Социализм (коммунизм и социал-демократизм)



Социализм (от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление идеология получила также в XIX в., хотя отдель­ные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.), а в конце XVIII — начале XIX в. — так на­зываемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симо­ну, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Все социалистические концепции исхо­дят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективист­ском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, по­рождающие разрушительные социальные конфлик­ты. Смысловым стержнем социалистической идеоло­гии служит идея равенства и социальной справедли­вости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность.

Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, со­здание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отноше­нии). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, поли­цией и т. д.).                                                          

Уже в конце XIX - начале XX в. начинается обо­собление двух направлений в научном социализме - ортодоксального (марксистско-ленинского) и социал-демократического («ревизионистского»).

Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин (коммунизм), разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуаз­ной государственной машины» и установлении дик­татуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политиче­ская задача.

В это же время Эдуард Бернштейн, Карл Каут­ский (социал-демократизм) и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного дости­жения общественного идеала, о связи идеалов спра­ведливого общественного строя со свободой и демо­кратией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в усло­виях стабильного политического развития. Идеоло­гия «демократического социализма» взята на воору­жение многими социалистическими партиями совре­менного мира.

 

Национализм

Роль наций, национальных проблем в формировании политичес­ких отношений огромна. Именно нации и их становление находятся в основе формирования устойчивых государств, и, наоборот, опыт истории свидетельствует, что государственные образования, склады­вающиеся на основе донациональных или сверхнациональных общностей, как правило, распадаются.

Достижение и сохранение национального суверенитета является важнейшей целью политической деятельности.

Подавление национальных интересов оборачивается непрекра­щающимся противодействием, которого можно избежать только в случае отказа от политики подавления или уничтожения носителя интересов.

Национальные интересы наиболее очевидны по сравнению с дру­гими видами политических интересов, для многих политических сил и течений они указывают простой и эффективный путь политичес­кой консолидации больших масс людей. Поэтому многие политические лидеры, партии, движения используют идеологию национализма для достижения поставленных целей.

Но национализм – это не только идеология, но и политика, для которых характерны идеи превосходства и исключительности «своей» нации, стремление к национальной замкнутости и преследовании только собственных интересов. Противопоставляя «свою» «образцовую» нацию другим, националисты сеют недоверие и враждебность к «инородцам», подчас объявляя их виновниками кризисных явлений в своей стране и своих собственных неудач.

Национализм особенно «расцвел» в процессе образования наций и проявляется в двух главных формах. Условно их можно обозначить как «воинствующий» и «защитный» национализм.

Воинствующий национализм, или шовинизм (от имени Николы Шовена - агрессивного новобранца, героя комедии 1830-х гг.; считается, что его прообразом и однофамильцем был реальный ветеран наполеоновских войн за величие Франции) - крайняя, агрессивная форм национализма. Для нее типичны пренебрежение к интересам других наций, призыв к насилию против них, разжигание национальной вражды и ненависти. Подобный национализм может проявляться по-разному и прежде всего в виде политики колониализма - господства великих держав (например, Ве­ликобритании, Германии, Португалии, СССР, США, Франции) над слабыми, «неполноценными» нациями. Не случайно в историчес­ких оценках колониальной эпохи (XVI в. - середина XX в.) наци­оналистическая идеология и политика такого рода получили осо­бое название - великодержавный шовинизм.

Близки по духу к шовинизму и такие человеконенавистничес­кие идеологии, как расизм (разделяющий людей на высшие и низшие расы); апартеид (политика расовой сегрегации и дискриминации, проводившаяся до начала 1990-х гг. в Южно-Аф­риканской республике); антисемитизм (враждебное отношение к евреям и их преследование со стороны людей, страдающих юдофобией).

Защитный национализм характерен для угнетен­ных наций, которые, испытав на себе внешние притеснения, на­строились на сверхпатриотизм, недоверие к нациям бывших метрополий и не­конструктивное стремление к национальной обособленности от них (например, русофобия в Латвии). Этот национализм, хотя и вызывает понимание и сочувствие, но тоже таит в себе большие опасности, ибо на его основе могут рваться налаженные связи между этносами-соседями, возникать экономи­ческие трудности и даже конфликты.

За многообразием форм националистических политических ори­ентаций проступают устойчивые, практически не меняющиеся во времени стереотипы политического мышления и поведения:

— идея превосходства своей нации над другими в силу вообража­емых тех или иных ее преимуществ (избранный народ, чистота расы, историческая миссия);

— миф о «золотом веке» этой нации, который мыслится как состояние, бывшее когда-то и намного лучшее, нежели нынешнее;

— миф об особом историческом предназначении именно данной нации, которое может заключаться в «сдерживании орд», «богоносительстве», «богоизбранности», мессианизме;

— миф о «пограничной миссии» данной нации «между Востоком и Западом», «Севером и Югом», «двумя мирами»;

— антагонистом, врагом такой нации обязательно является какая-то «темная сила», которая ее гнетет, строит козни, подрывает, изничтожает, разлагает, в качестве таковой могут выступать самые разные этнические группы и организации (масоны, евреи, москали, «недочеловеки»);

— рассмотрение нынешнего состояния как критического для ее будущего, поворотного момента: «смертный час», «безвыходное по­ложение», падение, вымирание, отставание и т.д.;

— проповедь чистоты уникальной нации, ее безусловная цен­ность и наличие угрозы со стороны неверных, нечистых, пришель­цев, иноверцев;

— решительность, радикальность предлагаемых средств для ре­шения национальных проблем: выселение, подавление, завоевание, уничтожение;

— очень слабое представление о характере будущего течения событий (главное - устранить препятствие или угрозу, а дальше все пойдет на лад), что открывает широкую возможность победившего вождя, партии, движения действовать по своему усмотрению.

 

СХЕМЫ


Основной принцип социализма — принцип «От каждого — по способностям, каждому — по труду».

Основной принцип коммунизма — принцип «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!