Какова может быть заслуга такого существования для идиотов или кретинов, которые не могут творить ни добра, ни зла и не могут развиваться?



– «Это искупление, наложенное на них за злоупотребление некоторыми способностями; это время остановки движения.»

– Таким образом, тело идиота может заключать в себе дух, который в предыдущем существовании одушевлял гения?

– «Да, гений порою становится бедствием, когда им злоупотребляют.»

Примечание. Нравственное превосходство не всегда стоит в прямой связи с превосходством интеллектуальным, и величайшие гении могут иметь многое, что им должно искупить; существование часто низшее, чем то, которое они уже провели, и отсюда же причина их страданий; стеснения и препятствия, которые дух встречает в своих проявлениях, суть для него как бы цепи, сковывающие движения силача. Можно сказать, что кретин и идиот калечность свою имеют в своём мозге, так же как хромой – в своих ногах, а слепец – в глазах.

Идиот, будучи духом, сознаёт ли он своё умственное состояние?

– «Да, очень часто он сознаёт его; он понимает, что цепи, сковывающие его выход, суть испытание или искупление.»

Каково положение духа в сумасшествии?

– «Дух в свободном своём состоянии получает впечатления прямо и воздействует на материю непосредственно; но, будучи воплощён, он оказывается в условиях совершенно отличных и в необходимости делать всё это лишь при посредстве особых органов, для того предназначенных. Стоит только некоторым из этих органов или всем им повредиться, как его действие и его впечатления в том, что касается этих органов, окажутся нарушенными. Если он потеряет глаза, то станет слеп; если слух, то сделается глух, и т.д. Представь теперь, что орган, возглавляющий проявление ума и воли, будет частично или полностью повреждён либо же изменён, и тебе нетрудно будет понять, что так как дух имеет в своём распоряжении лишь органы несовершенные или природа коих извращена, то из этого должны следовать расстройство, разлад, каковые дух, сам по себе и внутри себя, прекрасно сознаёт, но которые он не властен устранить.»

– Тогда, выходит, причиною такого разлада всегда является тело, а не дух?

– «Да, но не надо упускать из виду, что так же, как дух воздействует на материю, так и она в известной степени ответно влияет на него, и что дух может временно быть затронут ухудшением органов, через которые он проявляется и получает свои впечатления. Может случиться, что с течением времени, если безумие длилось долго, повторение тех же действий в конце концов будет иметь на дух такое влияние, от которого он сможет быть освобождён лишь после полного отделения его от всякого матерьяльного впечатления.»

В чём причина того, что безумие порой ведёт к самоубийству?

– «Дух страждет от давления, которое на себе испытывает, и от бессилия, в каковом он пребывает, поэтому он и ищет в смерти средство разбить сковывающие его цепи, чтобы проявляться свободно.»

Дух умалишённого, испытывает ли он после смерти расстройство своих способностей?

– «Он может испытывать его ещё какое-то время и после смерти, пока полностью не освободится от материи, подобно тому как человек по пробуждении какое-то время ощущает ещё некоторую неясность сознания, в которую погрузил его сон.»

Как повреждение мозга может повлиять на дух после смерти?

– «Оно будет для него лишь воспоминанием; тяжесть давит на духа, и так как он не сознаёт всего, что произошло с ним за время его безумия, то ему всегда нужно некоторое время, чтобы вернуться к действительности; именно по этой причине оказывается, что чем дольше длилось при жизни его безумие, тем дольше длятся стеснение и зажатость после смерти. Дух, освободившийся от тела, ещё какое-то время сохраняет такое ощущение, словно он всё ещё закован в цепи.»

О детстве

Дух, оживляющий тело ребёнка, так же ли он развит, как и дух взрослого?

– «Он может быть развит и более, нежели дух взрослого, если только он более прогрессировал; лишь несовершенства его органов препятствуют его проявлению. И он действует в согласии с природою того орудия, с помощью коего он может проявить себя.»

Дух, находящийся в малолетнем ребёнке за пределами препятствия, которое несовершенство органов воздвигает перед его свободным проявлением, мыслит ли он как ребёнок или же как взрослый?

– «Когда он ребёнок, то, естественно, что органы ума, будучи недостаточно развиты, не могут дать ему всей интуиции, которою обладает взрослый; ум его действительно очень ограничен до той поры, пока время не сообщит зрелость его рассудку. Смятение и неясность, сопровождающие воплощение, не прекращаются сразу же в миг рождения; они рассеиваются постепенно, по мере развития органов.»

Примечание. Одно наблюдение приходит в поддержку этого ответа; дело в том, что сны у ребёнка не имеют той природы, что сны взрослого; предмет их почти всегда ребячлив, а это является показателем характера интересов духа.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!