СОН КАК ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО

СОН КАК СРЕДСТВО АНТИТЕЗЫ РЕАЛЬНОСТИ

(баллада В.А. Жуковского «Светлана»)

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье.

В.А. Жуковский, «Светлана»

Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность в начале XIX столетия приобрела баллада поэта-романтика В.А. Жуковского «Светлана». Это вольное переложение баллады немецкого поэта XVIII века Г.Бюргера «Ленора» имело огромный успех у читателей и оказало влияние на всю тогдашнюю литературу. В нём В.А. Жуковский полностью изменил страшный «готический» сюжет, превратил в изящную поэтическую сказку, включив в сюжет произведения элементы гаданья девушек на Крещенье, фрагменты песен и обрядов, взятых из отечественного фольклора. Таким образом поэт максимально приблизил содержание «Светланы» к русской жизни.

Обратим внимание на типичное русское имя героини – Светлана. Сейчас им никого не удивишь, но, оказывается, придумал его сам В.А. Жуковский. И придумал настолько удачно, что из литературы оно перешло в жизнь. Но это случилось потом, а в 1812 году (год окончания работы над произведением) именем своей героини поэт назвал балладу.

Само заглавие знаменательно, оно несёт в себе свет (Светлана – свет, светлая), создаёт определённое настроение. Отнюдь не мрачное. С самого начала автор погружает нас в сказочный мир гаданий, ворожбы, и даже бойкий ритм баллады соответствуют заданной теме:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…

Но даже в весёлой и яркой сцене крещенских гаданий Светлана выделяется среди своих поющих подруг. Лишь она одна грустна и чем-то опечалена:

Тускло светится луна
В сумерках тумана –
Молчалива и грустна
Милая Светлана
.

Главная героиня баллады наделена лучшими чертами русского национального характера – верностью, чуткостью, кротостью и простотой. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка – «милая», «красавица». Она молода, открыта для любви, но не легкомысленна. Целый год, не получая вестей от жениха, героиня верно ждёт его. А это значит, что Светлана способна на глубокое чувство. Поэтому тоска-печаль юной красавицы вполне понятна:

Как могу, подружки, петь?

Милый друг далёко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался – вести нет;

Он ко мне не пишет…

Девушка отказывается гадать на своего жениха при хохотушках-соседках. Но, когда они уходят, Светлана решается на самое опасное по верованиям наших предков гадание – ворожбу перед зеркалом:

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой…»

И в полночь, когда несколько раз жалобно прокричал сверчок, свершается чудо: жених, которого Светлана ждала больше года, наконец-то вернулся:

Вдруг в её влетает слух

Тихий, лёгкий шёпот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней

Простирает руки…

Пока ни мы, ни Светлана даже не догадываемся, что всё происходящее – не явь, а сон героини. Так мотив сна неожиданно входит в балладу.

Хотя, если вспомнить признаки этого литературного жанра, чего-то подобного можно было ожидать с самого начала. Ведь баллада – это произведение о чём-то «чудесном» и неожиданном. В.А. Жуковский, признанный мастер жанра баллады, великолепно создаёт мистическую, волшебную атмосферу, держа читателя в напряжении буквально до последних строк.

Автор постепенно, от строфы к строфе, нагнетает атмосферу страха, чтобы у читателей «занялся от страха дух». Мы ещё не понимаем, что происходит. Вместе со Светланой нам что-то чудится, мы видим кого-то с «яркими глазами» и этот «кто-то» зовёт девушку в путь. В этот момент тонкая грань между явью и сном стирается:

«Едем! Поп уж в церкви ждёт

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поёт;

Храм блестит свечами».

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы;

У ворот их санки ждут;

С нетерпеньем кони рвут

Повода шелковы.

В.А. Жуковский подробно описывает сцену скачки с женихом, всё время усугубляя ощущение тревоги и страха. Во-первых, суженый Светланы выглядит несколько непривычно для девушки. Жених не произносит за весь путь ни слова, да и румянца на его щеках почему-то нет – он сменился на жуткую мертвенную бледность:

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

Во-вторых, сердце Светланы вдруг часто-часто забилось, словно предчувствуя несчастье: «Сердце вещее дрожит».

В-третьих, сани бешено несутся сквозь мрак и ночь, а вокруг – ни души, лишь «метелица кругом…», да над головой вьётся «чёрный вран» (птица, по поверьям, приносящая весть о несчастье), кричащий «печаль!». Цветовые прилагательные – «чёрный» и «тёмный» – тоже нагнетают атмосферу страха.

В этой сцене В.А. Жуковский использует типичную ситуацию «страшной» баллады: Светлана мчится по фантастической дороге в мир тьмы и мрака, туда, где нечистая сила совершает свои чёрные дела. Дорога в лес, во власть ночи – это дорога от жизни к смерти, это дорога из реальности в мир сна.

Потом жених Светланы куда-то внезапно исчезает. Перед одинокой избушкой в «страшных местах» дева волшебным образом остаётся одна. Вдали она видит огонёк и идёт на него. Переполненная страхом, она стучит в дверь. Та открывается (немного мистики), Светлана входит в дом и видит перед собой гроб (естественно, «чёрный»), в котором с ужасом обнаруживает «безответного жителя» – мертвеца, накрытого саваном:

В избушке гроб; накрыт

Белою запоной;

Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой...

Ах! Светлана, что с тобой?

В чью зашла обитель?

Страшен хижины пустой

Безответный житель.

Светлана в страхе ждёт утра, потому что только божий свет может принести избавление от злых сил. И тут к ужасу девушки «мертвец зашевелился». В самую напряжённую минуту Светлана находит в себе силы сделать самое главное:

Пред иконой пала в прах,

Спасу помолилась;

И с крестом своим в руке

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

И Светлану защищает её молитва. В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Светлана не погибает в страшном доме – ей на помощь приходит «белоснежный голубок». Это и есть тот самый «ангел-утешитель», к которому Светлана обращалась до гадания и умоляла: «Утоли печаль мою». Это и есть добрый посланник небес «с светлыми глазами». Эпитет «светлый» говорит о чистоте и святости ангела. Он хранит Светлану:

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами…

Так добро противостоит злу и побеждает его:

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул…

В.А. Жуковский не изображает того, что сделал «белый голубок» с мертвецом. Поэт резко прерывает мистический рассказ о страшной ночи, о событиях, леденящих кровь, пробуждением героини: «Ах! ...и пробудилась».

И всё сразу меняется. Страшные сны, сулящие Светлане смерть и горе, забыты. Солнечный свет, крик петуха, звон колокольчика резко контрастируют с мрачным сновидением. Мир снова залит светом, а самое главное – девушка встречается со своим женихом, который возвращается к ней живым и здоровым:

Чу!.. в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идёт…

Кто?.. Жених Светланы.

В финале баллады мы узнаём, что девушка на самом деле заснула в тот момент, когда села перед зеркалом погадать. Таинственная история оказалась страшной сказкой, приснившейся героине. На яву к ней на самом деле вернулся друг, и в его глазах была всё та же любовь, что и прежде. Сон оказался лишь отражением страхов Светланы.

В произведении В.А. Жуковского счастливый конец: героев ожидает свадебный пир. Такая концовка напоминает скорее русскую народную сказку, а не балладу.

По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение перед враждебными ночными силами, он создан для счастья:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана...

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.

 

Итак, основой сюжета является мистический сон главной героини – Светланы. И именно в этом заключена особенность композиции баллады В.А. Жуковского. Произведение автор строит на антитезе– противопоставлении добрых сил злым, сна – действительности. В балладе «несчастье» – это всего лишь «лживый сон, счастье – пробуждение».

Композиция баллады позволяет В.А. Жуковскому добиться реалистического эффекта. Страшный сон находится в «жизненной» рамке, полной достоверных подробностей: в начале – сцены гадания, в финале – приезд жениха. «Жизненная» рамка окрашена радостными и светлыми эпитетами: «звонкий», «статный», «сладостный», «милый». Мрачное настроение сна (он находится «внутри» этого кольца-рамки) создаётся эпитетами иного рода: «унылый», «одинокий», «чёрный», «страшный».

 

СОН КАК СРЕДСТВО ОПРАВДАНИЯ

(комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Тяжело быть в подчинении у всесильного московского барина! Тяжело выполнять капризы избалованного московского «туза»! Часы в комнате ещё только играют шесть часов утра, а уже все слуги Фамусова на ногах: «А в доме стук, ходьба, метут и убирают». Все знают: хозяин слишком крут на расправу, случись что – никого не пощадит, не пожалеет. Вспомним, как Фамусов обошёлся с бедняжкой Лизой, служанкой Софьи, в конце комедии: сослал её в деревню, приказал сделать птичницей. Но это к слову. Сейчас мне хотелось бы сказать, что своевольного барина боятся не только слуги, но и родная дочь – София. Зная не по рассказам о жёстком нраве батюшки, она вынуждена лукавить, чтобы лишний раз не рассердить своего отца.

Именно так и произошло в тот момент, когда Фамусов рано утром случайно зашёл в комнату к дочери и встретил там своего секретаря Молчалина. Софья в панике: что делать? Как оправдаться, чтобы не вызвать гнев Павла Афанасьевича? Что придумать, чтобы он не тронул Молчалина, в которого Софья без памяти влюблена? И как подвести папеньку к мысли о том, чтобы он увидел в Молчалине не только тверского провинциала, приехавший покорять Москву, не обычного секретаря, но и будущего зятя? Софья выбирает прекрасный способ для решения всех этих задач сразу. Она рассказывает отцу сон.

Критики считают, что сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу её души и своеобразную программу действия. А я считаю, что здесь самой Софьей названы те черты её личности, которые так высоко оценивал И.А. Гончаров, называвший эту девушку «горячей, нежной и даже мечтательной». Скажу ещё, что сон Софьи так же важен для постижения её характера, как важен сон Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» для постижения характера пушкинской героини, хотя Татьяне сон снится на самом деле, а Софья свой сон сочиняет. Но сочиняет-то она его так, что в нём очень рельефно проглядывают и её характер, и её «тайные» намерения (о них я писала выше).

Cофья – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет её страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) – это не делает ситуацию смешной, напротив, делает её ещё драматичнее. Софьей движет любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для неё поделен надвое: Молчалина и всех остальных. Когда рядом нет избранника – все её мысли только о скорой встрече, вся душа её устремлена к Молчалину.

Но в то же время любовь Софьи нерадостна. Она прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что избранник никогда не будет принят её отцом. А ей этого так бы хотелось!

В этой сцене Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением на пороге своей комнаты отца, человека крутого на расправу и страшно своевольного, известного московского «туза» Павла Афанасьевича Фамусова, оправдывается (а вдруг отец согласится на её брак с Молчалиным, когда поймёт, что секретарь – почти идеальный человек?):

По смутном сне безделица тревожит;

Сказать вам сон: поймете вы тогда...

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала траву,

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим — будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок... Знаете, кто в бедности рождён...

Софья бы ещё продолжала и продолжала «рекламировать» достоинства и таланты Молчалина, но Фамусов, услышав про бедность, резко обрывает дочь на полуслове: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара».

И тогда рассерженная Софья мстит отцу за то, что он не пожелал даже слушать (пускай и в пересказанном сне!) о её бедном избраннике:

Потом пропало всё: и луг, и небеса.—

Мы в тёмной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол — и вы оттуда,

Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

Тут с грохотом распахнулися двери,

Какие-то не люди и не звери,

Нас врозь — и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему — вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рёв, хохот, свист чудовищ,

Он вслед кричит….

Скажем прямо: талантливая выдумка. Но я хочу отметить в этом сне ещё одну особенность: состояние героини, портрет её возлюбленного, даже фон – луг, цветы – всё дословно взято Софьей из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени.

«Ей сна нет от французских книг», — говорит Фамусов о Софье, имея в виду сентименталистские и романтические французские романы. Именно на таких книгах воспитана его дочка. А кроме них, Софья, по-видимому, знакома ещё и с балладой В.А. Жуковского «Светлана»: слишком много тут перекличек. Например, единственный светлый образ во сне Светланы – это «белоснежный голубок с кроткими глазами». А в выдуманном сне Софьи таким «светлым голубем» стал «вкрадчивый, робкий» (это синонимы слова «кроткий») «милый человек», на которого ополчился весь мир, населённый «какими-то зверями и чудовищами», издающими ужасные звуки: «стон, рёв, хохот, свист». А возглавляет во сне Софьи эту «чудесную процессию» исчадий ада родной папенька, «бледный, как смерть», с волосами дыбом. Скорее уж, портрет родного отца Софьи здесь более похож на портрет графа Дракулы… Но это, как я уже говорила, – маленькая месть Софии родному отцу.

 

Но как бы то ни было, на какие бы произведения, прочитанные Софьей, не был похож рассказанный ею сон о «милом, но робком человеке» Молчалине, выдумывает она его с определённой целью – оправдаться перед отцом.

 

 

СОН КАК ПРЕДСКАЗАНИЕ БУДУЩЕГО

(роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Где мы были, дон Хуан? Это был сон? Или гипнотическое состояние?

Это был не сон, – ответил он. – Это было пророчество…

Карлос Кастанеда, «Искусство сновидения».

«Евгений Онегин» является выдающимся произведением А. С. Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя различные средства художественной выразительности. В частности, он применил один из распространённых в литературе приёмов – использование сна.

Мир сна в «Евгении Онегине» необычайно широк. Мы находим в романе А.С. Пушкина сны и сновидения, состояние дрёмы (полусна) и бессонницы, смешение сна и яви. Например: «Что ж мой Онегин? Полусонный // В постелю с бала едет он: // А Петербург неугомонный // Уж барабаномпробуждён» (1, XXXV); «Спокойно спит в тени блаженной // Забав и роскоши дитя» (1, XXXVI); «Читаю мало, долго сплю» (1, LV); «Там ужин, там и спать пора» (2, XXXIV); «Её постели сонбежит» (4, XXIII); «Онегин мой // Один уехал спать домой» (6, I); «Улыбкой ясною природа // Сквозьсон встречает утро года» (7, I); «С тех пор, как юная Татьяна / И с ней Онегин в смутном сне» (8, L); «Любви пленительные сны» (3, III); «И мысль его была ясна, // Как сон младенца» (2, X); «И в сладостный, безгрешный сон // Душою погрузился он» (4, XI); «И бесконечный котильон // Её томил, как тяжкий сон» (6, I).

 

Но всё же самую важную роль сон играет в раскрытии образа Татьяны. Исследователь-пушкинист Гершензон замечательно сказал: «Весь «Евгений Онегин» – как ряд открытых светлых комнат, по которым мы свободно ходим и разглядываем всё, что в них есть. Но вот в самой середине здания – тайник; дверь заперта, мы смотрим в окно – внутри только загадочные вещи. Это «сон Татьяны» ... Пушкин спрятал здесь самое ценное, что есть в доме, или, по крайней мере, самое заповедное.... Сон Татьяны, несомненно, зашифрован в образах; чтобы прочитать его, надо найти ключ шифра».

Цель моей работы – расшифровать, «что сей сон значит» и для романа, и для Татьяны, и для самого А.С. Пушкина.

 

Сну Татьяны предшествуют пейзажные зарисовки, описывающие природу в святки («морозна ночь, всё небо ясно...»), а также святочные гадания девушек на женихов. Похожую ситуацию мы видели в балладе В.А. Жуковского «Светлана». Сходство видно ещё и в том, что Татьяна собиралась ворожить, но «стало страшно вдруг» ей. Она ложится спать и видит «чудный сон». Но такой же фантастический сон видела и героиня В.А. Жуковского, когда нечаянно уснула во время гадания (ворожбы). Но если кошмарный сон Светланы заканчивается счастливым пробуждением и не оказывает никакого негативного влияния на последующую жизнь героини (наоборот, всё завершается свадьбой), то сон Татьяны – зловещий знак её судьбы. Сновидение Татьяны – вещее (в творчестве А.С. Пушкина не раз встречались такие сны: например, Гринёв в пророческом сне видел Пугачёва), это предсказание будущего, предсказание скорой гибели Ленского от руки Онегина.

Другие исследователи творчества А.С. Пушкина отмечают близость сна Татьяны со сном Софьи из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Даже лексика и тональность в обоих сновидениях в чём-то совпадают: «...рев, хохот, свист чудовищ...»

 

Что снится Татьяне? Она идет через зимний лес по снеговой поляне. Перед ней – бурный поток, через который переброшен шаткий мостик:

Ей снится, будто бы она

Идёт по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой…

Медведь помогает ей перебраться через ручей. Она убегает от медведя. Он настигает Татьяну, несёт её на руках и кладёт на порог убогой хижины.

В хижине, куда затем попадает Татьяна, – веселье (яркий свет, «крик и звон стакана»). Но А.С. Пушкин сразу говорит: «Как на больших похоронах», что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на нечистую силу. Действительно, пируют там страшные чудища: «один в рогах с собачьей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком» и т.д. Но главное, кроме них, Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», – Евгения, причём в роли «хозяина» (все ему подчиняются, он сидит во главе стола), атамана шайки нечисти, который затем убивает Ленского. Когда монстры видят девушку, они пытаются притязать на неё. Но Онегин объявляет её своей.

Евгений в этот миг обрисован самыми мрачными красками: он и лихой молодец, и предводитель шайки домовых, и отражение героев сентиментальных романов, любимых книг Татьяны:

Или Мельмот, бродяга мрачный,

Иль Вечный жид, или Корсар,

Или таинственный Сбогар.

Во сне Татьяны Онегин повторяет даже некоторые жесты этих книжных героев: он «взорами сверкает», «дико… очами бродит». Когда же Евгений увлекает её в угол и «клонит голову свою к ней на плечо», он становится похож на Вампира, питающегося кровью прекрасных женщин, которых он любит.

В этот момент входят Ольга и Ленский. Ленский и Онегин страшно спорят. Онегин поражает Ленского ножом. Таков «сон Татьяны».

Кстати, другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна. Так, например, «уездный франтик Петушков» похож на «другого с петушьей головой». А остальные – «Буянов, в пуху, в картузе с козырьком», «Флянов… обжора, взяточник и шут», «мосье Трике… в очках и в рыжем парике» – настолько нелепы и смешны, что похожи на описания «домовых». Известный пушкинист Д.Д. Благой писал: «Во сне Татьяны – в нарочитом искажении, в чудовищных гротесках поэт зарисовывает мелкопоместное дворянство, которое несколькими строками позднее предъявляет в его собственном, почти не уступающем ему (сну) виде – в шумной галерее карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным».

В хижине из сна – «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ», у Татьяны – «толкотня», «тревога», «лай мосек», «чмоканье девиц», «шум», «хохот», «давка», «шарканье гостей». Во сне героини мы слышим «крик и звон стакана», а на именинах – «рюмок звон», там тоже «никто не слушает» и все «кричат». Как и на шабаше в хижине, на именинах Татьяны Онегин вновь проявляет свою демоническую сущность: сердитый на весь мир, он решает «отмстить» Ленскому и заигрывает с Ольгой. К чему привело это кокетство – мы все хорошо знаем.

Итак, в день именин самой светлой героини романа А.С. Пушкина совершается вакханалия самых чёрных сил зла. Кстати, эпиграф, взятый автором к этой главе из баллады В.А. Жуковского, тоже говорит об этом: светлая героиня (Светлана) – «страшные сны».

Почему же исследователи творчества А.С. Пушкина в один голос называют сон Татьяны пророческим? Потому, что он практически во всём предвещает события «дальнего» и «ближнего» будущего в романе.

1. Прежде всего, в нём предсказаны ссора между Онегиным и Ленским и убийство Ленского. Наяву Ленский погибает на дуэли через два дня после сна.

2. Здесь же предсказано замужество Татьяны. Еще знаменитый русский филолог А.А. Потебня объяснял переправу через незамерзающий ручей как предсказание брака, традиционное в русской свадебной символике. Но брака несчастливого, не по любви, а по принуждению. Татьяна во сне «…от косматого лакея не может убежать никак…Она бесчувственно–покорна, не шевельнётся, не дохнёт». В финале романа: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

3. Во сне Татьяна сначала незаметна чудищам, собравшимся в хижине, потом все монстры притязают на неё: «Явилась дева… Всё указует на неё и все кричат: «Моё! моё!» В седьмой главе романа московское общество, подобно чудищам, сначала не обращает внимания на провинциальную Татьяну. В восьмой же главе она – центр всеобщего внимания, интереса и восхищения:

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор её очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале: и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал

Итак, вещий сон Татьяны действительно можно назвать пророческим. Неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев и предвещает всем несчастливое будущее: Ленскому – гибель на дуэли, «бедной Тане» – печаль от разлуки с Онегиным, замужество (опять же несчастливое, не по любви) и жизнь в свете, где героине будет всё немило. Сон Татьяны создаёт атмосферу тревоги и заставляет читателей сопереживать героям произведения.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!