свободное и тематическое).

Все эти средства помогают детям раскрыться, почувствовать себя непринужденно и комфортно в атмосфере нового для них занятия (и, возможно, в новом коллективе) на начальном этапе, а в дальнейшем – быстрее развить навыки расслабления.

Они также могут помочь тренеру освободиться от стресса, который иногда возникает в начале занятий с новой группой.

Рисование

Основная цель использования рисования как вспомогательного средства в релаксационных тренингах – «графическое отреагирование» эмоциональных процессов и проживание полученного опыта (как негативного, так и позитивного). Рисунок можно рассматривать как средство связи – и между его автором и психологом, и между внутренним миром автора и миром внешним.

Рисование помогает снять напряжение, выразить эмоции, внутренние конфликты и осознать их, увидеть новые способы поведения. В ходе релаксационного тренинга используется, как правило, тематическое рисование, цель которого – переживание детьми позитивных эмоций и закрепление позитивного опыта, выработка способов адекватного поведения в повседневной жизни в школе и дома, например, усидчивости, способности ставить цель, планировать и реализовывать задуманное.

Сочетание тематического рисования с упражнениями йоги, аутогенной тренировкой, прогрессивным мускульным расслаблением способствует быстрому достижению поставленных перед тренером и ребенком задач (снятие напряжения, внутренних барьеров, улучшение качества общения, развитие самоконтроля, ослабление психосоматических симптомов и пр.).

Обычно рисование предлагается детям после прослушивания аутотренингового рассказа или сказки, и направлено оно на «графическое отреагирование» полученных позитивных переживаний, связанных с успокоением и мышечным расслаблением. Ведь очень важно, чтобы ребенок запомнил и ассимилировал полученный во время аутотренинга опыт и мог использовать его в будущем, и этого можно достигнуть именно с помощью рисования.

Для эмоционального сближения детей и подростков в группе используются упражнения, предполагающие общегрупповую работу или работу в парах.

Сам процесс рисования влияет на поведение детей: они делаются спокойнее, более расположены к взаимодействию. А рисование, используемое после аутотренинга, помогает детям спокойно вернуться в обычную жизнь, осознать себя в новом качестве, с новыми силами и внутренними ресурсами.

Как бы и что бы ни нарисовал ребенок или подросток во время релаксационного занятия, тренер не должен оценивать его работу, это принципиальный момент. Рисунок важен не для окружающих, а только для самого ребенка; «не для ума, а для жизни эмоций» (А. М. Шуберт, цит. по: Выготский, 1991, с. 66). С помощью рисунка ребенок выражает свои чувства, свои эмоциональные состояния. Поэтому рисунок его субъективен и часто непонятен постороннему человеку. Оценивание рисунка может пробудить негативный опыт, обесценить всю проделанную ребенком внутреннюю работу и нарушить позитивную связь между личностью ребенка и его рисунком.

Чтобы использовать рисование совместно с релаксационными техниками, тренер должен понимать психологические особенности детского изобразительного искусства.

Например, можно выделить два типа «рисовальщиков»:

предпочитающих рисовать отдельные предметы, совершенствуя их изображение;

склонных к развертыванию сюжета, повествования. У них процесс рисования дополняется речью, приобретая игровой характер. Они не столько рисуют, сколько рассказывают, жестикулируют.

Г. Гарднер (см.: Выготский, 1991) также делит «рисовальщиков» на два типа: «детей-коммуникаторов» и «детей-визуализаторов». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, действие, общение; вторые сосредоточиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимания на окружающих.

По нашему наблюдению, дети, склонные к сюжетно-игровому рисованию, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Качество рисунков заботит их в гораздо меньшей степени. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве. У них преобладает интерес к украшению и декорированию изображения, то есть их больше заботит структурная сторона их произведений.

Учитывая подобного рода особенности развития изобразительной деятельности детей, психолог во время релаксационных занятий может аккуратно расширять их творческие возможности.

У детского рисунка есть одна очень важная и ценная для психолога и тренера функция – экспрессивность. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности. В нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка в данной ситуации, а что – второстепенным. В рисунке всегда присутствуют эмоциональный и смысловой центры. С помощью рисунка можно отследить происходящие во внутреннем мире ребенка изменения, расширять эмоционально-смысловое восприятие, влиять на его внутреннюю раб от у.

В заключение еще раз подчеркну, что именно использование склонности к изобразительной деятельности на занятиях релаксацией позволяет детям закрепить полученные новые понятия, осмыслить опыт, идентифицировать и вербализовать позитивные эмоции, позволяет им выйти на более высокий уровень развития.

Музыка

Музыка – одно из основных действенных вспомогательных средств на релаксационных занятиях. Восприятие музыки дано нам от природы и не требует предварительной подготовки. Дети уже в утробе матери позитивно реагируют на медитативную и расслабляющую музыку.

Музыка на протяжении многих лет используется как терапевтическое средство, и интерес к музыкотерапии со стороны врачей и психологов постоянно растет. Еще В. М. Бехтерев (Бехтерев, 1915) писал, что музыкальный ритм помогает установить равновесие в деятельности центральной нервной системы, умерить слишком возбужденный темперамент холерика, активизировать заторможенных детей, отрегулировать двигательную активность гиперактивных детей. Кроме того, известно об успокаивающем влиянии музыки, а также ритмичных упражнений, выполненных под музыку, на коллектив детей с повышенным уровнем нервной раздражительности. Ритмичная музыка помогает вовлечь, активизировать и мотивировать детей и подростков к деятельности вообще. Особенно эффективно использование музыки при работе с трудными или негативно настроенными детьми. Музыкальный ритм помогает организовать движение, способствует развитию памяти, внимания, внутренней собранности.

Е. И. Рогов в «Настольной книге практического психолога» пишет, что «наиболее сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии» (Рогов, 2004, с. 462). По моему мнению, это утверждение нельзя считать однозначно верным. Хорошо известная мелодия или классическое музыкальное произведение (например, «Лунная соната» Бетховена) может оказать прекрасное расслабляющее действие на человека, у которого с ним связан позитивный опыт, но не на человека, имеющего соответствующие негативные переживания или воспоминания.

На занятиях релаксационного тренинга музыкальное сопровождение аутотренинга способствует снятию эмоционального напряжения, помогая вырабатывать навыки нового адекватного коллективного поведения, организуя участников группы и влияя на каждого ребенка. Медитативная музыка помогает войти в соответствующее эмоциональное состояние, создавая общее настроение успокоения, помогает детям расслабиться, почувствовать тяжесть и тепло в конечностях, ощутить равномерность ритма своего дыхания. Фоновое звучание медитативной музыки во время аутотренинга или во время тематического рисования способствует выработке механизмов торможения, регуляции поведения у детей с подвижной психикой и растормаживает детей медлительных, робких.

Подбирая музыку для занятий, нужно обратить внимание, во-первых, на продолжительность музыкальной композиции (время ее звучания должно соотноситься со временем чтения аутотренингового рассказа или сказки), а во-вторых – на то, чтобы ритм музыки соответствовал содержанию читаемого произведения. Важно, чтобы формулы самовнушения сливались с музыкальными фразами в единое целое, поэтому при подборе музыки тренер должен быть очень внимательным, чтобы, опираясь на опыт общения с группой, создать подходящий ритм и позитивный настрой. Для этого тренер предварительно несколько раз прочитывает текст аутотренинга, накладывая его на музыку, и вырабатывает общий ритм с учетом релаксационных и смысловых пауз.

Фоновая музыка должна звучать тихо, почти незаметно, не мешая звучанию текста.

Тренер может использовать всегда одну и ту же мелодию для определенного этапа занятия или упражнения, тогда она будет являться частью ритуала. Или же применение музыкального сопровождения может быть тематическим – например, в течение занятия, посвященного теме «Море», можно использовать мелодии со звуками моря – шумом морского прибоя, криками чаек, песнями китов или дельфинов; занятия, посвященные временам года, могут сопровождаться соответствующими звуками природы – шелестом листьев, шумом дождя, пением птиц, плеском горного ручья или шумом водопада.

Прослушивание во время тематического рисования в третьей части занятия той же мелодии, которая звучала во время аутотренинга, помогает детям закрепить полученный опыт.

Сказочные сюжеты и истории

В предложенном релаксационном тренинге определенная роль отведена использованию сказок и историй в сочетании с релаксационными техниками.

Игровая деятельность детей очень хорошо освещена в работах Д. Б. Эльконина (1960; 1978). Эльконин считал ребенка полноценным членом общества, основной потребностью которого является жить в тесном контакте с окружающими людьми; но говорил о том, что эта потребность сейчас не удовлетворяется, потому что ребенок дошкольного возраста не контактирует напрямую с миром, живет в искусственно созданных условиях. Разрыв между реальным миром и искусственно созданной средой очень велик, и единственная возможность для ребенка смоделировать (эмоционально и интеллектуально) реальные социальные отношения и реальную ситуацию, чтобы потом суметь включиться в них, – это игра, являющаяся его ведущей деятельностью.

Исследования Д. Б. Эльконина показали, что в детской игре легко осуществляется перенос значения с одного предмета на другой (например, палка в воображении детей может быть и лошадкой, и лопатой, и мечом). Возможно, именно поэтому дети предпочитают играть с простыми предметами, наделяя их какими-либо свойствами. Кроме того, игра приносит новую форму удовольствия для ребенка – радость от того, что он действует по правилам. Ребенок может плакать, изображая в процессе игры больного пациента, но он радуется как играющий. Кроме того, игра способствует развитию произвольности.

Какова связь игры и сказки? Являются ли они разными терапевтическими инструментами или же одним? Я считаю, что их невозможно отделить друг от друга.

 

К. Бюлер (Обухова, 1996) называл дошкольный возраст возрастом сказок, потому что это наиболее любимый детский литературный жанр.

Ш. Бюлер (Обухова, 1996), изучая роль сказки в развитии ребенка, пришла к выводу о том, что герои сказок просты и типичны, лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен и характеризуются двумя-тремя качествами характера, понятными ребенку. Но и эти личностные характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость и т. п. При этом герои сказок и историй делают все то же, что и обычные люди, – едят, пьют, работают, спят, воспитывают детей и т. п. Все это способствует лучшему пониманию и восприятию сюжета ребенком.

Сказка, история, фантазия наиболее просты и доступны для детского восприятия и в то же время загадочны: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать…» – и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир фантазий, стимулируемых сказкой, свободный от стрессов и негативных переживаний. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку, который еще не умеет мыслить логически. Сказки, истории, фантазии никогда не заставляют ребенка выслушивать наставления и не поучают его напрямую, они предлагают ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию, ставят и помогают решить моральные проблемы – в них все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Б. Бетельхейм (Обухова, 1996) писал, что прослушивание сказок – ключевой момент для определения симпатий и антипатий, для урегулирования ребенком собственных амбивалентных и сложных чувств, так как ребенок отождествляет себя только с положительным героем. И происходит это не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других более привлекательно. Таким образом, Бетельхейм полагал, что сказочный сюжет вырабатывает навыки конструктивного поведения и адекватного реагирования в жизненных ситуациях, ориентируясь на позитивное восприятие мира ребенком.

Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Кроме того, внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда, когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Мы часто не замечаем то, чем мы поглощены, и надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на нее со стороны (Мамайчук, 2008).

Сказки, истории и фантазии активизируют детское воображение, развивая умение представлять игровые ситуации, в которые попадают персонажи. Дети должны создать образ и уподобиться ему, и способность это делать – главное условие, необходимое для изменения эмоциональной сферы и особенностей характера.

Свои «отрицательные» эмоции и качества дети переносят на игровой образ, наделяя его «отрицательными» эмоциями, привычками и чертами характера. И наоборот, позитивные эмоции, привычки и черты характера переносят на себя, усваивая новые формы поведения.

В ходе работы с релаксационными техниками становится очевидно, что игра, рассказывание сказок или историй, рисование и музыка взаимосвязаны, неотделимы друг от друга, поэтому и нет смысла в данном контексте говорить об этих вспомогательных средствах как об элементах игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии или музыко-терапии.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!