Это птицы в небе сходились,этоПрaвда биваласьс Кривдою. Это с силами Нави боролась Явь. Это Жизнь боролась со Смертью.
Стая светлая из под облака стаю черную примечала.Видят сила черная нагнана у того у камня горючего.С поднебесья вниз с грозным клекотом стали падать они к стаям грающим.
Вот слетел Финист Сокол на камешек, на гнездо черного Ворона. Ухватил за правоекрылышко - проточиласькровь из подкрылышка. Стал просить тогда Ворон Сокола: - Ты, пусти меня, ясный Сокол, к воронятам моим на волюшку!
- Я тогда отпущу,как крыло ощиплю,пух и перья развеюпо ветру!
Как по морюшку,морю синемуодинокаяЛебедь плавала.Млад сизой Оpел налетел, настиг - и расшиб, убил, растерзал ее.Из под крылышек кровь-руду пустил, распустилее перьяпо ветру.Мелкий пух пошел в поднебесье, кости ссыпались в море синее.
Так сходилися силы грозные, бились яростно Прaвда с Кривдою. Одолеть Кривда Прaвду хотела, но - Прaвда Кривду все ж переспорила.Полетела Прaвда на небеса к самому небесному Пращуру.Оставалась Кривдана Сырой Земле.Понесло Кривду по всей земле,по всему поднебесному царству-мытарству.
В чистом поле,широком раздолье грудь на грудь две силы сходились:бог Семаргл с небесною силоюичудовищныйЗмей с силой черною.То не огненный вихрьпо Земле кружил -то Семаргл с небесною силою шел на силушку Змея лютого!
Стал Cварожич жечь силу черную, змей топтать-рубитьи копьем колоть, а их головы далеко метать в море синее.Нечисть с нежитью сын Свaрога жег, расходясь огнем во все стороны.
Как подъехал он к Змею лютому, Змею Чeрному, многоглавому.У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов. У Cварожича - тысяча очей, тысяча зубов - огненных.
|
|
Завязалась тут битва грозная, собиралися тучи черные. Полыхал--палил Змея Чeрного сын Свaрога и Рода небесного. Обратился Семаргл в ясна сокола,в птицу огнеперую Рарога-падал соколом на врага своего.А Змей лютый сбирал силы черные,тьмою мир застилал и тушил-заливал пламя Вихрем - Стрибогом раздутое.
И от битвы той затряслась Земля,шевельнулся под неймощный Юша-Змей,море синеевсколыхалось,ужаснуласьвсяподвселенная.
Далеко залетел ясный сокол, воронье бия, - к морюсинему!И тут сил у него недостало, и померкло тогда Солнце Красное, погрузи лось оно в море темное. Потеснил Cварожича Чeрный Змей, затопил он мглой Землю-матушку. И пошел Cварожична небеса ко Сварогу небесному в кузницу.
Полетел за ним лютый Чeрный Змей,он вскричал на всю подвселенную: - Покорил я всюЗемлю-матушку,покориля всюподнебесную!
Был я князем тьмы - ныне буду я всей Вселенной царь!
В кузне бога Свaрога на небесах не огонь горит, не железо шипит - то Cварожич-Семаргл пляшет во печи. А Стрибог раздувает мощные мехаи вдувает в горнсвой могучий дух-разгорается пламя небесное, искры падают, будто молнии.Звонко бьют Семаргл со Свaрогомнаковальнюнебесную молотом,споро бьют-куютплуг булатный. Говорят они Змею Чeрному: - Лютый Чeрный Змей,повелитель тьмы-пролижискорей тринебесных свода-все три дверив небесную кузницу! Мы тотчас на язык тебе сядем, станешь ты тогда всей Вселенной царь!
|
|
Стал лизать Чeрный Змей двери кузницы.Он лизал-лизал, а тем временем плуг сковали Свaрог со Cварожичем.
Наконец пролизал дверь последнюю,и тогда Свaрог со Cварожичем ухватили клещамигорячими за язык Змея Чeрного лютого.Начал бить Свaрог Змея молотом,а Семаргл-Огнебог запрягал его в тяжкий кованный плуг.
И сказали они Змею Чeрному: - Будем мы делить подвселенную, по Земле Сырой проведем межу. Справа пусть за межою будет царство Свaрога, слева же за межою будет змеево царство.
ТРЕТИЙ КЛУБОК
- Расскажи, Гамюн, птица вещая,как был Ирий сад учрежден в горах. Пекло как под Землей оказалось? Заселилась как поднебесная? И родились как боги вечные?
- Ничего не скрою, что ведаю...
Опустились Свaрог со Cварожичем вместе с Чeрным Змеем, запряженным в плуг, вниз на Землю со свода небесного.
Видят - вся Земля с кровью смешана, капли крови на каждом камешке, горы перьев везде рассыпаны.По велению Рода небесного, по хотенью-желанью сварожьему -там где перья вороньи рассыпались-- встали горные кряжи Рипейские,там где падали соколиные - груды золота залегли в горах.
|
|
И тогда Свaрог со Cварожичем стали Землю плугом распахивать - там где борозды были проложены - потекли там реки глубокие:тихий Дон, Дунай и могучий Днепр.
По ЗемлеСырой теклареченька,а водичка вней вся слезовая,а в той реченьке струйка малая,струйка малая вся кровавая. Подтекала речка под камень у Рипейских гор, у высоких.
Поднимался с подкамня росток,потянулсявверх - выросв дерево.К небу дерево протянулось,а корнями ушло в Землю-матушку.
На восточных ветвяхтого дерева свилгнездо Алконост,а на западных - птица Сирин. В корнях Змей шевелится. У ствола же ходит небесный царь - сам Свaрог, а с ним Лада-матушка.
А затем три дерева выросли высоко на горах Рипейских.Как на горушке на Хвангуреподнялось кипарисово дерево-древо смерти, печальное дерево.А на горушке Березани-выроссолнечный дуб вверх кореньями, вниз ветвями-лучами,и яблоня -с золотыми волшебными яблоками.
Кто отведает злато яблочко, тот получит вечную молодость.
Так Свaрогом был учрежден в горах Ирий - рай -обитель священная.И поютптицысладков Ирии,тамручьисеребрятсяхрустальные, драгоценными камнями устланные, в том саду лужайки зеленые,на лугах трава мягкая, шелковая,ацветы во лугахлазоревые.
|
|
Не пройтисюда,не проехать,здесьлишь боги и духи находят путь.Все дороги сюда непроезжие, заколодели - замуравели, горы путь заступают толкучие,реки путь преграждаюттекучие.Все дорожки-пути охраняются василисками меднокрылымии грифонами медноклювыми.
А затем Свaрог со Cварожичем подразрезали Землю-матушку, плугом острым ее поранили,чтоб поверхность земная очистилась,чтоб ушла вся кровь в Землю-матушку. Как подрезали Землю-матушку - расступилась Земля, поглотила кровь.
И в провал, в ущелье, в подземный мир по хотенью-веленью сварожьему был низвержен Змей -подземельный царь: лютый Чeрный Змей повелитель тьмы.
Вслед за Змеем в царство подземное стали падать все силы черные.ПолетелГрифон -птица грозная, полетел и Вий - подземельный князь, сын великого Змея Чeрного.
Тяжелы веки Вия подземного,страшно войско его, страшензов его.Он во тьме кромешной вступил в союз с МатерьюЗемлею Сырою. И родились тогда вподземельной тьмеи пошлина свет,потрясая мир, великаны Горыни Виевичи.
А затем случилось явление - столб поднялся вдруг на краю Земли - от Земли до самого Неба, чтобы Небо на нем упокоилось. И тогда родил Святогора Вий - диво - дивное, чудо - чудное. От рожденья его богатырского потряслася вся поднебесная.
Так велик Святогор, что и Мать Земля еле-еле носит детинушку. Он не может ходить по Сырой Земле, он велик, как гора, ходит он по горам,на спинетолькогорывысокиеСвятогорамогутудерживать.
И тому СвятогоруВиевичусам Свaрог небесныйконяподарил. Он велел Святогору Виевичувкруг столба дозором объезживатьи во веки веков охранять его.
Род создал затем Макошь - матушку - мать-богиню судьбынеминучую.Она нити прядет,в клубок сматывает,не простые то нити- волшебные.Из тех нитей сплетается наша жизнь - от завязки-рожденья и до конца, до последней развязки и смерти.
А богиниНедоля и Долюшка на тех нитяхне глядязавязывают узелочки - на счастье, на горе ли - только Макоши это ведомо. Даже боги пред ней преклоняются,как и все они подчиняются тем неведомым нитям Макоши.
Что за туча по небудвижется?То не туча -Корова небесная ко Рипейским горам приближается.Сам Свaрог ту Корову Зeмун породил,чтоб богов молокомнасыщала она,чтобрекамолока в Ирии протекла от Коровы в сметанное озеро.Создано то сметанное озеро, чтоб от скверны различной и нечисти очищать весь мир,всю вселенную, чтоб питать ее Соками чистыми.
То не туча по небу движется, то не буря к горам приближается, то Зeмун -Корованебесная по горами долинам шествует.И идет Зeмун в чисто полюшко, ест траву Зeмун и дает молоко - и течет молоко по небесному своду, и сверкает частыми звездами.
И ступила Зeмун да на Матушку-Землю -Мать-Земля всколыхалась от топота, Океаны-моря возмутились, твердь небесная всколебалась.
Как ходила Лада по небесному саду, как ходила, гуляла и сеяла Хмель, а как сеяла - приговаривала: - Поднимайся, Хмель, по тычинке вверх, ты расти, Хмелюшка,- голова весела! От чего ты, Хмель, зарождаешься, по чему ты, Хмель, поднимаешься?Зарождаешься ты -от Сырой Земли,поднимаешься по тычиночке.И куда ты, Хмель, поднимаешься?Поднимаешься к Солнцу Красному, чтоб сияла как Солнце питная Сурья!Чтобы Сурица пилась во славу богов!
Как у Хмелюшки ножки тоненькие,голова его высока,умна,а язык у Хмеля весьма болтлив.У него бесстыдные оченьки, руки держат всю Землю Матушку.
Набухай же, Хмель, ты пьянящей силой! Набухай своими стеблями! Без тебя, без Хмеля, не варится пиво, без тебя, без Хмеля, Сурьи не бывает, без тебя, без Хмеля, и праздник не весел.
Пращур-РодСвaрогунебесномуповелелнаселить поднебесную и создать людей, рыб, зверей и птиц, насадить леса, травы и цветы. Чтобы птицы летали в подоблачье,чтобы звери лесами прорыскивали, рыбы плавали бы по водам.
Сотворил Свaрогрыб,зверей и птиц.Насадил леса,заселил моря. В небеса пустил стаи певчих птиц, а зверей свирепых - в темные леса, и в моря - китов, а в болота - змей.Стали птицы летать в подоблачье, стали звери в лесах прорыскивать,рыбы началиплавать по водам.
И затем создавать сталСвaрог людей вместе с милостивойЛадой-матушкой.С Ладою Свaрог брали камешкии бросали ихсебе за спину. Бросит камень Свaрог - приговаривает: - Там где был бел горючий камешек - стань на месте том добрый молодец.
Лада камень бросит, приговаривает: - Там где был бел горючий камешек - стань на месте том красна девица.
Появилось так племя первых людей -сильных, гордых иПравды не знающих.Душу в них вдохнуть не сумелСвaрог,он не смог согреть камни хладные.
Раз Свaрогу с Ладою-матушкой в Ириив саду мало спалось. Ой, малым-мало почивалось,да во сне приснилось-привиделось.Будто в море-Океане щука плавает, не простая щука - златоперая!
А кто съест тущукузлатоперую,сразу щукоюзабеременеет, ибо то не простощуказлатоперая -то сам Род -отец небесный проплывает в синем море.
И подумал Свaрог с Ладой-матушкой: что во сне приснилось-привиделось, наяву также может случиться.
Выловили щукузлатоперую,выловили щуку, приготовили.Лада щуку златоперую съедала,ее косточки на Землю побросала,а Коровушка - Земун все остатки подлизала.И тогда они втроем забрюхатели.
Понесла от щукиЛада-матушка, Мать Сыра Земля забеременела, вслед за ней Корова небесная.
Рoдила тогда Лада-матушкатрех прекрасных богинь,Рода трех дочерей, а потом их брата могучего.Рoдила шаловливую Лелю -Радость - Лелюшкузлатокудрую.А потом и Живу весеннюю - деву огненную, веселую.И затем Марену холодную,деву Смерти - царицу прекрасную.Дoлго мучилась Лада и тужилась и родила Пеpуна великого, бога мощного, милосердного.
А Зeмун -Корова небесная родила великого Велеса.Задрожала потом Мать Сыра Земля - и родила Ярилу - пахаря.
Как рождалися боги вечные, колебалася Мать Сыра Земля, с мест сходили горы высокие, бури пенили море синее,расстилалась трава, приклонялись леса и дубы вылетали с кореньями.
ВОСЬМОЙКЛУБОК
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, нам о боге великом - Велесе, и как Велес женился на Буре-Яге - великанше Усоньше Виевне!
- Ничего не скрою, что ведаю...
Прежде было у Велеса времечко,честь была емуи хвала была! Ну а ныне пришло безвременье - и бесчестие и бесславие...А виной тому - слово лишнее,что на свадьбе Пеpуна сказано.Закручинился он, опечалился, и с печали той оседлал коня, и поехал прочь от Рипейских гор ко чужой земле, царству змееву.
Он доехал до речки Смородины-а вдоль берега речкиСмородиныкостисваленычеловеческие,волнывреченькетой кипучие, - за волной ледяной -волна огненная ибурлит она,и шипит она!
Вoлны вдруг в реке взволновались,на дубах орлыраскричались - выезжал тут Горыня Змeевич, чудо-юдище шестиглавое!Он каменья и горы вывертывал, через речку их перебрасывал.Тут под чудищем спотыкнулся конь.
- Что ж ты, волчья сыть,спотыкаешься?Аль ты думаешь, будто Велес здесь?
Выезжал к нему грозный Велес: - Ай, да полно тебе выворачивать горы!Уж мы съедемся в чистом полюшке! Мы поборемся с тобой, побратаемся - да кому Род небесный поможет?
Соезжалися Велес с Горынею, они бились-дрались трое суточек -- бились конными,бились пешими.УГорыни нога подвернулась - и упал на Землю Сырую он. И взмолился Горыня Велесу: - Ты не бей меня, буйный Велес! Лучше мы с тобой побратаемся -буду я тебе братцем названным!
Тут соскакивал Велес со Змeевича. Стал Горыня ему братцем названным.
И поехали братцы по полюшку вдоль той реченьки быстрой Смородины -и заехали во дремучий лес.Вoлны вдруг на реке взволновались, на дубах орлы раскричались - выезжал тут Дубыня Змeевич, чудо-юдище трехголовое!Он дубы выворачивал с корнем и зареченьку их перебрасывал. Тут под чудищем спотыкнулся конь.
- Что ж ты, волчья сыть,спотыкаешься?Аль ты думаешь, будто Велес здесь?
Выезжал к нему грозный Велес: - Ай, да полно тебе выкорчевывать пни!Уж мы съедемся в чистом полюшке! Мы поборемся с тобой, побратаемся - да кому Род небесный поможет?
Соезжались Велес с Дубынею, они бились-дрались трое суточек -- бились конными, бились пешими.УДубынинога подвернулась,и упал он, словно подкошенный дуб. И взмолился Дубыня Велесу: - Ты не бей меня, буйный Велес!Лучше мы с тобойпобратаемся - буду я тебе братцем названным!
Тут соскакивал Велес со Змeевича. Стал Дубыня ему братцем названным.
И поехали тут вдоль реченьки вместе с Велесом братьяЗмeевичи - Змeй Горыня могучий с Дубынею.Видят братцы - разлилась Смородина,в три версты шириною стала.Запрудил эту рекуСмородину сам могучий Усыня Змeевич.Ртом Усыня Смородину запер, усом ловит он осетров в реке.
Выезжал к нему грозный Велес: - Ай, довольно тебе -рыбловить в реке!Уж мы съедемсяв чистом полюшке!Мы поборемся с тобой,побратаемся -да кому Род небесный поможет?
Соезжалися Велес с Усынею,они бились-дрались трое суточек -- бились конными, бились пешими. У Усыни нога подвернулась, и упал тут Усыня Змeевич. И взмолился Усыня Велесу: - Ты не бей меня,буйный Велес!Лучше мы с тобой побратаемся - буду я тебе братцем названным!
Тут соскакивал Велес со Змeевича.Стал Усыня ему братцем названным.
И поехалибратцы дорогою.И сказалтогда братцам Змeевичам Велес сын Коровы небесной: - Как бы нам перейти на ту сторону?
Тут Усыня Змeй пораскинул усы -и по темусам переправились они в темное царство змеево.Видят: в темном лесочке изба стоит и на ножках куричьих вертится -вкругизбушки тойс черепами тын, каждый череп пылает пламенем.
И сказал грозный Велес избушечке: - Повернись к лесу задом, к нам передом!
Повернулась избушка, как сказано.Двери сами в ней растворились, окна настежь сами открылись. Вот заходят в избу - нет в избе никого, есть лишь рядом хлевец, в хлеве - стадо овец.
В той избушке остались они ночевать,а на утро Велес с Дубынею и Усынею в лес поехали, а в избушке Горыню оставили.
Потемнело вдруг небо синее, закрутилися вихри пыльные,приклонилися все дубравушки -прилетела тут в ступе огненной,за собою путь заметая, в вихре Буря-Яга Золотая Нога - великанша Усоньша Виевна.
Подлетела она к избушечке. Стуки-стуки-стуки-стук - на крыльцо! Бряки-бряки-бряки-бряк - за кольцо!
- Ты вставай-ка, Горыня, отворяй ворота! Разводи-ка быстрей в печке жаркий огонь! Накорми меня, напои меня!
Отвечает Горыня Яге: "Не кричи!Ужо слезу сейчас я, Усоньша, с печи и тебя булавою попотчую!»
Осерчала Яга - хлеб взяла со стола, стала бить краюшкоюЗмeевича.И побилаего,отлупила, чуть живого под лавку забросила. А сама затемсъела братцев обед- трех овеци барана зажаренного: - Мне стряпняваша очень понравилась!Ждите, скоро опять на обед прилечу!
Как из леса приехали братцы - спросили: - Что ж, Горыня, ты нам не сготовил обед?
- Я не могприготовить - я такугорел,что и сил не имел с места сдвинуться.
Снова братцы уехали в лес на охоту,а в избушке Дубыню оставили.
Подлетела к избушечке Буря-Яга.Стуки-стуки-стуки-стук- на крыльцо! Бряки-бряки-бряки-бряк - за кольцо!
- Ты вставай-ка, Дубыня, отворяй ворота!Разводи-ка быстрей в печке жаркий огонь! Накорми меня, напои меня!
Тут ответил Дубыня Яге:" Не кричи! Ужо слезу сейчас я, Усоньша, с печи и тебя булавою попотчую!»
Осерчала Яга и взяла помело - и побила Дубыню Змeевича,чуть живого под лавку закинула.
Как приехали братцы - спросили его: - Что ж, Дубыня, и ты не сготовил обед?
- Я не мог приготовить -я так угорел,что и силне имел с места сдвинуться.
Снова братцы уехали в лес на охоту, а в избушке Усыню оставили.
Подлетела к избушечке Буря-Яга.Стуки-стуки-стуки-стук- на крыльцо! Бряки-бряки-бряки-бряк - за кольцо!
- Ты вставай-ка, Усыня, отворяй ворота!Разводи-ка быстрей в печке жаркий огонь! Накорми меня, напои меня!
Тут ответил Усыня Яге:" Не кричи!Ужо слезу сейчас я, Усоньша, с печи и тебя булавою попотчую!»
А Яга тут схватила его за усы, и давай по избе великанатаскать - и побила Усыню Змeевича, чуть живого под лавку закинула.
Как приехали братцы - спросили его: - Что ж, Усыня, и ты не сготовил обед?
- Я не могприготовить -я ус подпалил,и не смогпотом с места сдвинуться.
Велес после остался, он зарезал барана и на лавочку лег отдохнуть на часок. Прилетела Усоньша Яга: Стуки-стуки-стуки-стук - на крыльцо! Бряки-бряки-бряки-бряк - за кольцо!
- Ну-ка встань, сын Коровы, отворяй ворота!Разводи-кабыстрей в печке жаркий огонь! Накорми меня, напои меня!
Велес буйный бог с лавки вскакивал,булаву булатнуюсхватывал: - Ай, ты Буря-Яга ЗолотаяНога, удалая Усоньша Виевна!Мы и сами три дня не едали, мы и сами три дня не пивали!
И схватилон УсоньшуВиевну,стал ее булавоюобхаживать и таскать по избушке за волосы. И выбрасывал из избы ее - а она подползала под камешек и ушла от Велеса грозного.
Вoротились с охоты товарищи - он подвел их к камню горючему.
- Надо камешек повернуть, - сказал.
Налегли Усыня с Дубынею,им помог и Горыня Змeевич -тянут--тянут - не могут его свернуть.Подошел ктому камешку Велес - и одною рукой своротилскалу.Братья глянули - а под камешком про- пасть страшная показалась. Это вход был в Пекло подземное.
И сказал тут Велес Коровий сын: - Мы зверей начнем забивать-ловить, и ремни вязать, и веревки вить!
Как набили зверей - повязали ремень, и спустили они в пропасть Велеса. Оказался он в царстве пекельном.
Видит он по царству подземному удалая Яга похаживает, в богатырские латы одетая. Раскричалась тут Буря Виевна: - Что то в Пекле духом запахло живым! Чую Велеса я могучего!
- Ай же ты, дочь Вия подземного,друг у друга с тобой нам бы надобно в битве грозной отведать силушку!
Тут сцепилися Велес с Виевной,стали биться они врукопашную. И была удалаяУсоньша-Яга -да обучена бою грозному,подхватила Усоньша Велеса, и спустила на Землю Сырую его, и ступила ему да на белую грудь.
Заносила тутБуря Яганад главою-руку правую с булавою, опустить хотела ниже пояса.По велению Рода небесного тут рукау ней застоялась, а в очах у Яги помутился свет.
Разгорелось тут сердце Велеса,и смахнул он правою ручушкой, сшиб он с белой груди Бурю Виевну.И скорешенько встал на ноженьки, поднимал он Усоньшу Виевну и бросал ее на Сырую Землю,наступал он ей да на белую грудь.
Заносил он тогданад своей головой -руку правую с булавою, опустить хотел ниже пояса.По велениюРода небесноготут рука у него застоялась, в ясных очушках помутился свет.
Говорила тут Велесу Виевна: - Ай ты, буйный Велес - могучий бог,сын Земун Коровы небесной!Видно Род решил нас с тобой помирить, ты возьми меня, Велес, в замужество!Я давала зарок: кто меня победит - будет мужем моим любезным.
Тут соскакивал Велес с Усоньши Яги, брал ее за рученьки белые, брал за перстни ее золоченые,подымал ее со Сырой Земли, становил на резвые ноженьки. Становил ее супротив себя,целовал он Бурю-Усоньшу в уста, называл женою любимою.
И к колодцу тогда подошли они.Закричал тут Велес товарищам: - Эй вы, братцы,тащите-ка Бурю Ягу - то женамоя разлюбезная!
Потянули тогда братья Виевну,а как только Ягавышла из-под земли - уронили веревку в провал они ибежалиот ужасав стороны.
Так остался Велес в Земле Сырой.Стал бродить он поцарству подземному. Вдруг он видит: громадное дерево, на макушке его свито гнездышко, а в том гнездышке пять птенцов сидят, - и не просто сидят - криком громким кричат.
Он увидел:по этому дереву Змeй ползет к гнездубеззащитному.Велес тут подошел,сбилползучего Змeяи убил его булавой своей.
Зашумел тут ветери дождь пошел, загремел во царстве подземном гром. Закричали птенцы буйну Велесу: - То не ветер шумит,то не дождь дождит, то не гром гремит -шум велик идет! То летит наша матушка птица Могол,ветер крыльями поднимая. То не дождь дождит - слезы капают, тоне гром гремит-- то Могол кричит!
Налетела Могол - птица грозная и увидела буйна Велеса: - Фу-фу-фу!В пекледухом запахложивым!Кто б ты ни был, герой, - я тебя проглочу!
Закричали птенцы грозной птице Могол: - Ты не тронь его, наша матушка! Спас нас Велес от Змeя могучего, спас от смерти нас неминучей!
- Если так - все что хочешь проси у меня.
- Отнеси меня,птица,на белый свет,видеть я хочуСолнце Красное, походить хочу по Земле Сырой.
- Запасись тогда на сто дней еды, собери воды на сто дней запас - будет долог путь к свету белому!
Велес тут приготовилсто бочек едыи запасся сотнеюбочек воды,сел на птицу верхом и отправился в путь - к свету белому, к Солнцу Красному.
Полетела Могол словноветер,за едой и водой поворачиваясь. Повернется Могол-бросит Велес еду,либо воду ейльет в пасть раскрытую. Показался уж выход на белый свет, а у Велеса бочки кончились.
Обернулась Могол: - Даймне, Велес,кусок, ане тонедостанет мне сил долететь.
Велес взял острый нож,икры им отсекал и бросал ихМоголу в раскрытую пасть.
Сразуптица Моголподнялась вмир живой.Здесь и Солнышко светит, и трава зеленеет,птицы в небе поют,речки быстро текут. И спросила Могол-птица Велеса: - Чем ты, Велес, меня под конец кормил?
- Я тебе скормил икры с ног своих.
И тогдаМогол икрывыплюнула,и пристали онивновьк его ногам.
Тут нашел буйный Велесмладую жену -удалуюУсоньшу Виевну и отпраздновал с нею свадебку.
Собирались насвадьбу веселуюсо всегосвета белого гости, приползали на пиршество Змeи из заморского царства темного иустроили развеселый пир.
На той свадьбе Сурица лилась рекой, горы рушилися оттопота, и плескалисьморя,и дрожала Земля,содрогалося царство подземное, гром дошел и до царства небесного!
Источник второй.
Библия.
1 1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что *siэто* хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что *siэто* хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию *siее,* и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в которомсемя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что *siэто* хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, дляуправления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что *siэто* хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую;и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что *siэто* хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, ивсех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что *siэто* хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам *siсие* будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, *siдал* Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
2 1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всемзверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
3 1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременноститвоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
ИСТОНИКТРЕТИЙ.
В САМОМ НАЧАЛЕ.
( Мария СЕМЕНОВА) В самом начале была только Великая Мать, и новорожденный мир лежал на ее теплых коленях,аможетбыть,угруди.КакзвалиВеликуюМать? Наверное, Жива-Живана, ибо от нее пошла всякая жизнь.Нообэтомникто теперь нерасскажет.Навернякаееимябылослишкомсвященно,чтобы произносить его вслух. Да и какой новорожденный зовет мать поимени?Ма, Мама - и все...Когда юный мир немного окрепивозмогсамзасобойприсмотреть, Великая Мать удалилась. Надо думать, ее призывали иные миры, тожеждавшие любви и заботы. По счастью,БогиипервыеЛюдиещеуспелизапомнитьВеликую Мать и ее божественный лик: ясное чело,уходившеевнадзвездную вышину, очи, подобные двум ласковым солнцам,бровииволосы,схожиес добрыми летними облаками, льющими живуюводудождя.Онабыланигдеи везде, ее лик был зрим отовсюду, а взор проникал всамыетайныеуголки.Недаром и много веков спустя, когда Солнце было завещаносовсемдругому, юному Богу, его по-прежнему называли Всевидящим Оком.АсимволомСолнца сделали крест, обведенный кругом - ради севера,юга,западаивостока, четырех сторон белого света, куда Око устремляет свой взгляд.
А еще Великая Мать посадила Великое Древо, с тем,чтобыонообвило корнями исподние глубины Земли, а ветвями обняло запредельнуювысьНеба, связывая их воедино. И когда ееволяисполнилась,вмире,похожемнабольшое яйцо, обособились и проснулисьдвесути:мужская-вНебеи женская - в Земле. Проснулись и удивленно раскрыли глаза: тотчас вспыхнули тысячи звезд и отразились в родниках и лесных озерах... Земля иНебоеще не ведали своего назначения, не знали, для чего рождены. Но потомувидалидруг друга, одновременно потянулись друг к другу -ивсепоняли,ине стали спрашивать ни очем.ЗемлявеличавовздымаласькНебугорами, стелила роскошную зелень лесов, открываластыдливыеландышивовлажных ложбинах. НебокуталоЗемлютеплоймглойоблаков,проливалосьтихимдождем, изумляло жгучими молниями. Ибо втевременагрозуненазывали грозой, потому что ее никто небоялся.Грозабылапраздникомсвадьбы: золотые молнии возжигали новую жизнь, а гром звучал торжественнымкличем,призывным кличем любви.
И что за веселая, шумная, весенняя жизнь тогда хлопотала повсюду, под ласковым взглядом Великой Матери Живы! Зимы, мертвящих морозов не было и в помине. Земля расцветала безстраха,щедродарилаплодыи,чуть-чутьотдохнув, опять принималась за свой род, а с Мирового Древа,похожегона раскидистый дуб, слетали к ней семена всех деревьевитрав,соскакивалдетеныши всех птиц и зверей.
А когда приходил срок какому-нибудь украшениюлеса,могучемуясеню или сосне-можнолисказать,чтоониумирали?Окруженныемолодой порослью, выпустившие тысячу побегов, они просто ронялистарый,тронутыйгнилью ствол, и он ложился в мягкие мхи, снова делался плодоносной землей, а Жизнь - Жизнь никуда не исчезала...
Вот как Великая Мать урядила эту Вселенную, прежде, чем удалиться.
Посередине, поддерживаемая Мировым Древом, раскинулась Земля, и ее со всех сторон окружал Океан-море. С исподу леглаНочнаяСтрана;переплыви Океан, как раз там и окажешься. Ночную Страну еще называли Кромешной -то есть отдельной, опричной, особенной, не такой.АвышеЗемлиначиналисьдевять разных небес: самое ближнее - для туч и ветров, другое - длязвезд и луны, еще одно - для Солнца. Днем Солнце плывет над Землей с востокана запад; потом переправляется через Океан исзападанавостокизмеряетнижнее небо, светя в ночной, Исподней Стране. ПоэтомуиСолнечныйКрестрисуют катящимся то в одну сторону, то в другую.
Седьмое женебосделалосьтвердью,крепкимпрозрачнымдномдля неисчерпаемых хлябей живойнебеснойводы.МировоеДревопророслоего зеленой макушкой; итам,подраскинутымиветвями,вхлябяхнебесных родился остров. Его назвали ирием - несокрушимойобительюЖизни,Света, Тепла. А еще его называли островом Буяном, за плодоносноебуйствоЖизни, за то, что там стали жить прародители всякой твари - животных, птиц, рыб и змей. Недаром, знать, говорятпознавшиесчастье:какнаседьмоенебопопал!
ИСТОЧНИК ЧЕТВЕРТЫЙ.
Сказ про Курочку Рябу Юрий Петрович Миролюбов.
Кто не слышал в детстве сказки: "Жили-были Дед да Баба, да была у них Курочка Ряба, и снесла она яичко, да не простое, а золотое!" Тем не менее вряд ли многие знают, что это — Ведическое "Яйцо Вселенной", сверкающее всеми цветами, искрами, огнями.
Состоящее из огоньков Яйцо Вселенной вмещает в себя наш Мир, Землю и Небо со всеми Звездами. Как известно из Риг - Веды, "души Предков идут к Питрис" и, сливаясь постепенно с Божествами, "сверкают Звездами в ночном Небе". Итак, в Ведическом Яйце Вселенной есть и эти Звезды — Души Предков. Таким образом, они тоже входят в состав "Яйца Вселенной", сверкающего золотом. Между тем, яйцо Курочки Рябы "не простое, а золотое". Вряд ли надо еще доказывать, что Яйцо Вселенной и "яйцо Курочки Рябы" — одно и то же Ведическое Яйцо. Каким образом Ведический символ, изменившись, остался в виде мифа о "Золотом Яйце"? Нас занимает не это, а то, что хотя идея сохранилась, но потеряла свой всеобъемлющий смысл и стала простым "Яйцом", из которого можно извлечь богатство. Такой материалистический конец прекрасной и величественной легенды Пастухов-Предков неожидан. Между тем, сама сказка дает ответ: "Баба, сговорившись с Дедом, Курочку Рябу зарезала и так лишилась своего богатства!" Здесь как бы ответ на материалистическое истолкование Вселенной; толкуя ее таким образом, человек лишается того Богатства, которое в ней заключено. Так как в состав Ведического "Яйца Вселенной" входят и души, Питрис, понемногу с ними сливающиеся, и Питрис, и сам Агни ("Агни во всем" Риг - Веда), ибо вместо Божественного при материалистическомрешенииобнаруживаютсяпростые внутренности или, как в "Заколдованном месте", черепки и скорлупа! Ища материалистический ключ к пониманию Духовного содержания Мира и религии, неизбежно человек находит одну "скорлупу, черепки и очистки картошки". Сказка показательна. Она, как "Сказка о Золотой Рыбке", приводит к тому же: к исчезновению Иллюзии, ибо, может, "одной иллюзией и Мир держится", как сказал один из наших мыслителей, имени уже не помним, оказавшийся глубоко правым, ибо, по Эйнштейну, Мир находится в нерушимом равновесии, все время теряя таковое и устремляясь все скорей и скорей к своему концу.
Мы не настаиваем на том, что сохраняя наши иллюзии, мы удержим Мир на пути к неизбежному падению", но считаем, что "меньше об этом знать, лучше от этого будет"! "Сказка о Курочке Рябе" содержит в себе всю нашу модерную трагедию. Было бы меньше желания избежать всяческого риска, риск был бы небольшим. При желании такового избежать риск неизбежен, и возможен трагический исход.
О существовании души до рождения Юрий Петрович Миролюбов.
В Юрьевке "старики", или "старые люди", утверждали, что "душа человечья" живет до рождения "вправи с Богом". На расспросы, что такое "вправи с Богом", они точно не могли ответить. Однако некоторые из них говорили еще: "На замли ото является все, так у Бога оно "вправи", а одна старуха на Сорокопановском Хуторе говорила при мне детям: "Стари люди рассказывали нам, что все, что живет, так живет в уяву, а живет оно в прави, а коли помирает кошка, либо собака, либо человек "из-дыхает", "он из-дыхает душу", а идет по прави до нивья". Нивье она объяснила как "неживье". При ближайшем рассмотрении это "нивье" превращалось в нечто более определенное: "Коли человек идет до гробовой ямы, так там и есть Нивье!" Здесь именно и проявляется Ведический взгляд на смерть, как уход к Яме, Богу Потустороннего существования.
Существование души в Прави надо понимать, как существование до-рождения в некоем Божественном Плане, на котором находится и Бог. Душа в этом состоянии, как младенец, безгрешна, и — "Бог отделяет от себя души, как зерна от колоска, как пшеницу из снопа, и она, эта пшеница, летит в жизнь и вертается к Нему". Так говорила старуха на этом хуторе, и из ее слов (после того, как все вспомнил и обдумал теперь уже, после длинной жизни, сам автор этой книги) надо понимать эту Славянскую веру в единство с Богом так: Бог хранит безгрешные души при Себе, и после жизни, очистившись от грехов, они возвращаются к Нему. Таким образом, славяне верили, ибо в словах старухи видна явная старославянская традиция, что душа не только бессмертна, но что она преждевечна, как и Бог. Таким образом предки наши верили не только в бессмертие души после смерти, но и в вечное существование души до рождения в Боге. Отсюда и понятно выражение, идущее из глубокой древности, "в Бозе почивший". Это означает, что усопший вернулся к своему Отцу, Богу, в котором был до рождения. Из этого видно, что возможно в этих условиях и перевоплощение. Правда, о последнем в верованиях не говорится, но это легко заключить из сказанного старухой.
Нужно отметить, что автор настоящей книги жил в детстве в деревне, воспитывался вместе с деревенскими ребятами и прошел вместе с ними школу народного воспитания, как и приобщился к его традиции. Родители этого не возбраняли, полагая справедливо, что если ребенок научится плохому, это плохое можно легко устранить, а хорошее ему лишь пойдет на пользу.
Только значительно позже, изучая историю религий всех народов, натолкнулся автор на понятие о принципе существования, абстрактном в себе, и о реальности, отличной от истины (Китайская Философия, Ведизм, Христианство).
Юрий Петрович Миролюбов.
РЕЧЕНИЕВТОРОЕ.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!