Появление протестантизма. Лютеранство.

КУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕФОРМАЦИИ

 

Другим крупнейшим феноменом переходной эпохи является Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление).

 

Кризис церкви, папства, католицизма.

Католическая церковь присвоила себе роль посредника между Богом и верующими, утверждая, что голос простого мирянина не может быть услышан Богом иначе, как при посредстве церкви. Чтобы обратиться к Всевышнему, простой католик должен был прежде всего внести пожертвование в пользу церкви, которая, в свою очередь, брала на себя миссию ходатайствовать за него перед Господом. Т.о., церковь узурпировала право прямого обращения к Богу, лишив этого права всех прочих верующих.

Кроме того, церковь до предела формализовала отношения мирян с Богом. Опираясь на догмат о чистилище, которое занимает якобы промежуточное положение между адом и раем, церковь создала учение о запасе добрых дел. Согласно этому догмату, в чистилище попадают души мирян, не получивших при жизни отпущения грехов, но все же не совершивших так называемых смертных грехов. Срок пребывания грешной души в чистилище тем короче, чем больше грехов было отпущено ей в земной жизни. Церковь же располагает запасом богоугодных дел, совершенных Иисусом, Богоматерью и святыми и которых в совокупности достаточно для искупления всех прошлых, настоящих и будущих грехов человечества. Церковь, будучи наместником Бога на земле, уполномочена распоряжаться этим запасом по своему усмотрению, распределяя его между теми, кто особенно в этом нуждается и кто особенно угоден церкви. На этой основе широкое распространение получила практика торговли индульгенциями – папскими грамотами, свидетельствующими об отпущении грехов. Были разработаны и специальные таблицы, где каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Получалось, что спасение души в вечной жизни можно было купить еще в этой жизни по сходной цене. Отпущение грехов мог произвести любой священник, т.к. институт священства автоматически выделял их среди всех христиан. Каноническая процедура любого таинства сама по себе распространяет благодать, невзирая на лица. Это означало, что сколь ни порочен священник лично, он все равно творит волю Божью, если при этом соблюдается необходимый литургический церемониал. Тем самым религиозная жизнь оказалась сведена к соблюдению формальных установлений, а чистой и искренней вере практически не оставалось места.

В то же время реальная клерикальная практика резко контрастировала с провозглашенной церковью миссией посредника между Богом и людьми. Простые люди видели, что церковь открыто занимается стяжательством, ведя колоссальные поборы в свою пользу, продавая и покупая ведущие церковные должности; прикрываясь именем Бога, она стала олицетворением великого множества разнообразных пороков, включая и прямое богохульство. Верующие все чаще убеждались в том, что спасение их душ находится в руках ничтожных и низких людей. Авторитет церкви и священства неуклонно падал.

Так же неуклонно снижался авторитет и главы католической церкви – папы Римского. Правда, еще в XIII в. папская власть находилась на вершине своего могущества, сильно потеснив светскую власть. Однако уже это таило в себе опасность будущего кризиса. Силясь увеличить всеми способами свой внешний престиж, папы все чаще прибегали к обычным мирским средствам давления на светские круги, включая крупных дворян и государей. Стремясь к централизации христианско-католического мира, папы не заметили нарождения новой для Европы тенденции к национальному самоопределению во всех вопросах, включая религиозные, к высвобождению от власти единой церкви и, как следствие, к росту авторитета светской (королевской, государственной) власти.

Уже в следующем, XIV веке, папство пережило тяжелейший кризис, когда светская власть нанесла папству серьезный удар, заставив папу Климента V перенести резиденцию из Рима в Авиньон (так наз. Авиньонский плен, длившийся 70 лет) и фактически утерять контроль над государями Европы. Вскоре после этого в церкви возник раскол, т.к. избранный римским народом папа Урбан VI (итальянец по происхождению) утвердился в Риме, тогда как избранный кардиналами папа Климент VII поселился в Авиньоне. И тот и другой упражнялись в обвинениях друг друга в недостойном поведении и даже в ереси. Попытки решить проблему путем ограничения власти пап и усиления власти Вселенского Собора также терпели неудачи. Так, Пизанский собор 1409 г., низложивший обоих пап и избравший своего папу, Александра V, только ухудшил общую ситуацию, поскольку ни тот, ни другой не признали решений Собора, и у католиков появилось уже не два, а три папы. Этот кризис папства не могло предупредить и то, что многие из высших клириков были людьми вполне высоких нравственных качеств и религиозных убеждений. Тем более сильный удар по папскому авторитету наносили люди, чей нравственный облик был весьма далек от совершенства (об аморальном поведении папы Александра VI Борджиа и других высших должностных лиц католической церкви уже говорилось).

Приведенные факты говорят о глубоком кризисе всего католицизма, который явно нуждался в кардинальном обновлении.

Попытки обновления католицизма изнутри отмечаются еще в XIII в., когда были образованы нищенствующие монашеские ордена – францисканский орден миноритов (основан умбрийским монахом св. Франциском Ассизским) и доминиканский орден (основан испанским монахом св. Домиником). Эти ордена проповедовали отказ от мирских богатств, добровольное нищенство (жизнь подаянием), неподдельное сострадание к грешникам, смирение.

Другие попытки исходили из образованной богословской, профессорской среды, особенно авторитетной в Англии (Джон Уиклиф), Чехии (Ян Гус) и Германии (Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Иоганн Рейхлин). В своих произведениях и устных выступлениях они, часто выступая с позиций гуманизма, критиковали церковь, клир, сам католицизм, за что многие из них подвергались преследованиям и даже были сожжены на кострах (Гус, Иероним Пражский).

Однако главную роль в кардинальном обновлении западноевропейского христианства пришлось сыграть таким деятелям церкви, как Мартин Лютер и Томас Мюнцер (Германия), Ульрих Цвингли и Жан Кальвин (Швейцария). Именно с ними и связывают феномен Реформации.

 

Появление протестантизма. Лютеранство.

В отличие от Возрождения, родиной Реформации явилась Германия.

Началом Реформации можно считать 31 октября 1517 г., когда католический священник Мартин Лютер прибил к двери церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, направленные против католической церкви и особенно против торговли индульгенциями как нарушающей основные евангельские заветы. Главное место в лютеранском катехизисе отводится авторитету Священного Писания как главному в первозданных отношениях человека и Бога, а Священное Предание (постановления церковных соборов) фактически отвергается.

Основные положения, выдвинутые Лютером, легли в основу лютеранства.

1) Выдвигается идея подчинения церкви государству; церковные и монастырские земли предлагается отдать в государственное распоряжение (провести секуляризацию);

2) отвергается сама церковь как посредник между Богом и людьми; церковное устройство признается второстепенным делом,

3) отвергается церковная иерархия и особый институт священства; вместо этого – идея всеобщего священства, согласно которой каждый христианин имеет право на непосредственное общение с Богом; в качестве служителя культа может выступать любой член религиозной общины, избираемый ею и подотчетный ей;

4) отвергается целибат (безбрачие духовенства);

5) упрощается богослужение, оно лишается канонического церемониала и сводится к молитве, проповеди, чтению Священного Писания, псалмов, исполнению гимнов на родном языке прихожан (Лютер перевел текст Библии на немецкий язык); обрядность исключает молитвы за умерших, поклонение святым, мощам и иконам; храмы просты по своему убранству и лишены колоколов.

Впоследствии Лютер на деле подтвердил свою приверженность новому христианскому учению: в 1520 г. он публично сжег папскую буллу, предававшую его анафеме, сложил с себя монашеский сан и женился на бывшей монахине, от брака с которой имел несколько детей.

Прекрасную поэтическую характеристику лютеранству дал Ф. И. Тютчев:

 

Я лютеран люблю богослуженье,

Обряд их строгий, важный и простой –

Сих голых стен, сей храмины пустой

Понятно мне высокое ученье.

 

 

Не видите ль? Собравшися в дорогу,

В последний раз вам вера предстоит:

Еще она не перешла порогу,

Но дом ее уж пуст и гол стоит, -

 

Еще она не перешла порогу,

Еще за ней не затворилась дверь…

Но час настал, пробил… Молитесь Богу,

В последний раз вы молитесь теперь.

                                                     16 сентября 1834

 

     Лютеранство сразу стало пользоваться поддержкой светских властей и различных общественных сословий. Группа немецких князей провела ряд реформ, рекомендованных Лютером. Собравшийся в 1526 г. по требованию князей-лютеран Шпейерский сейм принял решение о праве каждого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако следующий сейм, 1529 г. отменил это решение. В связи с этим лютеранское меньшинство в сейме в том же году заявило свой протест, подписав так называемую Протестацию. Отсюда берет свое начало термин протестантизм, ставший наименованием новой христианской конфессии. Т.о., лютеранская (протестантская) церковь все больше отпадала от католической, становясь самостоятельным вероучением.

     Продолжателями Реформации, начатой Лютером, стали Томас Мюнцер в Германии, Цвингли и Кальвин в Швейцарии. На базе учения Ж. Кальвина возникло новое протестантское течение – кальвинизм.

     Со временем Реформация охватила и другие европейские страны, где возникли новые разновидности протестантизма – анабаптизм, англиканство, пуританство, пресвитерианство и некоторые другие. Движение Реформации сопровождалось восстаниями, крупными выступлениями крестьян и религиозными войнами.

 

Культурный смысл Реформации.

Главная идея Реформации состоит в том, чтобы вернуться к идеям первоначального христианства, где важнейшее место занимает чистая вера в Бога и искреннее раскаяние в содеянных грехах. Протестантизм призывает верующих вернуться к первоисточнику – Священному Писанию (особенно Евангелию), исключив тем самым из отношений человека с Богом церковь и всю систему искупительных пожертвований.

Спасение нельзя купить и его нельзя вымолить у Бога. Человек греховен и ничтожен настолько, что никакими своими действиями он не в состоянии повлиять на решение Господа. Спасение может зависеть только от воли Божией, от бескорыстной милости Творца, который сам предопределяет спасение избранных. Единственное, что остается человеку – обратиться к Богу с чистосердечной молитвой о прощении. Только это и выступает необходимым условием спасения.

Однако мысленное обращение к Богу должно быть подкреплено и вполне конкретными действиями – прежде всего добросовестным и прилежным трудом, честным выполнением всех мирских обязанностей, т.к. именно по ним Бог может судить об искренности молитвы, о желании быть спасенным. Благодаря этому протестантизм впервые стал понимать мирскую повседневную жизнь человека как внецерковную форму религиозного служения, уравняв ее в правах с собственно религиозной миссией. Труд мирянина – крестьянина, бюргера - стал приравниваться к труду священника.

Протестантизм возвысил в ранг религиозных простые мирские ценности: трудолюбие, прилежание, добросовестность, исполнительность, ответственность, бережливость, рачительность, целеустремленность, уважительность, скромность, внешнюю непритязательность, умеренность в желаниях, аккуратность и им подобные. Отныне эти качества стали специально, сознательно культивироваться как богоугодные, взращиваться, воспитываться. Закономерным же итогом добродетельного поведения является земное процветание, имущественная обеспеченность, успех, экономический рост.

Под влиянием протестантской этики стал формироваться новый европейский менталитет, опирающийся на сознание рядового человека, мелкого производителя и собственника – буржуа. Этот менталитет, как замечательно показал в своей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер, сыграл ключевую роль в формировании буржуазно-капиталистической системы отношений, в становлении европейского капитализма.

Может показаться, что по ряду позиций пафос Реформации контрастирует с основным пафосом Ренессанса. Так, в отличие от Возрождения, Реформация провозгласила человека вовсе не великим и могущественным, а напротив, столь ничтожным, что он не в силах добиться даже собственного спасения в вечной жизни. Т.е. можно констатировать, что Возрождение и Реформация диаметрально противоположны в своих оценках возможностей человека.

Однако на деле и Ренессанс и Реформация вырастают из общего корня, имеют общую почву, несут в себе общие смыслы.

Во-первых, как и гуманисты, протестанты видели свою задачу в восстановлении, возрождении, только не Античности, а исконного смысла христианства – встречи человека с Богом. Ключевой идеей в обоих случаях выступает идея возрождения, обновления, восстановления утраченного. Тем самым подвергается пересмотру весь арсенал средневековой культуры.

Во-вторых, если Ренессанс утверждал важность всего того, что окружает человека в его земной жизни, то и Реформация реабилитировала идею мирской повседневности, превратив ее в земное служение Богу. Более того, протестантизм стал ориентировать человека на достижение лучшей участи уже в этой, земной жизни, которая может становиться удобнее, комфортнее, богаче, лучше, если человек будет стремиться к большему, работать на конкретный результат, привлекать новативные, эффективные методы хозяйствования, не расточительствовать, а вкладывать деньги в рост производства, делать их капиталом, что в конечном счете и ведет к повышению качества его жизни. Протестантскому сознанию оказывается близкой идея прогресса, совершенствования.

В-третьих, Возрождение провозгласило самостоятельность и творческую свободу человека. Также и протестантизм: он утверждает, что человек несет личную ответственность перед Богом за свою бессмертную душу. Душа человека – это арена постоянной борьбы за нее двух мировых сил – Бога и Дьявола. Дело человека – чистотою всех своих помыслов стать на сторону Бога, т.к., помогая Богу в своей душе, он помогает спастись и себе. Т.о., если католицизм направлял активность человека вовне, призывая его добиваться публичных заслуг перед церковью, то протестантизм обращает внимание человека прежде всего внутрь себя, заставляя делать всякий раз сознательный выбор: с Богом или с Дьяволом? с Христом или с Антихристом? Протестантизм внушает человеку мысль о необязательности похвалы, публичной оценки заслуг, о том, что главное заключено в невидимом большинству героизме повседневности, в героике обыденности. Человеку протестантского склада чуждо ощущение бытовой скуки, поскольку даже рутинное занятие обретает в его глазах высокий смысл.

Такая постановка проблемы делает человека главным действующим лицом мироздания. Бог – не вне человека, а внутри него. Поэтому, как и для гуманистов, для реформаторов все самое важное творится не по ту, а по эту сторону бытия, «здесь и сейчас». Реформации, как и Ренессансу, не свойственно пренебрежение тварным миром, поскольку именно в нем разворачивается драма человеческой жизни и содержится залог возможного спасения. Человеку предоставлена свобода выбора (с кем?). А на исходный вопрос эпохи «что в силах человека?» протестантизм, как и гуманизм, отвечает в конечном счете так: многое. Поэтому смыл Реформации, как и Ренессанса, коренится в его антропоцентризме.

 

И Ренессанс, и Реформация противостояли всему средневековому, традиционно-католическому сознанию, являясь его антиподом и альтернативой. Оба эти феномена представляют собой шаг от Средневековья в сторону цивилизации и культуры модернистского типа.

 

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!