Больше половины всех рождений происходят в новых браках



Многодетностью можно «заразиться»

620 04.02.2019 / Елена СИМАНКОВА

Городская многодетность опровергает стереотипы: любопытные результаты социологического исследования больших семей

«Я многодетная мама, но я не фанатик», — пишет молодая горожанка на родительском форуме. В ответ привычное: «Не плодите нищету!»

Старший научный сотрудник лаборатории «Социология религии» ПСТГУ Иван Павлюткин поясняет, что это – стандартная ситуация. Даже специалисты, изучающие такие семьи, недалеко ушли от стереотипов о многодетности.

Распространено мнение, что многодетные – это люди с низким уровнем образования, которые воспроизводят родительскую модель из своего детства, или же не предохраняются из-за низкого уровня медицинской грамотности.

Что в стереотипах правда, а что нет?

Многодетность устарела?

Знак равенства между понятиями «многодетность» и «архаика» связан с тем, что большинство многодетных семей проживает в сельской местности или Кавказском регионе. Регионы-лидеры – мусульманские республики Северного Кавказа, Тыва, Якутия, Калмыкия, Бурятия, Алтай. В Ингушетии многодетных семей – более 50%.

А самыми «отстающими» остаются Москва и Санкт-Петербург — 2 и 1% соответственно. Причем городская многодетность – особое явления.

Почему люди решаются на большую семью в условиях города, изучает лаборатория «Социология религии» в новом исследовании в рамках гранта Российского научного фонда. Выборка включала в себя 50 глубинных интервью с родителями в многодетных семьях в Москве, Владимире и Архангельске, а также опросы более 1000 семей, живущих в городах с населением не менее 250 тысяч человек в трех федеральных округах — Центральном, Дальневосточном и Северо-западном.

Важно отметить, что треть участников исследования достаточно часто бывает в храме, 17% респондентов регулярно участвуют в таинствах. Треть пар состоит в венчаном браке. Среди отвечавших на вопросы социологов также было 12 семей священнослужителей. Половина участников опроса бывают посещают храм раз в год или реже. Одна из семей также заявила о своей принадлежности к исламу.

«Городские многодетные – не гомогенная группа. Есть семьи, у которых 3 детей, и те, у которых более 10. Бывает, что четверо детей рождены в одном браке, а случается, что в семье пятеро и более, но браков – два, и это тоже многодетные. Есть семьи, у которых дети рождаются с интервалом в два-три года, а есть те, у кого каждый новый ребенок появляется с интервалом в семь и более лет. Если дифференцировать многодетные семьи по этим признакам, получится пять разных групп», — рассказывает Иван Павлюткин.

Традиционные церковные многодетные немногочисленны

Эта группа малочисленная, не более 10% от всех участников исследования. И мамы, и папы в этой группе были воцерковлены с детства, прошли то, что в социологии называется «религиозная социализация», то есть с детства жили жизнью прихода. Мотивация деторождения у них напрямую связана с их верой, и на момент заключения брака договоренность о том, сколько детей у них будет, принята обоими супругами – «Сколько Бог даст».

«По-видимому, эта группа будет расти, но достаточно медленно. Это будет связано с динамикой увеличения количества духовенства и их семей, а также с поколением детей, выросших в таких многодетных семьях»,– считает Иван Павлюткин.

Малочисленность традиционных городских многодетных связана с тем, что сегодня в России в целом не так много практикующих верующих. Их гораздо меньше, чем тех, кто в различных опросах причисляет себя к православным. «Данные разнятся, но в целом приводят цифры в пределах 5-7%, а тех, кто регулярно причащается – 2-3%. Но эти доли постепенно прирастают».

Больше половины всех рождений происходят в новых браках

Довольно многочисленная группа — многодетные семьи, в которых дети рождены во втором браке. Таковых сегодня до 20% от общего числа многодетных, принимавших участие в исследовании. Это неудивительно, учитывая статистику разводов: распадается как минимум половина заключенных союзов.

«Принято считать, что рождение детей укрепляет семьи. Но это, увы, никак не подтверждается практикой. Приводят в пример Франции как эффективной социальной политики в области рождаемости. Там так или иначе выдерживается планка в два рождения на одну женщину. Но во-первых, большой вопрос, кто их рожает – француженки или мигранты. Вместе с тем статистика показывает, что от 50 до 60% вторых и более рождений осуществляются во вторых-третьих браках.

Мы сделали первичные расчеты по странам ЕС, США, Канаде и другим развитым странам (всего около 50) и выявили наличие статистической связи: чем больше доля разводов и внебрачных сожительств в стране, тем выше рождаемость», — рассказывает Павлюткин.

Социолог считает, что именно эта группа многодетных семей — пример того, как демографическая политика может приносить неоднозначные плоды. «Когда говорят о мерах, связанных со стимулированием рождаемости, обычно это деньги или некие вещественные блага. Это важно, поскольку работает на снижение уровня бедности. Но когда государство это делает, оно не учитывает, что новое рождение может происходить в результате разрушения семьи и создания новой. А также того, что само по себе рождение может что-то менять внутри самой семьи, в частности, приводить к ее распаду».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!