Знакомство с холодным батиком (солевая техника)



Nbsp;            Мастер класс преподавателя изобразительного искусства Алмакаевой Татьяны Анатольевны на тему «Технология солевой техники холодного батика в изобразительном искусстве»   План 1. Орг. момент - 2 мин 2.  Вводная часть · история развития батика - 5 мин. · виды батика 3. Материалы по теме холодный батик (солевая техника) - 5 мин. 4. Солевая техника (последовательность выполнения работы) - 18 мин 5. Самостоятельная работа слушателей – 40 6. Оформление работы – 6 7. Подведение итогов. Выводы - 4 мин.         Цель работы: · подробнее узнать и изучить технологию росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи ткани         Задачи: · Ознакомить слушателей с декоративно-прикладными техниками солевой росписи · Развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой росписи у участников мастер класса и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа · Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну · Обучить техническим приемам в росписи солевой техники     1. Орг. момент.        Знакомимся с участниками мастер класса, с темой. Рассаживаемся, подготавливаем рабочее место. 2. Вводная часть История развития батика История декорирования ткани уходит в глубокую древность. Роспись по ткани или батик – одно из древнейших ремесел, родиной которого является Индонезия, где использовались натуральные краски, изготовлявшиеся на растительной основе. Очевидно, с незапамятных времен в человеке жила необходимость сделать свою одежду более нарядной. Но натуральный шелк совсем не является обязательным атрибутом лишь восточного стиля. Панно на шелке уместны и в классической обстановке и в авангардном интерьере. Они всегда эффектны, выразительны и, несомненно, будут притягивать к себе взгляд, особенно в ясную погоду, когда подсвеченный солнцем шелк создает ощущение тепла и уюта. Панно на шелке, выполненные талантливым художником несут в себе определенную световую гармонию, свободную вибрацию света и линий. Этими картинами хочется любоваться снова и снова. Расписывать натуральный шелк очень приятно, но это дорогостоящий материал. Поэтому можно использовать и другие ткани. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику, лён наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок). Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе — с XX века. Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. Батик в Европе и в России появился в начале XX в. Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам показалось сложным, поэтому был придуман иной способ, известный под названием холодного батика. Большую роль в развитии этой техники в России сыграл русский художник Лев Бакст (Розенберг Лев Самойлович). Он много работал над дизайном театральных костюмов и ввёл в одежду восточные мотивы. С 1936 года в России появились артели, которые изготовляли на заказ косынки, шарфы, шали, изделия для интерьеров. Позднее стали появляться декоративные панно и живопись на ткани. Дальнейшее распространение батик получил в 70-80-е годы прошлого века. В технике холодного батика используют краски на основе анилина или акриловые краски для ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Все эти резервы обладают сильным запахом, требующим оснащения помещения специальной вентиляцией. Поэтому, мы сегодня познакомимся с резервирующим составом без запаха – с акриловым серебром и золотом для ткани, который выполнит функции резерва. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью. 3. Материалы по теме «Холодный батик (солевая техника)» Давайте поговорим о материалах, необходимых при применении солевой техники. Роспись по ткани – одно из самых увлекательных творческих занятий. И успех его в значительной степени зависит от качества купленных вами материалов и их правильного использования.   Ткань – для росписи годиться любой вид ткани, но лучше выбирать натуральные ткани – шелк, хлопок, шерсть, лен. Первые эксперименты по росписи лучше делать на обычных хлопчатобумажных тканях – ситец, бязь, полотно, батист. На первых порах неизбежны неудачи, поэтому гораздо лучше испортить рулон недорогого ситчика, чем убиваться над загубленным натуральным шёлком. Для того, чтобы подготовить ткань к росписи, её необходимо тщательно постирать. При стирке из материала вымывается аппретура – специальный состав из мыла, жира и воска, которым пропитывают ткань для придания ей товарного вида, к тому же стирка разрыхляет ткань, и краска быстрее впитывается и растекается по поверхности. Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром. Краски могут быть анилиновые или акриловые для ткани. Соль – ею посыпают расписанные и еще влажные участки ткани. Обладая свойством притягивать влагу, соль связывает растворенные в воде красящие вещества – пигменты. Рама – один из самых необходимых предметов при росписи ткани, обеспечивающий тугое натяжение ткани. Ткань на раму надо натягивать достаточно туго, чтобы она не провисала и не касалась стола. Нити ни в коем случае не должны идти по диагонали, чтобы работу после снятия с подрамника не перекосило до неузнаваемости. Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по ткани. От их свойств и качества зависит результат работы.        

Знакомство с холодным батиком (солевая техника)

1. Прежде всего, нарисуем на бумаге эскиз будущей картинки в натуральную величину и обведём контуры тёмным фломастером. Переносим рисунок на ткань. Мотивы рисунка могут быть различные. Лучше начинать с несложных композиций – цветов, птиц, плодов, рыб и т. д.

               

 

 


2. Рисунок подкладываем под подрамник с тканью. Для удобства его можно прихватить по краям скотчем, чтобы он не смещался относительно ткани. Рисунок должен просвечивать через материал. Если этого не происходит (например, плотная ткань), попробуйте придерживать бумагу с обратной стороны. Старайтесь, однако, не прижимать её слишком сильно к ткани, фломастер, которым вы обводили линии рисунка, может смешаться с контуром.

3. Выбираем цвет резерва и аккуратно наносим линии контуров резервирующим составом. Наша главная задача – добиться того, чтобы краска растекалась на ткани так, как нам надо, и создавала нужный рисунок. Для этого и необходима резервирующая жидкость, она же резерв, или контур. Он ограничивает линии рисунка и не даёт краске самовольно растекаться.

Процесс очень кропотливый и занимает много времени. Контур обязательно должен быть замкнутым. Его целесообразно обводить, начиная от одного края ткани, постепенно двигаясь к другому, и не пропуская ни одной линии. Нанесённый резерв виден плохо, к тому же его очень легко смазать рукой. Трубочку надо вести довольно медленно и равномерно, сильно не нажимая. Если капля резерва упала на ткань там, где не надо, её можно попытаться вывести пиненом – растворителем №4 для масляной живописи. После обводки убираем рисунок и ставим подрамник с тканью сохнуть.

3. Разводим краски и начинаем осторожно покрывать поверхность. Краски должны быть определенной консистенции – не слишком густые и не разбавленные до стадии бесцветности.

         
 
 

 


4. Пока изображение не высохло, посыпаем сверху соль. Чем насыщеннее краски, тем лучше будет эффект. Рассмотрим воздействие соли при росписи ткани. Структуры возникающие, в результате использования соли при росписи картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите ткань и, не давая ему высохнуть нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты - и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли. Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов. Мелкая соль на влажной ткани создает изящную структуру рисунка, для нее типичны относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль создает четкие световые смещения.

                 
   
   

 


5. Простейший способ закрепления красителей – проглаживание ткани с изнанки утюгом, желательно с функцией отпаривания. Этого, как правило, достаточно для картин, абажуров, ширм. Если же ткань предназначена для одежды, во-первых, лучше работать импортными красками, во-вторых, нужно запарить её в медицинском автоклаве. Это занимает примерно 1 час при температуре 100°C и давлении 0,5 – 1,0 атмосфер. Автоклав предварительно разогревают, и пар вначале должен быть максимально сухим, чтобы краска не потекла.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!