Единомыслие: Мир Царства Небесного



Кеннет Уопник – Беседа о Курсе чудес

 

Кеннет Уопник

БЕСЕДА О КУРСЕ ЧУДЕС

Перевод с английского Киры Фельдгун

©

открытый мир

Москва, 2006

УДК 1/14 ББК 87.2 У63

Перевод с английского Киры Фелъдгун

Уопник, Кеннет

Беседа о Курсе чудес /Кеннет Уопник; Пер. с англ. К. Фельдгун. — М.: Открытый Мир, 2006. — 128 с. ISBN 5-9743-0058-5

 

«Беседа о Курсе чудес» — полезное пособие для изучающих эту необычную философско-психологическую духовную мыслительную систему Автор книги доктор философии Кеннет Уопник одним из первых познакомился с этим прекрасным учением Он работал в тесном контакте с Хелен Шакман, записавшей Курс чудес, и активно участвовал в подготовке рукописи к публикации, а затем стал учителем для многих и многих людей, стремившихся изменить свое мышление в соответствии с Учебным планом Святого Духа Книга помогает проникнуть в суть идей Курса и практически применять их к проблемам повседневной жизни

 

УДК 1/14 ББК 87 2

Все авторские права принадлежат «Foundation for A Course in Miracles» Ни один фрагмент этой книги не может быть воспроизведен или передан в какой угодно форме и какими угодно средствами, включая фотокопию, аудио- и видеозапись, а также любые устройства хранения информации или воспроизводящие системы, без предварительного письменного разрешения издателя За информацией обращаться в «Foundation for A Course in Miracles»

© Foundation for Inner Peace, 1976, 1992 © Foundation for A Course in Miracles, 1999 © Фельдгун К, перевод, 1999 ISBN 5-9743-0058-5 © ООО «Открытый Мир», 2006

Содержание


Предисловие к седьмому изданию  4

ГЛАВА ПЕРВАЯ

История Курса чудес  9

ГЛАВА ВТОРАЯ

Единомыслие:

Мир Царства Небесного  31

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Неправильное мышление:

система мышления эго 43

Грех, Вина и Страх 44

Отрицание и проекция 49

Цикл «атака-защита» 57

Особые отношения 63

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

Правильное мышление:

система мышления Святого Духа ... 77

Гнев — Прощение  77

Смысл чудес  104

ГЛАВА ПЯТАЯ

Иисус: Цель его жизни


Предисловие

Эта книга воспроизводит запись однодневного семинара, который Кеннет Уопник проводил в Мэдисоне, штат Коннектикут, 9 мая 1981 года.

Поскольку перевод первого издания «Беседы о Курсе чудес» (прежнее название: «Введение к Курсу чудес») на русский язык (1999 г.) был сделан с третьего английского издания книги, а данное издание соответствует седьмому английскому изданию, следует сказать несколько слов о промежуточных изданиях книги на английском языке.

Настоящее издание было переработано. В него были включены ссылки на цитаты из библейского текста. Читатель может заметить, что, хотя некоторые отрывки и заключены в кавычки, они не являются дословными цитатами. Мы сохраняли выбор слов первоначальной устной презентации. Кроме этих изменений и небольших редакторских поправок, книга сохранена в том же виде, что и предыдущее издание.

Предисловия к шестому и пятому изданиям касаются только изменений в наборе книги и к русскому изданию отношения не имеют.

Для четвёртого издания был изменен набор книги, в остальном она ничем не отличается от третьего издания. Исключение составляют ссылки на Курс чудес. Это было необходимо в связи с выходом второго издания Курса чудес (1992 г.), который содержит нумерацию для всех параграфов и предложений, а также для глав и частей текста, уроков и введений в Учебнике для студентов, вопросов в Руководстве для учителей и терминов в разделе Определение терминов. Так, ссылки на Курс чудес разъясняются ниже.

Примеры для каждой книги:

Организация Foundation for A Course in Miracles


 

Кеннет Уопник получил докторскую степень по философии по специальности «клиническая психология» в Adelfi University в 1968 году. Он был близким другом и ассистентом Хелен Шакман и Билла Тетфорда — людей, чьё объединение ради общей цели послужило решающим стимулом для записи Курса чудес.

Начиная с 1973 года жизнь Кеннета связана с Курсом. Он пишет статьи, ведёт обучение и применяет принципы Курса в своей психотерапевтической практике. Он является членом совета директоров Foundation for Inner Peace, издателя Курса чудес.

В 1983 году вместе с женой Глорией он основал Foundation for A Course in Miracles, принявшем в 1984 году форму «Центра обучения и исцеления» в Кромпа- унде, штат Нью-Йорк. Центр разрастался необычайно быстро и очень скоро перерос свои возможности. В 1988 году Кен и Глория открывают в верхнем Нью- Йорке Центр, включающий в себя Академию и Ретрит. В 1995 году они основали Институт обучения внутреннему покою на основе Курса чудес, образовательную корпорацию под эгидой Совета Регентов штата Нью- Йорк. В 2001 году Foundation переезжает в Темекулу, штат Калифорния, и основное внимание начинает уделять обучению студентов с помощью электронных методов. Один раз в квартал выходит бюллетень «Маяк», который рассылается подписчикам бесплатно. Вот какой видят свою организацию Кен и Глория:

«С самых первых шагов в изучении Курса чудес, обучении ему и внедрении его принципов в наши профессии (соответственно психотерапии и школьной администрации) нам становилось ясно, что Курс — не самая лёгкая для усвоения мыслительная система. Это относится не только к способности интеллектуального восприятия его учения, но и, что важнее всего, практического воплощения его принципов в жизнь. Так, с самого начала нам стало ясно, что постижение учения Курса идёт параллельно с постоянным обучением Святым Духом в представляющихся нам ежедневно возможностях внутри наших отношений. Это отражено в начальных страницах «Руководства для учителей».

Несколько лет назад, когда Хелен и я (Кеннет) обсуждали эти идеи, она поделилась со мной образом

Центра, представшим в её видении. Это был белый храм с золотым крестом на крыше. Хотя не вызывало сомнений, что образ был символическим, мы поняли, что он олицетворял такое место, где были бы проявлены личность Иисуса и весть, которую несёт его Курс чудес. Иногда нам представлялся маяк, посылающий свет далеко в море и зовущий путников, ищущих его. Для нас этот свет — учение Курса о прощении, которое мы надеемся разделить с теми, кого привлекают форма обучения в нашем Центре и наше видение Курса чудес.

Это видение включает в себя веру в то, что Иисус дал нам Курс в определённое время и в определённой форме по нескольким причинам. Среди них:

1. Необходимость избавления разума от уверенности, что атака есть спасение. Это достигается через прощение, отказ от нашей веры в реальность разделения и вины.

2. Необходимость уделить особое внимание Иисусу и / или Святому Духу как нашему любящему и доброму Учителю и подчеркнуть важность развития личных отношений с этим Учителем.

3. Исправление ошибок христианства, особенно там, где оно подчёркивало страдание, жертву, разделение и обряды как составную часть Божьего плана спасения.

Наше мышление всегда вдохновлялось Платоном (и его учителем Сократом) — как самим человеком, так и его учением. Академия Платона была местом, куда серьёзно мыслящие люди приходили изучать его философию в атмосфере, способствующей постижению. Затем они возвращались к своим профессиям, чтобы применить на практике то, чему обучал их ве

ликий философ. Таким образом, своим подходом, основанным на объединении абстрактных философских идеалов с опытом, школа Платона казалась совершенной моделью учебного центра, который мы искали многие годы.

Следовательно, мы видим своей основной целью помощь студентам в углублении понимания мыслительной системы Курса, концептуально и эмпирически, что может стать для них более эффективным инструментом учения Иисуса в их личной жизни. Поскольку обучение прощению без опыта переживания его бесполезно, одна из наших конкретных целей — помощь в организации процесса, в ходе которого люди смогут лучше понять, что их собственные грехи прощены и что они воистину любимы Богом. Таким образом, Святой Дух сможет через них выразить Свою Любовь к другим».

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

История Курса чудес

В истории Курса чудес весьма показательно, что и сам процесс, и все обстоятельства его записи служат великолепным примером осуществления его основных принципов. Центральная весть Курса выражена мыслью о том, что спасение приходит в любое мгновение, когда два человека разделяют общие интересы или объединяются в достижении общей цели. В подобном единении всегда присутствует некий аспект прощения, о чём речь пойдёт дальше.

Заслуга в появлении Курса чудес принадлежит Хелен Шакман, скончавшейся в феврале 1981 года, и Уильяму (Биллу) Тетфорду[1]. Оба были психологами и работали в Медицинском центре Колумбийского университета в Нью-Йорке. Первым туда пришёл Билл, получивший в 1958 году место заведующего отделением психологии. Спустя несколько месяцев его сотрудницей стала Хелен. В течение первых семи лет совместной работы отношения между ними складывались на редкость сложно. Хелен и Билл были личностями, полностью противоположными друг другу. При достаточно сбалансированных и даже хороших рабочих отношениях их личные взаимоотношения были неоднозначными, сложными, подчас весьма напряжёнными.

Трудности возникали не только между ними, но и с коллегами по отделению, с работниками других отделов Медицинского центра и с представителями смежных профессий других медицинских центров. Это была типичная атмосфера большого университета или Медицинского центра, и «Коламбия» в этом смысле ничем не отличалась от других институтов.

Поворотным пунктом в их жизни стал весенний день 1965 года. Им предстояло очередное совещание по смежным дисциплинам в Корнелльском медицинском центре, находящемся на другом конце Нью- Йорка. Эти совещания, как правило, были событиями малоприятными. Проходили они обычно в атмосфере неприкрытой конкуренции и междоусобной грызни, что, повторяю, для университетской среды было весьма типичным явлением. Хелен и Билл не составляли исключения; как и все, они активно критиковали и судили других. Но в этот день перед самым уходом Билл, человек обычно тихий и скромный, сделал нечто, для него из ряда вон выходящее. Он произнёс перед Хелен пламенную тираду, заявив, что должен существовать какой-то иной путь для проведения этих совещаний и решения возникающих проблем. Он чувствовал, что вместо бесконечной критики и постоянной конкуренции они должны проявлять к людям больше терпимости и любви.

Таким же неожиданным и никак не соответствующим её характеру прозвучал ответ Хелен. Она полностью согласилась с Биллом и пообещала свою помощь в поисках этого другого пути. Подобное согласие никак не вязалось с их личностями, непримиримыми и всегда критически настроенными по отношению друг к другу. Их союз стал примером того, что Курс называет святым мгновением или средством во спасение.

На уровне, не осознаваемом ни одним из них, это мгновение подействовало как сигнал, давший толчок целой серии явлений, которые начали происходить с Хелен во сне и наяву. Я упомяну только некоторые из них, имеющие глубокую парапсихо- логическую природу и глубоко религиозный аспект, ибо всё чаще и чаще ей стал являться образ Иисуса. Это было тем более неожиданно, что никак не совпадало с той религиозной позицией, которую в ту пору занимала Хелен. Ей было уже за пятьдесят, и к этому периоду своей жизни она избрала роль воинствующей атеистки, умело скрывающей свою горькую обиду на Бога, не сделавшего для неё ничего хорошего. Она всегда была непримирима и даже агрессивна в отношении любой формы мышления, по её мнению, недостаточно чёткой, допускающей малейшие сомнения или не поддающейся изучению, измерению, оценке. Блестящий психолог, учёный, она обладала острым аналитическим умом и логическим мышлением, проявляя при этом абсолютную нетерпимость к любому отклонению от подобного строя мыслей.

С самого раннего детства у Хелен обнаружились некоторые парапсихические способности вроде способности видеть вещи, которых на самом деле нет. Она не обращала на этот феномен особого внимания, поскольку считала, что данное качество присуще всем. В очень раннем возрасте она несколько раз пережила поразительный мистический опыт, которому также не придала большого значения. Более того, до момента, о котором идёт речь, она никогда не упоминала о нём. И вот теперь в её жизни начали происходить эти удивительные события. Они очень пугали её; где-то в сознании шевелилась мысль, что она начинает сходить с ума. Это были неординарные явления, и, мне кажется, если бы не постоянная поддержка и ободрение Билла, она остановила бы весь процесс.

Необходимо отметить, насколько существенными были и помощь Билла, и его постоянное единение с Хелен. Без него запись Курса чудес была бы просто невозможна. Таким образом, перед нами ещё один пример воплощения основного принципа Курса, принципа, повторяемого в разных вариантах снова и снова: «Спасение есть совместное начинание» (Т-4.VI.8:2); «В ковчег мира входят парами» (Т-20.ѴІ.6:5); «В Царство Небесное поодиночке не войти» (У-ч.1.134.17:7) и «..вместе, или ни один...» (Т-19.ІѴ-Г.12:8). Если бы Хелен и Билл не объединились в этом начинании, никакого Курса чудес не было бы и мы не собрались бы сегодня беседовать о нём.

Всё, что переживала Хелен тем летом, было похоже на многосерийный фильм. Опыт приходил к ней в разное время, но всегда в состоянии бодрствования; это не было сном. Серия началась с того, что, гуляя по опустевшему взморью, она набрела на лодку, лежавшую на песке. Хелен поняла, что ей нужно столкнуть лодку в воду. Однако одной ей это было не под силу, поскольку лодка слишком глубоко увязла в песке. Вдруг перед ней появился путник и предложил свою помощь. На дне лодки Хелен заметила нечто, описанное ею как приёмно-передающее устройство старого типа. Она сказала путнику: «Может быть, это поможет нам». Но он ответил: «Оставь это на время. Ты ещё не готова». И с этими словами он столкнул лодку в воду. Какие бы ни возникали проблемы, какие бы в жизни Хелен ни бушевали бури, человек этот всегда приходил ей на помощь. Со временем она догадалась, что человеком этим был Иисус, хотя он и не появлялся в своём обычном, столь хорошо знакомом людям, обличье. Он всегда оказывался рядом, когда жизнь осложнялась.

В заключение, в последнем эпизоде этой серии, лодка достигла своей конечной цели, судя по всему, канала, в котором царили покой, тишина, неподвижность. На дне лодки была удочка, а леска тянулась до самого дна, на котором покоился сундук из тех, в которых обычно находят сокровища. При виде сундука Хелен разволновалась, поскольку в то время страстно увлекалась ювелирными украшениями и красивыми безделушками. Она горела нетерпением взглянуть на содержимое сундука. Подняв его наверх, Хелен огорчилась, увидев внутри лишь большую чёрную книгу. Ничего другого в сундуке не было. На корешке книги она прочла имя Эскулапа, греческого бога исцеления, но в тот момент имени не узнала. Только много лет спустя, когда Курс был уже отпечатан и переплетён в твёрдую чёрную обложку, Хелен и Билл поняли, что он выглядел точно так же, как чёрная книга, найденная Хелен в сундуке.

Она снова увидела ту же сокровищницу, но на этот раз сундук был опоясан нитью жемчуга. Несколькими днями позже Хелен приснился сон, в котором аист летал над деревнями и нёс в сумке чёрную книгу с золотым крестом на ней. И голос сказал ей: «Это твоя книга». (Всё это происходило до появления Курса.)

Было и ещё одно интересное явление, когда она увидела себя входящей в пещеру. Это была очень древняя пещера, и на полу её лежало что-то похожее на свиток Торы с двумя стержнями и навитым на них пергаментом (Торой называют первую часть Ветхого Завета). Свиток был древним. Таким древним, что, когда Хелен подняла его, тонкая тесьма, связывающая его, рассыпалась. Хелен раскатала свиток, приоткрыв центральную панель пергамента, и на ней прочла: «БОГ ЕСМЬ...» Слова понравились ей. Она шире развернула пергамент и увидела две чистые панели слева и справа. И голос сказал: «Если посмотришь влево, то сможешь прочесть всё, что происходило в прошлом. Если посмотришь на правую панель, то прочтешь всё, что произойдёт в будущем». Но она сказала: «Я не хочу ни того, ни другого. Мне нужна лишь центральная панель».

Хелен скатала свиток обратно так, что видимой оставалась только средняя панель со словами «БОГ ЕСМЬ...». Тогда голос сказал: «Спасибо. На сей раз это тебе удалось». В это мгновение она поняла, что успешно прошла какое-то испытание, которое, совершенно очевидно, не могла пройти раньше. На самом деле это означало, что она не пожелала злоупотребить своими способностями, то есть не захотела использовать их на потребу властолюбию и любопытству. Всё, чего она искала, было в настоящем, в котором и обретают Бога.

Один из уроков Учебника гласит, что, произнеся «Бог есть», мы умолкаем, ибо ничего нельзя добавить к этим двум словам (У-ч.1.169.5:4). По-моему, этот отрывок относится к эпизоду в пещере. Через весь Курс проходит мысль, что прошлого не существует и что нас не должно заботить будущее, ибо его также не существует. Нам следует думать только о настоящем, ибо лишь в нём мы познаём Бога.

И наконец, последняя история. Хелен и Билл собирались провести один день в клинике Майо, (Mayo Clinic, Rochester, Minnesota), знакомясь с методами психологических оценок, разработанных местными психологами. В ночь перед поездкой Хелен отчётливо увидела в своём воображении церковь, которую поначалу посчитала католической, только позже поняв, что церковь была лютеранской. Она видела её настолько ясно, что сделала карандашный набросок. Поскольку в своём видении она глядела на церковь сверху, то была убеждена, что церковь предстанет их глазам во время приземления самолёта в Рочестере. Церковь эта стала для Хелен существенным индикатором её здравомыслия, поскольку к тому времени она начала серьёзно сомневаться в здоровье своего рассудка и не могла разобраться во всём внутреннем, переживаемом ею опыте. Она полагала, что, увидев эту церковь воочию, она убедится в том, что не сходит с ума. По приземлении, однако, церкви они не увидели, и Хелен пришла в отчаяние. Тогда Билл нанял такси и попросил шофёра показать им все церкви Рочестера. В городе их оказалось примерно 26, но ни одна не походила на ту, которую видела Хелен. Досада не оставляла её, но сделать что-либо ещё в тот вечер они не могли.

Следующий день прошёл в делах, а вечером они возвращались в Нью-Йорк. В зале ожидания аэропорта Билл — большой любитель сувениров — купил книгу о Рочестере. Книга предназначалась в подарок мужу Хелен, Луи, и Билл надеялся, что Луи обрадуется такому подарку. Среди прочего в книге рассказывалась история создания клиники Майо. Листая страницы, Билл неожиданно наткнулся на фотографию церкви, в мельчайших деталях схожую с той, что описывала Хелен. Это был старый участок, на котором впоследствии выросла клиника. Для строительства её церковь пришлось снести. Хелен смотрела на церковь вниз, поскольку той уже не было. Она смотрела вниз во времени. Она почувствовала себя лучше, но история на этом не кончилась.

Хелен и Билл делали пересадку в Чикаго. Была поздняя ночь, и они очень устали. В зале ожидания напротив них сидела женщина, полностью погружённая в свои мысли. Несмотря на отсутствие ка- ких-либо внешних признаков, Хелен вдруг ощутила, что женщина очень расстроена. Она встала, подошла к женщине (что было ей несвойственно) и заговорила с ней. Та действительно была грустна. Она оставила свой дом, детей и мужа и устремилась в Нью-Йорк, где никогда не была и никого не знала. У неё было с собой всего триста долларов, и она панически боялась полёта, поскольку никогда раньше не летала. Познакомившись с ней, Хелен представила её Биллу. В самолёте они усадили женщину между собой и всячески заботились о ней. Та рассказала, что хотела остановиться в лютеранской церкви, так как сама была лютеранкой. И тут Хелен услышала внутренний голос: «И это моя истинная церковь». Она поняла, что имеет в виду Иисус; истинная церковь — не здание, а помощь другому человеку, единение с ним.

По приезде в Нью-Йорк Хелен и Билл поместили свою новую знакомую в отель, и любопытно, что в течение нескольких следующих дней они продолжали случайно сталкиваться с нею в городе. Кажется, Билл встретил её однажды в Блюмингдэй- ле (огромный универмаг в Нью-Йорке), а Хелен несколько раз приглашала её к себе в гости на обед. В итоге женщина вернулась к своей семье, но связи с Хелен не порывала. Она посылала ей открытки на Рождество и однажды позвонила в то время, когда я был у них в гостях. Эта история весьма существенна как подтверждение того, что важен не сам по себе парапсихический феномен, но духовная цель в основе его. В данном случае — помощь другому человеку.

Однажды в середине октября Хелен сказала Биллу: «У меня есть предчувствие, что я совершу нечто непредвиденное». Билл посоветовал ей завести тетрадь и записывать всё, о чём она будет думать, что услышит или увидит во сне. Так она и сделала. Хелен владела стенографией и могла записывать очень быстро. Как-то через несколько недель вечером она услышала голос, обращённый к ней: «Это — Курс чудес. Пожалуйста, запиши». В панике она позвонила Биллу и сказала: «Этот голос продолжает повторять одни и те же слова. Что мне делать?» И Билл сказал то, за что будущие поколения будут вечно ему благодарны. Он сказал: «Почему бы тебе ни послушаться голоса?» Хелен так и поступила. Она начала делать записи под диктовку голоса, и через семь лет эти записи составили три книги, которые нам так хорошо знакомы и которые называются Курс чудес.

Диктовки голоса были похожи на внутреннюю магнитофонную запись: Хелен могла включить и выключить магнитофон по своему желанию. Однако она не могла «выключить» его надолго, так как явно начинала нервничать. Хотя голос и говорил очень быстро, она успевала всё записывать. Здесь очень пригодились её навыки в стенографии. Записывала она, будучи в полном сознании. Процесс этот не был автоматическим письмом. Она не была в трансе или тому подобном состоянии. Например, если во время записи неожиданно звонил телефон, она откладывала карандаш, говорила по телефону и, вернувшись, заканчивала фразу. Довольно часто она могла начать запись точно с того места, на котором остановилась. Это вызывает изумление, особенно если учесть, что большая часть Курса написана белым стихом, пятистопным ямбом и, даже отвлекаясь, Хелен не упускала ни стихотворный размер, ни смысл того, что говорил голос.

Больше всего, пожалуй, Хелен ужасало то, что голос отождествлял себя с Иисусом. Значительная часть книги написана от первого лица, и в ней Иисус неоднократно упоминает собственное распятие. Нет никакой ошибки в отождествлении голоса. Однако в Курсе подчёркивается: чтобы изучать его с пользой, нет необходимости верить в принадлежность голоса Иисусу. Мне думается, что легче всё же в это верить, тогда нам не придётся подвергать себя ментальной гимнастике при чтении Курса. Но это совершенно не обязательно для претворения принципов Курса в жизнь. Книга и сама говорит об этом. Есть отрывок, посвящённый Иисусу в Руководстве для учителей, где говорится, что мы не обязаны принимать Иисуса в нашу жизнь, но он может помочь нам намного больше, если мы дадим ему в ней место.

У Хелен не было и тени сомнения в том, что голос принадлежал Иисусу, и это пугало её ещё больше. Опыт этот не был счастливым для неё. Её поддерживало лишь убеждение, что каким-то образом она выполняет свое предназначение. Как-то она горько пожаловалась Иисусу: «Почему ты выбрал меня? Почему не предпочёл какую-нибудь милую, святую монахиню или кого-то другого в этом роде? В самую последнюю очередь выбор должен был пасть на меня». На что получила ответ: «Не понимаю, к чему эти разговоры, если ты всё равно делаешь то, что нужно». С этим было нельзя не согласиться, ибо она уже делала своё дело, и совершенно очевидно — лучшего выбора быть не могло.

Хелен ежедневно записывала слова Курса в свой стенографический блокнот. На следующий день, выкроив время в насыщенном расписании, она диктовала записанное Биллу, а тот печатал текст на машинке. Билл шутил, что одной рукой он печатал, а другой поддерживал Хелен, которая испытывала трудности даже при чтении своей рукописи. Так осуществлялась первоначальная запись Курса. Напомню, что процесс этот занял семь лет.

Как большинство из вас уже знает, Курс чудес состоит из трёх книг: Текста, Учебника для студентов и Руководства для учителей. Текст, наиболее сложная из трёх книг, содержит основополагающую теорию Курса. Учебник состоит из 365 уроков (по одному уроку на каждый день года) и очень важен как практическое применение принципов Текста. Руководство для учителей — книга самая короткая и для чтения более лёгкая, нежели две остальные, поскольку содержит ответы на наиболее вероятные вопросы, которые могут возникнуть у изучающих Курс. Это действительно хорошее обобщение многих принципов Курса. Почти приложением к трём книгам служит часть, разъясняющая термины; она была закончена через несколько лет после завершения Курса. Словарь явился попыткой дать определение некоторым словам, употребляемым в Тексте. Но если по сей день смысл этих слов вам всё ещё не ясен, словарь вряд ли поможет. В нём, однако, есть немало приятных мест.

Хелен и Билл не внесли в запись Курса никаких изменений. Книги в их нынешнем виде сохраняют, по существу, ту самую форму, в которой они были поведаны. Единственные неизбежные поправки были вызваны тем, что Курс записывался подряд, без деления на главы и части. Не было ни пунктуации, ни членения на параграфы. Поначалу структурной обработкой Текста занимались Хелен и Билл, а когда я присоединился к ним в 1973 году, мы с Хелен снова переработали всю рукопись — поделили книгу на главы и ввели заголовки. Ни с Учебником, ни с Руководством для учителей никаких проблем не возникало, потому что первый был получен в виде готовых уроков, а второе — в форме вопросов и ответов. Основная работа проводилась над Текстом, но, поскольку первоначальный материал диктовался законченными логическими фрагментами, разбивка их на главы не представляла трудностей. В процессе мы постоянно ощущали, что действуем, ведомые Иисусом, и что наша работа полностью соответствует его желаниям.

Когда запись Курса только начиналась, значительная часть материала в нём была адресована лично Хелен и Биллу и предназначалась для того, чтобы помочь им понять происходящее, поддержать друг друга, а также принять то, что им давалось. Поскольку Хелен и Билл были психологами, материалы, связанные с учением Фрейда и других авторов, были даны им для возможности соотнесения того, что они уже знали, с тем, что излагал Курс. Позже, следуя велению Иисуса, они изъяли данный материал из Текста; по вполне понятным причинам он был неуместен в фундаментальном учении Курса. Единственной проблемой оказались стилистические провалы в местах изъятия текста, поэтому мы иногда добавляли одну-две фразы только ради сохранения логической связи между отрывками. Однако так было лишь в самом начале.

Стиль первых четырёх глав всегда оставался для нас проблемой. Это самые трудные для чтения главы. Причина тому, на мой взгляд, кроется в тех самых изъятых отрывках, отсутствие которых сделало материал стилистически неоднородным. По мере сил мы старались сгладить шероховатости Текста. Кроме того, первоначально Хелен испытывала шок от всего происходящего, что, несомненно, сказалось на её стиле, однако не повлияло ни на её слух, ни на понимание материала.

С самого начала, например, сочетание «Святой Дух» в тексте почти не упоминалось. Этот термин настолько пугал Хелен, что вместо него Иисус использовал «Духовный Глаз». Позже, по настоянию Иисуса, сочетание это было заменено «Святым Духом». Изначально даже слово Христос не употреблялось по той же самой причине и появилось в диктовках гораздо позже. После одного-двух месяцев записи Хелен успокоилась, и начиная с пятой главы Курс, по существу, предстаёт в своей оригинальной форме.

В книге также отсутствовали заглавные буквы. Поскольку Хелен тяготела к тому, чтобы писать с заглавной буквы любое слово, даже отдалённо ассоциируемое с Богом, я постоянно терзался сомнениями, решая, что следует писать с большой буквы, а что нет. Некоторые слова, однако, были написаны с заглавной буквы по настоянию Иисуса, дабы облегчить понимание их смысла. Хелен, будучи прекрасным редактором научных публикаций, постоянно испытывала соблазн заменить одни слова другими, более соответствующими её стилю. Но всегда получала совет не делать этого и подчинялась, что стоило ей больших усилий. Случалось, что она всё-таки изменяла некоторые слова, но, обладая феноменальной памятью, никогда не забывала, где именно она внесла изменения и через 200-300 страниц понимала, что утраченное слово было дано ей с целью позднейших ссылок на него. Хелен всегда возвращалась и исправляла своевольную редакцию.

Курс чудес был закончен осенью 1972 года, а я познакомился с Хелен и Биллом зимой того же года. Наш общий друг, священник-психолог, выполнял некоторые работы под руководством Хелен и Билла и знал о существовании Курса. Той осенью мы подружились. Это случилось накануне моей поездки в Израиль, и мой друг настоял на том, чтобы я встретился с двумя его хорошими знакомыми. Мы провели вместе вечер, в ходе которого вскользь упоминалась книга духовного содержания, написанная Хелен. Но ничего не было сказано о том, что это за книга и как она появилась.

Мы встретились на квартире у Билла, и я помню, как он показал рукой на стопку из семи больших папок в углу, содержащих Курс. Я не собирался брать с собой в Израиль практически ничего и, естественно, не думал, что должен приступать к чтению такого объёмного труда. Но я был заинтригован услышанным, хотя услышал не так уж много. Этот вечер я провёл со священником, и он сказал, что у него есть копия книги и что при желании я могу посмотреть её. Тогда я был совершенно уверен, что не должен делать этого, но позже, в Израиле, мои мысли постоянно возвращались к книге. Я написал Хелен письмо, рассказал о своём интересе и упомянул, что по приезде хотел бы прочесть её книгу. Позже Хелен сказала, что я написал слово «Книга» с заглавной «К». Я не помнил этого. Обычно я не склонен писать слова с заглавной буквы, но в тот раз я, очевидно, так и сделал. Как я уже говорил, будучи в Израиле, я продолжал думать о книге, словно она содержала нечто, для меня очень важное. Я вернулся в Штаты весной 1973 года, намереваясь провести какое-то время с моей семьей, друзьями, а затем вернуться в Израиль и поселиться в монастыре на неопределённое время. Но Книга вызывала у меня большой интерес, и, желая увидеть её, я назначил встречу с Хелен и Биллом. С первого момента знакомства с книгой я изменил все свои планы и принял решение не уезжать из Нью-Йорка.

На мой взгляд, Курс чудес представляет собой лучшее сочетание психологии и духовности из всех известных мне. В ту пору я не ощущал никакого ущерба в своей духовной жизни, но, познакомившись с Курсом, понял, что он является именно тем, что я искал всю жизнь. А когда вы находите то, что искали, вы с этим уже не расстаётесь.

С предельной ясностью в Курсе говорится о том, что он — не единственный путь на Небеса, и это очень важно помнить. В начале Руководства для учителей нам открывается, что Курс чудес является лишь одной формой универсального учения среди тысячи других (Р-І.4:1-2). Курс — не для всех, и было бы ошибкой думать иначе. Нет ничего такого, что было бы для всех. Я думаю, что Курс — очень важный путь, предложенный этому миру, но не каждому в нём. Тем, кто не пойдёт дорогой Курса, Святой Дух предложит что-то другое.

Было бы ошибкой истязать себя в попытках постичь Курс, не чувствуя себя с ним достаточно свободно. Не надо считать себя неудачником, не сумев осилить его. Это противоречило бы всему учению Курса. Он не должен порождать чувство вины. Совсем наоборот. Но тем, кто пойдёт дорогой Курса, стоит потратить усилия на его постижение.

Вопрос: Насколько я понимаю, многие, начав заниматься Курсом, испытывают большое сопротивление.

Ответ: Совершенно верно! И если кто-то, занимаясь Курсом, не пережил периодов, когда ему хотелось выбросить книгу в окно, сбросить с 9-го этажа или запустить ею в кого-нибудь, то он, вероятно, не постигает Курс. О том, чем вызваны подобные реакции, мы будем подробно говорить позже, но общая причина их в том, что учение Курса противоречит всему, во что мы верим. И ни за что мы не держимся так цепко, как за собственную систему убеждений, будь она правильна или нет.

В Курсе есть строка, вопрошающая: «Предпочитаешь ли ты быть правым или счастливым?» (Т-29.VII. 1:9). И большинство из нас, конечно, предпочитает счастью правоту. Учение Курса по- истине направлено против этого и воссоздаёт детальную картину неправоты нашего эго. Поскольку мы в большинстве своём отождествляем себя с эго, мы должны сопротивляться этой системе. И, повторяю, я действительно думаю, что если хотя бы однажды читающий не испытал сопротивления Курсу или трудностей с ним, дело с его изучением обстоит не так уж хорошо.

В то время, когда была сделана первоначальная запись Курса, о нём были осведомлены буквально несколько человек. Хелен и Билл хранили его, как глубокий, тёмный, исполненный вины секрет. Даже их родные, друзья и коллеги не подозревали о его существовании. Как бы во исполнение общего плана, накануне появления Курса оба получили рабочие помещения, расположенные довольно далеко от кабинетов их коллег. Это позволило им работать с материалом без постороннего вмешательства, хотя в тот период они были неимоверно загружены работой. Никто, однако, не подозревал об их занятии. Они держали работу над Курсом в строжайшем секрете, и, когда я появился в их кругу, там царила всё та же атмосфера глубокой тайны.

Первый год моей работы с Хелен и Биллом целиком ушёл на редакцию рукописи. Были проверены все заголовки, Хелен и я последовательно вычитывали слово за словом. Этот процесс занял примерно год, а по завершении мы перепечатали Курс заново. Таким образом, где-то к концу 1974 или к началу 1975 года Курс был полностью готов. Для чего он готов, мы не знали. Он всё ещё держался в секрете, но мы уже знали, что он готов.

Весной 1975 года появилось ещё одно действующее лицо — Джуди Скатч. Её появление — история сама по себе очень интересная, но сейчас я её касаться не буду. В этой истории одна неожиданность вела к другой, и в результате цепи неожиданностей Джуди появилась у нас в сопровождении Дагласа Дина. Вероятно, многие из вас знают Дина, очень известного парапсихолога. Итак, они пришли в Медицинский центр, казалось, по совершенно другим делам. Мы решили, что должны поделиться Курсом с Джуди и Дагласом, что мы и сделали. С этого момента Курс как бы вышел из наших рук и, в преддверии следующего шага, перешёл в руки Джуди. Это в конечном счёте и привело к его публикации. У нас самих не было в этом никакого опыта, и мы не чувствовали себя ответственными за публикацию Курса. Мы были ответственны только за то, чтобы он попал в хорошие руки и чтобы всё делалось правильно, но непосредственного участия от нас он уже не требовал. Теперь дело перешло к Джуди, и она с ним отлично справилась.

Открыв Курс чудес, вы заметите, что права на его публикацию датируются 1975 годом, хотя он не появился в печати до 1976 года. В это лето один из друзей Джуди в Калифорнии сделал фотонабор Курса. С него, в свою очередь, было сделано 300 копий, и в таком виде Курс оставался до 1976 года. Его появление в знакомом вам виде связано с серией «чудес», следовавших одно за другим. То, как быстро всё происходило, было воистину «чудесным». Первые книги вышли из печати в июне 1975 года, и на сегодняшний день (2006 г.) Курс насчитывает уже пятьдесят изданий.

Публикацией и распространением Курса чудес занимается организация «Foundation for Inner Peace». Курс не является ни движением, ни религией или ещё одной церковью. Скорее это система, с помощью которой, практикуя принципы Курса, человек может найти свою собственную дорогу к Богу. Как большинство из вас уже знает, сейчас в стране существует множество групп, изучающих Курс и возникающих спонтанно. Мы всегда считали очень важным не иметь никакой организации, которая функционировала бы как центральный орган.

Никто из нас не желал оказаться в роли гуру. У Хелен было довольно твёрдое мнение на этот счёт. Люди часто приходили к ней, располагались буквально у её ног, так что она едва не наступала им на головы. Она противилась тенденции сделать её центральной фигурой Курса. Она чувствовала, что центром его был Иисус, или Святой Дух, и так должно было оставаться. Это было очень важно для неё. Делать что-то ещё означало бы создавать организацию, по структуре подобную церкви, что, конечно, не отражало бы желания автора Курса чудес.

Вопрос: Как люди зарабатывали себе на жизнь, работая над Курсом все эти годы?

Ответ: Хелен и Билл имели постоянную работу, у меня там же была работа на неполный рабочий день, а также моя частная психотерапевтическая практика. Я быстро справлялся со всеми делами, чтобы в оставшееся время редактировать с Хелен Курс и делать всё необходимое. Вся работа выполнялась только в «свободное время», но мне кажется, что именно официальная работа была для нас «свободным временем». Следует, однако, заметить, что даже во время самой записи Курса и Хелен, и Билл были неимоверно заняты своими многочисленными обязанностями.

Вопрос: Было ли что-либо сказано относительно времени появления Курса? Почему именно в это время?

Ответ: Да. В самом начале «диктовок» Хелен получила полное объяснение происходящему. Ей было сказано, что нынче время «небесного ускорения». Иисус поведал ей, что мир находится в довольно плачевном состоянии. Это станет очевидно каждому, если посмотреть вокруг. То была середина 60-х годов, и мир, кажется, сейчас в ещё худшей форме, чем раньше. Люди утопали в проблемах, и некоторым было предложено посвятить свои специфические способности этому «небесному ускорению» в целях установления в мире нормального порядка вещей. Хелен и Билл были только двумя из тех, кто посвятил себя данному делу. В течение последних 15 лет быстро возрастало количество материала, который был, по утверждению его авторов, «вдохновлён» свыше. Цель всего происходящего состоит в изменении мышления людей относительно сущности мира. Курс чудес, повторяю, — лишь один из многих к тому путей. Я акцентирую на этом внимание из-за одной наиболее трудной темы Курса, о которой мы будем говорить позже: «особые отношения». Есть большой соблазн создать «особые отношения» с Курсом и сделать его действительно чем-то «особым» в отрицательном смысле слова. Это станет яснее позже, когда мы вернёмся к данной теме.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Единомыслие: Мир Царства Небесного

Для лучшего ознакомления с Курсом чудес целесообразно разбить материал на три части, поскольку в действительности он представляет собой три разные системы мышления: Единомыслие, отражающее мир Царства Небесного; ложное, или неверное мышление, отражающее систему мышления эго, и верное мышление, или здравомыслие, отражающее систему мышления Святого Духа.

Полезно к тому же сразу отметить, что Курс чудес написан на двух уровнях (смотри схему на стр. 32).

Первый уровень — это различие между Единым Разумом и разумом расщеплённым, тогда как второй уровень — контраст между верным и неверным, или ложным, мышлением. На первом уровне, к примеру, мир и тело рассматриваются как иллюзии, созданные эго. Они символизируют разобщение с Богом.

Второй уровень соотносится с тем миром, где, как нам кажется, мы живём. На этом уровне тело и мир видятся нейтральными и могут служить одной из двух целей. Для ложно мыслящего эго то и другое — средства углубления разобщения. Для здравомыслия они — инструменты Святого Духа в обучении, с помощью которых мы постигаем Его уроки прощения. Следовательно, на этом, втором, уровне иллюзии соотносятся с лжевосприятиями эго, которое, например, видит атаку вместо просьбы о любви и грех вместо ошибки.

 


 

Памятуя об этом, можно приступить к обсуждению трёх систем мышления в Курсе. Начнём с первой, в реальности единственной системы, которая описывается в начале Текста, как Единомыслие Христа, или Бога. Эта система мышления не имеет ничего общего с нашим миром. Я вкратце расскажу о ней, а затем мы оставим её, поскольку не на ней сосредоточен фокус внимания Курса. Она — фундамент Курса чудес, но не на этом уровне нам предстоит работать.

Единомыслие есть мир Царства Небесного, и в Курсе чудес ему соответствует слово «знание». Одной из трудностей, возникающих при первой встрече с Курсом, является употребление слов в значении, отличном от общепринятого. Если вы станете наделять слова Курса собственным смыслом, у вас возникнет масса затруднений. Такие слова, как «грех», «мир», «реальность», «Бог», «Иисус», «знание» и т. п., употребляются в Курсе в несколько ином смысле, чем в обычной речи. Если вы стараетесь подойти к Курсу непредвзято, с тем чтобы понять его содержание, невзирая на собственное согласие или несогласие с ним, вам придётся также понимать смысл слов и их использование в данном контексте.

Одно из таких слов — «знание». Оно используется в книге не в обычном смысле. Знание относится только к Богу, и мир знания не имеет ничего общего с нашим миром. Знание не есть вера или мыслительная система. Это опыт, и опыт, выходящий далеко за пределы всего, присущего нашему миру. Таким образом, Мир Небесный, мир знания, Божий мир духа — всё это одно и то же. Когда в Курсе говорится о мире духа, то это не имеет никакого отношения к миру материальному. Дух есть наше естество, наша подлинная реальность, наш истинный дом и, повторяю, не имеет отношения к тому, что мы ощущаем как нашу реальность здесь.

Центральной концепцией в Мире Небесном, или мире знания, является Троица. Я расскажу кратко о том, как Курс определяет Троицу, но вначале мне бы хотелось коснуться ещё одного момента, наиболее часто вызывающего возражения у людей, изучающих Курс. Они спрашивают: «Если тема и основная мысль Курса универсальны, т. е. мы все — одно, то почему он появился специфически в христианской форме?

Ответ на этот вопрос будет иметь смысл в свете одного из руководящих принципов Курса: ошибка должна быть устранена там, где она совершена. В западном мире христианство, несомненно, является самой влиятельной религией. В мире не было более сильной мировоззренческой системы независимо от того, отождествляете вы себя с христианством или нет. Не найдётся ни одного человека в мире (и уж наверняка никого в западном мире), кто не испытал бы на себе глубокого влияния христианства. Христиане и нехристиане — мы все живём в христианском мире. Наш календарь основан на датах рождения и смерти Иисуса. Однако бесспорно и то, что христианство не было очень христианским, что, в свою очередь, легко проследить по истории Церкви.

Поскольку христианство имело (и имеет по сей день) такое большое влияние на мир, и влияние это не очень-то христианское, ошибки христианства необходимо устранить, прежде чем что-либо другое можно будет сделать для радикального изменения системы мышления в нашем мире. Вот почему, я думаю, Курс чудес появился в конкретно христианской форме. Любой человек, изучающий Курс и имеющий за плечами опыт христианства, очень скоро убедится, что христианство, которому его учили с детства, и христианство, о котором идёт речь в Курсе, не имеют ничего общего. Муж Хелен Шакман, Луи, очень добрый человек, глубоко отождествляющий себя с иудаизмом, однажды сказал мне, что если бы христианство походило на христианство Курса, то на свете не было бы антисемитизма. И в этом нет никаких сомнений.

Следовательно, Курс появился в такой форме для исправления ошибок, привнесённых историческим христианством. На протяжении всего Курса чудес, особенно в первых главах Текста, даются многочисленные цитаты из Библии, и многие из них в новой трактовке. В начале третьей и шестой глав имеются очень сильные отрывки, посвящённые распятию, где Иисус восстанавливает истину, объясняя, что именно пошло по ложному пути и привело людей к искажённому пониманию его распятия. Он объясняет, почему это случилось и как из этой ошибки выросла целая мировоззренческая система. Рассуждения Иисуса не традиционно-христианские, но принципы их сугубо христианские в том смысле, какой он первоначально вложил в своё учение.

Вот почему Курс чудес является христианским по форме и почему несколько раз в Тексте Иисус говорит, что он нуждается в нашем прощении. Это относится и к еврею, и к христианину, и к атеисту. На свете нет такого человека, который на том или ином уровне, сознательно или бессознательно не увидел бы в Иисусе врага. По той же самой причине люди видят врага в его Курсе, который представляет собой угрозу тому самому фундаменту, на котором зиждется вся система мышления эго. Таким образом, ещё раз, прежде чем выйти за пределы того, что было христианством, мы должны его простить. Это будет в полном согласии с принципами Курса. Практически использование Курсом христианской терминологии служит камнем преткновения для каждого читателя. Это совершенно очевидный камень преткновения для тех, кто был воспитан в иудаизме, поскольку вам с ранних лет внушают, что слово Иисус имеет негативный оттенок. Терминология не вызывает восторгов и у христиан, ибо христианство Курса весьма отлично от формы известного им христианства. У атеиста с Курсом тоже возникают очевидные проблемы. То есть практически нет никого, кто не испытывал бы проблем с Курсом чудес, вызванных его формой. Следовательно, форма эта не случайна. По существу, то, что Иисус не делает никакого секрета из своего авторства данной мыслительной системы, тоже не случайно. Истинная цель книги — помочь миру простить Иисуса и простить себя за искажённую интерпретацию его учения.

Вопрос: Что Вы можете сказать о поэтичности книги?

Ответ; Хелен была почитательницей Шекспира, и пятистопный ямб в Курсе близок к шекспировскому стилю. Имеется также несколько намёков на трагедии Шекспира, и Библия цитируется в версии короля Иакова с сохранением старой орфографии. Однако, несмотря на иногда поразительные параллели с учением Библии, Курс, как я уже говорил, в действительности отличается от того, что мы называем библейским христианством.

И последнее. Поскольку цель Курса — исправление ошибок христианства, в нём намеренно используется христианская терминология для обозначения ипостасей Троицы, носящих мужские имена. Это ещё одно обычное возражение, возникающее у читателей. Причина такого использования двоякая. Во-первых, язык иудаизма и христианства тяготеет к мужскому роду, и Курс наследует эту традицию. Во-вторых, значительная часть Курса написана в поэтической форме, и двойственность местоимений (его/её) нарушила бы поэтический строй. Уверяю вас, что автор Курса вовсе не женоненавистник и тем паче не шовинист, защищающий господство «сильного пола».

Первая ипостась в Троице, конечно, Бог — Источник всего сущего. Он часто называется в Курсе Отцом, что также попросту заимствовано из иудео- христианской традиции. Другое имя ему — Творец, поскольку всё исходит от Него. Природа Бога, по существу, есть чистый дух, а поскольку Бог неизменен, не имеет формы, вечен и является духом, то всё, не разделяющее эти свойства, не может быть реальным. Вот почему Курс говорит о том, что мир нереален и не был сотворён Богом. Мир изменяем, не вечен и имеет материальную форму. Следовательно, он не может быть от Бога.

Второе Лицо Троицы — Христос. В своём творении Бог естественным образом продолжил Себя Самого. Естественное состояние духа — продолжаться и изливаться. Продолжение Бога есть Его творение, и творение это мы знаем как Сына Божьего, или Христа. Самым трудным для понимания здесь является то, что слова или концепции, которыми мы оперируем, принадлежат нашему собственному миру, миру восприятия, ограниченному пространством и временем. Эту материальную вселенную мы создали как замену Царству Небесному. Детальное рассмотрение этой темы, однако, выходит за рамки нашего однодневного семинара.

В Царстве Небесном, следовательно, нет ни времени, ни пространства. Когда мы мыслим о Боге, продолжающем себя, естественный образ, возникающий у нас, будет временным и пространственным, что не соответствует действительности. Как говорится в Курсе в таких случаях, даже не старайтесь понять то, что не может быть понято. Учебник совершенно справедливо использует фразу «пустые размышления» (У-ч.1.139.8:5). Курс чудес утверждает, что мы можем постичь истину лишь через опыт откровения, и всё равно её невозможно облечь в слова: слова суть символы символов, следовательно, они «вдвойне удалены от реальности» (Р-21.1:9-10).

Сын Божий, или Христос, также продолжает себя. Продолжение Бога есть Его Сын, и Он зовётся Христом. Христос Един. Есть только один Бог и только один Сын. Другими словами, подобно тому, как Бог продолжает Свой Дух, Сын Божий продолжает свой. Это подводит нас к одному из наиболее туманных терминов Курса, а именно — «творениям». Упоминая «творения», Курс имеет в виду продолжение Христова духа. Подобно тому, как Бог сотворил Христа, творит и сам Христос. И творения Христа в Царстве Небесном известны как «творения». В Курсе не делается попыток объяснить этот феномен. Когда вы встретите это слово, достаточно будет понять, что оно означает естественный процесс продолжения духа.

Курс чудес даёт отчётливо понять (и это очень важная мысль), что хотя мы, будучи Христом, творим, как Бог, мы не сотворили Бога. Мы — не Бог. Мы — продолжения Бога и Божьи Сыны, но не

Первопричина. Есть только одна Первопричина, и это Бог. Верить в то, что мы — Бог, что мы — источник бытия, значит, идти на поводу у эго и верить в свою автономию, т. е. в то, что мы можем сотворить Бога так же, как Бог сотворил нас. Если поверить в это, то создастся замкнутый круг, из которого нет выхода, ибо вы утверждаете, что вы — творец своей собственной реальности. В Курсе эта проблема называется «проблемой авторитета». Мы — не авторы нашей реальности. Бог её автор. Поверив однажды в то, что мы — Бог, мы ввергаем себя в соревнование с Ним, а тогда-то и начинаются проблемы. Это, безусловно, и явилось изначальной ошибкой, о чём мы будем говорить позже.

В самом начале, которое, естественно, выходит за рамки всякого времени, были только Бог и Его Сын. Это состояние было подобно одной большой и счастливой семье на Небесах. В один странный момент, которого в действительности не было, Сын Божий поверил, что может отделиться от Отца. В этот момент и произошло разделение. Поистине же, как говорится в Курсе, этого не могло случиться, ибо каким же образом часть Бога могла отделиться от Него? Однако тот факт, что все мы здесь, или думаем, что мы здесь, кажется, означает нечто другое. Курс не даёт объяснения разделению. Он просто упоминает о нём. Не пытайтесь спрашивать, как могло случиться невозможное, потому что ничего не случилось. Спрашивая, как это случилось, вы опять оказываетесь в сердцевине ошибки.

В строе нашего собственного мышления действительно кажется, что разделение произошло. В тот самый момент, когда мы поверили в своё разобщение с Богом, мы создали совершенно новую систему мышления (о которой я расскажу вскоре), и Бог послал Свое Исправление, чтобы устранить ошибку. Посланником Божьим и является третья ипостась Троицы. Это хорошо объяснено в пятой главе Текста (с которой вы познакомитесь, если у вас возникнет желание продолжать изучение Курса) , где Иисус впервые говорит о Святом Духе и объясняет Его роль: Святой Дух — это Ответ на наше отпадение от Бога. Всякий раз, встречаясь в Курсе со словом «Ответ» с заглавной «О», можете заменить его «Святым Духом».

Курс чудес представляет Святого Духа как связующее звено в общении между Богом и Его разобщённым Сыном (Т-6.1.19:1). Объяснение тому, что он является Ответом и устраняет разобщение, заключается в следующем: поскольку мы действительно верим в то, что разобщены с Богом, Он — там, а мы — здесь, Святой Дух действует как связь между тем, где мы, по нашему глубокому убеждению, находимся, и тем, где мы есть в действительности, т. е. изначально — с Богом. Сам факт такой связи говорит нам, что мы не разобщены. Итак, в тот момент, когда, как мы верим, произошло разделение, Бог устранил или отменил его. Этим устранением или отменой и явился Святой Дух.

Ещё раз напоминаю, что эта система мышления называется Единомыслием и служит фундаментом всему, о чём пойдёт речь дальше. Она недоступна нашему пониманию, её просто следует принять. По нашему возвращении в Царство Небесное мы все поймём её, и тогда у нас не останется вопросов.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!