Но ведь на войне справедливость находится всегда только с одной стороны; как же духи могут встать на сторону того, кто не прав?
– «Вам же прекрасно известно, что есть духи, стремящиеся лишь к разладу и разрушению; для них война есть война: правота дела их мало трогает.»
Могут ли некоторые духи повлиять на полководца в его замыслах и планах кампании?
– «Без всякого сомнения, духи могут влиять на эти замыслы, как и на всякие иные.»
Могли бы злые духи подтолкнуть полководца на осуществление операций, ведущих его к поражению?
– «Да, но разве у него нет своей воли и свободы? Если его рассудок не позволяет ему отличить идею истинную от ложной, то он испытывает на себе последствия этого, и ему было бы лучше не отдавать приказы, но быть рядовым исполнителем.»
Может ли полководец быть иногда направляем некоторого рода «вторым зрением», наитивным знанием, каковое заранее показывает ему результат его операций?
– «Именно так оно часто и происходит у гения; это то, что он называет „вдохновением“ и что позволяет ему действовать с определённого рода уверенностью; это вдохновение приходит ему от духов, руководящих им и использующих для дела способности, коими он одарён.»
Что становится с духами тех, кто погибает в пылу боя? Интересуются ли они ещё битвой после своей смерти?
– «Некоторые из них интересуются, другие же удаляются от этого места.»
Примечание. На поле битвы происходит то же, что имеет место во всех случаях насильственной смерти: в первый миг дух удивлён и как бы оглушён, ему не верится, что он мёртв; ему всё кажется, будто он всё ещё участвует в сражении: лишь понемногу действительность открывается ему.
|
|
Духи, которые сражались друг с другом, будучи людьми, признают ли они врагов друг в друге и после смерти и всё так же ли исполнены они взаимного ожесточения?
– «В такие минуты дух никогда не сохраняет хладнокровия. В первый миг он может ещё яриться на своего неприятеля и даже преследовать его; но когда он собирается с мыслями, то видит, что возбуждение его отныне беспредметно; однако он всё ещё более или менее сохраняет следы его в зависимости от своего характера.»
– Слышит ли он ещё шум оружия?
– «Да, вполне.»
Дух, невозмутимо присутствующий при сражении как зритель, был бы он свидетелем отделения души от тела, и в каком виде явление это ему бы представилось?
– «Мало бывает смертей совершенно мгновенных. Большую часть времени дух, тело которого получило смертельное ранение, пока что не сознаёт этого; когда он начинает узнавать самого себя, то тогда можно различить дух, двигающийся рядом со своим трупом; это представляется столь естественным, что вид мёртвого тела не производит никакого неприятного впечатления; поскольку вся жизнь переносится в дух, то он один и привлекает внимание, с ним именно ведётся беседа или ему отдаются приказы.»50
|
|
Договоры с «нечистой силой»
Есть ли доля истины в рассказах о договорах, которые заключаются с духами зла?
– «Нет, таких договоров нет, но есть злая природа, симпатизирующая злым духам. Например, у тебя есть желание мучить своего соседа, но ты не знаешь, как за это взяться; тогда ты призываешь к себе низших духов, которые, как и ты, жаждут лишь зла, и за свою помощь тебе они желают, чтобы ты служил им в их злых замыслах; но из этого не следует, что твой сосед не сможет освободиться от них с помощью противоположных заклинаний и своей воли. Тот, кто хочет совершить злое дело, тем самым призывает себе на помощь духов злых; и тогда он вынужден служить им, как и они служат ему, ибо они также нуждаются в нём ради зла, какое они хотят совершить. В этом только и заключается „договор с тёмными силами“.»
Примечание. Зависимость от низших духов, в каковой человек иногда оказывается, происходит от его приверженности дурным мыслям, коие они ему внушают, а не от каких-либо договорных обязательств между ними и им. «Договор» в обиходном смысле, придаваемом этому слову, есть аллегория, обрисовывающая злую природу, симпатизирующую злотворным духам.
|
|
Каков смысл фантастических легенд, согласно которым некоторые люди якобы продали свою душу Сатане ради того, чтобы получить от него какие-то преимущества?
– «Во всех сказках содержится некий урок и нравственный смысл; ваша же беда в том, что вы всегда понимаете их буквально. Данная легенда есть аллегория, каковая может быть объяснена таким образом: тот, кто призывает на помощь духов, дабы получить от них дары фортуны или какое иное преимущество, поступая так, ропщет тем на Провидение; он отказывается от назначения, которое получил и от испытаний, коим должен здесь подвергнуться, и последствия этого он испытает в своей грядущей жизни. Это не значит, что душа его будет навечно ввергнута в несчастье; но поскольку вместо того, чтобы освобождаться от материи, он всё более и более погружается в неё, то того, что составляло радость его на земле, он не будет иметь в мире духов, пока не искупит всё это новыми испытаниями, быть может, ещё более внушительными и мучительными, нежели те, от которых он отказался. Из-за своей любви к матерьяльным наслаждениям он ставит себя в зависимость от нечистых духов; молчаливое соглашение между ними и им ведёт его к „гибели“, но ему всегда легко порвать это соглашение при содействии благих духов, коль скоро у него есть на то твёрдое желание.»
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!