Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства



Теории возникновения государства

Теологическая теория

Теологическая (религиозная) теория господ­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо­стола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су­ществующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста­вили Хаммурапи править "черноголовыми".

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следова­тельно, государство, его институты, власть:

- вечны, незыблемы и святы;

- их возникновение и упразднение не зависит от человека;

- являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

• принять государство и власть как данность, получен­ную свыше;

• признать власть монархов (распространенную в сред­ние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

• полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монар­хам и государству;

• не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье.

Согласно пат­риархальной теории:

• монарх является отцом всего народа;

• благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

• король действует во благо подданных, охраняет и за­щищает их (как отец членов семьи);

• власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

• подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства

Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, царящему в обществе произволу, нера­венству людей перед законом.

Ее авто­рами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- просветители;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила так­же название естественно-правовой или естественного права. В боль­шинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, рево­люционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое от­ражение и в Декларации независимости США.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

» первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «ес­тественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

»каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

»чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

»в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!