Философская и анакреонтическая лирика Державина.



Гаврила Романович Державин — крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить следующие типы: гражданские, победно-патриотические, философские и анакреотические. Особое место занимает автобиографическая поэзия.

Анакреонтические стихи. Оды Анакреона, действительные и приписываемые ему, переводили и «перелагали» почти все русские поэты XVIII в. Державин издал сборник под названием «Анакреонтические песни». В нем были представлены переводы од Анакреона «Богатство», «Купидон», «Кузнечик», «Хмель» и др. Однако большую часть стихотворений, вошедших в книгу, представляли оригинальные произведения Державина, написанные в анакреонтическом духе. Анакреонтические стихи создавались Державиным в основном во второй половине 90х годов XVIII в., когда поэт, прошедший долгий служебный путь, начинал понимать ненужность и бесплодность своего административного рвения. Все чаще и чаще приходила мысль об уходе на покой от утомительной и неблагодарной государственной деятельности. Устанавливается своеобразное соотношение ценностей. Утомительной службе при дворе противостоит покой, зависимости от прихотей и капризов двора — свободе человека, служебной иерархии — дружеские отношения. Наиболее четко эти контрасты наблюдаются в таких стихотворениях, как «Дар», «К лире», «К самому себе», «Желание», «Свобода». В стихотворении «К лире» Державин обращается к вопросу, поднятому еще Ломоносовым в «Разговорес Анакреоном»: что следует воспевать — любовь или славу героев? Ломоносов отдавал предпочтение героической поэзии. И Державин вслед за Ломоносовым вначале воспевал современных ему героев. Но потом поэт решает перейти от героической поэзии к любовной. Обращение Державина к анакреонтике диктовалось также и особенностями его характера. Он любил жизнь и ее радости, умел восхищаться женской красотой. Образ жизнелюбивого старца характерен для ряда произведений державинского сборника — «Приношение красавицам», «Люси», «Анакреон у печки», «Венец бессмертия». В анакреонтической лирике Державина отражаются события и факты из личной жизни поэта. Героями его стихотворений становятся близкие ему люди — его жена Дарья Алексеевна, которую он называет то Дашенькой, то Миленой; ее родственницы, сестры Бакунины — Параша и Варюша, дочь поэта Львова — Лиза. Все это придает стихам Державина интимность, задушевность. Любовь, воспеваемая Державиным, носит откровенно эротический характер. Это земное, плотское чувство, переживаемое легко, весело, шутливо, как удовольствие, человеку самой природой. Интимному, камерному содержанию «Анакреонтических песен» соответствует их форма. В отличие от одического словесного изобилия здесь господствует краткость, лаконизм. Некоторые стихотворения — «Желание», «Люси», «Портрет Варюши» — состоят из восьми стихов. «Песни» Державина знаменовали собой важный этап в истории русской поэзии, когда от переводов и переложений од Анакреона был сделан переход к собственной, отечественной анакреонтической поэзии. Дальнейшим шагом в этом направлении явилась «легкая поэзия» Батюшкова и молодого Пушкина.

Гавриил Романович Державин – выдающийся государственный и литературный деятель конца XVIII – начала XIX века. Поэт, просветитель, творец непревзойденных од и создатель уникальной философской лирики, Державин, при этом успел пройти путь от простого солдата до министра юстиции державы, был членом Императорской Российской академии со дня ее открытия. Прославился Гавриил (или, как его еще называли, Гаврила) Державин не только и не столько благодаря своему активному участию в политической жизни страны и делах государственных, сколько благодаря своему меткому и сильному поэтическому слову. Так, прекрасные образы философской лирики Державина, наряду с его восхитительными одами впечатляли своей красотой и размахом современников, льстили (а иногда – напротив) представителям высшего света, заставляли задуматься о высших ценностях и идеалах.

Гаврила Державин достаточно в позднем возрасте вступил на литературные подмостки – его первое произведение было напечатано в 1773 году, когда автору исполнилось 30 лет. Хотя, конечно, первые ростки философской лирики Державина зарождались еще в бытность его солдатской службы.

Однако поздняя философская лирика Державина тем и прекрасна, что она как выдержанное вино, полна глубины и осмысления, пропущенного через полученный опыт и имеющиеся знания, в ней нет налета "зелености", только мудрость. Однако известность пришла к поэту тоже не сразу, а лишь после выхода оды "Фелица" – стихотворения, ставшего характерным представителем философской лирики Державина – в котором автор восхвалял императрицу Екатерину II. Собственно, после этого события удачно устроилась не только литературная, но и политическая карьера Гавриила Романовича – он начал свое восхождение по ступеням высокой государственной службы.

Основные темы и мотивы философской лирики Державина

Философская лирика Державина была целиком искренней и правдивой, что лишний раз подтверждается тем, что Гавриил Романович отказывался быть "придворным поэтом", писать на заказ и творить в определенно заданных рамках. Философская лирика Державина, равно как и все, что выходило из-под пера поэта, шло от самого сердца, из глубин души, было пережито и прочувствовано, а не было надиктовано веяниями времени и требованиями вышестоящего руководства. Эта характерная принципиальность, желание жить по велению сердца всегда присутствовали в поэзии литератора, разноображивая рассуждения, свойственные философской лирике Державина, четкими и конкретными убеждениями. Главными темами философской лирики Державина были темы Бога, божественного во всех предметах на Земле, темы жизни и смерти, любви, темы человеческих и государственных судеб. И, конечно же, самой любимой литературной формой, в которую выливалась философскаялирика Державина, была хвалебная ода – поэтическое произведение, посвящаемое герою или событию. Характерными чертами оды являются максимальная торжественность и возвышенность. Самое интересное, что под свою философскую лирику Державин даже подвел теоретическую базу, написав ряд работ, посвященных оде как литературному жанру (например, к таким работам относится "Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде").

Тема Бога, пожалуй, является ключевой во всей философской лирике Державина. К ней он обращается не как робкий проситель или предполагающий о ней юнец, но как уверенный в ней, умудренный опытом и убеленный сединами, муж. Бог в философской лирике Державина предстает "началом всех начал", "первопричиной и первоисточником всего сущего", "Наивысшим Законом и Высшим Судией" над всеми живущими. Державин утверждает своей поэзией, что Бог – в каждом из нас, ибо мы возможны только в нем и только через него. И даже более того – он источник не только жизни духовной, но и жизни государственной, поскольку только с Божьей милостью и с Божьей помощью происходит то, что происходит: как в жизни каждого отдельного человека, так и в жизни всего государства. Философская лирика Державина подчеркивает тот факт, что человек не отделим от природы, неотделим от Бога, все едино и, значит, во всем есть высшая, божественная природа.

Еще одна тема, которая нередко встречается в философской лирике Державина – тема смерти. Смерть – пожалуй, главный мотив рассуждений философов всех времен и народов, поэтому она не обходит стороной и философскую лирику Державина. Автор говорит о смерти как об одной из самых могущественных сил, законов природы. Но, при всей ужасности и непредсказуемости этого явления, оно еще и справедливо, ведь смерть уравнивает всех – пред нею равны и бедные и богатые.

"Гром победы" философской лирики Державина

Одним из наиболее ярких (и, пожалуй, известных) произведений, составивших золотой фонд философской лирики Державина, является стихотворение "Гром победы, раздавайся!", настолько сильное по своему эмоциональному фону и мощи, что даже ставшее неофициальным русским национальным гимном той эпохи. В свойственной ему манере изложения (мешая "высший" и "низший" стили), используя хвалебные эпитеты и глаголы, Державин восхваляет Россию, мать Екатерину, славных россов, вырвавших победу под Измаилом. Произведение посвящено славному взятию Суворовым крепости Измаил (одно из ключевых событий Второй русско-турецкой войны). Философская лирика Державина здесь приобретает патриотический оттенок, горделиво возвещая о том, что Российская империя – сильная и могучая держава, способная "утереть нос" любому врагу. Гимн изначально создавался как таковой, был положен на мотив полонеза и на протяжении длительного времени – с конца XVIII – до начала XIX столетия оставался национальным гимном России. Читая строчки гимна можно убедиться, что философская лирика Державина весьма разносторонняя и довольно глубокая, она не поверхностна, она имеет тенденцию проникать в суть явлений, выхватывая то основное, что они в себе несут.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1321; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!