Изложите процесс возникновения и этапы развития Арабского халифата.



Непосредственной причиной возникновение государственности у арабов является зарождение и становле­ние новой религии - ислама, связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифатабыла созданная Мухаммедом в начале VII в. в За­падной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное офор­мление было завершено к 20-м - - 30-м гг. VII в. В 630- -631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значитель­ную часть других районов Аравии. Инициатива Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское обще­ство кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соот­ветствующих ей политеистических религиозных представлений. Все ара­бы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся од­новременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

В результате завоеваний Халифат довольно быстро (по историческим меркам) превратился в огромное те­ократическое мусульманское государство, включавшее в себя Тунис, Марок­ко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии. В нем господствовали феодальные отношения - при сохранении ра­бовладельческого и патриархального укладов.

Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсаль­ность новой веры, провозглашавшей равенство своих последовате­лей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежнос­ти, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую оче­редь, это были средние и бедные слои населения. Вскоре, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам, к новой му­сульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать.

Ислам в самом зародыше был синтезом религии, политичес­ких норм и права, где религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ис­лам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлет­ворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово "ислам" по-арабски означает "преданность", "покорность") и признания права на конт­роль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитар­ный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростов­щичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объе­динения различных этнических, расовых, куль­турных групп, населявших Халифат, в единый политико-идеологический организм.

В мусульманской империи общественный строй отличался следующими характерными чертами:

1. доминирующим положением государственной собственности на землю;

2. широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве;

3. государственной эксплуатацией крестьян посредством ренты - - налога в пользу правящей верхушки;

4. религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни;

5. отсутствием четко выраженных сословных групп, особого статуса у го­родов, нерегламентированность каких-либо свобод и привилегий.

Характерно, что мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (не­мусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраня­ли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со време­нем их гражданские права были существенно ограничены. Их взаимоот­ношения с мусульманами регламентировались шариатом - мусульманским правом; они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачи­вать поземельную и подушную подать (харадж).

Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера. После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственни­ков и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вож­дей всех мусульман - - халифов. Халифы считались заместителями Мухамме­да, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная.

Государство приобрело форму централи­зованной теократической монархии. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полно­мочия и только исполняли приказания халифа, а важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634- -644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились:

· военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружени­ем войска;

· диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведом­ство;

· диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих ос­новных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, ка­раван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.

Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски "пове­литель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на кото­рые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также ме­стный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры име­ли заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных ран­гов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов).

К XI в. стало значительным действие таких факторов, как:

1) различный уровень экономическо­го развития входивших в состав Халифата стран,

2) слабость хозяйствен­ных связей между областями Халифата,

3) народно-освободительные и антифеодальные восстания,

4) концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати,

5) борьба внутри класса феодалов. Все эти факторы обусловили распад единого государства и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств.

В начале IX в. отделился Кордобский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века и Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШ в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до на­чала XVI в.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!