ТРЕТИЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕСУ Гл. I . - О приговорах
1. Когда по донесенной жалобе и ответу от обеих сторон, либо чрез собственное признание, доказ или основание дела порядочным образом скончается, тогда в суде следует приговор таким образом: Перво, чтоб все обретающияся в суде об оном деле подали советы и мнение свое открыли. И буде судьи в мнении своем не согласятся, тогда надлежит сбирать голосы от перваго до послед-няго, и на которой стороне более явятся, на оной, яко в воинских артикулах, божественных и протчих правах утверждено, основается приговор. Буде же они в мнении своем не согласятся, и на обеих сторонах равные будут голосы, тогда приговор при оной стороне, которую президент за лутчую и основательную обрящет, останется.
2. Пока приговор еще не объявлен в суде публично, дотоль может судья данный свой голос всегда переменить, однако ж надлежит притом явные прит-чины и основание доказать и обстоятелно объявить.
3. Когда в голосах согласятся, то приговор, от генерала или обор аудитора, или от секретаря писмянно предложится, в котором обстоятелства и фундамент, по чьему приговору определен, содержан есть. И когда оный от всех судей или от президента и аудитора подписан, тогда в присудствии челобитчика и ответчика в седящем суде от секретаря публично посчитается.
4. Приговор надлежит токмо над челобитчиком и ответчиком чинить, хотя при оном деле и посторонние случаются особы, однакож о всем упомянуть потребно и ничего в этом деле случившегося не умолчать, какие жалобы принесены, и что ответствовано, для лутчаго решения и приговор объявить.
|
|
5. В вышнем суде гражданские дела судимы не бывают, кроме того, ежели челобитчик или ответчик приговором нижняго суда гражданских дел недоволен явится, и того ради для лутчей осторожности дело свое в генералный кригсрехт перенесть похощет, тогда вышний суд, приняв челобитье против приговора нижняго суда, которое кратко содержало, и выслушав оное, от ответчика ответа требуют, и усмотря оное дело по обстоятельству, паки приговором решат, и какой потом в вышнем суду учинится приговор, оный уже твердо содержан бывает, но в пристойных делах надлежит приговор отослать к вышнему начальству или объявить фелтьмаршалу его, и о том известие подать, а не получа указу, весьма эксекуции не чинить.
6. Также когда в нижнем суде в пыточном деле приговор учинен, тогда надлежит прежде фелтьмаршалу или командующему генералу подать тот приговор, и когда он мнение свое на оной объявит, прибавит или убавит, потому и экзекуция отправлена быть имеет. Буде же кто из нижняго суда видимо себя отяг-ченна помнит, тот может о себе фелтьмаршалу чрез просителное писмо о том объявить и от него решения ожидать. А ежели без притчины на судию принесется жалоба, то надлежит накрепко наказать. Впротчем может челобитчик или ответчик в гражданских делех, когда он приговором нижняго суда не доволен явится, чрез аппелацию в вышний суд дело, яко выше сего помянуто перенесть.
|
|
Гл. П. - О уничтожении приговору
1. Оное уничтожение приговаривающих, ради следующих притчин бывает: (1) Когда челобитчик более пунктов, как ответчику предложено, докажет, и судия не имев оных, на его дело приговор учинил;
167
(2) Ежели судья над таким делом, о котором в суде спора нет, приговор же учинит;
(3) Ежели на такое дело, на которое еще не ответствовано, приговор учинит;
(4) Буде челобитчик и ответчик оба присягать похотят, а судья прежде присяги их приговор учинил;
(5) Когда приговор противогласящийся1 или
(6) Когда оный нагло против прав есть.
2. Когда приговор причиною, которую нибудь из сих опорочен, тогда оный от челобитчика или ответчика уничтожен быть может, и не имея в себе силы, ко исполнению не приидет.
3. Вышепомянутый приговор от вышняго судьи, когда ему от челобитчика или ответчика оный объявлен будет, опровергается.
О ОГЛАВЛЕНИИ ПРИГОВОРОВ В НАКАЗАНИЯХ И КАЗНЕХ
|
|
1. Обыкновенным телесныя наказания суть то, егда кто ношением оружия, сиречь мушкетов, седел, також заключением, скованием рук и ног в железа и питания хлебом и воды точию или на деревянных лошадях, и по деревянным кольям ходить, или битьем'батогов.
2. Жестокие телесные наказания в наших пунктах разумеваютца, егда кто тяжелым заключением наказан, или сквозь шпицрутен и лозы бегати принужден; таков же, егда от палача (кнутом) бит и запятнан железом или обрезанием ушей, отсечением руки или палцов казнен будет, то ж ссыланием на каторгу вечно или на несколко лет.
3. Наказания смертные чинятца застреленном, мечем, виселицею, колесом, четвертованием и огнем.
4. Легкое чести нарушимыя наказания суть, егда которой начальной человек чину извержен или без заслуженого жалованья и без пасу (или отпускного пис-ма) от полку отослан, или из государства нашего выгнан будет.
5. Тяжелое чести нарушение, которого имя на виселице прибито, или шпага его от палача переломлена, и вором (шелм) объявлен будет.
Надлежит знать всем, как с тем поступать, кто чести лишен, шелмован (то есть из числа добрых людей и верных извергнут).
1. Ни в какое дело ниже свидетельство не принимать. 2. Кто такого ограбит, побьет или ранит, или у него отьимет, у оного челобитья не приимать и суда ему не давать, разве до смерти кто его убьет, то яко убийца судитися будет. 3. В кампании не допускать, и единым словом, - таковый веема лишен общества добрых людей, а кто сие преступит, сам может наказан быть.
|
|
Российское законодательство
Х-ХХ веков.
М., 1986. Том 4, с. 408-425.
168 |
1 Содержащий в себе противоречия.
АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ (1715 г., апреля 26)
(Извлечение) Гл. I . - О страхе божий
Арт.1 1. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит хри-стианско и честно жить, и не в лицемерном страхе божий содержать себя: од-накоже сие солдаты и воинские люди с вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных бог в такое состояние определил, в котором оныя часто бывают, что ни единаго часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасностям живота в службе государя своего подвержены не были. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единаго бога всемогущаго, яко от истинного начала всего блага и праведного победодавца происходит, и оному токмо молитися и на него надежду полагати надлежит, и тако сие наипаче всего иметь во всех делах и предприятиях, и всегда благо содержать: того ради чрез сие все идолопоклонство, чародейство (чернокнижество) наикрепчайше запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо. И ежеле кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богоху-лительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах2, гонянием шпицрутен3 наказан или весьма сожжен имеет быть.
Толкование. Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежеле оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаво-лом обязательство имеет. А ежели ж он чародейством своим никому никакова вреду не учинил и обязательства с сатаною никакова не имеет, то надлежит, по изобретению дела, того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и притом церковным публичным покаянием.
Арт. 2. Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтоб он кому другому вред учинил, оный равно так как чародей сам наказан будет.
Толк. Что один чрез другаго чинит, почитается так, яко бы он сам то учинит.
Арт. 3. Кто имени божию хулению приносит, и оное презирает, и службу божию поносит, и ругается слову божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет; хотя сие в пиянстве или в трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым железом прожжен и потом отсечена глава да будет.
Арт. 4. Кто пресвятую матерю божию деву Марию и святых ругательными словами поносит, оный имеет, до состоянию его особы и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть4.
Арт. 5. Ежели кто слышит таковое хуление, и в принадлежащем месте бла-говременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть.
Арт. 6. А ежели слова оного ругателя никакова богохуления в себе не содержат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится то единожды или два-
1 Арктикул - статья.
2 Заключение в кандалы.
3 Осужденного прогоняли сквозь строй солдат, бивших его шпицрутенами (короткими палками) по спине.
4 Лишен жизни.
169
жды, тогда имеет преступитель 14 дней в железа заключен быть, и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркибузирован (розстрелен) быть.
Толк. Ежели в помянутой вине преступитель не смертию, но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное покаяние при том же учинить.
Арт. 7. Пресвятое и достохвальное имя божие да не восприемлется всуе1, в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется, который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, оный имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в шпиталь дать или в присудствии регименту мушкеты, пики или карабины носить.
Арт. 8. Есть ли сие нарочно, или из злости, или в пиянстве учинится, тогда имеет нарушитель господу богу явное покаяние при собрании людей принести, и притом половину своего месячного жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни, а на каждый день по одному часу ружье носить.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!