Историческая типология культуры. Культура Модерна.: от человека долга к человеку повседневности. Проблема историзма.
1.Понятие исторического типа в культуре. Принцип историзма.
А/ Стиль и его вариации как доказательство присутствия нового типа человека в культуре;
В/ Человек барокко и человек классицизма: общее и отличия;
С/ Человек в культуре европейского Просвещения: закончен ли процесс становления современного человека в мире?
2. Культура европейского романтизма и позитивизма: рождение стилей, отражающих новейшие типы человека в культуре.
А/Феномен романтического героя в мировом художественном процессе и общественной жизни;
В/ Явление реализма и его разновидности в искусстве, поиски правды и красоты типичного;
С/ Кризис больших стилей и рождение их двойников – маньеризм, рококо, натурализм, академизм и так далее.
3.Стиль модерн в его разнообразии и вариациях.
А/ Авангард и модерн в культурном пространстве;
В/Школы искусства и течения вне школ, рождение свободного художника
С/ Модерн за пределами – человек модерна – человек повседневности.
Рефераты:
Величие и ограниченность споров классицистов и романтиков
Натурализм в искусстве и позитивизм в культуре: роль патологии в творчестве
Человек повседневности в культуре модерна
Рождение и взлёт критического реализма
Герой и антигерой в культуре модерна
Великий стиль или великая вариация: споры о социалистическом реализме
Авангардизм и его наследники в современности
Литература:
1. Культурология под ред Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. 1995. - С. 250-258, 280-287,
|
|
2.История всемирной литературы. Отв. ред. Ю.Б. Виппер. В 9-ти т. М., 1987. Т. 4. - С. 36-69, 343-360.
3.Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. К., 1981. - С. 106-139, 85-87, 132-161, 181-223
4.Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVIIвека (Малая история искусств). М., 1982. - С. 6-58.
5.Барокко в славянских культурах. М., 1985. - С. 7-26.
6.Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. СПб.1996. - С. 378-415,. 353-377.
7.Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М., 1987. - С. 332-341.
8.Андронникова М. И. Об искусстве портрета. - М., 1975. - С. 178-217.
9.Лифшиц М. А. Вольтер - мыслитель и художник /Лифшиц М. А. Собр. соч. с 3-х т. -Т. 2. - - С. 349-368, 444-445.
10.Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. - М., 1997. - С. 5-18.
11. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. - М. 1978. - С.228-233.
12. Евнина Е.М. Виктор Гюго. - М.1976. - С. 51-64.
13. Литературные манифесты европейских романтиков. - М. 1980. - С.94-107.
14. Стендаль Ф. Расин и Шекспир //Стендаль Ф. Собр. соч. в 15 тт. - Т.7. - М., 1959. - С. 7-33.
15.Гюго В. Предисловие к "Кромвелю" //Гюго В. Избранные произведения в 2 т. - М. 1952. - Т. 2, - С. 477-522.
16.Теорія та історія світової і вітчизняної культури. К. 1993. - С. 151-153,325-326.
17.Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. - М.,1975. - - С.26-32
|
|
18.Куликова И.С. философия и искусство модернизма. - М.,1980. - С.21-48.
19.Лифшиц М. Почему я не модернист? //Лифшиц М. Искусство и современный мир. - М., 1978. - С.19-31.
20.Его же, Мифология древняя и современная. - М., 1980. - С.262-270475-496.
21. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. - М., 1977. - С. 14-28,223-227.
22. Рикёр П. Герменевтика, Этика. Политика. - М., 1995. - С.29-37
23. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. м. 2001. С. 362-395
Тема 7:
Культурные регионы современности.
Проблема самобытности.
1. Концепция культурных регионов. Ареалы культур и культурные регионы.
А / Проблема идентичности у человека постмодерна;
В / Куда идёт постмодерн?
С / Сохранение сасмобытности как задание региональных общностей и культур.
2. Культурные регионы Старого Света.
А / Однообразие глобализации и поли - стилистика постмодерна, человек прихоти или человек - проект;
В / Европейский и евразийский регионы: идентичность против самобытности.
С / Афро - азийские регионы: отсталость, традиционность , зависимость.
3.Американские культурные регионы.
А / Североамериканский регион: усталость лидерства;
В / Латиноамериканский регион: метисация культур и маргинальность как вызов;
|
|
С / Будущее культуры. Проекты человека.
Рефераты:
Концепции культурной идентичности и самобытности
В чём смысл равноправия и равноценности культур и ограниченность мультикультурализма
Стратегия евразийского выбора и идентичность культурам Запада
Человек постмодерна – тот, кто уходит в прошлое?
Европейский выбор и самобытность культур
Отсталость, традиционность и маргинальность в культурах третьего мира
Культура Отечества и перспективы человека проекта
Литература.
1. Вебер А. Предварительные замечания к социологии культуры. //Вебер А. Избранное: Кризис европейськой культуры. СПб. 1999. С. 17-34
2. Лифшиц М.А. Поэтическая справедливость. Идеи эстетического воспитания в истории общественной мысли. М. 1993.
3. Лосєв І.В. Історія і теорія світової культури. Європейський контекст. К. 1995. С. 35-53
4. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций из истории мировой культуры. М. 2001. С. 223-290
5. Левин И.Д. Сочинения. Т.2. М.Радикс. 1994. С. 17-51
6. Рибалко С. З пензля ллються слова… Літературні алюзії в мистецтві доби Токугава. //Всесвіт. - 2000.- № 9-10
7. Адорно Т. Социология музыки. - М., 1999. - С. 156-167.
8. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М., 1996. - С. 5-15.
9. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М., 1989. - С. 190-230.
|
|
10. Ильин И.Л. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. - М., 1998. - С. 7-76.
11. Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993. - С. 7-27.
12. Тульчинский Г.П. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999, № 10
13. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб. 1998. - С. 5-25.
14. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М, 1992. - С. 14-19
15. Янсон Х. Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С. 415-427.
16. Ивбулис В. Я. Модернизм и постмодернизм. - М., 1989. - С. 16-89.
17. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. К. 2000. С. 232-242
Тема 8//9:
Конференция ко Дням науки:
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!