ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ



Специального учебного заведения для подготовки специалистов по логоритмике в настоящее время не существует.

Музыкальными руководителями в дошкольных образовательных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи назначаются лица, имеющие музыкальное образование и подготовку на курсах по обучению детей, страдающих различными речевыми расстройствами.

Музыкальные руководители, работающие в учреждениях для детей с речевыми нарушениями, обязаны повышать свою квалификацию через каждые 5 лет. Отличия от работы в массовом детском саду весьма значительны. Например, в массовом детском саду в первом квартале начинается активная подготовка к праздникам. В речевом учреждении такая работа не может проводиться, так как в группах с заиканием в октябре соблюдается ограничение речи и движений (режим молчания, шепотной речи); в группах с дислалией только начинается работа по нормализации речевой моторики; в группах с дизартрией и алалией речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) справиться с требованиями программы массового сада. Поэтому раскрытие коррекционной направленности музыкально-ритмического воспитания в речевыхдетских учреждениях обязательно должно предусматриваться в учебных планах курсов повышения квалификации музыкальных руководителей.

Логоритмическую подготовку получают студенты факультетов коррекционной педагогики. Преподавание курса «Логопедическая ритмика» осуществляется по программе, утвержденной Министерством просвещения СССР; Министерством образования РФ.1

Знания по логопедической ритмике студенты закрепляют в процессе логопедической практики в речевых дошкольных и школьных учреждениях. Они проводят логои музыкально-ритмические занятия, анализируют их, в конце практики оформляют конспекты занятий, выступают на конференциях о необходимости (пользе, недостатках) логоритмического воздействия в системе коррекционно-педагогической работы.

Логопеды, подготовленные по логопедической ритмике, более целенаправленно руководят деятельностью музыкального руководителя, его участием в коррекционном процессе. Желательно, чтобы студенты факультетов коррекционной педагогики самостоятельно совершенствовали свои музыкальные и ритмические способности.

Любая деятельность, а музыкальная, художественная по своему содержанию особенно, требует и соответствующей организации предметно-пространственной среды, эстетически обдуманной, поскольку эстетическое отношение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с действительностью, материальным окружением.

Для осуществления комплекса художественно-речевой, музыкально-ритмической, театрально-игровой, изобразительной деятельности необходимо следующее предметное оснащение: книги, альбомы, технические средства, книжки-самоделки, настольно-печатные дидактические игры по литературе; инструменты, музыкально-дидактические игры и пособия, самоделки, мячи, шары, обручи, ленты, флажки, шапочки-маски, костюмы для танцев, хороводов и др.; образные и театральные игрушки {мягкие и жесткие), рисованные плоские фигурки персонажей и декорации, куклы би-ба-бо, пальчиковые и перчаточные, ширмы, планшеты-сцены, спецоборудование, материал для кукол, костюмы детские и элементы декораций, театральные игрушки-самоделки; материалы (краски, кисти, карандаши), художественно-конструкторские, настольно-печатные и дидактические игры, игрушки-самоделки и элементы оформления помещения, которые должны отвечать педагогическим и эстетическим требованиям. В оборудование помещения для музыкально-ритмических занятий включаются технические средства: грамзапись, магнитофонная запись, радио и телевидение, диапозитивы и диафильмы.

В речевых дошкольных учреждениях, детских стационарах стимулируются индивидуальные склонности детей: к рисованию, лепке, пению, музицированию. Чтобы эта деятельность развивалась успешно, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить музыкальный уголок, оборудовать его пособиями и инструментами. В музыкальном уголке, отгороженном невысокой легкой декоративной ширмой, размещаются детские инструменты, игрушки-самоделки, дидактические пособия, атрибуты для музыкальных игр, плясок, 1—2 небольших столика для музицирования. Для удовлетворения стремлений занимающихся в движении, мышечной активности целесообразны типы планировок и оборудования, позволяющие им музицировать и танцевать, рисовать и лепить, читать и рассматривать книжки, разыгрывать сценки и этюды. Необходимо также предусмотреть возможность людям с речевыми расстройствами уединяться или работать небольшими группами, по интересам.

Таким образом, в комплексе лечебно-восстановительных, логопедических, логои музыкально-ритмических мероприятий по социальной реадаптации лиц с речевой патологией немаловажную роль играет организация предметно-пространственной среды.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте обязанности музыкального руководителя, логопеда и воспитателя в организации логоритмического воспитания лиц с речевой патологией.

2. Как педагогический коллектив речевой группы детского сада организует работу с родителями по вопросам логоритмического воспитания детей?

3. Какие требования предъявляются к оборудованию зала, к оформлению логоритмического занятия?

4. В чем выражается связь между перспективным и календарным планами?

5. Наметьте вопросы по логоритмическому воспитанию, которые можно поставить на родительском собрании.

6. Составьте конспект логоритмического занятия (используя музыку в грамзаписи), которое может провести воспитатель без музыкального руководителя.

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

1. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей удетей // Вопросы психологии. 1982. № 5. — С. 94—100.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.

3. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. Изд. 2. — М., 1959.

4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.

5. Волкова Г.А. Содержание логоритмического воспитания заикающихся детей преддошкольного возраста //Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.— Л., 1989. — С. 128—137.

6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Программы педагогических институтов. — М., 1990.

7. Волкова ГА. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). — Л., 1992; 1993.

8. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. — СПб., 1993.

9. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. — СПб., 1993.

10. Волкова Г.А. Личностно-психологический аспект в изучении и устранении заикания: Программа спецкурса. — СПб., 1993. — С. 20—24.

11. Волкова Г.А. Программа курса «Логопедическая ритмика» // Программы для студентов факультета коррекционной педагогики (специализация «Логопедия»). — СПб., 1996. — С. 45-60.

12. Волкова Г.А., Смирнова Т.В. К проблеме логоритмического воздействия на детей с моторной алалией //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. — СПб, 1999. — С. 37—46.

13. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. — М., 1976.

14. Дзержинская И.М. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М.. 1985.

15. Кильпао Н.Н. 80 игр для детского сада. Изд. 3, испр. и доп. — М., 1973.

16. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. — М., 1973.

17. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. — М., 1961.

18. Леонтьева О.Т. Карл Орф. — М., 1964.

19. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. — М., 1979.

20. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд. 2. — М., 1969.

21. Матейова 3., Mauiypa С. Музыкотерапия при заикании. — Киев, 1984.

22. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1976.

23. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. — М., 1979.

24. Павлов И.Л. Полн. собр. трудов. В 5-ти томах. — М.-Л., 1949.

25. Pay Е.Ф. Музыкально-двигательные занятия с заикающимися детьми дошкольного возраста // 5 научная сессия по дефектологии. — М., 1967.— С. 246.

26. Руднева С, Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

27. Руководство по кинезитерапии / Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. — София, 1978.

28. Румянцева Е.Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб, 1994. — С. 52—60.

29. Румянцева Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартриями, страдающих церебральным параличом //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. — СПб., 1999. — С. 27—31.

30. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1980.

31. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980.

32. Станиславский К.С. Собрание соч., т. 3. — М., 1955.

33. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. — М., 1978.

34. Тарасова К.В. К вопросу об уровне развития музыкальности у детей-дошкольников // Новые исследования в психологии. № 1. 1979. — С. 59.

35. Тугова НА. Коррекционно-воспитательные упражнения на музыкально-ритмических занятиях // Преодоление заикания у дошкольников / Под ред, Р.Е.Левиной. — М., 1975. —С. 135—147.

36. Тяпугин Н.П. Заикание, Изд. 4. — М., 1966.

37. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста // Уч. зап. МГПИИЯ- Т. 60. Исследование и речи. — М., 1971. —С. 32—38.

38. Шершнева Е.Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста // Из опыта логопедической работы. — М., 1955.—С. 67—76.

39. Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 3 / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1967. — С. 148—169.

40. Ятунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. — М., 1977.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. — М., 1924.

2. Аристов В.М. О внеречевых нарушениях лицевой моторики у логоневротиков // Неврология и психиатрия. 1941. № 3.

3. Басов М.Я. Движения под музыку // Избранные психологические произведения. — М., 1975.—С. 147—149.

4. Бехетерев В.М. О воспитании в младенческом возрасте// Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. — СПб., 1913. Т.Х. Вып. III. —С. 1—29.

5. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. — М., 1916.

6. Боровиков И.В. Исследование моторной одаренности у детей, страдающих расстройством речи (логопатов) и у глухонемых(акупатов)// Вопросы изучения и воспитания личности. № 2—3. 1926.—С. 175—179.

7. Брунс М.Ф. Значение корригирующей гимнастики для заик и методика проведения ее // Новое в психоневрологии детского возраста. — М.; Л.,1935.

8. Галяровский В.А. Предисловие // Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика. — М., 1941. — С. 3—4.

9. Гиляровский В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена, Т. I. Вып. 9—10, 1932. — С. 570—582.

10. Гринер В.А. и Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. — М., 1941.

11. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. — М.; Л., 1930.

12. Жак-Далькроз Э. Ритм: Ежегодник института Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. — Берлин-Фриденау. Том 1, 1912.

13. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной. — СПб.. 1913.

14. Збруева Н.П. Ритмическое воспитание: Пособие для театральных техникумов, вузов, студий. — М., 1935.

15. Зоткана Е.И. Музыкальная игрушка как средство развития ритма и слуха у детей // Эстетическое воспитание в детском саду. — М., 1964. — С. 46—52.

16. Квинт Л.А. Эволюция мимической психомоторики // Проблемы психоневрологии развивающегося человека и педологии. — Харьков, 1931. — С. 7-77.

17. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе. Изд. 2, доп. — М., 1947.

18. Конорова Е.В. Ритмика как лечебный фактор в работе с душевно больными детьми // Проблемы клиники и терапии психических заболеваний. — М.,1946,6.— С. 202—210.

19. Мураховская И.Н. Об особенностях моторики детей, страдающих заиканием // Проблемы психоневрологии развивающегося человека и педологии. — Харьков, 1931. — С. 79—92.

20. Мусатов И.Н. Ритмическое воспитание глухонемых детей. — М., 1941.

21. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей. — Орехово-Зуево, 1923.

22. Озерецкий Н.И. Шкала исследования моторной одаренности по методу проф. Н.И. Озерецкого. — М., 1930.

23. Озерецковский Д.С. Ритмическая гимнастика в нервно-психиатрических стационарах // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена, 1933. Т. 2. Вып. 3. — С. 96—104.

24. Осипова З.Р. Об исследовании ритмических способностей // Вопросы педологии и детской психоневрологии. Вып. 3, 1928.—С. 112—118.

25. Пунина З.Е., Брозелио Л.Я., Кыштымова A.M. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи. — М., 1948.

26. Ритмические игры и пляски для проведения с молодежью в клубах, кружках и на экскурсиях/ Под ред. Н. Александровой, М. Румер, Е. Коноровой. — М., 1926.

27. Самойленко Н.С. Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста // Невропатология и психиатрия. Т. VIII Вып. 9—10, 1939. — С. 77—82.

28. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников. —М., 1941.

29. Сборник речевых игр: Пособие для учителей / Сост.: Куприянова Т.И., Левина Р.Е., Правдина О.В., Самойленко Н.С. — М., 1941.

30. Серебровская М.В. Возрастные особенности моторики детей и подростков // Физическое воспитание детей и подростков. — М., 1935. — С. 5—37.

31. Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию? //Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. — М., 1952.

32. Сикорский И.А. О заикании. — СПб., 1889.

33. Флоренская Ю.А. и Гринер В.А. Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия // Вопросы логопедии. Вып. 4, 1941. —С. 53—66.

34. Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1948.

35. Фрешельс Э. Заикание. — М.; Л., 1931.

36. Чаянова Е.В. Ритмика как лечебный фактор в детской психоневрологической больнице // Учение И.П. Павлова в лечебной практике психоневрологической больницы. — М., 1954. — С. 122—128.

37. Шепулин Е.П. Влияние ритмических упражнений на детский коллективс повышенной нервной раздражительностью // Вопросы изучения и воспитания личности (педология и дефектология). № 2. — Л., 1928. — С. 28.

38. Эркман В.А. Проведение логопедической ритмики со взрослыми заикающимися. Мет. рекомендации. — Л., 1974.

39. Ярмоленко А.В. Обследование движений нормальных и аномальных детей. — М., 1931.

40. Kilinska — Ewertowska Э. Logorytmice. — Lublin, 1978.

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Агнозия — нарушение процессов предметного восприятия: может быть слуховой, зрительной, тактильной.

Акапелла — многоголосое, преимущественно хоровое, пение без инструментального сопровождения.

Аккомпанемент — музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста), хора, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т.д.

Аккорд (созвучие) — одновременное звучание трех или более звуков, различных по высоте, названию.

Акцент (ударение) — подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения: >, Л, sf и т.д. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях. А. может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности, в зависимости от исполнительской выразительности.

Ансамбль (вместе). 1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио, или терцет (трое), квартет(четверо), квинтет(пятеро) и т.д. 2. Единый художественный коллектив. 3. Слитность, согласованность хорового исполнения.

Апраксин — нарушение предметных действий при отсутствии параличей. Оральная апраксия — нарушение произвольных движений языком, губами и нижней челюстью.

Атаксия — расстройство координации движений; выражается в несоразмерности движений, неточности их.

Атетоз — особый вид насильственных движений, относится к группе гиперкинезов. Локализуется чаще всего в верхних конечностях, реже — в нижних. Особенно выражен бывает в пальцах кисти. А. часто захватывает только одну половину тела.

Атония — резкое падение мышечного тонуса.

Атрофия — отмирание питания тканей.

Афферентный — приносящий возбуждение к центральной нервной системе.

Вокализация — певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки.

Гамма (звукоряд) — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней).

Гармония. 1, Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности. 2. Учебный предмет в теории музыки.

Гемипарез — поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т.е. парез мышц одной половины тела.

Гиперкинез — насильственные движения.

Гипертония — повышенный тонус мышц.

Гипокинезия — уменьшение силы, объема, скорости движений.

Диапазон — звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента).

Дикция — четкое, внятное, выразительное произношение слов.

Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f(форте) — громко, р(пиано) — тихо, mf(меццо форте) — умеренно громко, тр{ меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др.

Диссонанс — созвучие, в котором звуки не сочетаются, вызывают ощущение несогласованности.

Дистония — отклонения от нормы в тонусе мышц.

Длительность — свойство звука, определяющее его протяженность. Графически Д. обозначается так:

Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную).

Жанр — понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. «Жанровой» обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.).

Женские голоса в сольном пении: сопрано (высокое звучание), меццо-сопрано (среднее звучание), контральто (низкое звучание), альты (низкое звучание).

Запев — начало сольной или хоровой песни.

Затакт — начало музыкального произведения со слабой доли.

Звук музыкальный — колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу).

Звукоряд — последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Импровизация — творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д.

Интенционный тремор — ритмическое дрожание конечности в момент активного движения.

Интервал — расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется «основанием», верхний — «вершиной»; например, прима (повторение одного и того же звука), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т.д.

Интонация — мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

Кантилена — напевная, плавная манера исполнения. Кинестетическая чувствительность — ощущение собственных движений.

Ключ — знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной строки. Наиболее употребительны: скрипичный (соль — на второй линейке), басовый (фа — на четвертой линейке).

Консонанс — созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга.

Контрактура — неподвижность сустава.

Лад — соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.

Мажор — ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки.

Мелодия — одноголосая последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием.

Метр — последовательное чередование сильных и слабых долей в такте.

Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки.

Миоклония — быстрые, отрывистые подергивания отдельных мышечных групп или мышц, распространяющиеся чаще всего на мышцы конечностей.

Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).

Модуляция — логичный, интонационный переход в другую тональность.

Мотив — наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю.

Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки.

Нота — графическое изображение звука.

Нотный стан (нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот.

Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки.

Паралич — полная невозможность движения органа, зависящая от поражения двигательных аппаратов центральной или периферической нервной системы.

Парез — неполный паралич.

Парафазия: а) замена звуков; б) замена слов близкими по звучанию или по смыслу.

Патогенез — внутренние механизмы возникновения и развития патологических процессов, лежащих в основе болезни.

Пауза — знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот:и т.д.

Персеверация — навязчивое повторение одного и того же слова, звука.

Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте.

Праксис — предметные действия.

Размер — графическое изображение, определяющее счет (чередование долей) в данном произведении. Проставляется в начале нотной строки в виде дроби, например: — (две четверти), — (три четверти), (шесть восьмых) и т.д.

Регистр определяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий.

Ритм — последовательное чередование звуков (различной высоты и длительности), имеющих смысловое и выразительное значение.

Синергия — сложное комплексное движение.

Синкинезия — содружественные движения.

Синкопа — смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую.

Стаккато — исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием.

Ступени лада — звуки, имеющие следующие обозначения:

Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной). Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией).

Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т. проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderato (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио).

Тон — расстояние между двумя звуками, включающее два полутона.

Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда.

Транспозиция (транспонировка) — исполнение произведения (песни, пьесы) в другой тональности.

Трезвучие — аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например «до»-«ми»-«соль»). Т. может быть мажорным или минорным и, таким образом, определять лад.

Тремор — дрожание.

Фактура — сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодии, аккомпанемента, отдельных голосов, подголосков, тем и т.д.

Фермата — графическое обозначение дополнительного продления звучания в целях большей выразительности.

Фонема — наименьшая звуковая единица языка, служащая для различения слов или их форм.

Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф. — это структура произведения, например двучастная и трехмастная формы.

Хорея — заболевание нервной системы, основными симптомами которого являются подергивания, непроизвольные аритмичные, некоординированные сокращения мускулатуры, быстрые по темпу, наблюдающиеся как в покое, так и при движениях.

Хроматизм — полутоновое изменение высоты звуков с помощью знаков альтерации.

Эфферентный — приносящий возбуждение от центральной нервной системы к периферии.

 

 

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОТ АВТОРА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ

4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

5. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Вопросы и задания

ГЛАВА ВТОРАЯ. СИСТЕМА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО И ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2. ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Вопросы и задания

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. МУЗЫКА И ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

1. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ШКОЛЬНИКОВ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

2. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО И ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

Вопросы и задания

ГЛАВА ВТОРАЯ. СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

2. ХОДЬБА И МАРШИРОВКА В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

3. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСАМ АРТИКУЛЯЦИИ

4. УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

5. УПРАЖНЕНИЯ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ВНИМАНИЕ

6. СЧЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

7. РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

8. УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗМЕРА ИЛИ МЕТРА

9. УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМПА

10. РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

11. ПЕНИЕ

12. ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

13. МУЗЫКАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

14. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

15. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

16. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вопросы и задания

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕТОДИК

ГЛАВА ПЕРВАЯ. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ

2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ

Вопросы и задания

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И МЕДИЦИНСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

1. НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО. МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2. НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ, ЭМОЩЮНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

3. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ

4. ЗАВИСИМОСТЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩИХСЯ ОТ ЭТАПА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Вопросы и задания

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИ СЛАЛ ИИ, РИНОЛ АЛ ИИ, ДИЗАРТРИИ, РАССТРОЙСТВ ГОЛОСА

I. НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЛИЦСДИСЛАЛИЕЙ, РИНОЛАЛИЕЙ, ДИЗАРТРИЕЙ, С РАССТРОЙСТВАМИ ГОЛОСА

2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДИСЛАЛИИ, РИНОЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ, НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Вопросы и задания

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ АЛАЛИЕЙ

I. НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ, СЕНСОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

2. ПОЭТАПНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ АЛАЛИЕЙ

Вопросы и задания

ГЛАВА ПЯТАЯ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕТОДИКАХ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ

1. НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ, СЕНСОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ

2. КИНЕЗИТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ В СИСТЕМЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Вопросы и задания

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РЕЧЕВОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

2. ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Вопросы и задания

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!