Влечение к музыке. Занятия с Цахау.
Муз.культура античности
Древняя Греция.
Ударные – первые инструменты
Понятие классицизма поставлено во главе. 1 искусство раннее. Не развитые не умеющие петь в хоре.
Культ гармонии и красоты.
Совершенство пропорций
Синкретизм – взаимосвязь всех искусств.
Гос Значение музыки
Господство вокальной хоровой музыки. Музыка как средство воспитания, связана со словом., доносит смысл. Хоровая, так как главным было общество, а не личность.
Основные периоды
Истоки: критометенская культура с 12 века до н. э. (общинно – родовой строй. Гомеровский, рождение лирического эпоса )( Повествование ). Драма , конфликт
Лирика – эмоции во главе
Исполнители: Аэды – Профессиональные певцы в сопровождение кифары. Рапсоды – исполнители декламаторы без сопровождения.
(Струнные щипковые – Кифара)
С 5 по 8 в до н. э. ( соц расслоение, рост самосознания, интерес к личности)
Рождение лирики (хоровой, позже сольной)
Лирика – песня в сопровождении лиры.
Содержание хоровой лирики. Героическое, общественно значимые.
Сольная лирика – тема природы и любви
В связи с развитием лирики развивается лира на муз инструментах(авлос)
Основные жанры лирики:
Элегия
ОДА(греч. Песня)
все песни назывались одами. Позднее торжественные песни во славу победителям. исполнялись на лирах
Гимн – юровая песня в сопровождение кифары , культового назначения , таинственные песнопения (мелодии, содержание, простота ритма)
|
|
Санфо «Сафо» жила на острове Лесбос, основала школу для девушек, сочиняла свои песни, а также обучала танцам и музыке. Придумала санфическую строку, её называли 10й музой жрицы красоты, идеал гармоничной личности-античности.
5-4 век до н. э. – расцвет классический периода древней Греции, рождение Древнегреческой трагедии.
Трагедия – песня в честь козла
Истоки трагедии – дифирамбы, гимны в честь бога Дианиса (Вак) заимствованная форма диалога, сформировалась в Афинах, исполнялась в амфитеатрах.
Первые драматурги: Эскил, Сафокл, Эвридпит.
Содержание: гражданственные мотивы, психологические, политические, религиозные, отношение человека и рок-судьба и фатум.
Исполнители:2-3 актера, хор 12-15 чел, выражал народную мораль, и музыканты-инструменталисты.
Музыка – неотъемлемая часть трагедии.
Музыкальная культура средневековья.
Мрачная эпоха, куль религии
Проф искусства – монастырь, главенство хоровой музыки.
Осн. Периоды: раннее средневековье с 5-10 века, главенство Григорианского хорала.
Позднее средневековье с 6-8 века, 8 поздний век средневековья – появление многоголосия. Искусство рассчитано на общение с богом.
|
|
Григорианский хорал – пение Григория 1 (мужское-сольное или хоровое пение на лат. яз.)
поддерживающее единение чувств верующих, плавная диатоническая мелодия в опере на один из восьми церковных ладов. Градации григорианского пения в зависимости от степени влияния речевой интонации:
1 градация – важна речевая интонация – псалмолия, псалмодическое пение.
2 градация – юбиляция, распев на одном слове(аллилуйя– хвалящие Господа, напев восторженного характера, напевом начинается и заканчивается исполнение псалмов) распев.
Формы исполнения
1Антифон – чередование хоров в разных пространствах.
2Резконсори – чередование соло и хора.
Секвенция – подтекстовка юбиляций, для запоминания ее певцом. Официально церковь признала только 5 главных секвенций.
Диесыры – день гнева, день страшного суда.
Автор текста известен.
Автор мелодии нет.
В 13 веке эта секвенция о страшном суде и ужасе верующих перед явлением грозного судьи, текст секвенции заупокойную мессу «реквием»
Мелодия секвенции в музыке стала символом смерти. «Пляска смерти» - Лист, есть мотив в позднем периоде творчества Рахманинова.
- Символы рока (фатум)
- символ нечистой силы «Ночь на лысой горе» Мусоргский
|
|
Стабатматер – стояла мать скорбящая
Католическое песнопение, посвященное образу богоматери. Начиная с 15 в. Создавались многоголосные полифонические произведения
Перголеси «Стабат матер». Только текст
Разновидности Григорианского пения сведены в мессу.
Месса – цикл песнопений на латинском яз.,состоящий из 5ти основных частей, звучат во время дневной службы, в её основе гимностические напевы, которые выражали псалмодию.
Первые образы многоголосия появились позже, в 9 веке – Органум 2х или 3х голосье.
Жанры многоголосной полифонической мелодии
Кондукт – в листургии звучал в ритме мола. Свободно сочинённый напев на латыни.
Мотет – вид многоголосной музыки, духовной и позже светской, в которой могли сочетаться разный, язык (мот-фр. Слово), голос – тенор, литургический напев на латыни.
Духовная музыка
Светская культура средневековья связана с культурой рыцарства и культом прекрасной дамы.
Одноголосные песни с сопровождением, тема – любовная лирика.
Рондо, баллады
Носители – трубадуры,(труверы) 9франция)
Минизингеры (германия)
Бродячие артисты – жонглеры, Галанты, шпильманы.
Опера в Италии
Родиной оперы была Италия. Появлению оперы предшествовала интенсивная музыкальная жизнь 16 в с ее достаточно развитыми формами светского музыцирования. Первым очагом оперного искусства была Флоренция.
|
|
Флорентийская школа.
Кружок поэтов, музыкантов, ученых и любителей искусств, возглавляемой Джиованни Барди и Якопо Порси. Разработаны принципы, заделавшиеся основой нового музыкально-драммвтического жанра. Участников кружка воодушевляла идея возрождения античной музыки (трагедии).
Одним из знамен этих идей был музыкант Барди Галилей. Он опубликовал трактат «диалог об Античной и Современной музыке» - критика господства вокальной полифонии, и создал речитативно-вокальный стиль.
Опера – драма с музыкой.
Ринуччини – текст опер «Дафна» и «Орфей»
Пери – музыка опер «Дафна» и «Орфей»
- пение сопровождалось аккомпанементом небольшого ансамбля
- увертюра отсуцтвовала
- существовал пролог
- хор (вестник судьбы и участник действия)
Каччини – Эвридика.(опера)
Римская школа.
В сюжетах Римской оперы – идеи христианской религии с морально-назидательными выводами.
Композиторы: Стефано Ланди, братья Мадзоки, Марко Малодзоли, Ларетто Виттори.
Римская опера по сравнению с Флорентийской – более развитая. Оперные представления разыгрывались для людей на временных подмостках.
Клаудио Монтеверди оперы: «Орфей» «Ариадна» « коронация Помпеи» и другие.
Оказался первым подлинным создателем музыкальной драмы, считал, что слово поэтическая речь, должна определять характер мелодии.
Оперное сольное пение – экспрессивность, эмоциональность.
Тип оперной арии – Ламенто.
Венецианская школа
В Венеции опера покидает дворцы аристократов и переселяется в общедоступные городские театры – батальные сцены, комические эпизоды, устранение хора и балета, ограничение состава оркестра. Обращение к народной музыке Ковали, разрабатывал формы сольного пения. Чести - опера «Золотое яблоко» неаполитанская школа.
Уже в 16 веке в Неаполе было 4 консерватории. Преподаватели: Алесандро Скарлатти, Никола Порпора, Франческо Дуранте и другие. Для оперных театров неаполитанские консерватории составляли постоянный резерв профессиональных кадров. Алесандро Скарлатти – более 100 опер, несколько 100 кантат, оратории, мессы, мадрикалы, пьесы для отдельных инструментов.
- речитатив ведёт действие (Секко и Гнато).
- в ариях передаются душевные состояния, лирические переживания.
- 3х частное строение арии.
- способствовал формирования 3х частных увертюр.
Инструментальная музыка 17 века.
Лидирующие школы:
- Скрипичная в Италии,
- Клавесинная в Англии, Франции и Италии,
- Органная в Италии и Германии.
Скрипичная школа в Италии
Самая перспективная, уступала только опере. Влет скрипичной школы подготовила деятельность скрипичных мастеров: Амати, Гварнери, Страдивари.
Семейство виол сменило семейство скрипок – Главным достижением скрипичной школы было рождение жанра Концерта.
Концерт – (состязание, гармония).
Исторически первый тип концерта – концерта гроссо (большой концерт).
Жанр утвердился в творчестве Корелли (1653-1713).
Характерные признаки:
- Концерт для струнного состава с центрованным басом.
- Состязательность не акцентируется.
- Чередование концертирующей группы(2 скрипки и виолончель) и всего оркестра.
- Нестабильно количество частей, объединенному по принципу контраста.
- Начинается медленной торжественной, затем идёт имитационно-полифоническая, медленная лирическая и танцевальная.
Для концертов Карели характерна выдержанность, строгость.
Сонцерто гроссо, Корелли оп. 6 № 6 ре маж. в 4-х частях: 1 медленная, 2 медленная, 3 быстрая, 4 быстрая.
Сольный концерт.
Увертюра в творчестве Антонио Вивальди.
Характерные признаки:
- акцентируется состязательность солиста и оркестра.
- 3 части: - быстрая, - медленная, - быстрая.
- крайние части в форме рондо, где рефрен исполнился оркестром, а виртуозные импровизационные эпизода – солистом.
- 1 часть - ведущая, 3 часть – финал, 2 часть – медленная, близка инструментальной арии.
Клавирная музыка эпохи Барокко.
Искусство салонов – изысканность, утончённость.
Основные школы:
- Школа Английских верджиналистов.
Жанры: вариации, программные миниатюры.
Джон Булл «Охота короля».
- Школа французских клависинистов.
Основатель – Ш.
Величайший представитель – Франсуа Куперен.
Жанры: вариации, программные миниатюры, сюиты (ит. партита).
Сюита (итал. Партита) – цикл, состоящий из ряда самостоятельных контрастных частей, обледененных общей тональностью и принципом контраста. В основе 4 самостоятельные части:
- 1 часть – аллемандо. Спокойный, немецкий танец – шествие, 4х дольный, одна доля из за такта. Пример – сюита Кюперена.
- 2 часть – куранта. Оживленный французский танец, 3х дольный, сложный по фигурам, парный танец.
- 3 часть – сарабанда. 3х дольный испанский танец, для которого характерна синкопа, часто связано с траурными, погребальными обрядами, имеет скорбно сосредоточенный характер. В сарабандах встречаются мелодии, похожие на флейтовые, выдержанный постоянный бас.
- 4 часть – жига. Быстрый, старинный, английский танец. Финальная часть сюиты. Для жиги характерна триольность.
Между жигой и сарабандой часто размещались модные танцы:
Гавот(4х дольный, галантный танец, две доли из за такта)
Менуэт(3х дольный галантный танец).
Буррэ (танец дровосеков, шутливый, тяжелый, 2х дольный танец с прыжками).
Пассепье (бальный, 3х дольный танец, корни народные, «переступая с ноги на ногу» изящно и весело)
Клавесинная школа в Италии.
Представитель – Доминика Скарлатти. Развивал жанр сонаты, (одночастные произведения)
Содержания клавирной музыки:
Незамысловато. Зарисовки быта лирические миниатюры.
Органная школа
В Италии: Фрескобальди
В Германии: Пахельбель, Бем, Рейнкен, Букстехуде.
Развивали жанр хоральной прелюдии, фантазии, токкаты.
Оратория «Самсон»
Увертюра французского типа (1 часть спокойная, торжественная; 2 часть быстрая, энергичная фуга с влиянием военной музыки)
Строение оратории, номерное.
Речитативы секка соединяют музыкальные номера (арии, ансамбли, хоры).
1 часть – экспозиция основных действующих сил – победителей филистимлян и побежденных израильтян, а так же главных героев, в частности Самсона.
№2 Хор филистимлян
«Звучи труба, играет тимпан – сегодня день великий торжества»
Ликованье победителей.
№4 Ария Самсона.
( «Мрак, вечный мрак – вот мой удел»)
Черты lamento и героических арий.
№5
(«О первозданный луч, о, великое слово – Да будет свет»)
Молитва и возглас надежды
(Хорал в миноре) (Хор в мажоре)
№7Ария Моноа(отец Самсона)
Первая (косвенная) характеристика Самсона.
1 часть – Черты героической арии (марш, быстрый темп, колоратура, твердые волевые интонации), воспоминания о подвигах.
2 часть – развитие сюжета, характеристики новых действующих лиц.
№12 Ария Михи с хором («О, услышь меня Господь»).
Эта музыка – просветленная молитва, отражающая молитвы израильтян на скорое избавление.
Ария с хором, 3х частная форма
1 часть – соло,
2 часть – хор,
3 часть – соло с хором.
№15 Ария Далилы
Перерастает в дуэт и арию подруг.
(«Поверь, герой, моим словам и услышь зов любви»)
Попытка Долилы вернуть доверие Самсона.
Черты светочувствительной арии с меланхолическим оттенком. Женственность менуэта мелизмы в оркестре.
Зовы любви – приемы эха.
3 часть
№29 Хор фелестимлян из сцены разрушения храма.
Драматическая сцена передает ужас.
Изобразительность оркестра.
№31 Ария Михи с хором из сцены оплакивания героя.
Черты lamento, героические интонации.
Оплакивание героя.
№33 Траурный Марш.
До мажор.
Месса.
Месса – цикл песнопений на канонический латинский текст, посвященный основным догмам заподнохристианской церкви.
Месса служиться в дообеденное время в праздники и воскресные дни в память о жертве Спасителя во имя людей.
Смысл обряда – превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса.
Название происходит от лат. motto или missa (пер. отпускаю).
Слово входило в выражение, которым на заре христианства из церкви перед началом богослужения удаляли тех, кто проходил испытание, но в христианскую общину принят не был.
История жанра:
- Сложилось в средневековье из одноголосных песнопений григорианского хорала.
- 14 век – многоголосно-полифонические мессы.
- 17 век – под влиянием инструментальной музыки и оперы в мессу кроме хоровых номеров вошли сольные вокальные, ансамблевые номера и дополнились оркестром.
Полная месса включает 5 номеров.
- часть: «Kyrie eleison»(«Господи помилуй»)
- часть: «Gloria»(«Слава»)
- часть: «Gredo»(«Верую»)
Изложение символов христианской веры, а так же в кого верую и почему. Смысловой центр раздела – 3 номера о судьбе Иисуса. В «Etincarnatus»(«Воплотившись») говорится о рождении человека, который примет на себя грехи мира.
– В «crucifixus» - о распятии и о смерти Иисуса («Распят»)
– В «Et ressurexit» («Воскрес») – о его воскрешении
- часть: «Sanctus» («Свят») и «Benedictus» («Благословен»)
- часть: «Agnus Dei» («Агнец Божий»).
Но в протестанской Германии принято исполнять короткую мессу (Бревис) – 2 части, например «Куриэ» и Глория».
У Баха 1 полная и 4 Бревис.
Основная месса – месса Ординарий. В которой вариант – месса Пропий, в которую приводятся песнопения в зависимости от праздника.
Заупокойная месса называется реквием. Для которой вместо «Кредо» и «Глориа» - «Диес Ареа»
Оратория - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.
Страсти по Матфею.
Поэтическая основа – главы из Евангелия, где описываются последние дни Иисуса и его смерть. Эта история представила Иисуса Иудой.
Идейные мотивы: идея самопожертвования, любовь к людям, смерть как подвиг, сочувствие состраданиям человека.
Лирическое тепло, полнота чувств.
Бах ввел много поэтических вставок, лирических отступлений.
1 часть: спокойное повествование –* грандиозная кульминация.
2 часть: сосредоточенно-скорбные настроения –* драматическая развязка(смерть Иисуса) -* просветленное звучание хора.
Содержание происходящего узнается из слов рассказчика-евангилиста. Его партия изложена речитативом. Часто рассказчик вносит в повествование свое отношение – его речь приобретает характер гневного протеста, обличения или скорбных сожалений.
В хорах, ариях, хоралах выражены думы и переживания народа. Хорал составляет музыкальный стержень всего произведения. Часто хорал заключает предшествующие ему номера.
Хоры: - эпического склада (вступительный хор к первой части)
Вступление рисует сцену шествия приговоренного к смерти Иисуса, которого сопровождают толпы людей.
В последнем хоре первой части показано скорбное состояние народа, узнавшего о предательстве.
Заключительный хор всего произведения напоминает колыбельную и рассеивает скорбную атмосферу «Пассеонов»
- небольшие драматизированные хоровые эпизоды (живой говор учеников Иисуса; массы народа; отклик на какое либо событие).
Арии
Передают чувства всего народа, поэтому они поются безыменными персонажами, «корифеями», хора. Ария – эмоциональная вершина, всегда подготовлена предшествующим музыкално-драматическим развитием.
Оркестр.
Выполняет многосторонние выразительные функции. В определенные моменты Бах создает большую плотность фактуры и достигает внушительной силы звучания. Часто от оркестра отделяются солирующие инструменты, образуя дуэты голоса с флейтой, скрипкой или другим инструментом.
Высокое эпическое содержание, красота и выразительность лирико-драмматических образов, логика всей композиции ставит это произведение на уровень величайших шедевров мирового музыкального искусства.
ХТК
Первый том прелюдий и фуг ХТК был завершен в Кетене в 1722 году. В более ранних произведениях Бах производил предварительные опыты над сложной и новой для клавира формой.
Много лет спустя, В Лейпциге появляется 2ой том ХТК из 24 прелюдий и фуг, «Музыкальное приношение» (1747) и «Искусство фуги» (1748-1759). В них Бах демонстрирует технические возможности контрапукта, фуги, полифонических форм.
Бах писал ХТК желая внедрить художественную практику умение пользоваться всеми тональностями.
Оба тома скомпонованы по одинаковому формальному признаку. Каждая прелюдия и фуга составляют самостоятельное произведение, объединенное общей тональностью.
Темперированный или равномерный строй, в отличие от натурального, основан на делении октавы на 12 равных полутонов.
Настроенный натурально инструмент звучал чисто пределах тональности с малым количеством знаков; остальные звучали фальшиво и почти не употреблялись.
Темперация была известна и до Баха, но только он смог систематизировать потребности и стремление своего века, предвосхитить то, что лишь много позже вошло в музыкальную практику.
Темперация раздвинула границы гармонического мышления, обогатила музыку новыми средствами развития; модуляции сделались важнейшим фактором в разработке материала.
В ХТК тематические связи между прелюдией и фугой отсутствуют. Но их объединение не ограничивается общей тональностью; связи обусловлены идейно-эмоциональным содержанием и проявляются в каждом случае по-разному.
Общие условия – контраст импровизационной прелюдии и строго конструктивной фуги. Однако не редки случаи, когда слитность прелюдии и фуги определяется общностью содержании музыкальных образов.
Пьесы ХТК относятся к области не программной музыки, но широкие, образные и жанровые связи помогают проникать в скрытый смысл Баховской музыки.
Группировка прелюдий и фуг по схожести эмоционального содержания.
1) тематика танцевального склада:
- фуга до минор (1 том)
- фуга до мажор (2 том)
- фуга до# мажор (1 том)
- фуга соль мажор (1 том)
2) песенно-лирические
- фуга миb минор (1 том)
- фуга сиb минор (1 том)
- фуга до минор (2 том)
3) торжественно-героические образы оперно-ораториального склада:
- фуга ре мажор (1 том)
- прелюдия ре мажор (2 том)
4) углубленно-лирический характер.
«Страсти»
(пер. пассионы «страдание»)
Страсти – это крупное вокально-драмматическое произведение в эпоху барокко для хора, солистов и оркестра на текст Евангелия
На немецком языке.
Род духовной оратории, которая исполнилась в страстную пятницу.
«Страсти по Матфею» включает 78 номеров, 2 части: 1 часть заканчивается пленением Иисуса, а 2 часть смертью Иисуса
Характеристика Творчества Генделя
Свыше 30 лет Гендель посвятил опере и написал 42 оперы. То, чего он добивался, было поиском направления, эстетически еще не осознанного, но что создало почву для оперной реформы Глюка. Гендель показал красоту чувств и поступков человека в операх.
Ораториальное творчества Генделя.
Родина оратории – Италия. Возникновение оратории относится к 16 веку и связано с чтением духовных книг и религиозными беседами. Для собраний верующих отводилась помещение в храме, именуемое ораториям. Во время таких собраний вводили пение молитв и духовных стихов хором.
К музыкальному оформлению религиозных собраний привлекались выдающиеся музыканты Рима, например Палестрина.
Первый образец оратории – «Представление о душе и теле» Кавальери (1610 год).
Оратория перенимала муз. стиль оперы, превращаясь в «духовную оперу», но её отличал повествовательный склад, отсутствие сценического действия.
Оратория становится популярна в Германии и Англии и может «заменить» несуществующую национальную оперу.
Первые оратории Генделя относятся еще ко времени пребывания в Гамбурге и Италии, последующие сочинялись на протяжении всей жизни.
Созданию ораторий предшествовал богатейший опыт Генделя.
Отбор тематики в ораториях в полном соответствии с гуманными этическими и эстетическими убеждениями. Гендель писал оратории для театра и создал традицию эстрадно-концертного исполнения библейских ораторий.
Внимание Генделя приковано к жизни народа.
Хоры в его ораториях – активно-драмматическое развитие.
Форма сольного пения – ария. Преобладает ария да капо (сопоставляет 2 муз. образа)
Оперное творчество.
Весной 1703 года Гендель переехал в Гамбург. Гамбургская опера находилась в расцвете. Гендель стремился стать оперным композитором.
Много ценного Гендель воспринял от оперного композитора Рейнгарда Кейзера.
8 января 1705 года была исполнена опера «Альмира», а вскоре, с неменьшим успехом, была поставлена опера «Нерон». Их успех ставил перед Генделем вопрос о дальнейших творческих перспективах, ведь гамбургская опера клонилась к успеху. Осенью 1706 года Гендель прибыл в Италию. Через год во Флоренции он дебютировал своей первой итальянской оперой «Родриго». Шумный успех побудил его к сочинению «Агриппины».
В Лондоне в феврале 1711 года дебютировал оперой «Ринальдо».
В королевской академии музыки Гендель дебютировал оперой «Радолисто».
В 1ю половину 30х годов Гендель создает лучшие оперы: «Поро», «Ариадна», «Ариодант».
В 1734 году Гендель в 3ий и последний раз берется за организацию оперного театра. Но антигенделевская компания наносит ему удар за ударом.
Гендель развивал стиль бельканто.
Биография Глюка.
Крупнейший оперный реформатор
1 реформаторский период – Вена – с 1762 по 1773. Первая опера «Орфей и Эвредика».
«Альцеста» - в предисловии к ней изложил основное положение оперной реформы.
«Борис и Елена»
Второй период мастерской – Парижский 1773-1779.
«Ифигения в Тавриде/Овриде».
Начало реформаторской деятельности, сотрудничество с итальянским поэтом, драматургом и либералистом Гангеро де Кальдо-бидзе. Пока он в Вене.
Они стремились к простоте, эстетике и естественному воплощению человеческих страстей и свободе композиции.
5 октября 1762 года. В Вене был поставлен «Орфей». Это было началом реформаторской деятельности Глюка. Позже была «Альцеста». Работая в 60е года Глюк отразил особенности Венского классического стиля.
1773 год переехал в париж, так как в Вене он был не доконца оценен.
В апреле 1774 года состоялась в Париже в Королевской Академии музыки. Первая постановка оперы «Ифигемия в Авриде». Опера имела огромный успех.
Принципы оперной реформы.
Глюк требовал от оперы правдивости и красоты.
Музыка в опере должна рассказывать чувствования, страсти и переживания героев.
Синтез музыки и действия.
Главная цель заключалась в глубочайшем органическом, органическом синтезе в опере музыки и драматического действия. Музыка должна быть подчинена драме, чутко откликаться на все драматические репетиции.
Трактовка арий и речитативов.
У Глюка ария нечисто концертный номер, показывающий голос певца.
Ария органически включается в развитие драматического действия и строится не по обычному стандарту.
ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ. 1685 * 1759
Как большинство великих людей прошлого, Георг Фридрих Гендель — выходец из низов немецкого общества. Отец Генделя, цирюльник-хирург.
Мать композитора была под стать своему супругу: не уступала ему ни в мужественной энергии, ни в душевном и физическом здоровье. Это были люди крепкой бюргерской закваски и передали своему сыну физическое здоровье, душевную уравновешенность, практический ум, не знающую устали работоспособность.
Влечение к музыке. Занятия с Цахау.
Влечение к музыке. Занятия с Цахау. Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в Галле. С раннего детства проявились его удивительные музыкальные способности и чрезвычайный интерес ко всему, связанному с миром звуков, музыки. Но музыкальные увлечения ребенка натолкнулись на предвзятое противодействие отца. По взглядам Георга Генделя, как и большинства немецких зажиточных бюргеров, профессия музыканта была мало соблазнительна. Гордый и самолюбивый, он мечтал об ином будущем для своего сына, о карьере юриста, самой уважаемой и почтенной
174
в среде немецкого бюргерства. Однако стихийная тяга маленького Генделя к музыке разбивала все преграды и препятствия. В семилетнем возрасте он своей игрой на органе сумел удивить самого герцога саксонского. Успех выступления перед герцогом имел тот желательный результат, что положил начало систематическим занятиям музыкой Генделя с лучшим музыкантом и педагогом города Галле, органистом Фридрихом Вильгельмом Цахау.
Цахау, умный и широко образованный человек, талантливый композитор, оказал исключительное влияние на своего ученика. Современник и друг Генделя, немецкий теоретик и музыкальный писатель Маттезон следующим образом описывает занятия Цахау с юным Генделем: «Этот человек (то есть Цахау. — В. Г.) был очень силен в своем искусстве, и в нем было столько же таланта, сколько и доброжелательства... он направил все свои усилия на ознакомление ученика с основами гармонии. Потом он обратил его мысли на искусство композиции; он научил его придавать музыкальным идеям наиболее совершенную форму; он утончил его вкус. У него была замечательная коллекция итальянских и немецких композиторов. Он раскрыл Генделю различные способы писать и сочинять у разных народов и в то же время достоинства и недостатки каждого композитора» 1.
Под руководством Цахау Гендель изучает органную полифонию и импровизационный стиль немецких композиторов — Фробергера, Керля, Пахельбеля, приучается вслушиваться и вдумываться в творения национального искусства. По мнению знатока генделевской музыки Ромена Роллана, влияние старых немецких мастеров можно обнаружить на страницах самых зрелых и известных произведений Генделя. Одновременно происходило серьезное ознакомление с итальянской музыкой; с ее направлениями и жанрами сомкнется в будущем существенная сторона творчества мастера.
К десятилетнему возрасту относятся первые творческие опыты Генделя: для своего любимого инструмента гобоя он написал серию пьес — шесть трио для двух гобоев и баса.
1 Цит. по кн.: Роллан Ромен. Гендель. — Собр. соч. в 20-ти т., т. 17. Л., 1935, с. 11.
175
176
Занятия с Цахау принесли Генделю не только широкое музыкальное образование, блестящее владение игрой на клавесине, органе, знание оркестровых инструментов: он приучился с детства легко и быстро ориентироваться в разнообразных музыкальных явлениях, осваивать их и отбирать для себя самое важное и интересное. Эти качества, усиленные опытом последующей творческой работы, особенно способствовали формированию универсального стиля музыки Генделя.
На двенадцатом году Гендель предпринял первую концертную . поездку в Берлин ко двору курфюрста Бранденбургского. В столицу Пруссии Гендель попал в относительно благоприятную для искусства пору. Любимым развлечением принцессы Софии Шарлотты была музыка, и к берлинскому двору часто приглашались крупные капельмейстеры и виртуозы.. Оперные постановки сменялись придворными концертами, и на этих концертах в качестве интересной новинки должны были состояться выступления на клавесине юного клавириста. Успех был настолько велик, что курфюрст пожелал оставить Генделя у себя на службе и предложил ему предварительно поехать в Италию для музыкального совершенствования. На этот раз покровительство кюрфюрста встретило решительное сопротивление со стороны отца Генделя; возможно, что он не хотел с. детства связывать сына придворной службой и еще лелеял надежду увидеть Георга Фридриха ученым юристом.
Университет. Служба органиста. Смерть отца, последовавшая в 1697 году, сняла запрет с профессии музыканта; тем не менее, выполняя волю покойного, Гендель продолжал учение в гимназии и, закончив полный курс, поступил в университет на юридический факультет.
Университет в Галле был открыт в 1694 году. На недолгий период там сосредоточились значительные научные силы. В числе профессоров университета в то время, когда там учился Гендель, был выдающийся немецкий просветитель Христиан Томазиус2.
2 Томазиус вел смелую борьбу с ханжеством и средневековыми предрассудками, ратовал за создание национальной науки, за доступ к ней всех людей. Особенно страстно он восставал против процессов о ведьмах и колдовстве, уносивших ежегодно тысячи жертв. Трудно утверждать, сколь непосредственным было влияние Томазиуса на духовное созревание Генделя. Но, зная степень его восприимчивости, можно предположить, что впечатления от страстных проповедей Томазиуса сыграли роль в развитии гуманных чувств и широких взглядов, которые всегда отличали Генделя.
177
Одновременно с прохождением курса юридических наук Гендель поступил на службу в качестве церковного органиста. В служебные обязанности Генделя входило преподавание музыки в гимназии. С хором и оркестрам, составленными из учащихся, ему приходилось выступать по воскресным дням в различных церквах города. Еженедельные концерты требовали постоянного обновления репертуара, и Гендель сам его создавал, сочиняя множество кантат, хоралов, мотетов3, псалмов.
Из огромного количества написанных в Галле произведений ни одно не уцелело; но богатейшая память композитора хранила все, что рождала его музыкальная мысль; многое, как утверждают исследователи, он использовал в более поздних композициях.
Успешные начинания на музыкальном поприще определили окончательный выбор профессии. Посвящая себя искусству, творчеству, Гендель оставляет университет и едет в Гамбург, на родину немецкой национальной оперы.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы! |
![](/my/edugr4.jpg)
Мы поможем в написании ваших работ!