Описание картины Ге Н.Н. «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1 Теория:1.Культура языческой Руси. Практика: анализ художественных произведений. 1.Медный всадник. Э. Фальконе. 2. Троица. А.Рублев. Медный всадник» Фальконе – один из самых ярких символов Петербурга. Этот памятник Петру I на Сенатской площади более известен как «Медный всадник», хотя отлит он не из меди, а из бронзы. Своим названием «Медный всадник» обязан одноимённому произведению А.С. ПВ 1762 году едва взойдя на российский престол, Екатерина II решила поставить в столице памятник Петру I, к которому она испытывала глубочайшее уважение. Монумент должен был представить первого российского императора как выдающегося государственного деятеля. Для воплощения масштабного проекта требовалась свежая, оригинальная идея, достойная памяти великого реформатора. Поиски скульптора для воплощения проекта затянулись. Никак не могли найти художника, способного передать масштабность личности императора. Екатерине II помог Денни Дидро, в 1766 году он рекомендует русской императрице французского скульптора Этьена Фальконе: Икона «Троица», написанная Андреем Рублевым, узнаваема, известна всему миру. Говоря о русской художественной культуре, многие первым делом вспоминают именно ее. Точный год создания «Троицы» Андрея Рублева установить на сегодняшний день не представляется возможным. Наиболее приближенной датой называют 1411 или 1425-27 годы. Перед нами представлены три фигуры ангелов, восседающих за столом. Число три для православия символично и напрямую связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Три ангела безмятежно и неторопливо ведут беседу. Их позы непринужденны, одежды просты и свободны. https://opisanie-kartin.com/opisanie-ikony-andreya-rubleva-troica/ За все время транспортировок икона оказалась повреждена. Сегодня она хранится в особом киоте в Третьяковской галерее. Вернуть ее в Троице-Сергиевскую лавру не представляется возможным без невосполнимого ущерба.   ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2 Теория:Культура Киевской Руси. Практика. Анализ художественных произведений:   1. Храм Покрова на Нерли. 2. Апофеоз войны. В.Верещагин. .Храм во Владимирской области, находящийся в полутора километрах от села Боголюбово, является выдающимся памятником русского зодчества Владимиро-Суздальской школы. Он мог исчезнуть с лица земли, но сохранился до наших дней и считается одним из самых великолепных храмов России. Специалисты называют его величайшим шедевром мирового искусства, «белым лебедем» русской архитектуры. По совершенству форм эту церковь сравнивают с самыми известными древними храмами. Оглавление: История создания храма Покрова на Нерли (фото) Храм Покрова на Нерли: описание Где находится храм Покрова на Нерли? История создания храма Покрова на Нерли (фото) Яндекс.Директ Заказать неусыпаемую псалтырь rpconline.ru Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Заказать Неусыпаемую псалтирь moleben-online.ru Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Свидетельство публикации педагога almanahpedagoga.ru Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. 1 августа 1164 года во время похода на волжских булгар от имевшихся в русском войске икон Спаса, Владимирской Богоматери и Креста неожиданно начали исходить лучи огненного света. По преданию, в честь этого события князь Владимирский Андрей Боголюбский решил построить храм. По другой версии, поводом для постройки послужила гибель сына князя Андрея Изяслава во время похода на Волжскую Булгарию. Храм был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы, что в то время было довольно необычным для Руси. Он должен был указывать на особое покровительство Богородицы Владимирской земле. Построил храм Андрей Боголюбский, недалеко от своей резиденции в селе Боголюбово, в месте слияния рек — Нерли и Клязьмы. Церковь словно парит над спокойной гладью воды. Чтобы исключить затопление во время паводка, соорудили искусственный холм из глины и булыжного камня. Каждую весну река выходила из берегов, но вода никогда не подступала к стенам. И это главная загадка Покрова на Нерли. Место, на котором выстроен храм, было очень удобно. В то время устье Нерли было своеобразными речными воротами на торговом пути по Клязьме и Оке до самой Волги. Праздник Покров учредил лично Владимирский князь без согласия Киевского митрополита и Константинопольского патриарха, что в то время было неслыханной наглостью. Этот праздник в то время не знала ни одна христианская церковь на Руси. Но по всей видимости, шаг этот был продуман. Андрей Боголюбский вынашивал грандиозные планы сделать из Владимира новую столицу Руси, равнозначную Киеву. Первое богослужение состоялось 1 октября 1165 года.  © Энциклопедия православия«Апофеоз войны» — единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события XIV века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант. Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3 Теория:1. Социокультурные последствия принятия Русью христианства. Практика. Анализ художественных произведений: 1. Большой Екатерининский Дворец в Царском Селе. Б.Растрелли 2. Христос в пустыне. И.Крамской. бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I,Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Является Объектом культурного наследия России.[3] Входит в состав "Дворцово-паркового ансамбля города Пушкин и его исторический центр", который входит в Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников" [4]. Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел». В основе центральной части дворца - двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.                                                                                                            Растрелли использовал строения, которые существовали еще с Петровского времени и которые неоднократно перестраивались и надстраивались. Архитектор значительно увеличил размеры дворца и сделал все здание одной высоты - в три этажа со слегка повышенной центральной частью за счет дополнительного полуэтажа. В итоге он объединил все объемы постройки в единое и мощное целое. После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней, где держал пост. И в минуту жизни трудную его искушал дьявол: голодом (уговаривая превратить камни в хлеб), гордыней (предлагая призвать ангелов и повелеть им нести Христа на руках) и верой (обещая неограниченную власть, если Иисус перейдет на сторону зла). Иисус столкнулся с ситуацией нравственного выбора. И хотя мы знаем, чем закончилась история, полотно заставляет нас переживать — какое решение примет Христос. Удастся ли дьяволу искусить его? Или он останется верен богу?   ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4 Теория: 1. Культура периода феодальной раздробленности Практика. Анализ художественных произведений: 1. Санкт- Петербург. Д.Трезини. 2. Утро Стрелецкой казни. В.Суриков                                                                    Доменико Андреа Трезини был не только архитектором Петропавловского собора — на протяжении почти тридцати лет он фактически руководил строительством новой российской столицы - Санкт-Петербурга. Доменико Андреа Трезини архитектор и известная историческая личность Санкт-Петербурга. Доменико Трезини родился (около 1670 года) и вырос в швейцарском селении Астано близ Лугано, преимущественно населенном итальянцами. В этих краях с давних лет существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общее и профессиональное образование. Одну из них и закончил молодой Доменико Трезини. Первое строение Доменико Трезини в России — форт Кроншлот (Кронштадт) — до наших дней не сохранилось, но известно, что укрепление смогло выдержать непрерывную бомбардировку шведской эскадры летом 1704 года. Вскоре Петр вызвал Доменико Трезини в Нарву, где необходимо было быстро укрепить крепостные стены и бастионы, построить казармы для солдат и погреба для воинских припасов. Спустя год архитектор вернулся в Петербург и приступил к строительству Петропавловской крепости и Петропавловского собора — главных своих творений.В 1710 году Доменико Трезини занялся первым царским Зимним дворцом, который располагался на месте нынешнего Эрмитажного театра. 2 «Утро стрелецкой казни» — одна из самых известных картин великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Работа на картиной велась в 1878 по 1881 год, холст, масло. 218 × 379 см. В настоящее время полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина посвящена историческому событию — казни стрельцов, которые устроили бунт в 1698 году. Художник обратился к эпохе царствования Петра I, когда царевна Софья возглавила так называемый Стрелецкий бунт. Бунт был подавлен, а бунтовщики казнены. Всего было казнено около 2000 стрельцов, наказаны, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. Известно, что пятерым приговорённым Петр I отрубил головы лично. На своей картине Суриков не стал изображать сам момент казни, однако момент прощания с жизнью и родными выглядит не менее волнительно. Приговорённых стрельцов привезли на место казни, и Суриков попытался передать, что чувствует каждый из них в последний момент своей жизни. Картина получилась очень эмоциональной и наполненной острым трагизмом. .                                                                                            ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5 Теория:1. Культура Смутного времени. Практика. Анализ художественных произведений: 1. Софийский собор в Киеве. 2. Боярыня Морозова. В.Суриков.            Софийский собор в Киеве — это величественный храм, возведенный в XI веке в центре города, на месте победы русского войска над печенегами ( 1037 год). Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись, которой, по мнению экспертов, уже около тысячи лет. Начало строительства храма было положено еще при князе Владимире, а дальнейшей его постройкой и художественным оформлением занимались во времена правления князя Ярослава Мудрого. В конце XII — начале XIII веков экстерьер Софийского собора претерпел существенные изменения — здание было перестроено и приобрело стилистические черты украинского барокко.До 30 — х годов XX века собор Святой Софии в Киеве был действующим храмом, в котором регулярно проводились богослужения. А в 1934 году ему был присвоен статус музея, и эта жемчужина архитектуры стала частью Национального заповедника » София Киевская», в состав которого входят также и другие постройки: ·Золотые ворота ( XI век);Кирилловская церковь ( XII век); Андреевская церковь ( XVIII век) Кроме этих сооружений, в ансамбль собора Святой Софии входят и другие монастырские постройки XVIII века, имеющие религиозное, культовое и функциональное назначение: ·колокольня;трапезная;башня на въезде в южной части; ·бурса;хлебня;дом митрополита;ворота Заборовского. На сегодняшний день Софийский собор имеет огромное историко — культурное значение, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем со школьных времен. В своем полотне художник был точен, изобразив реальное событие, произошедшее 17 или 18 ноября 1671 года, когда по приказу царя подвижницу «старой» веры отправили из её московского дома в заточение. Показанная на пятнадцатой передвижной выставке, картина Сурикова стала значимой вехой в художественной жизни страны. 2 Год написания картины: 1887. На этой картине Василий Суриков в образе одного человека — боярыни Морозовой изобразил историческое событие — церковный раскол, произошедший на Руси в 17 веке. лавная героиня картины - боярыня Феодосия Прокопиевна орозова (1632–1675). Морозова была раскольницей и придерживалась старых церковных обрядов. Православная церковь в то время начала активную борьбу с раскольниками, такими как Морозова. В 1671 г. боярыня Морозова была арестована и в 1673 г. отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь. В монастыре ее уморили голодом. На картине изображен эпизод, когда арестованную боярыню Морозову везут к месту заточения.  Мир русской литературы Эпохальность этого события художник подчеркивает не только особая энергетика, исходящая от картины, но и огромные ее размеры. Работа над картиной заняла у автора около трех лет, а после ее завершения и окончания экспозиции на выставке передвижников, она была куплена за большую сумму для Третьяковской галереи. Третьяковская галерея, Москва                    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6 Теория:1. Русская культура XVII века. Практика. Анализ художественных произведений: 1. Казанский собор. 2. Прогулка над городом. М.Шагал     Казанский кафедральный собор — одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге. Был построен в 1801-1811 гг. на месте маленькой и уже обветшавшей церкви Рождества Богородицы по указу императора Павла I, по проекту архитектора А.Воронихина, бывшего крепостного графа А.С.Строганова. До закладки храма Павел І не дожил, и открывать строительство пришлось его сыну, Александру I. Внешний вид храма несколько напоминает ватиканский собор Святого Петра. Уникальность собора - это колоннада и единственный купол собора, что нехарактерно для русской храмовой архитектуры московского периода. Главная святыня собора - чудотворная икона Казанской Божией Матери была перенесена из церкви-предшественницы.Собор имеет крестово-купольную форму. В обе стороны крыльями раскинулись колоннады. Наружные стены собора, колонны, барельефы сделаны из пудостского камня, затерты рижским алебастром и покрыты снаружи серовато-желтой краской. Во внутренней отделке использованы мрамор, порфир, яшма и финский гранит. Из разных сортов мрамора, гранита, доломита и сланца отечественного происхождения выполнены и внутренние отделочные работы в соборе 2 1917-1918 годы. Холст, масло, 169,6×163,4 см. Главная героиня полотна, Белла, летит, положение выражает наивысший уровень счастья. Молодые влюблённые наслаждаются чувствами, оставляя позади земные проблемы. Любовь — базовое условие торжества, земное притяжение утратило актуальность. Незаурядно представлены 2 начала: небо, земля. Зелёные квадраты земли, неровные ряды низких строений уравновешены ясным перламутровым безоблачным небом. Внизу стоит любимый, держит руку Беллы. Возлюбленная парит: у любви отсутствуют расстоянияХудожник показал зрителю, что любовь окрыляет и возносит влюблённых над городом, надо всем миром. Лица персонажей картины излучают счастье, радость, и они видят вокруг себя только прекрасное, только возвышенное, так как они смогли преодолеть с помощью любви законы земного притяжения и достичь небесной невесомости. Русский музей, Санкт-Петербург,                                                                                  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7 Теория:1. Культура пореформенной России (2-ая половина 19 века).  Практика. Анализ художественных произведений: 1. Зимний Дворец. Б.Растрелли 2. Петр I допрашивает сына Алексея Петровича в Петергофе. Н.Г    Зимний Дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Ф.Б.Растрелли в 1754-1762 годы и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец. Два каменных Зимних дворца были построены для Петра I на Дворцовой наб.(не сохранились). Временный деревянный Зимний дворец был построен по проекту Ф.Б.Растрелли для Елизаветы Петровны - на время строительства каменного. Он стоял на Невском проспекте и занимал большой участок от реки Мойки до Большой Морской улицы(не сохранился) . Когда Ф.Б.Растрелли проектировал третий по счету каменный Зимний дворец,предполагалось при его строительстве использовать здания, построенные на этом месте раньше. В частности дворец генерал - адмирала Ф.М.Апраксина, построенный еще в Петровское время на этом участке набережной Невы. Первый проект Ф.Б.Растрелли не был осуществлен. Следующий проект архитектора был одобрен 16 июня 1754 года - эту дату принято считать началом строительства четвертого Зимнего дворца. Строительство было завершено в 1762 году, но работа над внутренним убранством продолжалась.                                                                                           1871 г. Холст, масло.

Описание картины Ге Н.Н. «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»

На картине Ге Н.Н. с названием, говорящим сам за себя, «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» изображена комната, в которой находятся два человека: Петр I и его сын Алексей. Уже только по одному взгляду на картину, можно с уверенностью сказать, что между этими людьми существует взаимное несогласие.

Петр I смотрит на своего сына сердитым и грозным взглядом, осуждая за какой-то проступок. Его величественная и гордая осанка говорит о явном недовольстве. Он выжидательно смотрит на Алексея, словно, ждёт его оправданий или раскаяния в содеянном. Его повёрнутая поза в противоположную сторону от сына может говорить о том, что он пытается, как будто спрятаться от чего-то, и не хочет даже слышать то, что говорит его сын.

Алексей же, в свою очередь, послушно стоит перед отцом. Бледный, долговязый, слегка опираясь рукой о стол. Он склонил голову и опустил глаза, видно, что ему стыдно, и он чувствует себя виноватым. Возможно, он даже испытывает страх перед гневом отца. Пронзительный взгляд Петра I будто прожигает его изнутри.

Всё убранство в комнате очень богатое. Роскошь наблюдается везде. Деревянный стол покрыт толстой дорогой скатертью с позолотой. На столе лежат какие-то документы и чернильница с пером. На полу лежит часть документа. Можно предположить, что он оказался там неслучайно. Возможно, Петр I в припадке гнева, швырнул его на пол под ноги.

На стенах висят старинные картины в массивных рамках, которые в сочетании с большим камином создают особый колорит. Резные стулья и кресла, обшитые красной тканью, служат отличным дополнением ко всему убранству.

 

 

 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8
Теория:1. Культура эпохи петровских преобразований
Практика. Анализ художественных произведений: 2. Московский Кремль.
3. Девочка с персиками. В.Серов.

Московский Кремль — державный венец России
Начало строительства: 1482год Окончание строительства: 1495год
Количествобашен: 20 Длина стены: 2500 м.
Основные достопримечательности: Спасская башня, Успенский собор, Колокольня Ивана Великого, Благовещенский собор, Архангельский собор, Грановитая палата, Теремной дворец, Арсенал, Оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол
 
Объект культурного наследия Российской Федерации

Московский Кремль — замечательный архитектурный ансамбль XV-XIX вв. По форме он представляет собой неправильный треугольник, южная сторона которого обращена к реке Москве. Он обнесен кирпичной стеной с 20 башнями разной архитектуры.

Башни и ворота Кремля

Главный вход в Кремль — Спасские ворота — находится с восточной стороны, обращенной к Красной площади, напротив храма Василия Блаженного. Спасская башня была построена в XV в. В 1625 было сооружено ее шатровое завершение, на котором установлены часы. Современные часы действуют с 1851 года. На юго-западной стороне Кремля, у реки, расположены Боровицкие ворота, через которые в 1812 году Наполеон вошел в Кремль. С запада, со стороны Александровского сада, в Кремль ведут Троицкие ворота, в одноименной башне раньше хранились ценные императорские архивы. В северной части Кремля расположены Никольские ворота, выходящие к северной оконечности Красной площади. Они используются для прохода в государственные учреждения. Старейшими из башен Кремлевской стены являются Беклемишевская, возведенная в 1487-1488, и Водовзводная, в которой были установлены механизмы для подачи речной воды в Кремль и посад.

В конце 15 века царь Иван III развернул масштабное строительство на Боровицком холме. Лучшими фортификаторами того времени считались итальянцы, поэтому для возведения крепости государь пригласил миланских мастеров. И они не посрамили славы своего цеха, соорудив не просто мощный оборонительный рубеж, но и законченный архитектурный ансамбль. Ни одна из 20 башен не повторяется, стены украшают зубцы-мерлоны с «ласточкиным хвостом». Только шатровые крыши появились гораздо позже. Оружейная палата

В Оружейной палате выставлены не только парадные доспехи и оружие, но и государственные регалии русских самодержцев, ювелирные изделия из царской сокровищницы и патриаршей ризницы, дары иностранных гостей, коронационная одежа и церковные облачения. Огромна коллекция золотой и серебряной посуды работы русских и зарубежных мастеров. В последнем зале собраны придворные экипажи и элементы конской упряжи.

Посещение Оружейной палаты возможно только в составе экскурсий.Успенский собор

Невероятно, что подлинный шедевр русской церковной архитектуры создан итальянцем Аристотелем Фиораванти. Рассказывают, что он специально ездил во Владимир для изучения древних храмов и при возведении Успенского собора сохранил их стиль, но применил революционные строительные технологии. Благодаря им гигантское внутреннее пространство выглядит легким, купола словно парят в воздухе. Роскошная роспись покрывает стены, столбы и потолок, иконостас поражает масштабами и красотой. Под этими сводами короновали русских царей и возводили в сан патриархов. Здание наполняет аура силы и величия. Благовещенский собор

9 ступеней ангельской иерархии, подчиненные Богоматери, символизируют золотые купола домовой церкви московских великих князей. Здесь они исповедовались, венчались, крестили детей. Иконостас расписывала артель Феофана Грека и Андрея Рублева. На более поздних фресках изображены исторические сцены с участием Владимира Мономаха и его наследников. Мудрецы Древней Греции держат в руках свитки с цитатами, соответствующими христианским догматам. В подклете хранилась княжеская казна, а ныне работает Музей кладов, найденных на территории кремля. Архангельский собор

Храм, освященный во имя архангела Михаила, служил местом последнего упокоения московских великих князей, русских царей и членов их семей. Архитектор Алевиз Новый возвел здание, подобное Успенскому собору, добавив в декор венецианские мотивы. В храме 54 захоронения, большинство под мраморными плитами пола. Надгробия над ними украшены резными орнаментами. Мощи святых князя Михаила Черниговского и его боярина Федора почитаются как чудодейственные. В особом приделе, построенном Иваном Грозным, лежат он сам, его сын Иоанн, царь Федор Иоаннович. Колокольня Ивана Великого

Белый столп, увенчанный золотым шлемом, объединяет весь архитектурный ансамбль Соборной площади. Необыкновенное изящество и легкость огромной башни достигнуты за счет уменьшения диаметра ярусов, прорезанных высокими окнами. Благодаря мастерству зодчего колокольня устояла после взрыва, устроенного французскими захватчиками. В нижнем ярусе находится музей истории архитектурного ансамбля Московского кремля. Посетители видят фрагменты белокаменного кремля Дмитрия Донского. С обходной галереи открывается прекрасный вид на Соборную площадь. Церковь Ризоположения

Стройная церковь между Грановитой палатой и Успенским собором возведена в память о чудесном избавлении от татарского нашествия, случившегося в день обретения и переноса в Константинополь одежд Богоматери. Несколько столетий она служила домовым храмом для патриархов Русской православной церкви.

Ныне здесь работает Музей деревянной скульптуры, где выставлены редкие резные иконы из Ростова Великого и Соловецких островов. Патриарший дворец

Строительство резиденции патриарха Русской православной церкви завершило формирование комплекса зданий Соборной площади. Через высокие арки в подклете примыкающего к палатам храма Двенадцати апостолов посетители попадают в окружение прекрасных образцов древней русской архитектуры, вмещающих многие тысячи исторических и культурных ценностей. В самом дворце открыт Музей искусства и быта 17 века. В экспозиции — предметы церковного обихода, расшитые золотом придворные одежды и ризы, старинные иконы. Царь-пушка

Огромное артиллерийское орудие занесено в книгу рекордов Гиннесса. Его калибр не превзойден и сегодня. Из пушки выстрелили по крайней мере однажды, вполне возможно, что прахом сожженного Лжедмитрия. Мастер Андрей Чохов украсил наружную поверхность ствола литыми барельефами, один из которых изображает царя Федора Иоанновича. Видимо поэтому пушка и получила свое имя. Невероятный артефакт из прошлого восхищает не только размерами, но и мастерством исполнения, тонкой проработкой деталей.

 

Одна из самых известных картин Валентина Серова — «Девочка с персиками» трудно давалась своему автору: он писал её в течение трёх месяцев. Как известно, на картине изображена дочь мецената и предпринимателя Саввы Мамонтова — Вера. На тот момент ей было 12 лет. Портрет девочки получился очень лёгким, светлым и очень воздушным.

Девочка на картине изображена спокойной, уравновешенной, внимательной, но румянец, проступивший на её лице, и растрепавшиеся волосы говорят зрителю о том, что совсем недавно она резвилась на улице. Кажется, что она только и ждёт разрешения бежать обратно в сад играть и веселиться.

При внимательном рассмотрении картины, можно заметить много интересных вещей. Например, края скатерти не свисают со стола, а аккуратно завернуты наверх и уложены. Так делали в семьях с маленькими детьми, чтобы они не могли уронить все, что находится на столе, потянув за край скатерти. Вещи, находящиеся на столе также не случайны — нож нужен девочке для того чтобы разрезать персик и достать косточку, а кленовые листья — элемент некой игры, от которой её на мгновение оторвал художник.

Взгляд девочки необычен: он очень загадочен, есть в нем что-то хитрое, игривое. По этому взгляду заметно, что она — вожак среди детворы, на минуту забежала она в дом, чтобы захватить угощение для остальных своих товарищей.

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками» очень гармоничная и по композиции, и по своему колориту. В ней чувствуется несомненное влияние импрессионизма, благодаря приёмам этой техники художнику отлично удалось передать игру солнечного света, поймать и запечатлеть неуловимое мгновение, и, в конечном итоге, нарисовать такой шедевр, который до сих пор восхищает зрителей.

Год написания картины: 1887.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

                                                                                                           

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9
Теория:Культурные нововведения Петра I.
Практика. Анализ художественных произведений: 2. Янтарная комната.
3. Последний день Помпеи. К.Брюллов.

                  

                                                                                   Петр Великий получил Янтарную комнату – набор янтарных панелей для оформления дворцового интерьера – в качестве дипломатического дара от короля Пруссии Фридриха Вильгельма Первого в 1716 году. Янтарные панели прибыли в Россию незавершенными, и украсили царский дворец в России уже при императрице Елизавете Петровне. Янтарный кабинет стал главным украшением загородного Екатерининского дворца в Царском Селе. Зал продолжил радовать посетителей и когда царский дворец стал музеем. Во время Великой Отечественной войны панели похитили фашисты. Найти их пытались многие, некоторые экспедиции походили почти на детективные истории, но на данный момент считается, что подлинные янтарные панно бесследно исчезли после 1945 года. Многолетний труд реставраторов Царскосельской янтарной мастерской возродил Янтарную комнату во всем былом великолепии. Янтарная комната – это жемчужина Екатерининского дворцаи один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан.

 

                                                                                              

высота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.

79 год нашей эры. Извержение вулкана уничтожает древний город Римской империи. Во время катастрофы погибает более двух тысяч жителей, некоторые – заживо погребены под потоками лавы. Тема Помпеев весьма популярна для творчества начала 19 века. Период между 1748 (открытием развалин Помпеев вследствие археологических раскопок) и 1835 ознаменован множеством произведений живописи, музыкального, театрального искусства, литературы об этом событии.

1827. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Он посещает раскопки. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи» оказался под глубоким впечатлением. Несколько лет Брюллов работает над источниками: исторические данные, литературные свидетельства. Художник детально изучает историю региона, все сильнее прочувствовав тематику погибшего города. Известно, что художник общался с людьми, проводившими археологические раскопки, много читал труды по теме.Карл Павлович многократно посещает древний город, беря все детали будущего полотна с натуры. Эскизы, картина очень точно передают вид Помпеев. Местом действия Брюллов выбрал перекресток, известный под названием «улица гробниц». Здесь древние помпейцы хоронили в мраморных мавзолеях прах своих почивших предков. Выбор намеренный, наполненный глубоким символизмом.

Ключевым моментом художник считал необходимость осветить Везувий. Вулкан, ставший причиной трагедии, занимает собой задний план произведения, создает гнетущее впечатление, усиливая монументализм работы. Брюллов рисовал с натуры местных жителей

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.      В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году — исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», — писал художник. Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину». Моделями для персонажей стали итальянцы — потомки древних жителей Помпеи

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10
Теория: 1. Культура просвещенного абсолютизма (2-ая половина XVIII века).
Практика. Анализ художественных произведений: 2. Благовещенский собор Московского Кремля.
 3. Купание красного коня. К.Петров-Водкина

                   

                                                                                                         

Благовещенский соборБлаговещенский собор – самый знаменитый московский храм. Он расположен на Соборной площади в Кремле. Храм является одним из самых старинных в Москве. Благовещенский собор был заложен в 1484 году по распоряжению Ивана III. Собор был домовым храмом великокняжеской семьи, а позже и царской семьи. Протопресвитер Благовещенского собора был духовником царствующих особ до начала 20-го века.

Первый деревянный Благовещенский собор был заложен в 1397 году сыном Дмитрия Донского, великим князем Василием I. Храм находился близ сеней во дворе великокняжеского дворца, поэтому имел еще одно название – «Благовещения на Сенях».В храме крестили детей высочайшие особы. В нем крестили и наследников престола.Расписывали иконостас храма Феофан Грек и Андрей Рублев, а также мастер Прохор, что из Городца.

С 1484 года по 1489 год шло строительство каменного Благовещенского собора. По велению великого князя Ивана III был возведен собор, который и сохранился до наших дней.Несмотря на то, что Кремль строили искусные итальянские зодчие, строительство Благовещенского собора было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову.Перед ними стояла очень сложная задача: вписать типично русский собор в ансамбль Кремля, возводимого итальянскими мастерами. Храм состоит из частей, построенных в разное время. Это крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. Стены разделены на три неравные части лопатками, а завершаются закомарами килевидной формы, не соответствующими форме сводов. Своды в храме ступенчатые. Под центральным барабаном мастера расположили повышенные арки. Благодаря этому в основании главы был сделан ряд кокошников.В 1489 году величественный Благовещенский собор был освящен митрополитом Геронтием.

У собора было 9 глав. Он был выдержан в стиле греческих храмов десятого века. В русской церковной архитектуре 9 глав являются символом образа Пресвятой Богородицы – Царицы Небесной Церкви (девять чинов Ангелов и девять чинов Праведников Небесных). Собор был украшен росписями и иконами, предположительно перенесенными из деревянного храма.Иконы собора были в золотых и серебряных окладах. Роспись выполнил мастер Федор Едикеев.Главки собора обильно позолотили, из-за чего он получил еще одно название – Златоверхий собор. Пол храма был выложен мрамором, яшмой и агатом.

При Иване Грозном были обновлены росписи храма, пострадавшие в пожаре 1547 года. Царь подарил храму образ Благовещения из новгородского Юрьева монастыря. В это же время с левой стороны собора была сделана крытая галерея. Сын Ивана Грозного, царь Федор, установил на центральной главе крест из чистого золота. Этот крест безуспешно искал в Москве занявший ее император Наполеон.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. А после переезда большевиков в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль.

Главная святыня храма — чудотворная икона Божией Матери Донская, написанная Феофаном Греком. Икона находится по левую сторону царских врат.

та работа Петрова-Водкина в советское время была сверхпопулярна и знакома каждому, несмотря на засилье соцреализма. Полотно поражает красочностью, яркостью, масштабом. Колорит картины построен на контрасте синего и красного цветов, видно сильное влияние символизма — простота форм, однотонные плоскости.

Одним из символом России всегда был конь. Часто его образ используется и в живописи, и в литературе. На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». Как и Казимир Малевич, Петров-Водкин часто использовал приёмы и технику традиционной русской иконописи.

Красный конь, без сомнений, является центром картины. Он колоссален, просто не помещается на полотне. Его цвет и масштабы делают картину нереальной, создаётся впечатление, что он сознательно позволяет его наезднику управлять им.

Его наездник — голый мальчик — подчёркивает мощь коня и играет вторую роль, даже его лицо изображено схематично. Кроме них, на картине изображены ещё две лошади с наездниками — белая и оранжевая, но прорисованы они не так детально и чётко как главный персонаж картины — конь красного цвета.

Окружающее пространство добавляет ирреальности в происходящее — береговая линия в виде ровной дуги, цвета окружающей растительности.

Год написания картины: 1912 Галерея: Государственная Третьяковская галерея,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11
Теория:1. Культура екатерининских времен (2-ая половина 18 века).
Практика. Анализ художественных произведений: 2. Петропавловский собор. Д.Трезини.
3. Богатыри. В.Васнецов.  

                   

Поскольку Петропавловская крепость была самой первой обжитой территорией Петербурга, то вполне естественно, что первая городская церковь появилась именно на ней. В День Святых Петра и Павла 29 июня, в 1703 году, по велению Петра Первого произошла закладка церкви с именем этих святых.

Содержание: Колокольня Петропавловского собора Часы-куранты Здание Собора Некрополь Великокняжеская усыпальницаПервая церковь, сооруженная менее чем за год, была деревянной. А через восемь лет, когда миновала угроза нападений извне, когда уже вовсю шло строительство первого российского города по европейским стандартам, над деревянной церковью начал возводиться храм из камня. Это произошло в 1712 год, когда Петербург был провозглашен официальной столицей страны. Поэтому собор, возводимый архитектором Д.Трезини, создавался уже в качестве главного храма всей империи. Архитектурно соборное сооружение создавалось в стихийно возникшем в первых десятилетиях 18 столетия стиле «петровское барокко», основанном на смеси европейских барокко и классицизма, адаптировавшихся на русской почве. До Петра подобных православных храмов на Руси не возводилось, поэтому собор является не просто ярким памятником исторической эпохи Петра Первого, но и символичным сооружением новой европейскоподобной столицы.Колокольня Петропавловского собора Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

 

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте. В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

 

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

 

При создании города, подобного европейскому, Петр Первый вводил много заимствований, которые до того в российских городах не применялись. Так, например, традиция устанавливать часы-куранты на башнях всех развитых городов была привнесена в нашу жизнь также Петром. Уже на первой деревянной колокольне в 1704 году были установлены механические часы – впервые в Петербурге. Те, самые первые башенные часы, были изготовлены русским умельцем Никифором Архиповым. А вот уже на каменной колокольне установили огромные голландские куранты, которые в то время были одним из чудес нового города. И сегодня Петропавловские куранты являются старейшими наружными городскими часами. К сожалению, часы, приобретенные самим Петром, сгорели при пожаре 1856 года. Голландскому часовых дел мастеру О.Красе были заказаны новые куранты, которые опять-таки обошлись очень и очень не дешево. Зато новые часы, в отличие от петровских, имели минутные стрелки, маятники и различные музыкальные устройства. Благодаря этим усовершенствованиям Петропавловские куранты исполняли российский гимн.

 

Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12
Теория:1. Русская культура 19 века.
Практика. Анализ художественных произведений: 2. Летний Дворец Петра I в Летнем Саду. Д.Трезини.
3. Меньшиков в Березове. В.Суриков

 

   Летний дворец Петра I - один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга (самое старое каменное здание города). Дворец не подвергался перестройкам и не пострадал во время Великой Отечественной войны.

 

В 1704 г., через год после закладки Петропавловской крепости, почти напротив нее, на левом берегу Невы началось создание Летнего сада. Первые замыслы и планы принадлежали Петру: по его указу со всей России свозились различные породы цветов и деревьев, итальянским мастерам заказывали статуи для сада, сооружались первые фонтаны.

 

Одновременно с закладкой сада началось устройство летнего дома Петра. Летний сад был заложен на территории, принадлежавшей шведскому сановнику Конану. На карта конца XVII и начала XVIII в. в этом месте показана постройка - жилой дом. До того как был построен Летний дворец, Петр жил в доме Конау. Деревянный дом Конау вначале стоял на берегу Невы значительно западнее Фонтанки. Затем по приказу Петра в 1706-1708 гг. дом был перенесен на место, где теперь стоит Летний дворец. Это был небольшой домик "голландского фасада, пестро раскрашенный, с золочеными оконными рамами и свинцовыми переплетами". В 1711 г. царь приказал перенести это здание на другое место "близ Калинкина", а здесь построить каменное здание - дворец.

 

В 1710-1712 гг. по проекту швейцарского арх. Доменико Трезини в саду был построен Летний дворец. По другой версии в 1710 г. начали строить Людские палаты, а стрительство самого Летнего двореца началось в 1711 г. Проект дворца для Петра I Трезини осуществил в голландском стиле, в архитектурных формах, близких к типовому проекту дома "для именитых". Наружный облик дворца сохранился без существенных изменений, только четырехскатная крыша, первоначально крытая черепицей, позже была заменена свинцовой. Венчает здание флюгер с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался "царским огородом". Анализ архивных документов и изучение здания во время ремонтно-реставрационных рабо 1961-1964 гг. позволили установить, что дворец никогда не перестраивался и не достраивался.

 

В первой пловине XVIII в. к главному (южному) входу в Летний дворец можно было подплыть на лодке: здесь была небольшая гавань или гаванец с пристанью, от которой шли каменный ступени. Гавань, имеющая форму ковша, появилась еще по постройки дворца. Первоначально она служила для подхода к саду на мелких судах. В 1705 г. Петр приказал углубить гавань на 8 футов и обложить ее стены каменными плитами. Гавань была засыпана, вероятно, при сооружении набережных Невы и Фонтанки.

 

В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг. Дворец предназначался только для летнего жительства, в нем тонкие стены, одинарные рамы и двери. Летний дворец строился быстро. Первые сваи для фундамента начали забивать в августе 1710 г. Существует запись о том, что уже в апреле 1712 г. Петр жил в Летнем дворце. В это время барельефов еще не было. Дворец достраивал арх. Андреас Шлютер, приехавший по приглашению Петра в 1713 г. из Берлина.

 

Работы в Летнем дворце продолжались и после того, как в нем поселилися Петр. Так в мае 1719 г. в "четырех каморах" делались потолки "штукатурною работою", там же настилались дубовые полы.

 

Суриков написал полотно «Меншиков в Березове» в середине 1883 года. За счет этого он стал называться не только художником, но и живописцем-историком. Ему удавалось с точностью отображать различные исторические события. Так, на картине «Меншиков в Березове» изображен один из самых сильных сподвижников Петра I – Александр Меншиков. Этот человек существовал на самом деле. Из истории известно, что после того, как умер Петр Великий, у Меншикова отобрали все полученные ранее награды, после чего его с семьей отослали в Сибирь, а точнее в город Березов.

Художник изобразил маленькое, тесное, неуютное помещение, в котором приходится коротать свои дни не только Александру, но и всем его близким. Эта комната больше напоминает тюремную камеру, нежели домик для большого семейства. Потолок очень низкий, поэтому передвигаться здесь высокому человеку (а таким как раз и был Меншиков) довольно сложно. Через маленькое окошко в дом почти не поступает свет. Старшая дочка Меншикова склонилась над книгой, чтобы увидеть хоть что-то. На полках – несколько икон.

Из-за тесноты ограничиваются некоторые движения людей, которые находятся в данной комнате. Лица всех очень печальные. Этим Суриков как бы подчеркивает безысходность человеческой судьбы. Даже колорит картины повышает создавшуюся напряженность. Здесь нет ярких красок, что еще больше подчеркивает подавленность настроения Меншикова.

В основе сюжета – один вечер из жизни князя. Он проводит свое время вместе со своей семьей. Однако каждый из его членов занят своим делом. Старик, который еще совсем недавно имел все, теперь не имеет ничего. На его лице – печаль от нахлынувших воспоминаний.

В глазах детей – тоже одна только печаль. Старшая дочь читает, но бывший князь ее не слушает – он остался наедине со своими мыслями.

В картине раскрывается драма исторической личности Александра Меншикова, который в один миг лишился всего.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13
Теория:1. «Золотой век» русской культуры (I-ая половина XIX века).
Практика. Анализ художественных произведений: 2. Успенский собор Московского Кремля.
3. Сватовство майора. П.Федотов

         Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475-1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятыя Богородицы во исполнение пожелания Киевского митрополита Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

 Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Это был четырёхстолпный, трехапсидный, трехпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотесаными элементами архитектурного декора.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642-1644 годы собор был расписан заново, старые росписи не сохранились.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по измененному рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено «венчание на царство» Ивана IV.

В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмировским Августином (Виноградским).

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявшего в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда сюда правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года - 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Открыт как музей в 1955.

В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР.

С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Здесь покоятся мощи: митрополитов Киевских Петра, Феогноста, Фотия, Киприана и Ионы; митрополитов Московских Макария и Филиппа; Патриархов Московских Иова и Гермогена .

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Николая в Толмачах).

                                                                                                         

                                                                                              

Одним из самых известных художников стал Федотов. "Сватовство майора" – картина, которая, пожалуй, и принесла ему популярность и признание. Написана она была в 1848 году. -

 

 Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. Сюжет ее тесно связан с реальными историями того времени.

Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерьми купцов, который позволял им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.

Подобную картинку из жизни мы видим у Федотова. Жених-офицер стоит в стороне, закручивая тугой ус и подумывая о богатом куше, который может получить после свадьбы. На центральном фоне испуганная и жеманная невеста, одетая в богатое розово-белое платье (являющаяся, возможно, единственным положительным персонажем этой картины), пытается убежать от матери, которая авторитарно удерживает дочь.

Рядом стоит отец девушки, торопливо застегивающий кафтан сюртука и также продумывающий свою выгоду от предстоящей свадьбы. Сваха обращена лицом к отцу семейства и пытается скрыть волнение невесты. Рядом прислуга, с иронией наблюдающая за происходящим, готовит комнату к встрече важного гостя. И только котенок на переднем фоне картины занят своим важным делом, он с довольным видом умывается и не думает о предстоящей помолвке.

Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж. Мы понимаем, что при подобном подходе человек превращается в вещь. Вспомним слова знаменитой бесприданницы Н.А. Островского Ларисы: «Я – вещь, красивая игрушка». Вещь, которую можно при желании продать и получить с ее продажи выгоду.

Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки как на позорное пятно на нравах своего времени.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14
 Теория:1. Романтизм в русской культуре 19 века.
Практика. Анализ художественных произведений: 2. Эрмитаж.
3. На пашне. Весна. А.Венецианов.                                                          

 

                   Эрмитаж или Императорский Эрмитаж был открыт Екатериной Второй в 1764 году. Эрмитаж является музеем изобразительного и декоративно-прикладного искусства, это один из крупнейших музеев мира.

История Эрмитажа началась с небольшой коллекции произведений искусства, которая принадлежала Екатерине Второй. Вся коллекция вмещалась в дворцовый флигель, то есть в Эрмитаж. Но коллекция постоянно увеличивалась и в 1852 году был создан публичный музей, который находился в здании Нового Эрмитажа.

Сейчас Эрмитаж огромен и представляет собой целый музейный комплекс из 5 зданий, и это только основная часть музея. Главным зданием является Зимний дворец. Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, Меншиковский дворец и фондохранилище в Старой деревне также считаются частью комплекса современного Эрмитажа, разбросанного по разные берега Невы, а то и города.

Сейчас Государственный музей Эрмитаж входит в рейтинг двадцати самых посещаемых художественных музеев мира, который ежегодно посещают 3 247 956 человек. Это неудивительно, ведь Эрмитаж имеет гигантскую коллекцию из 3 миллионов произведений искусства, а также памятников мировой культуры не только эпохи Дворцовых переворотов, нашего столетия, но всего с каменного века до сегодняшнего дня.


Название этой картины Алексея Венецианова менялось со временем. Сперва холст назывался «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей» и, наконец, «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих полотен из серии «Времена года», в которую была включена и картина «На пашне. Весна».

Современники корили художника многократно за чрезмерную простоту и жизненность натуры, а потомки — за качество противоположное: за идеализацию. Черты украшательства видели в том, что женщина на пашне показана в нарядном сарафане.

В картине Алексея Венецианова пейзаж играет важнейшую роль в создании возвышенно-аллегорического образа весны. Лирический русский пейзаж создает особое настроение. Лазурное небо, мягкая зелень, приглушенный колорит земли, легкая золотистая дымка на пашне образуют природную гармонию. Краски легки и прозрачны. Настоящая весна!

Крестьянка в национальной праздничной одежде боронит землю. Венецианов создает некий поэтизированный образ, подчеркивая сходство своей героини с античной богиней. Масштабное несоответствие женской фигуры и лошадей, которых она с легкостью ведёт по пашне, усиливает впечатление. Этот полуфантастический образ органично вписывается в реалистический пейзаж.

Линия горизонта и мысленные траектории движения боронящих землю селянок создают определённое замкнутое пространство. Тем самым художник на картине «На пашне. Весна» показывает извечный круговорот жизни, где неизбежна смена времен года, но вечна природа.

Год написания картины: 1820. Галерея: Государственная Третьяковская галерея,

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15
Теория: Русская культура XIX века
 Практика. Анализ художественных произведений: 2. Архангельский собор Московского Кремля.
 3. Иван Грозный и сын его Иван. И. Репин

                                                                                                        

Архангельский собор (Собор святого Архистратига Михаила) находится на Соборной площади в Московском Кремле. Первое строение Архангельского собора возникло на этом месте в Кремле примерно в 1247-1248 годах и было деревянным. В 1333 году Иваном Калитой за одно лето был построен каменный храм. Вновь отстроенный Архангельский собор был освящен 20 сентября 1333 года митрополитом Феогностом.

Существующий в наше время собор был построен в 1505-1508 гг. Для строительства был приглашен итальянский зодчий Алевиз Новый. Построенный на месте собора 14 века, новый Архангельский собор был освящен в сентябре 1508 года митрополитом Симоном.

Здание собора построено из кирпича и отделано декором из белого камня. В отделке стен храма использованы архитектурные мотивы итальянского Возрождения. Это многопрофильные карнизы, ордерные пилястры с капителями, украшенными растительным орнаментом. Закомары украшены «раковинами». У храма 5 глав. Он пятиапсидный, шестистолпный, восьмипридельный. Для женщин царского семейства были сооружены специальные хоры на втором ярусе. Первоначально главы храма были покрыты «чернолощеной» черепицей.

Интерьеры храма богато украшены фресками 15-16 веков. В деревянном иконостасе храма иконы 17-19 веков. Стенопись 16 века была уничтожена, а храм снова был расписан в 1652-1666 годах иконописцами Оружейной палаты. Авторы фресок – Яков Казанец, Иосиф Владимиров, Степан Рязанец.

В соборе находится мемориальное захоронение. В 1508 году по велению Великого князя Василия III в Архангельском соборе был основан Некрополь. В Некрополь были перенесены мощи Великих русских князей.Всего в храме 54 захоронения. Среди них рака святого царевича Дмитрия Ивановича и рака Михаила Черниговского. 46 надгробий датированы 1636-1637 годами. Бронзовые стекленные раки датированы 1903 годом. С 1599 по 1765 годы, специальные архиереи совершали панихиды – поминовения царей и князей.

С 1743 по 1883 годы Архангельский собор был кафедральным храмом Московской епархии.

В 1913 году к празднованию 300-летия Дома Романовых в соборе была возведена сень над захоронением царя Михаила Федоровича. Сень украсили две массивные лампады, которые разжег лично император Николай II.

Архангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 года и в 1917 при обстреле Кремля, а в 1918 был закрыт. В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки. С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.

Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» является одной из самых прославленных работ великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.

Идея для написания полотна возникло у художника после концерта Римского-Корсакова, кроме того, предполагают, что поводом для ее написания были убийство царя Александра II и репрессии. Эта картина стала не только совершенно неожиданным, новаторским изображением Ивана Грозного, но и самым известным произведением Ильи Репина.

Произведение поражает, пугает и увлекает зрителя своей яркой выразительностью и сюжетом. Все в нем красноречиво и добавляет напряженности: тона картины либо кричащие кроваво-красные, либо темные и мрачные; орудие убийства – жезл с острым наконечником, запачкано кровью; кресло упало, ковер сбился, а посередине сидит обезумевший старик с убитым сыном на коленях. И все же, вся необычайность картины заключается в этих двух фигурах.

Секундное помутнение рассудка заставило отца насмерть ударить жезлом в висок собственного сына. Тут же осознав произошедшее, старик бросается к своему любимому наследнику, панически пытается зажать кровавую рану рукой, прижимает к себе и целует сына в лоб, глядя вдаль полными ужаса и отчаяния глазами. Он уже понял, что случилось ужасное и непоправимое… Остается лишь поражаться, насколько точно Репин смог изобразить всю гамму эмоций и переживаний, охвативших в тот момент убийцу поневоле. Жертва на картине, сын Иван, вызывает у зрителя сострадание и жалость: его лицо выражает спокойную обреченность, а поза – полное отсутствие жизненных сил.

На картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» запечатлено не просто убийство царем своего сына, а трагедия, напоминающая о недавней в то время расправе с народовольцами. Яркие образы производили и производят должный эффект на любого зрителя, не оставляя никого равнодушным.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16
Теория:1. Постреволюционная отечественная культура XX века.
Практика. Анализ художественных произведений:2. Петергоф
3. Демон. М. Врубель

                

Ансамбль дворцов и парков Петергофа - памятник архитектуры и садово-паркового искусства первой четверти XVIII века, получивший всемирную известность как "столица фонтанов" (всего в парках Петергофа 4 каскада и 176 фонтанов), является своеобразным триумфальным памятником в честь побед России за выход к Балтийскому морю.

Общие сведения о Петергофе

В состав ансамбля входят Большой дворец, дворец Коттедж, дворцы Марли и Монплезир, Екатерининский корпус, павильон Эрмитаж. Не меньший интерес представляют и парки "Петергофа": Верхний сад, Нижний парк, включающий Оранжерейный и Менажерейный сады, сады Венеры и Бахуса. В комплекс петергофских ансамблей входят и пейзажные Английский, Колонистский и Луговой парки и парк Александрия.

Основателем и творцом Петергофа является Петр I. Датой основания Петергофа, как парадной загородной резиденции, считается 1714 год. В строительстве петергофского комплекса принимали участие архитекторы И. Браунштейн, Б. Ф. Растрелли, М. Земцов, Ж. Б. Леблон, А. Штакеншнейдер, А. Менелас; гидротехники П. Суалем, братья Баратини; скульпторы Б. К. Растрелли, Н. Пино, садоводы П. Эрлер, А. Борисов и др.

Главным украшением Петергофа являются сотни самых разных по виду и оформлению фонтанов, создающих неповторимый по красоте ансамбль. Особое место среди них занимает Большой каскад, созданный по проекту Петра Великого. Это одно из самых грандиозных фонтанных сооружений в мире, представляющее собой огромный грот, по сторонам которого расположены богато украшенные водопадные лестницы. Самым красочным символом победы русских над шведами стал фонтан "Самсон" со статуей библейского героя, раздирающего пасть льву. Фонтан был возведен в Петергофе в честь 25-летия со дня Полтавской победы.

Дворцы и музеи Петергофа

Петергоф знаменит не только своими фонтанами, но и большим количеством дворцов и музеев. В западной части парка на берегу залива, замыкая перспективу аллей, идущих от Большого каскада, расположен павильон Эрмитаж. Квадратный в плане, двухэтажный павильон поражает соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Строительство Эрмитажа началось по указу Петра I в 1721 году по проекту архитектора И.Браунштейна.

На искусственной перемычке между Марлинским и Секторальными прудами расположен Дворец Марли. Марлинский пруд подобен огромному прямоугольному зеркалу, а секторальные пруды составляют полукруг, разделенный на четыре сектора каменными трехарочными мостами. К созданию Марли и примыкающих к нему прудов приступили в 1719 - 1720 годах.

Самое крупное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля - Большой дворец. Он занимает доминирующее положение в композиции парка и как бы венчает собой Большой каскад. Изящное здание в три этажа с галереями, со сверкающими позолотой куполов замыкающими его корпусами - "Церковным" и "Корпусом под гербом" - протянулось своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров. Существующий облик дворца создан в итоге строительства и перестроек, которые производились с перерывами в течение двух веков.

Дворец Коттедж - основное архитектурное сооружение парка Александрия в Петродворце. Дворец расположен на верхней террасе, в юго-восточной части парка, откуда открывается панорама Финского залива с виднеющимися вдали очертаниями Петербурга и Кронштадта. Со всех сторон Коттедж окружен пейзажным парком с тенистыми аллеями, извилистыми дорожками, лужайками, куртинами деревьев и кустарников. Коттедж построен в 1826-1829 гг. по проекту архитектора А. Менеласа в так называемом „готическом" стиле, получившем значительное распространение в русской архитектуре конца XVIII - первой трети XIX вв.

В 1918 г. дворцы были превращены в музеи. Во время войны был оккупирован немецкими войсками (1941—1944) и практически полностью разрушен советской артиллерией.

В Петергофе ежегодно празднуются два события: праздник открытия фонтанов и праздник их закрытия.

Все полотна Михаила Врубеля пропитаны тайной и сказкой, особенно его изображения демонов. В 1891 году вышло юбилейное переиздание сочинений Лермонтова, к которому Врубель исполнил 30 иллюстраций. В основном это были иллюстрации к поэме «Демон». А сюжет картины «Демон сидящий» был задуман в Москве после прочтения этой поэмы Врубелем.

Главный персонаж картины Врубеля «Демон сидящий» — существо, сидящее на вершине горы. Его сильное мускулистое тело напряжено, но лицо, наоборот, спокойно и даже несколько меланхолично. Это показывает двойственность образа демона — с одной стороны крепкое, словно гранитное тело, а с другой — ранимая, трепетная душа. Образ демона олицетворяет дух человека, его внутреннюю борьбу и душевные терзания. На картине изображен сидящий в печальной позе демон. Вокруг него горы, алеет закат.

Картина написана в оригинальном стиле Врубеля — она больше напоминает витраж или панно. Плоские мазки мастихином обеспечили эффект кристаллических граней. Это изображение демона — самое известное из демонов Врубеля.

Год написания картины: 1890. Галерея: Государственная Третьяковская галерея,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17
Теория:1. Культура советской России.
Практика. Анализ художественных произведений: 2. София Новгородская.
3. Утро в сосновом бору. И. Шишкин.

        Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045 1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Софийский Собор Новгорода - известный памятник древнерусского зодчества. Значение этого Собора в жизни древнего Новгорода было велико. Самостоятельность новгородской Софии была символикой вольного города Новгорода.

В 1045 году происходит закладка храма Софии Премудрости Божией, где присутствует прибывший из Киева в Новгород Ярослав Мудрый с княгиней. Строили Собор до 1050 года. Его освятил епископ Лука, при этом данные разных летописей свидетельствуют, что событие это случилось в 1050 - 1052 гг.

Храм увенчивают пять куполов, которые в древности покрыли свинцовыми листами. Центральный купол был обит позлащенной медью в ХV веке. Маковицы выполнены в виде древнерусских шлемов. Стены были не беленые, за исключением апсид и барабанов, и покрыты цемянкой (природной краской). Внутри стены не расписаны, своды покрыты фресками. Оформление определилось воздействием архитектуры Константинополя. Настенный мрамор сочетался с мозаичными орнаментами сводов. Позже, в 1151 году, мрамор заменил известняк, а мозаику — фрески. Собор впервые расписали в 1109 году. От фресок средневековья остались фрагменты в центральном куполе и роспись в Мартирьевской паперти «Константин и Елена». Есть версия, что это изображение могло стать основой мозаики, поскольку фрески выполнены достаточно разбавленными красками. Фреска главного купола «Пантократор» уничтожена в годы войны. Основная роспись датируется XIX веком. В южной галерее известны захоронения выдающиеся новгородцев – епископов, князей, посадников.

В храм можно войти через Северные двери. Во время службы архиепископа открывают главные - Западные врата. В западный портал вмонтированы бронзовые врата, выполненные в романском стиле, с множеством скульптур и горельефов. Они были сделаны в Магдебурге в XII веке, и в этом же веке попали в Новгород из Швеции, как военный трофей.

С возведением храма новгородцы прониклись к нему особым отношением. «Где София, там Новгород», - говорили жители. Эта мысль получила развитие в XV веке, когда центральный купол пятиглавия вызолотили, а на его кресте поместили свинцового голубя, символизировавший Духа Святого. В легенде рассказывается, что Иван Грозный в 1570 году обошелся жестоко с новгородцами. В это время на крест Софии присел голубь. Он окаменел от ужаса, когда увидел с высоты страшное побоище. После Богоматерь открыла одному монаху, что Бог послал в утешение городу голубя, и до тех пор, пока не слетит с креста голубь - помощью свыше защищает город.

В древности в Соборе была алтарная преграда. В неё входили дошедшие до нас образа: «Апостолы Петр и Павел» и «Спас на престоле» XI - XII веков. В Соборе в XIV-XVI веках установили высокий иконостас. Серебристые отблески окладов, красочная яркость икон Рождественского и Успенского иконостасов привлекают взгляд, вознося его к высотам купола и сводам.

Архитектурное сооружение Новгородского Софийского Собора совершенно. Киевские и византийские зодчие, возведшие его, передали в XI веке через главную постройку сущность характера города Новгорода: грандиозность церковной мысли и её духовной мощи. Святая София Новгорода отличается от предшественника – Собора в Киеве - строгостью форм и компактностью объемов. Собор длиной 27 м, шириной 24,8 м; с галереями длина 34,5 м, ширина 39,3 м. Общая высота от древнего пола, до центрального креста главы — 38 м. Стены толщиной 1,2 м выполнены из известняка разного цвета. Камни не отесаны и скреплены раствором извести с примесями толчёного кирпича. Арки, их перемычки и своды выложены кирпичом.

Собор хранит икону Матери Божией «Знамение» 1170 года. Икона защитила Новгород от нападения cуздальского князя Андрея. Для новгородцев это событие было очень значительно, установлено было даже празднование по особому чину.

В 1929 году собор закрыли и открыли в нем музей. В нём представлены сокровища ризницы. При оккупации храм разграбили и повредили. После войны его восстановили и сделали отделом музея Новгорода. В 1991 собор передан РПЦ. Патриарх Алексий II совершил его освящение 16 августа 1991 года. В 2005—2007 реставрированы купола Собора.

                                                                                              

Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» является одной из самых известных работ этого замечательного русского художника-пейзажиста. И в самом деле: автором такого шедевра мог стать только человек, испытывающий бесконечную любовь к природе и в совершенстве чувствующий её тонкую душу. Этюды к картине художник писал на острове Городомля на озере Селигер. Художник с большим мастерством смог передать чувства и настроение маленьких медвежат, которые играют и резвятся в лесной чаще.

Четыре медвежонка — главные герои картины Ивана Шишкина. Забыв обо всем, они веселятся на поляне с упавшим деревом посередине. Двое из них взобрались на него, третий пытается попасть к ним. А четвёртый не принимает участия в играх братьев, он задумчиво смотрит вглубь леса. Задний план картины — это дремучий лес, окутанный туманом.

Художнику очень хорошо удалось передать некую сказочность и таинственность леса, так что не только играющие медвежата, даже сами деревья начинают казаться живыми. Этой картиной Иван Шишкин ещё раз подтвердил свою любовь к русской природе и лесу в частности.

С этой работой связана интересная история: дело в том, что Иван Шишкин нарисовал лесной пейзаж без медвежат. Играющих зверей после окончания картины подрисовал друг художника — Константин Савицкий, поэтому у картины «Утро в сосновом лесу» два автора. Но после покупки её Третьяковым для своей коллекции, Савицкий не заявлял об авторских правах, поэтому официально автор полотна — Иван Шишкин.

Год написания картины: 1889.Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18
Теория:1. Культура на современном этапе.
Практика. Анализ художественных произведений:2. Храм Христа Спасителя.
3. Портрет А.С. Пушкина. О. Кипренский.

 

   Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской Православной Церкви, расположенный недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем.История Храма Христа Спасителя

Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке по проекту архитектора Константина Тона. На стенах храма были начертаны имена офицеров российской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Оригинал был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия.

Храм Христа Спасителя был взорван коммунистами 5 декабря 1931 года. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной и позднее на этом месте построили открытый плавательный бассейн "Москва".

Архитектура собора

В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 764; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!