Возрастные особенности младших школьников.

Вышивка.

Вышивка- широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно

Виды швов:

- для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

- для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,

- мережка, «перевить», настил, гипюр и др.

Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).

Оборудование.

· Нитки. Вышивают разными нитками: ирисом, мулине, штапельными, шелковыми, шерстяными, катушечными. Нитки мулине, чтобы не путались, заплетают нетуго в косичку, разрезав моток там, где узелком связано его начало и конец. Качественные нитки должны быть ровными, иметь яркую, чистую окраску, не линять, не выгорать на солнце

· Иглы. Иглы подбирают в зависимости от плотности ткани и вышивальных ниток. Чем плотнее ткань и толще нитки, тем должна быть толще игла, и наоборот, чем тоньше ткань, тем тоньше иглы и нитки. Иглы должны быть с большими овальными ушками, чтобы легко вытягивать вышивальные нитки. Для вышивки можно использовать штопальные иглы.

· Наперсток. Вышивать надо с наперстком. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца. Он должен плотно прилегать к пальцу, не сжимать и не спадать с пальца. Он предохраняет палец от уколов иглой.

· Ножницы. Ножницы для работы нужно иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо заточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.

· Сантиметровая лента. Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

· Пяльцы. Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранении ее от деформации, а вышитый узор от стягивания. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, иначе вышитый узор деформируется после снятия ткани с пялец. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой. Размер пялец может варьироваться в большом диапазоне: от маленьких круглых, которые держат в одной руке, до больших прямоугольных рам, которые крепятся к подставке и стоят на полу. Использование пялец, которые крепятся к рабочему столу или стоят на полу, удобнее тем, что при работе с ними обе руки свободны, что делает вышивание быстрее и точнее. Ранее пяльцы делали из дерева, кости, в том числе слоновой. Современные модели чаще всего изготовлены из дерева или пластмассы.

Башкирская вышивка.

Тамбурный шов(или шов «цепочка»)- глухой односторонний шов, который состоит из ряда петелек, выходящих одна из другой и напоминает цепочку, связанную крючком на лицевой стороне и строчку - на изнанке. Вышивают его сверху вниз, справа налево по контуру рисунка.

Схемы тамбурного шва:

1.Классический тамбурный шов.

2.Универсальный тамбурный шов.

3.Стебельчатый.

 

4.Двойной тамбурный шов.

5.Канатный тамбурный шов.

    

      

6. Шов «Елочка»

  

7. Рельефный тамбурный шов.

Вышивание являлось традиционным и излюбленным женским занятием башкирского народа. Вышивали на сукне, бархате, холсте. Для рукоделия использовали гарус, шелк, шерстяную пряжу, хлопчатобумажные нитки. Начинали вышивать в раннем детстве. Украшели вышивкой скатерти, салфетки, полотенца, занавески, коврики, одежду. Башкирская вышивка оригинальна сочетанием «кускарного» орнамента и техники «двойной тамбур». «Кускарным» назывался орнамент из завитков. Он применялся в украшении кожаных, войлочных изделий, преобладал в вышивке и аппликации. «Кускарные» композиции отличались бесконечной вариативностью. Мастерицы использовали известные фигуры, усложняли или упрощали их, создавали всевозможные комбинации. Разнообразило орнамент и цветовое решение.

В композиции вышивка используется в украшении ленты, которая предназначалась для скрепления подушек и украшения сложенной на сундуке постели. Вышитые на лентах замысловатые фигуры орнамента не только оберегали от колдовства и порчи, но и обеспечивали удачное соединение мужчины и женщины.

Техника вышивки «двойной тамбур» или «козлик в окантовке», или «косая сетка» является излюбленной у башкирских мастериц.

Выполнение «кускарного» орнамента начинается с обводки рисунка на ткани. Затем рисунок заполняется «двойным тамбуром» и, наконец, готовая вышивка обводится обычным тамбуром. Лента украшалась бисером, монетами, кораллами, кисточками. Яркие насыщенные цвета на черном, темно красном или темно зеленом фоне, белая или черная обводка рисунка придавали ленте нарядный вид.

Вышивка исполнялась хлопчатобумажными, шерстяными, льняными. шёлковыми и др. нитями на бархате, хлопчатобумажной ткани, войлоке. Иногда в сочетании с декоративными элементами (бисер, жемчуг, кораллы, монеты, слюдяные блёстки, стеклярусы, сердолик и др.). Для узоров выбирались цвета тёплых тонов (красный, жёлтый, зелёный, редко синий и голубой), фон обычно красный, зелёный, чёрный, редко белый или какого‑либо светлого оттенка. В баш. В. насчитывается свыше 10 разновидностей швов. По технике исполнения выделяются две группы основанные на использовании счётных и свободных швов.

Счётные строчевые швы (косой стежок, двусторонняя гладь, перевить, роспись, набор и крест) выполняются по счёту ниток в структуре ткани, что определяет геометрический  характер узоров (ромбы, крестики, треугольники, восьмиконечные звёзды, “геометризованные” изображения людей и животных), отличающихся строгой симметрией композиции и тщательной отделкой деталей. В цветовом решении преобладают тёплые тона, гармонично сочетающиеся с чётким геометрическим рисунком орнамента. Счётными строчевыми швами расшивались праздничные, обрядовые, подарочные полотенца, небольшие скатерти, элементы костюма башкирского: ворот мужских и женских рубах, широкие мужские пояса, женские налобные повязки. Наиболее  широко применялось выкладывание цветными нитками по разреженному полотну, создавая ажур, прозрачность и особую нарядность. Ею оформлялись белые головные повязки и женские передники.

Свободные швы – тамбурный, ковровый, стебельчатый , односторонняя гладь, косая сетка или двойной тамбур– стелятся по ткани независимо от её структуры, позволяют создавать узоры с плавно изогнутыми линиями. В технике свободных швов выполняются главным образом цветочно‑ растительные, узоры, не требующие абсолютной симметрии в рисунке и его цветовой разработке. Такими швами оформлялись молитвенные коврики, женские платья, нагрудники, передники, скатерти, салфетки, полотенца. Основной элемент орнамента – спиралевидный узор в виде стилизованных парных рогов барана, который относится к зооморфным мотивам – проявление самого древнего пласта в орнаментальном искусстве башкир, связанного с доисламским миром кочевников. Тамбурная вышивка  в сочетании с аппликацией украшала – чепраки, молитвенные коврики, свадебные кисеты, ленты для перетягивания постелей, голенища и область пятки традиционной мягкой обуви башкир.

Из всех женских ремёсел вышивка оказалась наиболее приспособленной к современным условиям. Появились новые приёмы декоративвого шитья, мотивы орнамента, композиционные приёмы, иная гармония в цветовой гамме вшивки, но неизменной осталась художественная основа вышивального искусства – традиционный колорит и выработанный веками орнаментальный строй.

Возрастные особенности младших школьников.

Знание и учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов. Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4  классах начальной школы.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания.  Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания.  Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Младшие школьники очень эмоциональны.

 

Описание проектной работы.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!