Где животные черпают разумное начало, составляющее особое строение души, коией они наделены?



– «Во вселенской разумной стихии.»

– Стало быть, ум человека и ум животных происходят из общего источника?

– «Без всякого сомнения, но в человеке он получил особое развитие, каковое поднимает его над уровнем, на котором он одушевляет животное.»

Было сказано, что душа человека при возникновении переживает в телесной жизни пору своего детства, что ум её едва народился и что она примеряется к жизни (См. N 190); где же дух совершает эту первую фазу своего существования?

– «В ряде существований, предшествующих периоду, который вы называете „человечеством“.»

– Душа, таким образом, представляется разумным началом низших существ творения?

– «Разве не сказали мы, что всё связуется в природе и стремится к единству? Именно в этих самых существах, о которых в действительности вы знаете так мало, создаётся разумное начало, мало-помалу индивидуализируется и примеряется к жизни, как мы сказали. Это предварительная работа, подобная прорастанию семян у растений, в итоге которой разумное начало претерпевают существенные преобразования и становится духом. Тогда-то и начинается для него человеческий период, а с ним приходит и сознание своего будущего, различие между добром и злом и ответственность за свои поступки; подобно тому как за детством наступает отрочество, затем юность и, наконец, зрелость. В таком происхождении для человека нет, однако, ничего унизительного. Разве великие гении как-то унижены тем, что они были незавершёнными зародышами во чреве матери? Если что-то и должно унижать его, так это его недостоинство и нечестие пред Богом, его бессилие проникнуть в глубину замыслов Божьих и постичь мудрость законов, управляющих вселенской гармонией. Узнайте величие Божие по восхитительной гармонии этой, всё сплачивающей в природе в единое целое. Верить же, будто бы Бог мог сделать что-либо, не имеющее цели, и создать разумных существ, лишённых будущего, значило бы хулить доброту Божию, простирающуюся на всех Его созданий.»

– Этот человеческий период, начинается ли он на нашей Земле?

– «Земля вовсе не является отправной точкой для первого человеческого воплощения: человеческий период обыкновенно начинается в мирах, иерархически ещё более низких; это, однако, не является правилом абсолютным, и может случиться, что какой-либо дух с самого начала своего человеческого этапа был способен жить на Земле. Этот случай не част и был бы скорее исключением.»

Обладает ли дух человека после смерти сознанием своих существований, которые предшествовали его человеческому периоду?

– «Нет, ибо лишь с этим периодом начинается для него его духовная жизнь, и он едва вспоминает даже о первых своих человеческих существованиях, совершенно так же, как человек не вспоминает более о самых первых временах своего детства и ещё менее – о времени, которое он провёл во чреве матери. Вот почему духи говорят вам, что они не знают, как они начались.» (См. N 78).

Дух, раз вступивший в человеческий период существования, сохраняет ли следы того, чем был прежде, т.е. того состояния, в котором он был в период, коий можно было бы назвать «дочеловеческим»?

– «Это зависит от того временного расстояния, которое отделяет тот период от настоящего мига, а также от совершённого за это время прогресса. В течение нескольких воплощений он ещё может иметь некоторое более или менее выраженное отражение изначального состояния, ибо ничто в природе не совершается резким переходом; всегда есть звенья, связующие оконечности цепи существ и событий; но эти следы стираются с развитием свободы воли. Первые успехи совершаются медленно, потому что они пока что не вспомогаются волей; затем прогрессирование всё ускоряется по мере того, как совершенствуется самосознание духа.»

Духи, которые сказали, что человек есть в мироздании существо особое, отдельное, стало быть, ошиблись?

– «Нет, просто вопрос ваш не получил дальнейшего развития, и есть, впрочем, такие вещи, коие приходят лишь в своё время. Человек действительно особое, отдельное существо, ибо он обладает способностями, отличающими его ото всех прочих, и судьба его совершенно иная. Род человеческий, среди родов всех иных живых созданий, есть тот самый, коий Господь избрал для воплощения существ, могущих познать Его.»


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!