Выразительное чтение наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве» (по выбору учащегося).
Билет № 1
Понятие «онегинская строфа» (количество стихов, способ рифмовки, строфические переносы).
Строфа – это периодически повторяющаяся группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком. Кроме того, строфа, как правило, представляет собой относительно законченный в смысловом отношении и композиционно фрагмент. Поскольку признаков, способных составить строфу, достаточно много (число строк, размер, тип рифмовки и т. д.), то со времен античности известно огромное число строф.
Онегинскаястрофа — строфа из 14 стихов четырехстопного ямба, с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописные буквы — женские рифмы, строчные — мужские); создана А. С. Пушкиным для романа в стихах «Евгений Онегин». Ритмически и интонационно распадается на три четверостишия и заключительное двустишие. Композиционно тяготеет к следующему построению: 1-е четверостишие дает тему строфы, 2-е — развитие, 3-е — кульминацию, двустишие — афористическую концовку. Это сложное строение делает онегинскую строфу как бы стихотворением в стихотворении.
В основу строфы был положен сонет —14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского») Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, Пушкин включил в строфу все три вида рифмовки: первый катрен (четверостишие) — перекрёстная рифмовка, второй катрен — парная рифмовка, третий катрен — опоясывающая (кольцевая) рифмовка и заключительное двустишие. Рифменная схема онегинской строфы выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).
|
|
Кроме того, вносят разнообразие применяемые поэтом «строфические переносы». Перенос в стихосложении − один из эффектов расхождения между синтаксическим и ритмическим строением стихотворного текста: несовпадение границы стихотворных строк с границей смыслового фрагмента. Строфические переносы в "Онегине" особенно выразительны тем, что падают на точки максимального сюжетно-содержательного и, следовательно, интонационного напряжения. Приведем пример: гибель Ленского на дуэли.
... но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет.
XXXI
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Основные темы и мотивы творчества А.А. Блока (на примере изученных в 9-м классе произведений).
Отражение взглядов, чувств, настроений А.А. Блока в лирике поэта. Стихотворение А.А. Блока «Ветер принес издалека...».
|
|
Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он — наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени».
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от так называемого романсово-элегического до куплетно-частушечного. И все стихи Блока отражают его сложную и глубокую натуру. В них проявляются основные черты Блока-поэта и Блока-человека.
Блок — патриот, он всегда любил свою Родину, и даже в сложные революционные годы надеялся на лучшее. И эта любовь к России выражается во многих его стихах:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
|
|
(«Россия»)
В этих строках ощущается пронизывающая любовь к родной стране, но любовь открытая, не идеализирующая Родину. «Нищая Россия» дорога поэту своими «серыми избами», пронзительны строки Блока, сравнивающие страну с первой любовью. Память о первой любви, как подчеркивалось многими писателями и поэтами, остается на всю жизнь. И любовь к Родине — столь же постоянное чувство для Блока. Образ Блока угадывается и за строчками стихотворения «О, весна без конца и без краю…»:
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха – позорного нет!
Здесь звучат оптимизм и жизнелюбие Блока, его способность все понять и принять в этой жизни. За строчками этого стихотворения можно увидеть сам образ Блока — красивый, мужественный и сильный, человек, которого не сломят неудачи, и гениальный поэт.Блок — романтический поэт не только по отображению жизни в стихах, но и по духу ее восприятия. Все стихотворные строчки прошли через душу Блока. Он пропускал через себя жизнь и отображал ее в своих стихах. Лирический герой его произведений, вслед за поэтом, заблуждался и радовался, отрицал и любил, разгадывал тайны бытия. Тоска и безысходность в строчках:
|
|
Ночь, улица, фонарь, аптека.
Таинственный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века,
Все будет так… Исхода нет…
(«Ночь, улица, фонарь, аптека…») —
Сменяется тревогой:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
(«На поле Куликовом»)
Каждое стихотворение отражает душевное состояние Блока. Автор не исчезает за своими образами. Такой поэт, как Блок, и не способен раствориться в собственных стихах — он дополняет их собой самим, в каждое произведение вкладывает частицу своей души. Пожалуй, в этом и заключается истинный талант.
Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…». Что же удалось услышать стихотворцу в порывах ветра? Таким вопросом задается каждый, читающий строки «Ветер принес…». И не так просто ответить, ведь атмосфера стихотворения туманна, загадочна, а ветер приносит вовсе не одну весть. Стихотворение было создано Блоком на старте литературной карьеры. Совсем юный, в 1901 году, на исходе второго зимнего месяца, он ощущает первый клич весны. Это предчувствие, легкий намек. Как песня надежды врываются свежие потоки воздуха в комнату поэта. Большая часть зимы наконец миновала, и рисуется в поэтическом воображении просвет небесной лазури. Серые тучи вальяжно расступаются, нехотя, грозно; бури «плакали», чуя последние моменты властвования на земле. И «струны» души Блока сочувственно и созвучно тоскуют. Новый поток воздушных волн приносит теперь иные песни. Но чьи же? Возможно, речь заходит о любимой женщине поэта. Он был самоотверженно влюблен в Любовь Менделееву. Их редкие встречи случались по приходу весны, на даче. Блок радуется первым весенним звоночкам, в которых слышится ему голос возлюбленной. Блок принадлежал к тому времени, когда на пике популярности в кругах литературной интеллигенции было направление символизма. Образность, скрытый смысл, таинственность – все это присутствует в произведении «Ветер принес…». Силы природы олицетворены, насколько это возможно, выражая полноту символизма. «Звездные сны» упоминаются автором в конце второй строфы, снова нагоняя туман. Состоящее из трех строф стихотворение написано то белым стихом, то перекрестной рифмой. Трехстопный дактиль изобилует противоречивым смысловым содержанием. Доходящая до отчаяния зимняя хандра озаряется светом предчувствия весны, перемен. Эпитеты грусти рассеиваются солнцем. Автор использовал противоположные по смыслу слова: «темно» и «светло». Контрасты играют и навевают дымку загадки.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1077; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!