Теперь небольшое ПРАКТИЧЕСКОЕ руководство по определению стихотворного размера, расписанное до буковки J



РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр. МЕТР (греч. metron – мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов (сильных и слабых мест) в стихе, общая схема звукового ритма. РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные). ИКТ (лат. ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе. СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а « » (или же где «/» - ударный слог, тогда «-» - безударный)- безударный. Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники). Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники). Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники). Пятисложные стопы: пентон (пятисложники). Разносложные стопы: логаэд или дольник, состоящий из стоп с различным кол-вом ударных и безударных слогов (например, сочетание амфибрахиев и ямбов).

Виды стихотворных размеров

Односложный размер
Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.
Ночь, день.
Звук: шаг.
То — маг.
Таццу Такамаро, «Regeneration»
Двухсложные размеры
Хорей —размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жные крутя́;
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Поскольку в сем хорее четыре стопы, размер данного стиха - хорей четырехстопный. Отступление по подсчету количества стоп: их столько, сколько ударныхслогов. Если в строке n стоп и безударный "хвост" - размер будет n-стопный и ни стопой больше. Хвост называется, к слову сказать, неполной стопой. Если же в трех- и больше- сложном размере после последнего ударения меньше безударных, чем надо - это усеченная стопа, и она считается.

Тем не менее, совершенно не всегда хорей имеет строго вот такой четкий вид. Если б это было так, все хореи пришлось бы писать только двусложными словами, а это, согласитесь, обедняет язык. А теперь рассмотрим вот такой хорей:

Тем не менее, совершенно не всегда хорей имеет строго вот такой четкий вид. Если б это было так, все хореи пришлось бы писать только двусложными словами, а это, согласитесь, обедняет язык. А теперь рассмотрим вот такой хорей:

Вот и всё, не обессудьте,

/ - / - - - / -

В гости не зову.

/ - - - /

Будет время - нарисуйте,

/ - / - - - / -

Как я там живу.

/ - / - /

(Хатуль)

Во-первых, хорей разностопный. Четыре стопы в нечетных строках, три в четных. Ничего, так тоже бывает, но это еще не отступление. Но обратите внимание на пропущенные ударные слоги в некоторых стопах: третья стопа первой строки, третья стопа третьей строки, вторая стопа второй. Тем не менее это еще не пеон (о пеонах - четырехсложниках - позже), а хорей. Пропущенное ударение в двусложном размере носит название пирри`хия. Такие стопы служат тому, чтоб делать стихотворную речь более плавной, приближать ее к живой речи. Хотите написать что-то для скандирования - чем меньше пиррихиев, тем лучше.

А теперь рассмотрим еще одну вообще-то хореическую строфу (кстати, не "куплет" ни разу, куплет в песне, а в стихе то же самое - это строфа). Итак, все взгляды на доску.

Взор, что факел из тьмы,

/ - / - - /

Свет Благой Земли - лик,

 / - / - / /

Всё, что ты святым мнил,

/ - / - / /

Рушится в один миг.

/ - - - / /

(Фирнвен)

Пиррихий в последней строке все уже заметили. Но тут есть и еще кое-что. В конце 2 - 4 строк - стопы, которые состоят из двух ударных слогов подряд. Так вот, от этого хорей тоже не перестает быть хореем. Это отступление от системы называется спонде'й. Такие сверсхемные ударения служат тому, чтоб придавать стиху напряженность или акцентировать какое-то из слов. К слову, в первой строке любопытна последняя стопа, в некотором роде контаминация пиррихия и спондея.

 

Второй двусложный размер именуется ямбом.

Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:
Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Как все уже догадались, это стопа, в которой ударный второй слог. "Мой дядя самых честных правил" - простейший пример, постройте сами схему сего четырехстопного ямба, который в конце концов Пушкину надоел. А еще:

Я все награды роздал,

- / - / - / -

Я все чины раздал.

- / - / - /

(Щербаков) - трехстопный ямб.

В ямбе тоже возможны пиррихии и спондеи.

А ну-ка выпьем, храбрые вояки,

- / - / - / - - - / -

Друзья-сержанты, братья-денщики,

- / - / - / - - - /

Не для тоски хмельной, не ради драки,

- / - / - / - / - / -

А для того, что пить не дураки.

- - - / - / - - - /

(Щербаков) - пятистопный ямб, осложненный стопами пиррихия

 

Трехсложные размеры:

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Схема «/ - - ».

В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «- / -».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.
(М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Схема« --/ ».

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема «--/-- »

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)

МУЛЬТИРАЗМЕРНЫЙ СТИХ - стихотворение, строфы которого написаны различными размерами. Мультиразмерный стих наиболее часто встречается в песенных текстах, где куплеты и припев могут различаться размерами . В фрагменте стихотворения ниже присутствуют строфы, написанные шестистопным ямбом и четырёхстопным хореем.

— Как этих покрывал и этого убора
Мне пышность тяжела средь моего позора!

— Будет в каменной Трезене
Знаменитая беда,
Царской лестницы ступени
Покраснеют от стыда.
(Осип Мандельштам)

ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)

ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

VРусалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).


Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночной; V
Тихие долины
Полны свежей мглой.. V
(М.Ю. Лермонтов)

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
- - -// - - - ; - - - // - - - (" "- безударная часть, "-" - ударная часть, "//" - словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А.Дельвиг.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: - - -//- - -. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

 


Логаэд
Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:
Сего́дня дурно́й де́нь:
Кузне́чиков хо́р спи́т,
И су́мрачных ска́л се́нь -
Мрачне́й гробовы́х пли́т.
О. Мандельштам

Теперь небольшое ПРАКТИЧЕСКОЕ руководство по определению стихотворного размера, расписанное до буковки J

 

 

Рассмотрим, каким может быть алгоритм определения стихотворного размера на примере первого четверостишия стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В классических текстах для определения размера всего стихотворения достаточно проанализировать 1-2 стиха (т. е. стихотворные строчки). Поэтому сосредоточим своё внимание на первых двух стихах стихотворения.

Определение стихотворного размера сводится в основном к трём шагам. Размер стихотворения — это его ритм, который создаётся прежде всего чередованием ударных и безударных слогов. Отсюда:

1. Шаг первый. Подчеркнём все гласные, поскольку именно они образуют слоги:

Выхожуодин я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит…

2. Шаг второй. Расставим ударения (ˉ). Помните, что в русском языке есть слова (как правило, состоящие из одного слога), которые не имеют самостоятельного ударения. Чаще всего такими словами оказываются служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия; в некоторых случаях — местоимения. Однако следует иметь в виду, что в некоторых сочетаниях, напротив, служебная часть речи может «перетянуть» ударение на себя, и тогда стоящее рядом с ним слово лишится ударности: «неˉ был» (частица становится ударной, а глагол попадает в безударную позицию). Довольно часто такое явление встречается в народно-поэтической речи: воˉ поле, иˉздому. Учтём эти особенности при расстановке ударений в нашем примере:

Выхожуˉ одиˉн я на дороˉгу;

Сквозь тумаˉн кремниˉстый пуˉть блестиˉт…

Как видим, в безударной позиции оказались местоимение «я» и предлоги «на» и «сквозь».

3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ :

Выˆоуˉ оиˉн я наˆ дооˉу;

Сквоˆзь туаˉн кре-мниˉ-стый пуˉть бле-стиˉт…

Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк:

ˆ ˉˉˆ ˉ.

ˆ ˉˉˉˉ

Остаётся разделить наши строки на стопы — повторяющиеся ритмические фрагменты. Совершенно очевидно, что в нашем примере повторяющимся фрагментом будет такой: ˉ . Это и будет являться стопой стиха:

ˆ | ˉ | ˉ | ˆ | ˉ.

ˆ | ˉ | ˉ | ˉ | ˉ

Итак, в каждой стопе содержится по два слога, первый из которых — ударный, значит, перед нами —хорей*. А поскольку каждом стихе содержится по пять стоп («хвостик» из одного слога после четвёртой стопы во второй строчке называется усеченной стопой), то размер стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» — пятистопный хорей.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!