ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ



Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика.

З адание 26 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

 

ТЕОРИЯ

ТРОП

 


ГИПЕРБОЛА - преувеличение.


Сто лет не виделись.
«Волны вставали горами»
«Я говорил это тысячу раз»
Это длилось целую вечность.


ЛИТОТА – преуменьшение.


Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»


ГРОТЕСК – чрезмерное преувеличение, карикатурное искажение, которое может достигать границ фантастического.


Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский).


ИРОНИЯ - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.


«Едва ли кто польстится на такую красавицу».
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?"» Крылов. (слова лисицы ослу)


МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.


«Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин)
«В крови горит огонь желанья» (Пушкин)
«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (Блок)


МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.


Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.


«О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?» (Тютчев)
«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь..» (Пушкин)


ПЕРИФРАЗ(а), ПАРАФРАЗ(а) - замена одного слова описательным выражением.


Мы едем в город на Неве.
Царь зверей сидел на камне.


СИНЕКДОХА - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.


«...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» (Лермонтов).
«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)


СРАВНЕНИЕ - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто, точно).


Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;


ЭПИТЕТ - эмоционально-красочное определение.


добрый ветер;
живительная влага;
робкое дыхание;
горящие глаза;

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


АНАФОРА - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.


«Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса».
«Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.»
« Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.»


ЭПИФОРА - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.


«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
«Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек»
.

 

 

АНТИТЕЗА - противопоставление.


"Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную"
"Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла”
"То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно"


ГРАДАЦИЯ - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.


«Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.»
«Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах»
«Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть»


ИНВЕРСИЯ - нарушение порядка слов в предложении.


И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
«Швейцара мимо он стрелой» (Пушкин)
«Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо» (Полонский)


ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.


«Это еще не сказка. Сказка только начинается.»
«Мне опостылели слова, слова, слова» (А. Тарковский)


ОКСЮМОРОН - сочетание несовместимого.


«Смотри, ей весело грустить.»
Убогая роскошь.
Горячий снег.
"Жар холодных числ" (А. Блок)
"Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский)


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ - вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.


Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!


СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.


«Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.»
«Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…»


УМОЛЧАНИЕ - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком.


«Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…»
«А этот? Этот мне принес Тибо — / Где было взять ему, ленивцу, плуту? / Украл, конечно, или, может быть, / Там на большой дороге, ночью, в роще...» (Пушкин)
«Нет, вам красного детства не знать, / Не прожить вам спокойно и честно. / Жребий ваш... но к чему повторять / То, что даже ребенку известно.» (Некрасов)


ЭЛЛИПСИС - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения.

 

 

"Татьяна ах!, а он реветь"
"Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки." (А.Н.Толстой)


ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста.


Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.
«Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.»


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.


«А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.» (Солженицын)
«Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.»


ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА - текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.

 

«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»

 

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


АЛЛИТЕРАЦИЯ - стилистический прием, при котором повторяются согласные.


«Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума»
«Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь…» (Пушкин)


АССОНАНС - повтор гласных.


«Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.» (ассонанс на е).
«В соседнем доме окна жолты…» (Блок)


ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками.


«Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах...» (Блок)

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!