Мастера скульптурного портрета



МХК. 11 КЛАСС. РУССКИЙ ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА

Художник и искусствовед И.Э. Грабарь писал: «Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета... Портрет — единственная область живописи, в которой Россия... временами шла в уровень с Европой».

XVIII столетие часто называют веком портрета. Действительно, в это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Её ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.

 

У истоков русского портретного искусства

Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (от «персона»), получившей распространение в XVI— XVII вв. Первые парсуны (например, портрет воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского работы неизвестного художника, 1620— 1630) ещё тесно связаны с традициями иконописных изображений, в них чувствуется некая застылость, идеализация и отвлечённость образов. Но уже заметно стремление художников передать индивидуальные, наиболее характерные черты важных и известных особ (царей или светских лиц).

Сходство с изображаемым человеком становилось обязательным условием, закреплённым в документах того времени: «...яково бо что видит или... слышит тако и в образах рекше в лицах начертывает». Если раньше портреты создавались по памяти, то теперь их начали писать с натуры. По словам художника Симона Ушакова, портреты являют собой «жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времен...».

В ранних портретах присутствовала почти натуралистическая передача черт лица, взгляда, позы, осанки, деталей одежды и одновременно — плоскостная трактовка образов, непропорциональность форм (например, непомерно большая голова, тщедушное туловище, а кони смотрелись карликами). С середины XVII в. особенно ощутим разрыв с иконописными традициями. Приоритетной становилась идея возвеличивания знатного лица в парадном, торжественном портрете. Живопись начинала передавать осязаемую форму предметов, их объём, массу, цвет, фактуру. В двухмерной плоскости создавалась иллюзия глубины реального пространства, воспроизводились воздушная перспектива и светотень. За несколько десятилетий русское портретное искусство пройдёт путь, равный двум-трём векам западноевропейского. Многие художники займут достойное место среди крупнейших портретистов, достигших уровня европейской живописи.

Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева. 1690-е гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В «Портрете Якова Тургенева», выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения. Широкоплечая фигура командира роты и царского шута лишена объёмности, она поставлена фронтально и занимает почти всё пространство холста. Крупная надпись вверху ещё подчёркивает плоскостность изображения. Иначе написано лицо, передающее характерные черты портретируемого: усталые умные глаза в глубоких впадинах, проницательный взгляд, крупный нос, редкую седеющую бородку. Грустное, почти скорбное выражение лица явно контрастирует с нарочито торжественной позой. Нелепо смотрится в правой руке жезл военачальника «потешных» войск. Ещё менее естественно воспринимается гордая, вызывающая осанка этого подбоченившегося человека. На нём нарядный костюм: красный шёлковый кафтан, подпоясанный узорным жёлто-голубым кушаком, и тёмно-зелёная бархатная, отороченная мехом шуба. Художник безжалостно срывает бутафорскую маску с человека, вынужденного многие годы играть унизительную роль придворного шута.

С ранним периодом развития русского портретного искусства связаны имена И.Н. Никитина (1690—1742), А.М. Матвеева (1701—1739), А.П. Антропова (1716—1795) и И.П. Аргунова (1729—1802).

Иван Никитич Никитин был одним из «птенцов гнезда Петрова». Известно, что в детстве он был певчим в патриаршем хоре в Москве, рано обнаружил способности к живописи. Художественное образование получил при Оружейной палате, был послан Петром I для обучения в Италию, впоследствии царь по достоинству оценил талант художника, наградив званием «персонных дел мастера» и подарив дом недалеко от Зимнего дворца в Петербурге. Живописец не остался в долгу перед императором. Пожалуй, он был единственным, кому дозволено было рисовать персону его величества «с живства», то есть с натуры. Он изображал Петра победителем военных сражений, неутомимым тружеником, который «пуще бурлака работал», он же запечатлел Петра на смертном одре.

И.Н. Никитин. Портрет Напольного гетмана. 1720 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вершиной творчества И.Н. Никитина стал «Портрет напольного гетмана» — боевого соратника Петра, делившего с ним и ратный труд, и славу военных побед. Гетман изображён в пронизанной светом среде. Отчётливо выделяется на освещённом фоне его обветренная, тёмная от загара кожа. Она резко контрастирует с мягким розовым бархатом отворотов военного мундира с мерцающими золотом позументами. Верхний источник света подчёркивает его открытый высокий лоб и оставляет в тени нижнюю часть лица.

Перед нами человек, погружённый в собственные мысли. Его усталая поза, слегка опущенная голова, беспорядочно спутанные волосы, чуть покрасневшие воспалённые веки, напряжённо сжатые губы — всё подчёркивает нелёгкий жизненный путь сильного и мужественного человека. Несмотря на трудности и лишения, в нём не ослабла крепкая воля, не угасла огромная энергия. Из-под седых нахмуренных бровей глаза смотрят сурово и решительно.

В 1727 г. после одиннадцати лет обучения в Голландии на родину возвращается Андрей Матвеевич Матвеев. К числу немногих известных его произведений относятся заказные портреты княжеской семьи Голицыных.

 

А.М. Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Лучшее из того, что создал художник, — «Автопортрет с женой», ставший определённым этапом в русской портретной живописи. Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов. Бережно, едва касаясь, художник обнимает жену за плечи. Его взгляд смел, брови решительно сдвинуты. Большие умные глаза, смущённая, застенчивая улыбка обаятельной женщины явно располагают к ней зрителей. Супруги держатся просто и естественно, излучая добрую энергию. Приглушённая цветовая гамма подчёркивает интимный, камерный характер портрета. Это первый лирический портрет в русской живописи.

А.М. Матвеев прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и сорока лет. Но того, что он успел сделать в живописи, оказалось вполне достаточным, чтобы навсегда остаться в истории русского искусства.

Преодолевая условности парсунного портрета, Алексей Петрович Антропов делает ещё более смелый и решительный шаг на пути к реалистическому искусству. Родившийся ещё в эпоху Петра I, он проживёт долгую жизнь, сумеет добиться высочайшего мастерства и сказать собственное слово в искусстве. Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.

 

А.П. Антропов. Портрет статс-дамы Измайловой. 1754 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Подлинным шедевром его живописи является «Портрет статс-дамы А.М. Измайловой». И хотя в нём ещё чувствуются следы парсуны (некоторая застылость позы, взор, устремлённый прямо перед собой), это, безусловно, глубокий психологический портрет немолодой женщины, входящей в ближайшее окружение императрицы Елизаветы Петровны. Она умна, сметлива, властна и насмешлива. Напудренная причёска, яркие румяна на щеках, насурьмлённые брови, роскошная одежда по моде того времени, дорогие украшения — всё подчёркивает её богатство и власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, во взгляде карих глаз — снисхождение и возможность покровительства. Влажный блеск её слегка прищуренных глаз таит в себе что-то недоброе и насмешливое. Эта типичная русская барыня непременно хочет выглядеть моложе своих лет, но отвисший второй подбородок, заметная вялость щек, усталые веки красноречиво напоминают об истинном возрасте.

Иван Петрович Аргунов, будучи крепостным художником, всю свою жизнь писал портреты своих господ Шереметевых. Он прекрасно овладел стилем парадного портрета, который отличали глубина психологической характеристики и жизненная убедительность.

И.П. Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме. 1784 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Одно из самых совершенных творений И.П. Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме». Молодая крестьянская девушка одета в красный праздничный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник на голове подчёркивает её благородную, почти царственную осанку. Ласковая, приветливая улыбка, чистота открытого взора, скромность, внутреннее спокойствие делают этот образ ещё более совершенным и привлекательным. Вспоминаются строки из стихотворения Г.Р. Державина «Русские девушки»:

Зрел ли ты...

Как их лентами златыми

Челы белые блестят,

                                                     Под жемчугами драгими

                                                     Груди нежные дышат.

                                                     Как сквозь жилки голубые

                                                     Льётся розовая кровь,

                                                                 На ланитах огневые

                                                                    Ямки врезала любовь.

                                                                 Как их брови соболины,

                                                                 Полный искр соколий взгляд,

                                                                 Их усмешка — души львины

                                                                 И орлов сердца — разят.

Шедевры русских портретистов

Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры: бытовой, исторический и пейзажный, однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета. Среди живописцев этого времени следует особо выделить Ф.С. Рокотова (около 1735—1808), Д.Г. Левицкого (1735—1822) и В.Л. Боровиковского (1757—1825).

Федору Степановичу Рокотову суждено было стать одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII в. В его произведениях поражают необыкновенная поэтичность и одухотворённость образов. В них всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность, которая открывает простор воображению. Рокотов избегал парадных, торжественных портретов, эффектных и пышных композиций. Его главной заслугой стало создание интимного, камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства.

Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской. 1772 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В историю мировой живописи Рокотов вошёл и как блестящий мастер светотени и колорита. До сих пор поражает изысканное благородство его палитры, едва уловимые переходы полутонов, скольжение то приглушённо мерцающего, то ярко вспыхивающего света. Давно подмечено свечение нижних цветовых слоев сквозь верхние тонкие лессировочные мазки, наносимые на просохший слой масляной краски. Был у Рокотова и свой канон в построении композиции. Хотя он предпочитал погрудные или поясные изображения в натуральную величину, в них нет однообразия. Особого мастерства Рокотов достиг в создании женских образов: «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В.Е. Новосильцевой», «Портрет В.И. Суровцевой» принадлежат к лучшим творениям художника.

В «Портрете А.П. Струйской» молодая женщина запечатлена на нейтральном тёмном фоне и как прелестное видение выплывает «из тьмы былого». Мягкий мерцающий свет подчёркивает её тонкое одухотворённое лицо с чуть прищуренными глазами. Она смотрит откуда-то издалека: серьёзно, немного грустно, с едва уловимым, лёгким сожалением. Спустя много лет едва заметная улыбка её прекрасных глаз будет воспета поэтом Н.А. Заболоцким:

Её глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук...

Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, расплывчатыми, растворяющимися в полумраке. Контуры её фигуры размыты, словно она неожиданно появилась из сумрака и готова вновь в нём исчезнуть. В её благородной осанке, в развороте фигуры, взгляде — сознание отдалённости, причастности к тайне. Скользящие тени на лице, волосах, плечах и платье усиливают ощущение зыбкости и неопределённости образа. Прозрачная, как бы сотканная из воздуха и света дымчатая ткань, закреплённая на плече драгоценной брошью, изящно драпирует фигуру и придаёт воздушность облику молодой женщины. Рокотов лишь слегка обозначает оттенки её душевного состояния, намеренно не конкретизируя их. Он оставляет зрителю возможность разгадать, почувствовать глубоко спрятанную тайну её натуры.

Дмитрий Григорьевич Левицкий с одинаковым мастерством работал в жанре парадного и камерного портретов, создавал костюмированные, детские и семейные портреты своих современников вельмож и философов, промышленников и купцов, военных и дипломатов, писателей и музыкантов. Левицкий свободно владел живописным мастерством, хорошо усвоил художественные приёмы создания образов, искал новые пути для передачи внутреннего мира своих героев. И.Э. Грабарь писал: «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал».

Он мастерски умел передавать материальную красоту вещей: дымчатого шёлка, шуршащего атласа, золотой парчи, лёгких, воздушных кружев. В парадных портретах он всегда помещал модель в такую обстановку, которая способствовала созданию значительности и торжественности образа. Каждая деталь содержала красноречивый намёк на действительные или мнимые заслуги портретируемой особы.

Д.Г. Левицкий Портрет П.А. Демидова. 1773 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Портрет П.А. Демидова», одного из богатейших людей своего времени, — лучшее художественное достижение Левицкого. Известный горнозаводчик изображён на фоне величественных колонн и драпировок, ниспадающих тяжёлыми складками. За колоннами - здание Воспитательного дома, на строительство которого он пожертвовал большие денежные суммы. Судьба нашедших там приют детей — «цветов жизни» — очень беспокоит Демидова, не случайно запечатлённого здесь в облике садовника. Одетый в домашний халат и ночной колпак, он стоит, опираясь на большую металлическую лейку. На столе, очевидно, лежат труды по ботанике и луковицы каких-то растений. У основания колонн — горшки с цветами, предмет особой гордости и заботы хозяина. Таким образом, официальный, парадный портрет Демидова сочетает в себе черты интимности и камерности изображения. Что ж, этот известный человек прослыл в обществе как садовод-любитель, чудак и большой оригинал.

Левицкий добивается полноты психологической характеристики персонажа. Сквозь маску барственной небрежности и экстравагантного внешнего облика мы отчётливо различаем живые черты этой неординарной натуры. Холёное лицо Демидова — лицо человека, утомлённого и пресыщенного роскошью жизни. Нездоровый, старческий румянец, несколько отвисшие щеки, тени под глазами — всё подчёркивает его истинный возраст. Короткие, чуть приподнятые брови, презрительно сжатые губы... Художнику удалось создать правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером, наделённого проницательным умом, способного совершать невероятные и сумасбродные поступки, быть добрым и расточительным.

Вершиной творчества Д.Г. Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, находившегося под особым покровительством императрицы Екатерины II. Ответственный заказ во многом определил парадный характер исполнения. В портретах смолянок звучит настоящий гимн вечной юности.

Каждая смолянка погружена в любимое занятие искусством или наукой. Одни показаны в танце на фоне театральных декораций, другие разыгрывают трогательную комичную сценку, музицируют, демонстрируют светские манеры. Художнику удалось достичь глубокой реалистической выразительности и одухотворенности образов: они просты, естественны и жизненно правдивы. «Блеск и роскошь маскарада» не закрывают искренних человеческих чувств и переживаний.

В «Портрете Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой» молодые смолянки пытаются серьезно разыграть галантную сценку для взрослых. Бойкая и шаловливая Хрущова, облачённая в мужской костюм любезного кавалера, уверенно чувствует себя на сцене. Она мастерски играет свою роль, её движения смелы, изящны и естественны. Лукавый взор, обольстительная улыбка, игривый жест опытного волокиты нарочито выдают его истинные намерения. При этом художник даёт почувствовать, что перед нами не настоящая, опытная актриса, а резвый и озорной подросток, который во что бы то ни стало хочет казаться взрослым.

Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой. 1773 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Очаровательна и её партнерша Хованская. Она напряжённо мерла в нужной кокетливой позе, не зная при этом, куда девать с руки. Её высокая, по-детски угловатая фигура в пышном платье рядом с бойкой и уверенной в себе подругой кажется ещё более неловкой и трогательной. Она серьёзно и внимательно смотрит на своего «кавалера», не совсем понимая, что именно требуется от неё, стесняется и робеет перед публикой.

Бесхитростный пасторальный сюжет сценки позволяет художнику раскрыть два разных, но очаровательно милых детских образа. С любовью и тщательностью выписан нежный пейзажный фон, прозрачные тонкие кружева, упругость блестящего атласа.

Сотни картин были созданы Левицким в течение жизни, в каждой из них зримо воплощён облик людей XVIII столетия.

Славу русского портрета приумножил талантливейший живописец конца XVIII — начала XIX в. Владимир Лукич Боровиковский. Если в произведениях Рокотова и Левицкого нашли отражение черты классицизма и реалистического искусства, то творчество Боровиковского в большей степени связано с сентиментализмом.

Созданная им галерея глубоко поэтичных женских образов — это то лучшее, что до сих пор остаётся в русском портретном искусстве. Художник не стремится к разнообразию композиционных приёмов: его героини часто изображены на фоне парковых ландшафтов, опирающимися на какой-либо постамент. Главное внимание автор сосредоточивает на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье, строгость и доброту, задумчивость и мечтательность.

В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Одним из самых поэтичных произведений Боровиковского является «Портрет М.И. Лопухиной». С большой любовью и задушевностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный, немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринуждённость позы прекрасно переданы художником. Её лицо далеко от идеала классической красоты, но в то же время исполнено очарования и душевной прелести. Плавные линии, мягкие округлые формы, нежные тона создают особую атмосферу покоя и гармонии. Воздушная дымка и изысканные сочетания цветов белого платья, нежно-голубого пояса, сиреневого шарфа, розы, пепельного цвета волос, зелёного фона древесной листвы усиливают впечатление меланхолического раздумья молодой девушки.

На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни...

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Так писал об этом замечательном портрете поэт XIX в. Я. Полонский.

 

Мастера скульптурного портрета

В начале XVIII в. в России работали в основном скульпторы-иноземцы. В их произведениях воплотились черты барочного парадного портрета, а также простота и ясность искусства классицизма. Существенный вклад в развитие декоративно-монументальной скульптуры внёс итальянец Бартоломео Карло Ратрелли (1675—1744), отец прославленного архитектора, приглашённый на государственную службу из Франции в 1716 г. Самое замечательное в его творческом наследии - это парадные портреты коронованных особ, выполненные в стиле барокко. Лучший и них — бронзовый бюст Петра I, в котором мастерски передан величественный образ первого российского императора.

 

Б.К. Растрелли. Пётр I. 1723 -1730 гг. государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ещё в 1719 г. Растрелли снял маску с лица живого Петра. После его смерти, работая над бюстом Петра I, скульптор сохранил важнейшие черты его облика. Портрет изобилует множеством пышных деталей. Взметнувшиеся драпировки, латы, украшенные барельефами с изображением батальных сцен и самого царя. В облике Петра подчёркнуты ум, воля и энергия, особенно впечатляет его грозный, устремлённый вдаль взгляд. Хорошо известен коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны с арапчонком, выполненный Б.К. Растрелли.

Во второй половине XVIII в. в России появляются свои мастера, получившие образование в Академии художеств и за границей. Среди них следует прежде всего назвать Ф.И. Шубина (1740—1805) и М.И. Козловского (1753—1802).

Федот Иванович Шубин — «первый статуйных дел мастер» — был сыном холмогорского помора. Как и его знаменитый земляк М.В. Ломоносов, он прошёл суровую школу жизни. Ещё в юности он овладел мастерством резьбы по кости. Благодаря ходатайству Ломоносова Шубин был отдан на учение в Петербургскую академию художеств, а затем стажировался в Европе. Во Франции он увлёкся портретной скульптурой, а в Италии изучал искусство римского скульптурного портрета.

Каждая работа, выполненная этим замечательным скульптором, — свидетельство его огромного таланта. В обработке мрамора и бронзы он проявлял исключительное мастерство, находил выразительные приёмы для передачи тяжёлых и лёгких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей причесок и париков. Не случайно на надгробном памятнике Шубину сказано: «...и под его рукою мрамор дышит...»

Но главное в творчестве скульптора — лица его героев. Шубин умел остро и метко запечатлеть выражение лица, мимику, взгляд, поворот, посадку головы. При этом он никогда не останавливался на передаче внешнего сходства с моделью, его интересовал противоречивый и сложный внутренний мир человека. В каждом своём произведении он утверждал ценность человеческой личности. Никогда не повторяясь в выборе композиции, он сохранял особый ритмический рисунок. Его скульптуры всегда рассчитаны на круговой обзор, рассматривание с различных точек зрения.

Ф.И. Шубин создал целую галерею портретов прославленных и менее известных особ Екатерининской эпохи: монархов и знатных вельмож, доблестных генералов и полководцев, высокопоставленных чиновников императорского двора и крупных промышленников. Его творческим кредо стали слова поэта Г. Р. Державина:

Не титла славу нам сплетают,

Не предков наших имена;

Одни достоинства венчают

И честь венчает нас одна...

Ф.И. Шубин. Портрет М.В. Ломоносова. 1792 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В «Портрете М.В. Ломоносова» Шубин воплотил обаятельный образ выдающегося русского учёного, поэта и мыслителя. Портрет был создан скульптором на склоне лет, когда Ломоносова уже давно не было в живых. Памятные встречи и общение с ним легли в основу этого художественного образа. Автор был убеждён, что величие гения не нуждается во внешнем подкреплении торжественными аксессуарами, роскошной обстановкой и парадным одеянием. Вопреки существующим традициям и моде, он выполняет бюст Ломоносова без парика. В лице Ломоносова нет ни напыщенной чопорности, ни вельможной надменности, ни чрезмерной гордости, но есть живость ума, одухотворённость и благородство.

Ф.И. Шубин обладал особым мастерством «истину царям с улыбкой говорить». В глубоко реалистическом «Портрете Павла I» правдивость граничит с гротеском и едким сарказмом. Величие монарха подчёркнуто торжественным облачением — горностаевой мантией, украшенной императорскими регалиями: двумя звездами, цепью из двуглавых орлов, бриллиантовым орденом Святого Андрея Первозванного.

 

Ф.И. Шубин. Портрет Павла I. 1800 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сколько раз, во избежание опасности и опалы, у скульптора возникал соблазн польстить модели, но всякий раз он возвращался к образу человека, которого хорошо знал многие годы. Впрочем, императору бюст понравился. По вкусу пришлись отполированные до шёлкового блеска царские регалии, задумчивая мечтательность, а выражение лица было воспринято как внушающее трепет подчинённым. К сожалению, так понравившийся портрет не принёс художнику желаемой свободы и материального благополучия. Через несколько лет он умер в забвении и нищете...

В дальнейшем значительный вклад в развитие скульптурного портрета внесли М.И. Козловский (1753—1802), Ф.Ф. Щедрин (1751—1825), И.П. Мартос (1752— 1835) и Б.И. Орловский (1793—1837).

М.И. Козловский. Аякс защищает тело Патрокла. 1796 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вопросы и задания

1. В чём проявилась связь портретного искусства XVIII в. с парсуной, восходящей к древнерусской иконописи? Приведите примеры органического слияния традиций парсунной и новой техники портретного искусства.

2. Расскажите о творчестве прославленных мастеров портретной живописи начала и середины XVIII в.: И.Н. Никитине, А.М. Матвееве, А.П. Антропове и И.П. Аргунове. Какие из произведений этих авторов вам понравились? Почему?

3. Почему Ф.С. Рокотов вошёл в историю портретного искусства как один из самых изысканных и тонких живописцев, блестящих мастеров светотени и колорита? Опишите известные вам шедевры этого художника.

4. Расскажите о характерных особенностях художественной манеры Д.Г. Левицкого. Кто и почему становятся героями его произведений? Каково ваше мнение о серии созданных им портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц?

5. Почему творчество В.Л. Боровиковского связывают с направлением сентиментализма? Согласны ли вы с таким утверждением? Почему «Портрет М.И. Лопухиной» считается самым поэтичным произведением художника?

6. Расскажите о выдающихся мастерах скульптурного портрета. Можно ли парадные портреты русских императоров, созданные Б.К. Растрелли, отнести к стилю барокко? Поясните свой ответ.

7. Что вам известно о скульптурных шедеврах Ф.И. Шубина — «первого статуйных дел мастера»? Каковы особенности его творческой манеры?

 

Творческая мастерская

Попробуйте создать портретную галерею второй половины XVIII в. Что и как вы бы рассказали о её выдающихся мастерах?

Подготовьте радио- или телепередачу на тему «Лики женской красоты в творчестве русских портретистов XVIII в.» или «Мастера русского скульптурного портрета».

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!