Нарушения сердца и православная психология.



Сердце и православие… Всемирный день сердца . Православие о сердце. Технические инновации. (12 ср.)           Владимир Синкевич vsa48@mail.ru https://vk.com/doc19726001_421541187

Международный день сердца

Сердце в Священном Предании

Нарушения сердца и православная  психология

Технические инновации в кардиологии.

«Больше всего хранимого храни сердце твое» (Библия Притч. 4: 23) притчи Соломона , «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50: 12), «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8)

Международный день сердца

«Всемирный день сердца, отмечаемый ежегодно 29 сентября, впервые был организован в 1999 году по инициативе Всемирной федерации сердца. Первоначально День проводился в последнее воскресенье сентября, а с 2011 года у него фиксированная дата — 29 сентября.

В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания являются главной причиной смерти в мире: ежегодно они уносят более 17 миллионов человеческих жизней. Факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта включают повышенные кровяное давление, уровень холестерина и глюкозы в крови, курение, недостаточное потребление овощей и фруктов, повышенный вес, ожирение и физическую инертность.

Цель введения новой даты — повысить осознание в обществе опасности, которая вызвана эпидемией сердечно-сосудистых заболеваний в мире, а также инициировать всеобъемлющие профилактические меры в отношении ишемической болезни и мозгового инсульта во всех группах населения…»

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2787/   

 

 

Сердце в Священном Предании

Извлечения из « О сердце человека» Иеродиакон Григорий (Кация) , доктор медицинских наук, 2.11.2010 года

pravoslavie .ru › jurnal/42493.htm

«…С удивлением узнаешь, что заповедь, данную Адаму, – «хранить и взращивать райский сад» (Быт. 2: 15), преподобный Макарий Египетский объясняет как хранение чистоты сердца[3]. И за преступление этой заповеди проклятая в делах Адама земля (см.: Быт. 3: 17–19) – это тоже есть сердце Адама, принявшее за преступление «проклятие» – лишение небесных благ (преподобный Максим Исповедник)[4]…»

«… Возникает вопрос: все Писание говорит о сердце, а в трудах святых отцов, занимавшихся систематическим изложением христианских догматов, ни слова о нем, а все заменено другим термином – ум. На этот вопрос помогает ответить святитель Григорий Палама: «Умом называется и деятельность (ενεργεια) ума, состоящая в мыслях и разумениях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании еще и сердцем». Святитель Григорий приводит такой пример: подобно Богу, ум разделяется на сущность и энергию. В Боге сущность и энергия разделяются нераздельно, и то же самое относится к уму[8] Вот почему отцы в одних случаях характеризуют ум как сущность, то есть сердце, с которым он в этом случае отождествляется, в других же описывают как энергию, то есть мысли, помыслы и тончайшее внимание, которое рассеивается через органы чувств и должно быть возвращено в сердце. Это и значит, что в святоотеческом богословии ум связывается и отождествляется с сердцем..».

«…когда Господь научает в Евангелии предпочитать всякой заповеди любовь к Богу, свидетельствуемую от всего сердца, от всей души и всем помышлением (см.: Лк. 10: 27). Святитель Григорий Нисский так толкует это место: «Слово Писания объясняет разность, сердцем называя состояние телесное, душою – естество среднее, а помышлением – высшую умопредставляемую и творческую силу»[9]…».

 

Терминология описания сердца – из христианства:

«…Кровеносные сосуды, которыми кровоснабжается сердце, образуют как бы корону, которая венчает сердце. Греческий врач, анатом и хирург Гален из Пергама во II веке по Р.Х. описал коронарные сосуды сердца. И с давних времен по сию пору эти артерии называются коронарными (от латинского corona – «венец, корона»), или венечными. Другой распространенный термин, который подчеркивает первенствующее место сердца, – митральный клапан (лат. valva mitralis). Казалось бы, откуда такое название этого двухстворчатого предсердно-желудочкового клапана? Его так назвал Андрей Везалий, основатель научной анатомии, в своем трактате «De corpore humani fabrica» («О строении человеческого тела»), написанном в 1543 году[12]. И дано оно за то, что по форме напоминает митру – богослужебный головной убор архиерея….»

«Какие же можно провести аналогии между физическим и духовным сердцем? Таких аналогий можно привести очень много. Ограничимся основными.

Во-первых, как мы уже упоминали, в организме зародыша первым формирующимся органом является сердце. И святитель Василий Великий писал, что сердце в организме животного образуется прежде всех других органов[13].

Во-вторых , анатомические термины, перешедшие из средневековой медицины в современную кардиологию, показывают владычественную роль физического сердца в составе человека. И святитель Григорий Палама считал «сердце первым плотским разумным органом и сокровищницей разума» человека[14].

В-третьих , одним из основных свойств физического сердца является автоматизм, то есть сердце само себя приводит в движение и работает в самостоятельном, независимом от других органов режиме. И по мнению святителя Афанасия Великого, бессмертие человеческой души доказывается ее самодвижностью[15]. Душа сама приводит в движение не только себя, но и тело. Душа самодвижна, и по сложении с себя тела в землю опять будет сама себя приводить в движение.

Кроме этого, одним из основных свойств духовного сердца является способность к самовластности, независимости и самостоятельности (αυτεξουσιον), что лежит в основе наивысшего проявления воли и свободы человека (преподобный Максим Исповедник)[16].

В-четвертых, саморегуляция лежит в основе всех функций физического сердца. В случае необходимости сердце может увеличивать частоту и силу сокращений, обеспечивая необходимую потребность жизнедеятельности организма. Аналогично и духовное сердце (поэтому его называют ηγεμονικον – «царственный, правитель, руководитель») регулирует и руководит самыми высшими духовными и душевными способностями человека[17].

В-пятых, одним из свойств духовного сердца является жертвенность. По этому же принципу работает и физическое сердце, кровоснабжая весь организм, себя же питая в последнюю очередь.

В-шестых, наше физическое сердце работает день и ночь, спит ли человек или бодрствует. Как не вспомнить слова из Священного Писания: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5: 2). Или заповедь апостола Павла «непрестанно молиться» (1 Фес. 5: 17), то есть днем и ночью. Мы знаем о святых, у которых молитва никогда не прекращается. И такая молитва называется сердечной.

В-седьмых , кровоснабжение органов происходит благодаря большому и малому кругам кровообращения. Кроме этого, само сердце вращается вокруг своей оси, спиралеобразно выбрасывая кровь в сосуды организма человека. Можно провести при этом аналогию с движениями души и духовного сердца (см. об этом, например, у святителя Дионисия Ареопагита[18]). В этом движении ум обращается на сердце и через сердце восходит к созерцанию Бога. Это круговое и спиралеобразное движение достигается через умную молитву, с помощью которой подвижник старается собрать свой «ум в себе, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неложным движением» (святитель Григорий Палама)[19].

В-восьмых, как физическое сердце обогащенную кислородом кровь передает всему организму, так и духовное сердце воспринимаемую Божию благодать передает всему составу человека. Отцы Церкви часто утверждают, что духовное сердце первым получает благодать и преображается ею. Именно посредством духовного сердца благодать сообщается остальному человеческому составу (Ж.-К. Ларше)[20].

В-девятых , рефрактерность – это свойство сердца в определенные моменты своей жизнедеятельности не реагировать на возбуждение. Аналогично при исступлении или восхищении ума (сердца) подвижник не реагирует ни на какие возбуждения и раздражения, «и не знает он тогда о себе, в теле он или вне тела, и вместе забывает и себя и мир, увлеченный сладостью любви Божией» (преподобный Силуан Афонский)[21].

 

«…по мнению отцов Церкви, ум (духовное сердце) более всего соответствует личности. «Можно сказать, – пишет В.Н. Лосский, – что он есть местопребывание личности, человеческой ипостаси»[36]. Отсюда явствует, что духовное сердце – это то место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором является Христос. Это известно человеку, очищающему себя от страстей и всех дел греха. У падшего же человека, живущего далеко от Бога, сердце закрывается и становится совершенно неведомым. Человек не знает, существует ли оно. Но человеку, живущему по Богу, сердце известно. Для него оно является реальностью…».

«…Это учение подводит нас к той точке зрения, что откровение сердца есть, по существу, откровение личности. Человек, который с помощью благодатного подвига откроет сердце, где скрывается и царствует Христос, становится личностью. Ведь личность – это главным образом «подобие Божие». Итак, откровение сердца – это откровение личности (митрополит Иерофей (Влахос)[37]….»

 

-------------------------------------

Нарушения сердца и православная психология.

Болезни сердца в своей основе имеют причиной -  грех, подробно разобранный в православной святоотеческой  литературе и подытожен современными православными психологами:  

Извлечения из книги:

 

Синкевич В.А «Симфония помощи в нужде» (От каких страстей – какие заболевания, и наоборот и что делать при тяжком заболевании и кому молиться в 315 нуждах, Антология «Плача покаяния» В Священном Предании ) 2 дополненное издание. (1изд. СПб 2006 г.), СПб, 2009 г. 138 с. https://vk.com/doc19726001_164510777

Николай Александрович Лайша:

 «Расплата за блуд - венерические заболевания, СПИД, гинекологические болезни, бесплодие, простатит, уретрит, импотенция.

Расплата за сребролюбие и зависть - нервно-психические расстройства.

Расплата за гнев (злобу) - гипертония, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульты, мочекаменная и желчекаменная болезни, неврастения, психопатия, эпилепсия.

Расплата за уныние (жалость к себе) - депрессивные неврозы и психозы, болезни почек, ослабление иммунной системы, онкологические заболевания.

Расплата за отчаяние (чувство безнадежности) - суицидный синдром, самоубийство.

Расплата за тщеславие, которое обычно сопровождается гневливостью, - болезни сердечно-сосудистой системы и нервно-психические заболевания (неврозы, маниакальные состояния).

Расплата за гордость - психопатия, шизофрения, дискогенные радикулиты, остеохондроз и другие болезни позвоночника.»

«СТРАСТЬ КАК МОТИВ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИЧИНА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» Николай Александрович Лайша, врач-психотерапевт поликлиники № 2 г. Могилева

«Профессор Д. Е. Мелихов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз, в этом смысле, не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический конфликт). Невроз — это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. “Вера же есть смирение”, — говорит св. Варсануфий Великий. Демон говорил Макарию Великому: “Ты постишься — я же не ем вовсе; ты мало спишь — я же не сплю совершенно, но ты можешь смирять себя пред другими, а я смириться не могу даже перед Богом. Смирением ты побеждаешь меня!”

Игумен Евмений Перистый:

 «Болезни сердца зачастую возникают как следствие недостатка любви и безопасности, а также от эмоциональной замкнутости. В традиционных культурах сердце рассматривалось как символ любви, центр жизненных сил человека. Сердце бьется от радости, сжимается от боли, люди принимают многое близко к сердцу... Принято говорить о сердечном холоде, бессердечии, добросердечии. На эмоциональные потрясения сердце реагирует изменением ритма. Сердечные расстройства происходят из-за невнимания к собственным чувствам. Человек, считающий себя недостойным любви, не верящий в возможность любви, или же запрещающий себе проявить свою любовь к другим людям, непременно столкнется с проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний. Научение контакту со своими истинными чувствами, с голосом собственного сердца в значительной мере облегчает бремя сердечных болезней, со временем приводя к частичному или полному выздоровлению.

Гипертония нередко возникает по причине самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, трудиться без отдыха, потребностью оправдать ожидания окружающих людей, остаться значимым и уважаемым в их лице, и в связи с этим вытеснением своих глубинных чувств и потребностей. Все это создает соответствующее внутреннее напряжение. Гипертонику желательно оставить погоню за мнением окружающих людей и научиться жить и любить людей прежде всего в соответствии с глубинными потребностями собственного сердца….

Нервозность, состояние внутреннего беспокойства — позывы и порывы к деятельности при безадресности возникающих жизненных сил. Нервничающий человек постоянно ощущает внутреннее давление в связи с тем, что действительность не такова, как ему бы хотелось. Он постоянно мечется в поисках решения проблем или мучительно приспосабливает свои запросы к действительности.

Астения, ощущение бессилия сегодня свойственно многим людям, окружающим нас. Тот, кто не признает в себе достаточного количества сил для возможности действовать, на самом деле просто уходит от ответственности за свою жизнь. За всем этим скрывается недоверие Богу, страх ошибиться, недостаток дерзновения. Началом избавления от астенических проявлений является осознание того, что это состояние не является чем-то независящим от человеческой воли, а порождается в недрах безответственности самим человеком….

игумен Евмений Перистый

ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ http://www.krotov.info/spravki/persons/21person/1970peri.html

 

См. также.  Д.А.АВДЕЕВ, В. К. НЕВЯРОВИЧ


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!