Тема: Библиотеки Руси в XIV–XVII в.в.



Монастырские библиотеки в XIV XVII в.в.

Монастырские библиотеки на Руси, появившиеся в XI в. и сильно пострадавшие в период монголо-татарского нашествия, стали постепенно возрождаться с XIV в. Росту монастырских библиотек благоприятствовала общая обстановка в стране. Развитию и процветанию монастырских библиотек способствовали и особые условия, в которых находились монастыри. Им покровительствовали князья и богатые люди; монастыри являлись центрами тогдашней образованности, которая вплоть до конца XVII в. имела преимущественно духовный характер.

Богатое собрание книг имел Свято-Данилов монастырь, основанный в конце XIII в. Даниилом – младшим сыном Александра Невского.

В середине XIV в. под Москвой, в дремучих лесах возник прославленный на Руси Троице-Сергиев монастырь, основателем и первым игуменом которого стал Сергий Радонежский. В новом монастыре вскоре возникла небольшая библиотека, начало которой положил сам Сергий, который в возрасте 23 лет пришел сюда, в дремучий лес, в «пустынь» с двумя книгами. Монастырь на первых порах был так беден, что книги писали не на пергаменте, а на бересте. Постепенно росло экономическое могущество обители. Она становилась культурным центром, и библиотека монастыря вскоре насчитывала по меньшей мере 50 томов.

В начале XV в. при Троице-Сергиевом монастыре действовала специальная мастерская – книгописная палата. В мастерской выработался особый «сергиевский» почерк, характерный только для местных переписчиков. Книги украшались заставками, золотыми и киноварными буквицами, изящными миниатюрами. Подлинными произведениями искусства были книжные переплеты. Книги, созданные в                             Троице-Сергиевом монастыре, расходились по всей Руси.

Среди других известных монастырских библиотек следует назвать Соловецкий монастырь, Чудов монастырь в Москве, Кирилло-Белозерский монастырь.

Традиционно основным источником поступления книг в монастырь было их переписывание, к которому привлекались самые грамотные монахи. Центрами по переписке книг были упомянутые выше Троице-Сергиев и Соловецкий монастыри. Кроме того, практиковалась закупка книг в других монастырях, в том числе, и за пределами России – в Константинополе и Афоне.

Другим важным источником комплектования монастырских библиотек были вклады от лиц, поступающих в монастырь, или вклады по наследству, на помин души и т.д.

В небольших монастырских библиотеках книги хранились в алтарях, в более крупных для них отводилось особое помещение, которое называлось «книгохранительницей».

Количество книг в фонде было различным и колебалось от нескольких десятков до полутора тысяч.

Историю монастырских библиотек помогают восстановить сохранившиеся описи, которые составлялись по различным поводам. Списки книг монастырских библиотек издавна включались вместе с описями другого монастырского имущества в писцовые или переписные книги. Они составлялись также при передаче книг от одного книгохранителя к другому и при смене монастырских властей.

Наиболее известна выборочная сводная опись книг сорока степных монастырей. Она была составлена по указу патриарха Никона. Это своего рода сводный каталог, в котором учтены 2672 книги из 40 крупнейших монастырей страны. Опись составлена по тщательно продуманной схеме.

В монастырских библиотеках, особенно в крупных, делались попытки упорядочить дело ведения библиотеки: постепенно формировались определенные правила описания книг. При этом часто описывались не только книги в целом, но и отдельные их части (говоря современным языком, делалось аналитическое описание). Это дает основание сделать вывод, что идея книжной систематики появилась в русском библиотечном деле уже в XVI–XVII в.в.

Более того, в средневековой Руси сложилась определенная система взглядов, которую сегодня назвали бы «основами библиотечного права» и которая затрагивала проблемы регламентирования деятельности библиотеки и библиотекаря, правила пользования книгами и условия их сохранности.

Читателями монастырских библиотек были в первую очередь монахи. Студийный устав даже предписывал, в какое время дня им надлежит заниматься чтением. Вместе с тем есть примеры, что монастырскими библиотеками пользовались и лица, проживающие за пределами монастыря.

К концу XVI в. монастырские и церковные библиотеки при продолжающемся росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит постоянное «вымывание» из библиотек книг XIV–XV в.в.

 

Начало книгопечатания в России.

По мере усиления Московского государства возрастал спрос на книги. И не только со стороны отдельных лиц, но и в массовом количестве со стороны государства и церкви. Московским великим князьям и царям требовались в большом количестве богослужебные книги для церквей, открываемых в завоеванных и присоединенных к Москве областях.

Исследования показывают, что число рукописных книг постоянно увеличивалось: по числу уцелевших к кон. XIX в. русских рукописей на XII в. приходится 28 рукописей,             XIII в. – 110, XIV в. – 366. Однако с каждым годом книг требовалось все больше и больше. Рукописный способ производства книг к XVI в. уже не соответствовал потребностям Русского централизованного государства.

Первые книги на славянском языке были напечатаны в конце XV в. за рубежом –                        в Польше, Италии, Германии и других странах.

Хотя имя русского первопечатника известно всем, историки книги высказывают весьма аргументированные версии о том, что и до И. Федорова в Москве печатались книги. В частности, в некоторых источниках упоминается о том, что Иван Грозный просил датского короля Христиана III послать в Москву разных художников, особенно книгопечатников. В ответ король направил в Москву Ганса Миссенгейма, который в                    1552 г. основал здесь типографию. Возможно, в ней и работал Иван Федоров.

Но, как бы то ни было, официальной датой начала книгопечатания в Москве считается 1564 г., когда Иван Федоров выпустил свой знаменитый «Апостол», напечатанный большим по тем временам тиражом – порядка 200 экземпляров. Из них до наших дней дошло более 60 (далее о И. Федорове см. в тетради по Документоведению).

После отъезда И. Федорова из Москвы печатное дело здесь пришло в упадок, его ученики выпустили всего лишь одну книгу, после чего печатный станок замер на целых 20 лет. Лишь в конце 80-х г.г. XVI в. издательская работа возобновилась и далее развивалась уже бесперебойно.

Книгоиздательская деятельности на Руси изначально была монополизирована государством, важной опорой которого являлась церковь. Это предопределило тот факт, что вплоть до XVIII в. в стране по-прежнему издавалась преимущественно религиозная литература. Даже в XVII в. из общего количества изданных книг 85% составляла литургическая литература, 12% – духовная, но не литургическая, 1,6% – буквари и 1,4% – светская.

Государственная монополия на книгоиздание и книгораспространение имела не только негативные последствия, сдерживающие культурный прогресс страны, но и положительные моменты. Именно благодаря такому положению дел в России рано по сравнению с западноевропейскими странами была предпринята попытка введения обязательного экземпляра произведений печати, предназначенного для хранения.                        В XVII в. было организовано централизованное книгоснабжение библиотек. Московский Печатный двор распространял свою книжную продукцию по церквям и монастырям.

Первое время продажная цена печатной русской книги была выше цены книги рукописной, и эта ситуация продержалась до середины XVII столетия. Замена пергамента бумагой позволяла увеличить выпуск книг и снизить их стоимость, но и сама бумага в России была очень дорогой. Попытки организовать отечественное производство бумаги не увенчались успехом, и ее привозили сначала из Англии, затем из Голландии.

 Начиная с XVI в. сведения о русских библиотеках множатся, растет и число библиотек.

Библиотеки приказов.

Во второй половине XVII в. в стране идет активный процесс секуляризации культуры. Состав книг монастырских и церковных библиотек уже не отражает всей совокупности национальных книжных богатств, всей структуры российского книжного фонда. Библиотечное дело начинает частично высвобождаться из-под опеки церкви. Создаются новые библиотеки – официальные по положению и светские по содержанию. Зарождаются ведомственные, специальные библиотеки.

В Москве для текущей оперативной работы правительственных учреждений создаются подсобные библиотеки. Прежде всего, это библиотеки приказов (органы центрального управления, создаваемые в России в XVI-XVIII в.в.). Хотя сведений о библиотеках при приказах сохранилось немного, можно предположить, что каждое ведомство уже тогда начало формировать свое собрание книг. Достоверно известно, что существовали библиотеки в Пушкарском, Аптекарском, Посольском и других приказах. Фонд библиотеки соответствовал профилю учреждения.

Из приказных библиотек особо надо выделить библиотеку Печатного двора – правительственной типографии, которая была создана для обеспечения редакционной работы при издании печатных книг.

Первые сведения о библиотеке Печатного двора относятся к началу XVII в. Чтобы понять и по достоинству оценить значение библиотеки для Печатного двора, надо знать, что при издании печатных книг приходилось выполнять большую работу по сверке и исправлению рукописных текстов. За долгие годы в результате их многократного переписывания в текстах было множество ошибок. Поэтому в Печатном дворе была особая «правильня», в которой «справщики» проводили предварительный просмотр и исправление книг, предназначенных к печати. В связи с тем, что поначалу фонд типографской библиотеки был невелик, приходилось нужные книги забирать у частных лиц. При издании религиозной литературы иногда нужные экземпляры затребовались у монастырей, соборов и храмов. Кроме того, книги поступали в качестве даров, по завещаниям и передавались из других ведомств. Но основным источником комплектования библиотеки Печатного двора были собственные издания.

К концу XVII в. в библиотеке Печатного двора было свыше тысячи книг, которыми ведал особый книгохранитель.

По характеру своей деятельности библиотеки приказов были первыми специальными библиотеками России, а библиотеки Пушкарского и Аптечного приказов были первыми технической и медицинской библиотеками.

Постепенно создается сеть библиотек учебных заведений – духовных и первых светских школ. Первые школы открывали на Руси еще при Ярославе Мудром, но сведений о пришкольных библиотеках того периода до нас не дошло. В XVI–XVII в.в. более активно стали открываться духовные школы и училища светского характера. Тем не менее, общее число учебных заведений и учебных библиотек светского характера до начала XVIII в. было невелико.

Личные библиотеки.

Материальная обеспеченность и доступность образования в среде бояр способствовали формированию многих интересных книжных собраний. Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати (А.М. Курбский,                     В.В. Голицын, А.Л. Ордын-Нащокин, Б.М. Хитрово и др.).

 Из боярских библиотек XVI в. наиболее известна библиотека воеводы                                 А.М. Курбского. Еще в бытность на царской службе Курбский начал собирать личную библиотеку. После военных неудач он оказался на чужбине под покровительством Сигизмунда II Августа. Вынужденная потеря книг была для него тяжелым лишением. Вскоре после побега в письме на родину он просит сохранить свою библиотеку, доставить ее царю или в один из русских монастырей. В дальнейшем в эмиграции Курбский вновь создает библиотеку, собирая книги отовсюду. Он много переводил в это время, вел по книжным источникам литературную работу и вообще активно использовал свою библиотеку.

Значительными коллекциями обладали некоторые представители духовенства (патриархи Филарет и Никон, иеромонах Евфимий). Их личные библиотеки нередко доходили до ста и более томов и имели в своем составе светские книги, религиозную литературу, редкие рукописи и иностранные издания.

Уникальной по своему подбору была личная коллекция (келейная библиотека) Кирилла Белозерского (1337-1427 г.г.) – основателя и первого игумена Кирилло-Белозерского монастыря. До нашего времени дошли четыре книги преподобного – четьи (сборники), составленные им самим или под его контролем. Сборники имеют энциклопедический характер и отражают разносторонние интересы владельца. Замечательные книжные коллекции имели известные просветители XVII в.: С. Полоцкий, С. Медведев.

 В библиотеке Полоцкого было, кроме русских книг, много изданий на латинском и польском языках. Медведев унаследовал библиотеку своего наставника и сумел существенно пополнить ее. Сохранился инвентарный список библиотеки С. Медведева (1689 г.), который содержит 539 названий. Литература была преимущественно религиозного содержания. Список снабжен именным и предметным указателями, что свидетельствует о высокой библиографической культуре С. Медведева.

Постепенно в стране расширяется социальный состав владельцев личных библиотек. Среди них – архитектор и скульптор В. Ермолин (?-1478 г.г.); тверской купец А. Никитин. О существовании личных библиотек купцов известно немного. Существуют данные о книжном собрании рода Строгановых, которое передавалось из поколения в поколение. Основная часть библиотеки состояла из духовных книг, многие из которых имелись в нескольких экземплярах. В первой половине XVII в. совокупный фонд этой библиотеки составлял около 800-900 книг. Это была самая богатая провинциальная библиотека России.

Особого внимания заслуживает библиотека московских государей. Предполагают, что библиотека эта возникла при первом самодержце всея Руси И. Грозном в середине XVI в. Основу ее составили книги, привезенные из Византии женой великого князя Московского Ивана III Софьей Палеолог в качестве приданного.

 И. Грозный пополнял свою «либерею» всю жизнь. В основном покупал книги за границей через послов, не жалея на это денег. Не чурался царь и подарков. Часто книги становились военной добычей. Благодаря поистине царской щедрости и постоянной заботе в библиотеке Ивана Грозного было сосредоточено много уникальных рукописей и свитков, многие из которых, по мнению исследователей, уже в XVI в. существовали во всем мире в единственном экземпляре.

Книги царской библиотеки были «одеты» в переплеты из серебра и чистого золота, многие издания были богато украшены драгоценными камнями, а хранились они в подземелье, в специально изготовленных для этой цели дубовых сундуках, окованных медью. Кроме владельца библиотеки мало кому было суждено ее увидеть. Собственно, все исследования легендарной царской библиотеки основываются на свидетельствах гипотетических очевидцев. Твердо верили в существование «золотой библиотеки Ивана Грозного» царевна Софья и Петр I. Оба они предпринимали попытки разыскать эту библиотеку, но безуспешно. В более позднее время – в XIX в. – проводились многочисленные археологические раскопки, но и они не дали результатов.

 

Развитие библиотечной мысли в средневековой Руси.

Развитие библиотечной мысли ускорилось в XV–XVII в.в. В связи с тем, что преобладающей по-прежнему оставалась книгохранительная функция библиотек, основные профессиональные «находки» связаны в первую очередь с хранением книжного фонда. Сохранилось немало описей книг, которые позволяют судить об уровне развития методики книгоописания, установить источники комплектования фонда и принятые способы его расстановки.

Средневековые описи носили преимущественно инвентарный характер. Это означает, что составлялись они с целью учета книг. Обычно описи составлялись в том порядке, в каком книги располагались на полках книгохранилища. Анализ описей показывает, что средневековым библиотекарям были известны различные способы расстановки: по признаку содержания, по авторству, по целевому назначению.                           В некоторых библиотеках рукописные книги хранились отдельно от печатных, иногда они разделялись по формату, реже учитывался языковой признак.

В определенном смысле средневековые библиотечные описи одновременно были и библиотечными каталогами, так как они содержали элементы каталогизации и систематизации книг. Каталоги в более привычном для нас смысле появились в России лишь в XVIII в.

Важным шагом вперед в отечественной библиотечной практике было составление указателей к отдельным важным книгам. Книга часто использовалась в качестве справочного источника, к которому обращались при решении религиозных и политических споров. Поэтому во многих крупных библиотеках официальные обязанности библиотекарей смыкались с библиографической работой.

В период, когда рукописное производство еще преобладало над типографским, у нас в стране был налажен учет литературной продукции.

Очень интересны средневековые «Памятки» библиотекарю. Эти наставления и инструкции дают представление о том, в чем заключались обязанности книгохранителя, каковы были правила пользования библиотекой. Во многих документах подчеркивалось большое значение книг для развития просвещения и культуры.

Таким образом, если период с XIV по XV в.в. не был отмечен существенными переменами в области библиотечного дела в России, то в XVI–XVII в.в. процесс формирования библиотек, комплектования их фондов и обслуживания читателей существенно активизировался и соответствовал уровню библиотечного дела передовых западноевропейских государств. Сведения о библиотечном деле в России становятся более подробными. Они свидетельствуют об умножении книжных собраний, появлении новых для страны типов библиотечных учреждений. Книжные фонды все в большей степени состоят из светской литературы. Сословный состав собирателей домашних библиотек становится более разнообразным.

 Начиная с XVI в., библиотечное дело в России приобретает постепенно черты некоторой системы, носящей служебно-вспомогательный, а подчас и просветительский характер.

 

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1565; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!