УЩЕРБНОСТЬ ПРОТИВ РЕАКЦИЙ ВЫБОРА 2 страница



Если, по-вашему, это звучит как вступительные обещания типа как-сделать-покупку, то Вы правы. Так оно и есть на самом деле: эта книга о том, как осмыслить поведение и КАК ЭФФЕКТИВНО И С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ СЕБЯ СДЕЛАТЬ ВЫБОР ПО ИЗМЕНЕНИЮ СВОЕГО ОПЫТА И ПОВЕДЕНИЯ. Мы полагаем данный подход значительным шагом вперед. В наших предшествующих работах и пособиях мы особо подчеркивали, что каждый индивид является ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ, и надо относиться с величайшим уважением к его личному и единственному в своем роде мировосприятию. Наша вера в его уникальность не изменилась ни в малейшей степени. Однако убеждение в том, что каждый из нас поступает сообразно собственному мировосприятию, не умаляет факта, что имеется множество моделей восприятия и поведения, свойственных большинству из нас. Нет лучшего доказательства существования общих моделей реакций, разделяемых всеми, чем эффективность и процветание рекламных агентств и учреждений; и, вдобавок, то, что каждый человек -- в то же время член определенного культурного сообщества.

Есть модели мышления и поведения, характерные для больших пластов нашей культуры. Некоторые из них являются общими для всех человеческих существ. В этой книге мы предлагаем вам модели, которые, как мы обнаружили, лежат в основе общих проблем -- так же как и ЭМПРИНТ-формы, которые, будучи использованы, обеспечат решение этих проблем и позволят Вам добиться новых и, надеемся, более плодотворных результатов во многих сферах Вашей жизни.

Что мы понимаем под ЭМПРИНТ-формой? ЭМПРИНТ-форма – это система последовательных этапов или действий, которые, если им следовать, определенно приведут к желаемому результату. На последующих страницах мы представим некоторые из ЭМПРИНТ-форм, являющихся плодами наших усилий по моделированию поведения и восприятия как результата использования и оценки личностью прошлого, настоящего и будущего. Нами создан общеупотребительный словарь, который можно применить при разговоре о конкретных моделях мышления, работающих внутри каждого из нас с учетом времени и опыта; Вы сможете использовать ЭМПРИНТ-формы, чтобы создать для себя различные переживания и поведения и таким образом получить то, к чему Вы стремитесь в различных сферах жизни, рассматриваемых в этой книге (и в других сферах, вероятно, также). Поскольку все формы апробированы, они почти наверняка повлияют на Ваше восприятие и поведение.

Мы хотим, однако, предостеречь, что, будучи руководством, эта книга не предполагает, что Вы должны только читать ее, а затем следовать предписанным далее рецептам. Эта книга о НАВЫКЕ. На протяжении всей книги мы будем призывать Вас исследовать Ваши позиции, мысли, восприятия, эмоции и поведение самыми различными способами. Важно, чтобы Вы потратили те несколько минут, которые необходимы для совершения каждого исследования. Существенно, что ЭМПРИНТ- формы, представленные на протяжении всей книги, базируются на Вашей способности конкретным образом разнообразить многочисленные аспекты Вашего собственного опыта. Исследования обеспечат Вас такой способностью.

В качестве первого простого примера предположим, что один из Ваших детей вернулся домой из школы с запиской от учителя, сообщающей, что Вашим ребенком не выполняются домашние задания. Вы должны решить, как реагировать на эту ситуацию. Если Вы человек, для которого будущее является сферой, о которой Вы редко размышляете, -- какова Ваша реакция? Как наличие только прошлого и настоящего повлияло бы на Вашу реакцию? Если Вы не считаетесь с будущим, то и не будете связывать нынешнее нежелание Вашего сына прилагать усилия с последствиями, от которых он может пострадать, став взрослым, который потерпел неудачу в школе и учился с огрехами. Итак, Ваша реакция, вероятнее всего, не будет направлена к тому, чтобы сделать нечто ради будущего, -- но явится откликом либо на происходящее в данный момент, либо на происшедшее ранее. Например, Вы могли бы счесть записку пятном на Вашей репутации родителя и разозлиться на своего ребенка или на учителя. Вы могли бы припомнить прошлые записки из школы, которые, кажется, никогда особо ничего не меняли и, стало быть, стряхнуть заботу с плеч долой. Либо Вы могли бы припомнить прошлые записки, которые действительно привели к каким-то переменам и, в результате, наказать или отчитать мальчика. В каждом из этих случаев Ваша реакция относится к тому, что происходит или происходило в прошлом (хотя, разумеется, рассерженность, стряхивание с плеч, наказание или отчитывание -- каждое из этих действий окажет некое влияние на будущее).

Предположим вместо этого, что для Вас будущее имеет сногсшибательное по важности значение, а прошлое является ничем более, как какими-то малозначащими туманными воспоминаниями. Как в этом случае отреагируете Вы на записку из школы? Вы могли бы начать с того, что представить, к чему может привести поведение сына, о котором сообщает записка. Если бы Вы не увидели для себя особенных проблем, то, вероятнее всего, Вы отбросили бы ее прочь. Если же, вместо этого, Вы представили бы себя поведение Вашего сына, ведущее к будущим проблемам -- Вы, скорее всего, вмешались бы, и НАМЕРЕНИЕ этого вмешательства было бы направлено на изменение поведения Вашего сына с целью сделать возможным несколько лучшее будущее (или предотвратить несколько худшее). И это вмешательство может включать брань или отчитывание ребенка точно так же, как и в упомянутом выше примере, где наиболее притягательными были прошлое и настоящее. Однако разница в оценке в данном случае состоит в том, что НАМЕРЕНИЕ выбранить или отчитать адресовано, скорее, некой будущей вероятности, нежели событиям прошлого или обстоятельствам настоящего.

Разумеется, ни один из нас не сводится просто к: "А, она целиком устремлена в будущее!" или "О, у него нет прошлого". Все мы многократно сложнее и интереснее. И каждому из нас - как должно быть очевидно, учитывая поставленные выше вопросы, - прошлое, настоящее и будущее доступно в самой разной степени и самыми разнообразными путями. Что же это означает в определениях наших текущих ощущений и поведений?

В рамках нашей культуры существует великое множество реакций на примерно аналогичные ситуации. Минутное размышление над своим опытом и поведением, а также таковыми Ваших окружающих, несомненно, снабдит Вас множеством примеров. Возможно, Вы медлите, откладывая рутинную работу, рабочие проекты или задания на последний момент или до того, как будет слишком поздно. Естественно, Вы знаете кого-то, кто быстро справляется с задачами. (Есть даже и такие, которые предвосхищают задания и выполняют их до того, как их об этом просят!) Может быть, Вы из тех, кто заботится о своем здоровье, воздерживаясь от употребления ненужных пилюль, неудобоваримой пищи, Вы едите правильно, одновременно заботясь о достаточной физической нагрузке. Вы можете легко припомнить знакомых, которые пьют допьяна, курят сигареты, плохо едят, переедают или обещают себе начать регулярные пробежки -- на протяжении последних нескольких лет. Или, возможно, у Вас невысоко чувство самоуважения; значит, у Вас невелико ощущение личной цели и важности. Вы можете, вероятно, подумать о людях, которые явно очень высоко себя оценивают (некоторые из них - при явно малом количестве заметных оснований). Как получается, что некоторые добиваются своих целей в бизнесе, финансах и карьере, в то время как другие, кажется, находят только постоянные провалы и отсутствие успеха? Только ли это удача? Или генетика? Что делает для Вас возможным медлить, а для некоторых все делать быстро; для Вас заботиться о своем здоровье, а для кого-то другого глотать потенциально вредные наркотические вещества и продукты; для Вас мало думать о себе, в то время как другие находят себя стоящими? Как это может быть, что некоторые люди сожалеют, способны планировать, выполнять планы, быть ревнивыми, быть Поллианнами, быть любопытными, скучными, мстительными, надеяться, приносить себя в жертву, быть гедонистами, помнить каждый случай посылки поздравления или забывать свои собственные дни рождения? Очевидно, имеется гигантское разнообразие опыта и поведения даже среди членов одного культурного сообщества.

Мы верим, что все только что перечисленные нами переживания и способы поведения являются прямым следствием понятийных и познавательных моделей индивидов, имеющих подобный опыт и поведение. Иными словами, то, как индивид воспринимает мир и думает о нем, определяет опыт этого индивида и его реакции на мир. Личность, которая медлит, пользуется комбинацией восприятий, оценок и способов поведения, которые в результате приводят к тому, что данная личность оказывается в состоянии отложить дела на потом. Неспособность функционировать ВНЕ зависимости от этих восприятий, оценок и способов поведения является тем, что делает промедление атрибутом и проблемой - а не, напротив, случайностью и не - проблемой.

В ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Эпиграф:

"Алиса засмеялась. -- Это не поможет! -- сказала она. -- Нельзя поверить в невозможное.

-- Просто у тебя мало опыта, -- заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день. В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака".

 

ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ. Алиса в Зазеркалье

(Перевод Н. Демуровой. Издательство Юнацтва, 1991. С. 143)

 

Исходная предпосылка -- это допущение или убежденность, по которым Вы осознанно или неосознанно действуете. К примеру, некоторые предполагают, что все в значительной степени одинаковы, и обращаются с другими по своим меркам; или исходят из предпосылки, что "нельзя изменить человека", -- поэтому принимают все и вся как данность; или же "плохие люди -- они и есть плохие", "головой стену не прошибить", "взрослые -- зануды", а "дети -- все сплошь лентяи" и т.д.

Есть одна предпосылка, на которую нам хотелось бы обратить Ваше внимание: ЕСЛИ ЧТО-ТО ВОЗМОЖНО ХОТЯ БЫ ДЛЯ ОДНОГО В ЦЕЛОМ СВЕТЕ, ЗНАЧИТ, ЭТО ВОЗМОЖНО И ДЛЯ ВАС -- ВОПРОС ТОЛЬКО В ТОМ, КАК СДЕЛАТЬ ЭТО ЧАСТЬЮ ВАШЕГО ОПЫТА. Важность данного утверждения не в том, истинно оно или ложно. Фактически большинство даже не допускает, что для них возможно что-то, доступное любому другому человеку. Мы охотно готовы признать, что как обобщение это, разумеется, неверно. Нам известно, что когда-нибудь любое обобщение ложно. Важность этой предпосылки заключается не в ее воздействии на того, кто верит, что это истина. Позвольте привести Вам пример явления, о котором мы говорим. По прочтении этого абзаца поройтесь в памяти и поищите примеры того, как когда-либо в прошлом Вы полагали, что не смогли бы чего-то сделать, а впоследствии успешно с этим справлялись. Это "что-то" могло бы быть, к примеру, изучением алгебры или приглашением кого-нибудь на свидание, или ощущением, что Вы никогда больше не почувствуете себя счастливым. Единственное требование здесь в том, что это должно быть нечто, с чем Вы в конце концов справились. Поройтесь в памяти и найдите пример прямо сейчас, прежде чем продолжать дальше.

Вот у Вас уже и есть пример того, что, по крайней мере, однажды в своей жизни Вы ошибочно полагали, что какое-то свершение находится за пределами Ваших возможностей. Теперь мы хотим, чтобы Вы нашли пример другого характера. В конце этого абзаца обозначьте для себя знание, поведение или способность, которые объективно существуют и которыми Вы в данный момент не обладаете, но хотели бы обладать, однако которыми Вы, по Вашему убеждению, обладать не сможете. Например, иметь стройную фигуру, послушных и хорошо воспитанных детей, продвижение по службе или установление добрых отношений. Прежде чем читать дальше, сделайте паузу, чтобы найти такой пример.

Сидя здесь и сейчас, Вы действительно не знаете, способны ли добиться тех результатов, каких хотите, но пока не имеете. Было время, которое мы просили Вас припомнить вначале, когда Вы думали, что некие особые результаты были для Вас за пределами досягаемости. Невзирая на искренность и убежденность этой веры тогда, оценка была неверной, что доказывается фактом, что, спустя некоторое время привходящий опыт и изменения в Вашей жизни сделали возможным достижение этого результата. И, если Вы были неправы относительно возможности добиться одного этого результата, то разве Вы не можете также ошибаться по поводу других результатов, которые Вы ныне считаете находящимися за пределами Ваших возможностей?

Задумайтесь на минуту о разнице между человеком, который верит, что его компетенция ограничена некими моментами, и человеком, который верит в то, что он способен стать компетентным в любой сфере, в какой только люди могут быть компетентны. Можно ожидать весьма отличающихся друг от друга внутренних ощущений и внешних проявлений поведения от этих двух индивидов.

Способен ли данный человек достичь своих результатов или нет, но можно найти другого человека (который верит в возможность овладения всем тем, чем люди вообще в состоянии овладеть), БЕССТРАШНО преследующего какие бы то ни было цели, которые бы он перед собою поставил и какие бы ни были поставлены ему. С другой стороны, первый индивид мог бы энергично браться только за те задачи, которые он воспринимает как уже находящиеся в пределах его способностей. И опять же, суть не в том, прав он или неправ, пытаясь сделать то, что пытается, а в том, прав он или неправ, отвергая напрочь возможности, которые он полагает для себя недостижимыми. Суть, скорее, в том, что различия в их побудительных предпосылках приведут к глубоким различиям в их манере мышления, чувств и поступков при столкновении лицом к лицу с возможной целью или результатом.

Мы не можем судить за Вас, способны Вы к достижению неких особенных целей, или нет. В самом деле, как Вы обнаружили ранее, если Вы вспомнили пример чего-либо, что полагали для себя невозможным, но спустя некоторое время нашли, что СТАЛИ на это способны, Вы обнаружите, что даже не обладаете способностью точно судить о своем БУДУЩЕМ уровне своих способностей. Что мы МОЖЕМ сказать на этих страницах с нашей позиции стороннего наблюдателя -- это, что, если Вы НЕ делаете попыток достижения цели, ее почти наверняка НЕ достичь. Не преследуя цели, Вы, разумеется, усугубляете Вашу уверенность в оценке своих самоограничений. Но цена, с точки зрения накопления самоограничений, просто непомерна. Поэтому представляется, что вопрос: "Возможно ли это для меня?" далеко не столь полезен, как вопрос: "КАК МНЕ ПОСТУПИТЬ, ЧТОБЫ ПРЕВРАТИТЬ ЭТУ ВОЗМОЖНОСТЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ?"

Возможности, о которых мы говорим, содержатся в невероятно широком и разнообразном репертуаре человеческого опыта и поведения. Каждый человек является источником и кладезем уникальных навыков, опыта и поведения. Но почему-то каждый по-своему творит свою уникальную структуру навыков, опыта и поведения, используя одинаковую для всех нервную и сенсорную систему. Основополагающий принцип, на котором зиждется все, что мы описываем на этих страницах, таков: все навыки, восприятия, отношения, свойства, мыслительные процессы и поведения всех людей являются ресурсами для ЛЮБОГО, кто воспринимает их и способен приспособить их таким образом, чтобы можно было их усвоить. Хотя нет никакой необходимости ставить перед собой такую перспективу в плане использования ЭМПРИНТ форм, представленных в этой книге, такая перспектива ЯВЛЯЕТСЯ жизненно важной для понимания и оценки ЭМПРИНТ метода -- процесса, который мы применили для РАЗРАБОТКИ формулы свершений и успеха.

Далее следует ряд примеров, демонстрирующих разнообразие и масштабы возможной реакции при аналогичных обстоятельствах. Вы можете узнать в этих примерах самого себя или кого-либо из своих знакомых. По мере чтения сравнивайте, как бы Вы реагировали в подобных ситуациях, и отмечайте, что заставляет изображенных в них людей реагировать именно так.

СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ. Стив и Нэйт стоят перед офисом господина Неизвестность, потенциального работодателя. Работы у них нет, они хотят получить ее и сейчас томятся в приемной работодателя, который может, если сочтет нужным, предложить им работу. Но сперва с ними должны побеседовать.

Пока Стив ждет собеседования, он вспоминает прошлое, когда проходил аналогичные собеседования, когда нервничал, был нелепым и получал отказы, -- короче, все те собеседования, которые он считал провалившимися. В момент вызова на собеседование он чувствует себя неважно и вовсе не рассчитывает на успех. Уже на собеседовании неуверенность Стива выражается в приниженности, нечетких ответах и отсутствии энтузиазма.

Несмотря на свою долю неудачных собеседований и отказов в приеме на работу, Нэйт идет на каждое собеседование с чувством уверенности в себе. Хотя он признает, что получение работы является мерилом успеха на собеседовании, Нэйт считает также успехом, если удается узнать для себя нечто новое. Соответственно в каждом из прошлых опытов собеседования Нэйт выделяет лишь то, что он узнал и чему было необходимо научиться. Значит, даже если вспоминаются собеседования, в которых он терпел неудачу при найме, он считает их обучающими опытами, а не примерами собственной некомпетентности. Нэйт входит на собеседование с чувством уверенности в себе, с внутренним настроем, который проявляется в спокойной и открытой манере держаться, решительных ответах и оптимизме.

СВИДАНИЕ. Дафне немного за тридцать. Живет она одна, хотя ей этого и не хочется. Она работает секретаршей в крупной корпорации, где ежедневно общается с мужчинами, считающими ее привлекательной. И хотя она охотно бы откликнулась, никто из них ей никогда не назначал свидания. Усилия Дафны по поводу свидания с любым из них сводятся к ожиданию за своим столом, в надежде, что ее заметят и пригласят на свидание и в сверлении глазами телефонного аппарата дома в надежде, что о ней вспомнят и позвонят. В ожидании она воображает себе, какими чудесными могли бы быть отношения с тем или иным ее избранником; представляет себе свадьбу, дом, детей и т.п. Она неистово жаждет всего этого, но все чаще приходит в отчаяние от мысли, что вряд ли когда-нибудь у нее все это будет, поскольку ничего романтического за последнее время с ней так и не случилось. Фактически дело дошло до выбора между ее негодованием на мужчин, не обращающих на нее внимания, и примирением с мыслью о собственной непривлекательности.

Подход Дафны резко контрастирует с подходом Сью. Сью, которой уже далеко за тридцать, тоже работает в офисе и обычно добивается свидания с тем, кого себе намечает. Если Сью находит мужчину привлекательным, она тут же начинает кампанию с целью узнать, на что он реагирует, что ему нравится, а что нет. Так, к примеру, если ее предполагаемый кавалер любит загадки, она непременно найдет что-либо, что впоследствии будет использовано для возбуждения его интереса. Она также отмечает его поведение в офисе (или где бы то ни было), чтобы быть в состоянии спланировать, когда и где она сможет устроить встречу, и уж будьте уверены, она это СДЕЛАЕТ. Хотя ее подход может варьировать от прямоты до хитрости, конечный результат усилий Сью состоит в том, что она налаживает отношения с тем человеком, который ее привлекает, и близость, которая за этим следует, обычно для него приятна.

БРАЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Лотти, Лестер и Карл только что получили свадебные предложения от своих возлюбленных. Теперь каждый из них, Лотти, Лестер и Карл, должны решить, как им отреагировать на возможность вступления в брак.

Принимая решение, Лотти вспоминает свое предыдущее замужество и пытается оценить, было ли оно удовлетворительным, правильно ли она поступила, выйдя замуж за того мужчину, проявляет ли себя ее нынешний избранник так же, как и прежний муж, или отличается от него, и т.д. В результате раздумий Лотти отказывается от брачного предложения, поскольку решила, что опыт первого брака для нее неудовлетворителен и что теперешний ее жених часто ведет себя очень похоже на ее первого противного мужа. Лотти желает, чтобы все это было не так, но не хочет повторять свое предыдущее супружество.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!