Является ли цивилизация неким прогрессом, или же, как полагают некоторые философы, она есть упадок человечества?



– «Неполный прогресс; человек не делает резкого перехода из детства в пору зрелости.»

– Разумно ли осуждать цивилизацию?

– «Осуждайте лучше тех, кто злоупотребляет ею, а не дело Божье.»

Очистится ли цивилизация однажды настолько, чтобы заставить исчезнуть то зло, которое она породила?

– «Да; когда нравственность будет настолько же развита, как и ум. Плод не может возникнуть раньше цветка.»

Почему цивилизация не создаёт сразу же всего того блага, которое она могла бы произвести?

– «Потому что люди пока ещё не готовы ни располагать этим благом, ни добиться его.»

– Не происходит ли это от того, что цивилизация, создавая новые потребности, возбуждает и новые страсти?

– «Да, и потому ещё, что все способности духа не прогрессируют одновременно; для всего нужно время. Вы не можете ждать совершенных результатов от неполной цивилизации.» (См. NN 751-780).

По каким признакам можно узнать полную цивилизацию?

– «Вы узнаете её по нравственному развитию. Вы считаете себя ушедшими далеко, потому что вы сделали великие открытия и чудесные изобретения; потому что ваши жильё и одежда лучше, чем у дикарей; но право называть себя цивилизованными вы будете иметь лишь тогда, когда изгоните из общества вашего позорящие его пороки и когда вы будете жить между собою как братья, на деле претворяя христианское милосердие; но пока этого не произойдёт, вы будете оставаться всего лишь просвещёнными народами, находящимися только на первой стадии цивилизации.»

Примечание. Цивилизация, как и всё прочее, имеет свои степени. Неполная цивилизация есть переходное состояние, порождающее свои специфические беды, неведомые в первобытном состоянии; но тем не менее она является необходимой ступенью общественного прогресса, несущего в себе лекарство от порождаемого им зла. По мере того как цивилизация совершенствуется, она устраняет некоторые из порождённых ею зол, – те, что исчезают с нравственным прогрессом.

Из двух народов, достигших верхней ступени на лестнице общественного развития, лишь тот может назвать себя наиболее цивилизованным, в истинном смысле этого слова, в котором всего меньше эгоизма, скупости и гордыни; привычки которого более интеллектуальны и нравственны, нежели матерьяльны; у которого ум может развиваться с наибольшей свободой; у которого всё более доброты, доброй воли, взаимных благожелательства и великодушия; у которого кастовые и родовые предрассудки наименее укоренены, ибо предрассудки эти несовместимы с истинной любовью к ближнему; у которого законы не освящают никаких привилегий и одинаковы как для первого, так и для последнего из граждан; у которого справедливость осуществляется с наименьшим пристрастием; у которого слабый всегда находит защиту от сильного; у которого человеческая жизнь, верования человека и его мнения наиболее уважаются; где всего менее число несчастных и где, наконец, каждый человек доброй воли всегда уверен, что у него не будет недостатка в необходимом.

Прогресс человеческого законодательства

Могло бы общество управляться одними естественными законами без помощи законов человеческих?

– «Да, могло, если бы законы эти лучше понимались и если бы люди имели желание следовать им, то их было бы достаточно; но у общества свои требования, и ему нужны свои особые законы.»

Какова причина неустойчивости человеческих законов?

– «В пору варварства законы создаются сильными, и они делают их для своей выгоды. Было действительно необходимо видоизменять их, по мере того как люди лучше понимали справедливость. Человеческие законы делаются более устойчивы, приближаясь к подлинной справедливости, т.е. по мере того, как они оказываются сделанными в интересах всех и каждого и отождествляются с естественным законом.»

Примечание. Цивилизация создала у человека новые потребности, и потребности эти соотнесены с созданным им себе общественным положением. Человек должен был отрегулировать права и обязанности этого положения человеческими законами; но под влиянием своих страстей он часто создавал права и обязанности мнимые, воображаемые, коие естественный закон осуждает и народы из числа законов по мере своего развития вычёркивают. Естественный закон незыблем и един для всех; закон человеческий переменчив и развивается, и только он в пору детства человечества мог освятить право самого сильного.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!