Глава 1. От намечающейся закладки пограничной крепости в Российской империи, через революцию, до создания промышленного города в СССР



Согласно историческим данным в 1731 году киргиз-кайсакский (казахский) Младший Жуз (Союз) принял Российское подданство, обязуясь охранять границы государства Российского, смежные с землями его орды, защищать русские купеческие караваны при проходе их через киргизские степи, давать, подобно башкирам и калмыкам, в случае нужды вспомогательное войско, и платить ясак звериными шкурками.

 

Вскоре после этого дипломаты из Российской империи убедили Абулхаир хана (хана Младшего Жуза) в необходимости строительства крепости на реке  Орь, где бы он мог находить себе убежище в случае опасности.

 

Изучая историю, понимаешь, что «о времена, о нравы» были в 1700-е годы! Да и сейчас ещё есть на что обратить внимание.

 

Создавая государство, действовать приходилось жёстко, а иногда даже очень жестоко, согласно временному периоду, в который  жили все эти люди, и тем условиям, в которых они находились.

Для основания нового города и крепости на Южном Урале в 1734 году была создана и отправлена в путь из Петербурга, «Известная» экспедиция, позже переименованная в «Оренбургскую», которая добралась до места назначения в августе 1735 г. (т.е. предположительно в 7243 лето от Сотворения Мира в Звёздном Храме). Экспедиция проводилась под начальством учёного-географа, историка и картографа Ивана Кирилловича Кирилова, которому была выдана «Привилегия» на закладку города Оренбурга (того Оренбурга, где в настоящее время находится Орск).

 

Заметим, что «Привилегий» на закладку города, в России было выдано всего две. Первая - Санкт-Петербургу, вторая - Оренбургу. Оба документа признаны важной государственной ценностью.

 

«Привилегия» давала жителям и гостям города такие права, каких не было у жителей и гостей других городов Российской империи. Вот примерный текст этого документа -  «ПРИВИЛЕГИЯ ОРЕНБУРГУ» [7].

 

Когда экспедиция оказалась у устья реки Орь, впадающей в р. Яик (р. Урал), близ горы названной И.К. Кириловым «Преображенской», было принято решение о закладке города-крепости Оренбург, и о размещении цитадели на горе (т.е. опорного пункта для гарнизона крепости в котором можно было укрыться в случае падения основных её укреплений).

 

Считается, что по замыслу Кирилова, новый город-крепость призван был преобразить осваиваемый край, поэтому-то учёный-экспедитор якобы и назвал гору «ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ». И, как оказалось теперь, преображение это вышло далеко за рамки одного края (района, губернии, области).

Позже Оренбург было решено перенести ниже по течению р. Яик (Урал), в связи с чем крепость переименовали в Орскую, по названию реки Орь. После перемещения Оренбурга ниже по течению Урала, в то место где Оренбург расположен сейчас, Орская крепость, её жители и гости, постепенно утратили некоторые из так называемых привилегированных прав. Тем не менее, «Привилегия»  внесла свой вклад в начальное развитие города, в результате чего Орск стал местом пересечения путей различных народов, культур, пунктом, где люди могли торговать на ярмарке, обмениваться, и даже мирно сожительствовать.

 

В дальнейшем «Орская крепость» пережила пару разрушительных наводнений, а на вершине горы «Преображенской» вместо цитадели  построили что-то вроде замка. Ближе к горе был перенесён православный храм, который в последующем и вовсе водрузился на ней (на горе).

 

Что же касается реки, то, есть такой термин – «гидроним» - т.е. название водного объекта. В данном случае речь идёт про р. Орь.  Эта река всегда так называлась, или были другие названия? Вот, например, у нас имеется карта, составленная неким землемером Грибовским, на которой написано р. Ора. [8]

 

А ведь гидронимы могут быть очень древними!

 

Название города Орска, образовано от названия реки Орь (Ора). Орская крепость – крепость расположенная на реке Орь (Ора). И некоторые исследователи полагают, что ОР – это якобы тюркскоязычное слово означающее ров, канаву, т.е. яму. И, даже если основатели (переименователи) и в самом деле связали назвали города с некой ямой, то можно этим как-то воспользоваться. Ведь всё имеет значение, в том числе и то, чему мы придаём значение! И имя, и название.

Для некоторых из нас «яма» - это  что-то сырое, тёмное, низкое, холодное. Таково ограниченное понимание этого слова. А я ма-то может быть как могилой, так и неким пространством для закладки фундамента. На надёжном фундаменте возможно  строительство чего-то.

 

И пусть Орск в предыдущие годы, для кого-то был ямой, в которую провалились некоторые из тех, кто в нём жил, в настоящее время этот город является одним из мировых преобразовательных центров. И, в том числе благодаря посещению горы Преображенской в городе Орске осуществляется преодоление кризиса, как в самом этом городе, так и во всей России, и даже во всём мире.

 

Да, когда-то Орск был одним из грязнейших городов на планете, в котором процветали алкоголизм и прочая наркомания, присутствовали воровство, взяточничество, коррупция, бездуховность, высокая смертность от онкологических заболеваний, вырожденчество, рождение детей с изначально подпорченным здоровьем. Многие улицы города были загрязнены, семьи разлагались, царила безработица, был низкий уровень заработной платы, происходила остановка производственных предприятий, осуществлялись увольнения, было низкое качество ЖКХ услуг, плохое качество здравоохранения и образования и т.д.

 

И, что-то из вышеперечисленного (по состоянию на 2019 г.) всё ещё имеет место быть, в связи с чем Орск находится в кризисном состоянии, и, как нам уже известно, заодно является Образцовым Районом Системного Кризиса.

А  кризис-то помимо судного времени, это ещё и некий переломный момент, во время которого появляется множество возможностей. Вот и сейчас, для жителей Орска (и всех прочих) настала пора возможностей. Возможности эти связаны с преобразованиями, происходящими на планете.

 

Кстати, а не связано ли кризисное состояние государственной системы, с кризисным состоянием, например, самих людей проживающих в государстве и за его пределами? Ведь то, что происходит в «головах», например, у людей, отражается и в так называемой повседневной мирской жизни. И если всё так, то практически каждому человеку, находящемуся в кризисном состоянии, даны возможности преодолеть то или иное препятствие и выбраться из ямы.

 

Пришла пора закладывать надёжный фундамент, выходить из кризиса, и уверенно проявлять «Новый мир» согласующийся с Жизнью! Пришла пора преображать Орск, преображать Россию, преображать Мир. И те из нас, кто готов к этому, уже осуществляют всё самое нужное,  по мере ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мировоззрению мы ещё уделим внимание, а пока вспомним то, что писал Тарас Григорьевич Шевченко находясь в ссылке в Орской крепости: - «Редко , можно встретить подобную бесхарактерную местность. Плоско и плоско. Местоположение грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь, обнажённые серые горы и бесконечная Киргизская степь… Все прежние мои страдания, в сравнении с настоящими были детские слёзы. Горько, невыносимо горько».

 

Да,  природа в Орской крепости середины 1800-х годов, не отличалась пышностью и разнообразием, к коему Шевченко привык за предыдущие годы жизни в других местах. Но даже такая «горькая картина», мила, близка, и радостна для многих из тех, кто здесь родился и вырос, и для кого Орск является малой Родиной.

Например, для тех, кого называют казаками. Казаки обитали на той территории, где ныне расположен Орск, ещё  до появления Оренбургской экспедиции. На тот момент это были скорее казаки-разбойники: - «На начальном этапе формирования казачества в этих краях, у него не было чёткой структуры, это были люди, бежавшие на различные окраины государства, подальше от произвола помещиков, а так же стремящиеся избежать наказания за какие-то проступки…. Властям было сложно отлавливать беглецов по окраинам. Кроме того, граница рядом. И в случае опасности всегда можно пуститься в новые странствия...». [9]

 

Казаки, в начале 1700-х – это свободолюбивые люди  разных национальностей. Для тех из нас, кого называют казаками, всё коренным образом поменялось во времена правления Екатерины Второй, когда представителей казачества  начали приглашать на государственную службу, состоящую по большей части в охране границ. В Орской крепости им было чем заняться, поэтому, люди, состоящие в казачьем сословии (казачестве), стали одними из первых её жителей.

Тем же казакам, которые очень привыкли к разбою и «свободе»,  приглашение на государственную службу пришлось не по нраву, и провозгласив себя царьками, некоторые из них чинили восстания, в ходе которых люди убивали друг друга из-за некой свободы, денег, земли, власти… Таково, например, восстание Пугачёва (крестьянская война 1773—1775 г. г.), память о котором храниться в музеях многих областей, краёв, республик.

Казаки бывают разные, поэтому заметим, что некоторые из тех, кого называют «ряжеными», разгуливающие по улицам разных городов, это далеко не те казаки, что были в 1700-х. Тем не менее, и сейчас есть казаки, у которых есть чему поучиться, как и у многих других людей называемых как-то. Кто-то называет таких казаков - «настоящими казаками». А каков образ настоящего казака? Кто это такой? Как формируется этот образ? Как бы он не формировался, казакам, также как и прочим жителям Орска, России, и прочих государств, регионов, в свете происходящих событий в 2019 году, приходится сонастраиваться с преобразовательными процессами и преображаться.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!