Цели,  задачи, классификация географических  игр

Игровые технологии

 

Понятие и сущность игровых технологий

В школе особое место  занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное  участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи  можно успешно решать через игровые технологии  обучения.

Игра  наряду с трудом и учением —  один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего  существования. По определению, игра — это вид деятельности  в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного  опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.  Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями.  В том и состоит ее феномен, что,  являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество,  в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде,  воспитании.

Игровые технологии относятся к  педагогическим технологиям, основанным на  активизации и интенсификации деятельности учащихся.  Первое упоминание о таких технологиях можно  найти уже в папирусах Древнего Египта.

Значение игры в педагогике
принятие как самостоятельных, так и скоординированных решений
развивает воображение и интуицию
повышает способность руководить  и подчиняться
стимулирует практические навыки
игра приучает к коллективным действиям

 

 


Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного  участия обучаемых в самом процессе обучения. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего  времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе.

Понятие  «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов  организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Виды игровых технологий
развлекательные (возбуждение эмоций);
диагностические (цель – выявить  отклонения в развитии и  обучении)
коррекционные (внесение позитивных изменений в процессе развития или образования).  
дидактические (достижение определенного познавательного результата)  

 

 


Селевко Г.К. отмечает, что современной  школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного  процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Использование игровых технологий  
как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии
как технология внеклассной работы.  
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)  
в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета

 

 


Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. дидактическая цель ставится перед учащимися  в форме игровой  задачи;

2. учебная  деятельность подчиняется правилам игры;

3. учебный  материал используется в качестве ее  средства;

4. в  учебную  деятельность вводятся соревнования, которые  способствуют переходу дидактических задач в  разряд игровых;

5. успешное  выполнение дидактического задания связывается с  игровым  результатом.

 

Концептуальные основы игровых технологий  
игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок
игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности
игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов»;  
в возрастной периодизации особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста  свое содержание  
психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности и самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;  

 

 


 

 

 

Опираясь  на данные концептуальные положения, определяем цель применения игровых технологий – развитие устойчивого познавательногоинтереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

 

Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках географии:

 Достоинства  Недостатки
1. Повышение интереса 1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной
2. Активизация учащихся 2. Занимают много времени
3. Лучшее усвоение 3. Не для любого материала
4. Объединение  коллектива 4. Требуют много подготовки
5. Развитие  мышления 5. Сложности в оценке учащихся
6. Разрядка напряжения, смена деятельности 6. Не позволяет формировать систему знаний
7. Соревновательность, доступность 7. Работа одних и тех же учащихся
8. Развитие творческих способностей  
9. Формирование ответственности  
10. Хороший способ закрепления  

Итак, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы  игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту  реакции на слово,фонематический слух, смекалку и др.  При этом игровой сюжет развиваетсяпараллельно основному содержанию обучения, помогает активизироватьучебный процесс, осваивать учебные  элементы. Составление игровыхтехнологий из отдельных игр и элементов — забота  каждого учителя школы.

 

Цели,  задачи, классификация географических  игр

 

Педагогический  феномен игры учащихся истолкован в  трудах Макаренко А.С. и Сухомлинского В.А.. Главное  назначение игры, по мнению Макаренко, нести детям радость, задор. По его утверждениям, бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни - непременное условие здорового развития отдельного ребенка и коллектива  детей. По  мнению Макаренко А.С.,  воспитание будущего деятеля происходит прежде  всего в игре.

Мазаев А.И. дает следующее  определение понятия «игра»: «Игра есть вполне обозримое духовно-практическое действие, совершающееся в определенных границах места и времени,  добровольно и, как правило, вне сферы материальной пользы».

Игра для  детей — это способ  познания мира и своего места в  нём, а потому  она необходима для развития  личности ребёнка.

Педагогическая  игра  обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной  направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Технология игровых форм обучения  нацелена на то, чтобы научить обучающегося осознавать мотивы своего  учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формулировать  цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее  ближайшие результаты.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В различных сборниках указано огромное  количество игр. Исходя из назначения игр, способов их организации  и т.п., авторы стремятся сгруппировать их. Существует достаточно обширное количество классификаций игр в зависимости от критерия классификации.

К примеру, Пидкасистый  П.И. все игры подразделяет на естественные и искусственные. По его  мнению, естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам самонаучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной  заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе  этого очевидного знания широко использует игру в своих целях.

Газман О.С. выделяет  подвижные, сюжетно-ролевые (в том числе ролевые, игры-драматизации, режиссерские, компьютерные, дидактические игры.  Селевко Г.К. предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

 

Принцип классификации педагогических игр  
По характеру педагогического процесса
По характеру  игровой методики
По предметной  области
по всем школьным циклам
различают игры с предметами  и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения.  
По игровой среде
это - предметные,  сюжетные, ролевые, деловые, имитационные,  игры-драматизации
физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические;  
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические и т.д.    
по виду деятельности  

 

 


Каждая из игр  выполняет определенные функции, решает различные задачи, как общие, так и специфические. На  некоторые из них, по мнению Осиповой М.П., важно обратить внимание  педагогов, что позволит четче высветить значение игры в жизни  школьника. А  именно:

1. игра имеет большие воспитательные возможности, потому что она всегда желанна; в этой деятельности  без принуждения создается своеобразный климат, способствующий формированию положительных эмоций;

2. в игре ребенок не только  познает окружающую действительность, но и стремится изменить ее, тем самым изменяется и сам;

3. игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на психическое развитие ребенка: мотивационно-потребностную сферу, на преодоление «познавательного эгоцентризма» (господство в мышлении ребенка своей непосредственной позиции и невозможность стать  на другую позицию и признать существование других точек зрения); на развитие умственных действий произвольного поведения и др.;

4. игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков детей;

5. в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным правилам;

6. цель игровой коллективной деятельности осознается детьми как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; организация деятельности предполагает и ее разделение  (одни ведущие, другие – игроки, третьи – эксперты и т.п.); в процессе  коллективной деятельности между детьми создаются своеобразные отношения: зависимости, взаимной ответственности, соподчинения и т.п.; контроль  за ходом игры осуществляется самими  детьми, что  способствует развитию у них оценки,  самооценки, в целом рефлексии; в коллективных играх создается возможность проявить свои лучшие качества;

7. игра является формой, которая синтезирует  в себе все виды деятельности (познание, труд и др.), являясь универсальным способом организации жизнедеятельности ребенка, приобретения им нравственного опыта.

Итак, в ходе учебной игры учащиеся накапливают опыт деятельности, приближенной к реальной. В этом заключается основная  ценность игры. Она дает возможность обучаться на собственном  опыте. Использование учебных игр в обучающем процессе позволяет: формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и  принимать решения; развивать способности, которые не могут  быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности,  неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами; учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Классификация географических игр  
По дидактической цели
игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение
По форме организации учебной деятельности
индивидуальные и коллективные.
Ролевые игры
(путешествий, экспедиции и др.) требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей.
По месту проведения  
урочные и внеурочные  

 

 


 

Технология игры

 

Технология игры  состоит из трех этапов: подготовки; проведения; анализа и обобщения.

Этап  подготовки. Подготовка  деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации  и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих  лиц.

Далее идет ввод в  игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора  ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики  обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются  предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила  запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно  относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику  поведения.

Этап проведения – процесс  игры. С началом  игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход.  Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной  цели игры.  В зависимости от модификации деловой игры могут быть проведены различные  типы ролевых позиций  участников. Позиции,  проявляющиеся по отношению к  содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик,  имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Этап анализа,  обсуждения и оценки результатов  игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В

заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, сопоставление связи игры с содержанием  учебного предмета.

Итак, игра – важнейший компонент технологии воспитания детей, является полигоном для их социальных  проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. Иначе говоря,  игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях самореализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам  общения. В игре ребенок развивается как личность, у него  формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной  практики.

В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

 

Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках географии:

 Достоинства  Недостатки
1. Повышение интереса 1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной
2. Активизация учащихся 2. Занимают много времени
3. Лучшее усвоение 3. Не для любого материала
4. Объединение  коллектива 4. Требуют много подготовки
5. Развитие  мышления 5. Сложности в оценке учащихся
6. Разрядка напряжения, смена деятельности 6. Не позволяет формировать систему знаний
7. Соревновательность, доступность 7. Работа одних и тех же учащихся
8. Развитие творческих способностей  
9. Формирование ответственности  
10. Хороший способ закрепления  

 

Вывод

Игра формирует познавательную  активность и саморегуляцию,  позволяет развивать внимание и память, создает  условия для становления абстрактного мышления. В игре осваиваются  игровые роли, школьники обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Кроме того, игра вызывает у школьника  живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого  ученика. Ценность игры определяется не по тому, какую реакцию  она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или  иной задачи применительно к каждому ученику. Результативность  игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими  упражнениями

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!