Б. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

А. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1.

Мышление очень сильно зависит от языка. Если в слове «славянин» вы слышите «слава», то англичанин, возможно, услышит «рабство» (slave — slavery). Если вы испанец и ничего даже не слышали о пользе ядов, в слове «кураре» вы услышите curar — выздоравливать, лечить.

 

Русский язык прекрасно приспособлен для языковых игр. Знаете, сколько разных фраз можно получить, если записать в разном порядке слова: я, вчера, пришел, домой, вечером? 120. И комбинаторика в нас заложена с детства. Это вовсе не значит, что другие языки хуже. Строгий порядок английского как будто специально создан для языков программирования.

А иероглифы прекрасно развивают образное мышление. Император Карл V предпочитал говорить по-испански с Богом, по-итальянски с женщинами, по-французски с мужчинами, а по-немецки с лошадью.

 

 

2.

Очень часто языковые игры заводят в тупик. На случайном созвучии строятся языковые теории. Министр народного просвещения Александр Шишков написал «Славянский корнеслов», в котором доказывал, что

русский язык был мировым праязыком, от которого произошли все остальные языки.

 

Петр Вяземский в своих записных книжках пишет: «Генерал Костенецкий почитает русский язык родоначальником всех европейских языков, особенно французского. Например, domestique [слуга] явно происходит от русского выражения дом мести. Кабинет не означает ли «как бы нет»: человек запрется в комнату свою, и кто ни пришел бы, хозяина как бы нет дома. И так далее. Последователь его, а с ним и Шишков, говорил, что слово республика не что иное, как “режь публику”».

 

Василий Тредиаковский считал, что Норвегия — это искаженная форма слова «наверхия», так как эта страна расположена наверху географической карты, а название Италия восходит к слову «удалия», потому что страна эта на много верст удалена от России. Саксония происходит от слова «сажения» — от многих в ней растущих насаждений, а Британия — от слова «братание» или «пристания».

 

 

3.

В редакции пекинской газеты «Цзинь Пао» существовал бланк для возвращения авторам непринятых рукописей. Он был написан так, что авторы не расстраивались, получив отказ, а гордились им.

«Преславный брат Солнца и Луны! Раб твой распростерт у твоих ног. Я целую землю перед тобой и молю разрешить мне говорить и жить. Твоя уважаемая рукопись удостоила нас своего лицезрения, и мы с восторгом прочли ее. Клянусь останками моих предков, что я никогда не читал ничего столь возвышенного. Со страхом и трепетом отсылаю ее назад. Если бы я дерзнул напечатать это сокровище, то правитель повелел бы, чтобы оно навсегда служило образцом и чтобы я никогда не смел печатать ничего, что было бы ниже его. Мой опыт говорит, что такие перлы попадаются раз в десять тысяч лет, и поэтому я возвращаю его тебе. Молю тебя: прости меня. Склоняюсь к твоим ногам. Слуга твоего слуги,

редактор, (подпись)».

 

4.

Слова становились сильным оружием. На Руси в XVI–XVIII веках в официальных документах для обозначения лиц, обвиняемых в тяжких преступлениях, использовали полуимя — Стенька Разин, Гришка Отрепьев, Емелька Пугачев. Подобную практику взяли на вооружение и коммунисты. Газета «Правда» от 9 января 1935 года сообщила, что местная советская власть за недопоставку зерна переименовала три колхоза в Курской области — «Имени Буденного», «Имени Крупской» и «Красная нива» — в «Лодырь», «Саботажник» и «Бездельник». Потребовалось вмешательство ЦК, чтобы отменить это переименование.

 

В средневековье переписчики боролись с воровством дорогих книг с помощью проклятий. Как правило, они писались в конце книги. Это было единственное место, где переписчику дозволялось отступать от оригинала. Например: «Если кто-нибудь украдет или не вернет эту книгу ее владельцу, да растерзают его змеи, да разобьет паралич все его члены. Да проведет он всю жизнь в тюрьме, не зная милосердия, и да не будет конца его мукам. Книжные черви да будут терзать его внутренности, и на Страшном суде будет определено ему вечно гореть в адовом огне».

 

 

5.

Словом можно было и наградить: живописец Карл Брюлло получил в подарок от царя букву «в» и стал зваться Брюлловым.

Начиная с XVI века именование с -вичем считалось особой привилегией. В 1610 году царь Василий Шуйский в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семена (Иоанникиевича) Строганова писаться с -вичем и даровал особое звание именитых людей. В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание.

 

Оноре де Бальзак, Даниэль Дефо и Пьер Жан де Беранже сами добавили к своему имени аристократическую частицу «де». А датский режиссер Ларс фон Триер — частицу «фон».

 

Мы очень зависимы от слов. И часто для решения задачи достаточно просто изменить название предмета. Вслушайтесь: «Россия — сырьевой придаток Запада». Звучит неприятно. Но то же самое можно сказать иначе: «Россия — энергетическая сверхдержава!» Суть не поменялась, а кажется, что ситуация резко улучшилась.

 

 

6.

Очень важны названия для книг. В 1925 году в США было распродано всего 1500 экземпляров «Пышки» Мопассана. Издатель выпустил ее же под другими названиями: «Любовь и другие истории» (37 000 экземпляров). «Как свершилось заклание одной французской проститутки» (54 700 экземпляров).

«Воспоминания» Казановы принесли издателям одни убытки. Книгу переиздали под названием «Величайший в истории совратитель женщин». Очень быстро был распродан весь тираж, и 20 000 экземпляров пришлось допечатывать.

 

Во время Второй мировой войны американцы разбрасывали над японскими позициями листовки с призывом сдаваться. Практически с нулевым эффектом. Сдаться для японского солдата значило покрыть ебя позором. Тогда формулировку просто смягчили. К солдатам обращались с призывом сохранить свою семью. «Сдавайтесь» заменили на «прекращайте сопротивление».

 

7.

Конвенция о режиме проливов от 1936 года запрещала проход через пролив Дарданеллы авианосцев. Тогда все советские авианосцы стали называться авианесущими крейсерами.

 

Немецкий филолог Виктор Клемперер написал книгу о языке Третьего рейха. Он отмечал, что тоталитарный язык всегда пользуется эвфемизмами. Когда нацистское радио начинало особенно часто употреблять прилагательное «героический», это означало, что речь шла о разгроме. Слово «уничтожение» было заменено на слово «спецобработка», а «массовое уничтожение» — на «окончательное решение».

 

У дворян-винокуров хорошим тоном считалось производить разновидности водок на все буквы русского алфавита: анисовую, березовую, вишневую, грушевую, дынную, ежевичную, желудевую, зверобойную, ирговую, калиновую, лимонную, мятную и малиновую, ноготковую, облепиховую, полынную и перцовую, рябиновую, смородиновую, тминную, укропную, фисташковую, хренную, цикорную, черемуховую, шалфейную, щавелевую, эстрагонную, яблочную.

 

8.

У индейцев квактул (Британская Колумбия) существует обычай: если кто-нибудь берет в долг деньги, то оставляет в залог свое имя. До тех пор пока долг не будет возвращен, человек остается безымянным. В это время другие индейцы подзывают его жестами или нечленораздельными криками.

 

Работорговцы не предусматривали в переполненных трюмах места для негритянских богов. А на новом месте изготавливать идолов было небезопасно. Хозяева, кто из христианского рвения, кто из страха перед

магией, жестоко преследовали идолопоклонство своих рабов. Тогда рабы начали поклоняться своим богам в образе католических святых. Йемайя — богиня моря, покровительница рожениц и великая богиня плодородия — чтилась в образе Мадонны, а бог войны и железа Шанго — в образе святой Варвары (атрибутом великомученицы был топор).

 

9.

Петр Вяземский как-то называл одному итальянцу слова русского языка, допытываясь, какое эстетическое впечатление они на него производят. Итальянский язык считался в те времена образцом высшей музыкальности. К великому удивлению поэта и его друзей, иностранец признал самым благозвучным слово «телятина», предположив, что это нечто вроде нежного обращения к девушке.

 

У Паустовского было замечательное наблюдение — Гомер взял гекзаметр у моря: «...Гомер, сидя у моря, слагал стихи, подчиняя их размеренному шуму прибоя. Самым веским доказательством, что это было действительно так, служила цезура посередине строки. По существу она была не нужна. Гомер ввел ее, точно следуя той остановке, какую волна делает на половине своего наката».

 

10.

Есть такая болезнь — афазия. Человек утрачивает способность понимания звуковой стороны речи. Но не воспринимая слова как таковые, афатики почти полностью извлекают смысл из тембра голоса, интонаций, смысловых ударений, мимики, жестов и манеры держаться. Этих людей практически невозможно обмануть: их восприимчивость развивается до уровня почти сверхъестественного чутья.

В книге Оливера Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу» описывается случай, когда афатики заходились от хохота, слушая патриотическую речь президента, — они прекрасно чувствовали всю его фальшь.

 

Есть и противоположная болезнь — тональная агнозия. Выразительных аспектов голоса для этих пациентов не существует. Они не улавливают ни тона, ни тембра, ни эмоциональной окраски. Слова же и грамматические конструкции они понимают безупречно. В тот день речь президента слушала и пациентка с тональной агнозией. Она слушала его с каменным лицом, с какой-то странной смесью настороженности и обостренной восприимчивости: «Говорит неубедительно. Правильной прозы нет. Слова употребляет не к месту. Либо он дефективный, либо что-то скрывает».

 

 

11.

Человек устроен совершенно замечательно — чем дольше он чем-то занимается, тем лучше у него это получается. Представьте, если бы что-нибудь подобное происходило, например, с автомобилем. Вы покупали бы самую простую, дешевую и медленную машину. А потом начинали бы на ней ездить по бездорожью, гонять по автострадам и нагружать ее под завязку. И ваш автомобиль становился бы одновременно неубиваемым внедорожником, гоночным болидом и грузовым самосвалом. С минимальным расходом горючего при этом. А вполне возможно, что спустя какое-то время он начал бы и летать. Разве это было бы не прекрасно? А наши мозги устроены именно так. Их нужно постоянно нагружать — они от этого лучше работают.

 

12.

Не существует вещей, непригодных для творчества. Вы можете взять абсолютно любой предмет и придумать про него сотни историй. Очень полезное занятие — практиковаться в придумывании. Это заставляет мозги интенсивно работать и, следовательно, становиться сильнее. Возьмем что-нибудь совершенно банальное и не вдохновляющее — например, обычную столовую ложку. И попробуем придумать с ней что-нибудь интересное.

 

Прежде всего нам нужно узнать как можно больше о ложках. Не для того, чтобы украсть идею (хотя... почему бы и нет), а для того, чтобы у нас было как можно больше отправных точек и источников для вдохновения. Здесь к нам на помощь приходят справочники, словари и интернет. Это очень важная часть творческого процесса. Ее нельзя пропускать ни в коем случае.

 

 

13.

Есть несколько версий происхождения слова ложка. Возможно, оно происходит от слова лог (овраг, углубление). Из словаря Даля мы узнаем несколько синонимов слова «ложка» и множество русских пословиц, с ней связанных:

«ЛОЖКА ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. Деревянная ложка обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. Ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая; боская, долговатая, тупоносая; носатая, остроносая; тонкая. Белая, т. е. некрашеная, осиновая и березовая; кленовая крашеная.

В ложке Волги не переедешь.

Ложкой моря не исчерпаешь.

Перестав поставишь, так хоть ложкой вычерпай.

Я бы его в ложке утопил!

Коровушка с кошку, надоила с ложку.

Вымыла ложки, да вылила во щи.

Богатого ложка ковшом, убогого ложка веселком.

Я тебе улью щей на ложку!

Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать».

 

Задержимся на секунду на выражении «бить баклуши». Это была самая простая и легкая работа при производстве ложки — раскалывать чурбаны на баклуши и грубо обтесывать их. Эту работу доверяли подмастерьям и даже детям.

 

14.

Углубимся в историю. Там много интересного.

Когда в 988 году князь Владимир крестил Русь, его дружина потребовала себе компенсацию за отказ от язычества — воины хотели заменить деревянные ложки на серебряные. Это нанесло сильный удар по казне князя. В дружине было 500 человек, а каждая ложка весила около 200 граммов.

 

Ложка присутствовала на гербе турецкого султана Орхана. Она должна была напоминать янычарам, что после боя их ждет вознаграждение.

В начале XVII века из-за огромных жабо ручка ложки удлинилась в несколько раз. На конце ложки появились специальные приспособления, которыми раздвигали бороду и усы.

 

Существовал язык ложек: если гость клал ложку поперек чашки, это означало, что он просит хозяев больше не доливать ему чай.

 

 

15.

На ложках гадали в Святки: в ложке замораживали воду. Появление пузырей сулило долгую жизнь, а если в ложке образовывалась ямка, это предвещало смерть.

Ложки использовали как обереги во время крещения ребенка, если крестная мать была беременной. Потом из этого обычая возникла традиция дарить ребенку серебряную ложку «на первый зуб».

 

С ложками было связано множество примет. Если уронить ложку — в гости придет женщина. Две ложки в одной посуде — к свадьбе. Нельзя стучать ложками — от этого радуются лукавые. Когда рожала жена, муж должен был съесть столовую ложку гремучей смеси из горчицы, хрена, соли, перца и уксуса — чтобы почувствовать, как несладко приходится его жене.

 

 

16.

В немецкой книге XVI века были сформулированы правила поведения за столом: если гостю протягивали ложку, полную еды, он должен был съесть содержимое, ложку тщательно вытереть о скатерть и вернуть ее чистой.

 

Первый компас вместо стрелки использовал ложку из магнетита. У нее была тщательно отполирована выпуклая часть. В III веке до н. э. китайский философ Хань Фэй-цзы описал компас, который назывался «ведающий югом»: выпуклой частью ложка устанавливалась на тщательно отполированной медной пластине, так что черенок свободно висел над ней. При этом ложка могла вращаться вокруг своей оси.

 

Где-то в 80-х годах в некоторых кафетериях в ложках специально делали дырки — чтобы их не воровали (сахар был в кубиках, а размешивать его можно и дырявой ложкой). Потом перестали. Потому что такие ложки исчезали еще быстрее— ими удобно было выуживать ягоды из варенья.

 

17.

Еще одна хасидская история. О раввине, который вел разговор с Господом о Рае и Аде: «— Я покажу тебе Ад, — с этими словами Господь ввел раввина в комнату, полную истощенных, отчаявшихся людей, сидящих вокруг большого круглого стола. В центре стола стоял огромный дымящийся горшок с мясом, такой огромный, что с лихвой хватило бы каждому. Мясо источало такой восхитительный аромат, что рот у раввина наполнился слюной. Тем не менее никто не прикасался к еде. Каждый из окружающих стол едоков держал в руке ложку с очень длинной ручкой — достаточно длинной, чтобы дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной, чтобы ею можно было положить мясо в рот. Раввин понял, что страдания этих людей и в самом деле ужасны.

— А теперь я покажу тебе Рай, — сказал Господь, и они вошли в другую комнату, точную копию первой — тот же большой круглый стол, тот же гигантский горшок мяса, те же ложки с длинными ручками. Однако здесь царила атмосфера веселья: все были сытыми, упитанными и розовощекими. Раввин в замешательстве посмотрел на Господа.

— Все очень просто, — объяснил Господь. — Требуется лишь определенный навык. Дело в том, что люди в этой комнате научились кормить друг друга».

 

18.

Попробуйте просто представить, какое количество факторов влияет на восприятие вашего собеседника. Ему может не нравиться ваш акцент или заикание, то, как вы одеты, тембр вашего голоса, пятно у вас на рубашке, ваше рукопожатие, ваша фигура (Егору Гайдару, например, настоятельно не рекомендовали выступать по телевидению: какие бы правильные вещи он ни говорил, его упитанность сразу вызывала резкое отторжение). На внимание могут повлиять головная боль, утренняя ссора в семье, мысль о предстоящем отпуске и просто плохое настроение. Шторм и ураганный ветер не дали вашему кораблю дойти до гавани.

 

Даже находящиеся рядом люди могут повлиять на то, услышат ли вас. Начальник в присутствии подчиненного будет прежде всего стараться поддержать свой статус. Не ударить в грязь лицом. Точно так же, как и мужчина в присутствии женщины, которой он хочет понравиться, отец в присутствии своего ребенка... Любая смелая мысль сразу будет вызывать отторжение. У вас на борту чума, порт закрыт на карантин — судно не дошло до цели. Между «слушать» и «слышать» разница всего в одной букве, но эта буква стоит дорого. Потому что человек может отвечать только за то, что он сказал. Но, как правило, отвечать ему приходится за то, что услышали.

 

19.

Способов достучаться до собеседника не так уж и много. Чтобы вас услышали, лучше всего быть непререкаемым авторитетом в своей области. Прекрасно работает также финансовый аргумент. Еще один замечательный способ — эффектная демонстрация.

Как-то обсуждался вопрос о членстве Бетховена во Французской академии искусств. Никто не ставил под сомнение достоинств великого композитора. Но вакантных мест в Академии не было. Тогда председательствующий налил до краев стакан воды так, что и капли нельзя было добавить, а потом аккуратно положил сверху лепесток розы. Под бурные аплодисменты Бетховен был принят единогласно.

 

 

20.

Чем более неожиданным будет ваш рассказ, тем лучше. Однажды увиденное может запомниться на всю жизнь. У человека установлены защитные блоки только против привычного и надоевшего. Не бойтесь парадоксальных обобщений и смелых параллелей.

Во время одной из лекций по русской литературе, которую Набоков читал в Корнелльском университете, Владимир Владимирович выключил весь свет и закрыл ставни. В аудитории стало совсем темно.

— Это, — сказал Набоков, включив один светильник, — это Пушкин.

— Это, — и он зажег лампочку в другом углу, — это Гоголь.

— Это, — Набоков включил настольную лампу, — это Чехов.

— А вот это... — при этих словах Набоков открыл настежь все окна так, что помещение залилось светом, — это Лев Николаевич Толстой.

 

21.

Если вывод — это то место, где человек устал думать, то стереотип — это место, где человек даже не начинал думать. Пристрастие к шаблонам и доверие к общепринятому мнению, разумеется, экономят силы и облегчают общение с социумом, но совершенно отбивают привычку рассуждать самостоятельно. Стереотипная картина мира страдает упрощениями, но создает иллюзию комфорта — человек прирастает к своим стереотипам. Все разложено по полочкам: вот здесь у вас лежит все хорошее, а вот здесь, в пыльном дальнем углу — плохое (туда даже не хочется лазить). И любая попытка поставить стереотипы под сомнение приравнивается к атаке на ваше мировоззрение.

 

Очень трудно противостоять мнению авторитета. У любого нормального человека, склонного к рефлексии, всегда есть комплекс самозванца. Кто я такой, чтобы сомневаться в мнении самого N? Как я могу сомневаться в том, во что верят миллионы людей, — но миллионы людей верили и в то, что Земля плоская и что Солнце вращается вокруг нее. Между тем даже умнейшие люди могут ошибаться.

 

Плиний полагал, что страусы сверлят свои яйца свирепым взглядом, дабы потомство побыстрее проклюнулось. Гиппократ считал, что быстрым и эффективным средством при простуде является кровопускание.

Пытаясь объяснить осеннее исчезновение ласточек, Карл Линней в «Системе природы» писал, что осенью ласточка способна уходить под воду и закапываться в ил до весны.

22.

Наша иерархия очень условна. Она с легкостью может меняться. В армии или в тюрьме все может быть с легкостью перевернуто с ног на голову. В этом мы почти не отличаемся от животных. Этолог Виктор Дольник описывал эксперименты с петухами. Молодые петухи устанавливают иерархию очень быстро. Она зависит от величины петушиного гребня.

Исследователи брали самого забитого петуха, приклеивали ему на голову огромный красный гребень из поролона — символ высокого иерархического ранга — и пускали обратно в загон. Птица не знала, что у нее на голове, и поначалу вела себя по-прежнему забито. Но подбегающие клюнуть его петухи, видя огромный гребень, начинали пасовать. Раз за разом обнаруживая их неуверенность, петушок надувается, поднимает голову, выпячивает грудь и шаг за шагом

восходит на вершину иерархической лестницы без чьего-либо сопротивления. Пройдет несколько дней, и, если с него снимут гребень, он скатится на дно иерархической пирамиды.

 

23.

Посмотрите, как сильно изменились этические нормы за последние сто пятьдесят лет. Сегодня интересно читать «Три мушкетера» (1844) и обращать внимание не на то, чем так зачитывался в детстве, — дуэли, сражения, приключения, интриги. Интересно наблюдать за моделями поведения отважных мушкетеров: Портос — альфонс, живет за счет старой прокурорши, госпожи Кокнар, «которой по меньшей мере пятьдесят лет и которая еще корчит из себя ревнивицу». В конце книги Портос женится на ней и получает ее восемьсот тысяч ливров. Арамис живет на деньги госпожи де Шеврез. Д’Артаньян спит с влюбленной в него служанкой Кэтти, чтобы читать письма миледи. И даже благородный Атос повесил на дереве свою шестнадцатилетнюю жену. Сорвав с нее платье и связав ей руки. И никто не счел это преступлением.

 

Еще в тридцатых годах прошлого века духовенство резко выступало против одежды на застежке-молнии. Ее называли аморальной, мотивируя это тем, что возможность быстро раздеться провоцирует людей на спонтанное занятие сексом.

 

 

24.

И у викингов было весьма специфическое представление о чести. Великий исландский герой Эгиль Скаллагримссон был прекрасным викингом с «бычьей шеей, мощного сложения и выше любого другого мужчины». Однажды, взятый в плен крестьянином, Эгиль украл его серебро и сбежал. Во время бегства он понял, что поступает как вор, поэтому вернулся и убил крестьянина. Затем унес добычу уже с чистой совестью.

 

Даже эстетические понятия сильно изменились. Горы стали считать красивыми относительно недавно. Их красоты воспели романтические поэты. А, например, Джон Донн называл их «бородавками и язвинами на лике Земли».

 

Итальянские художники ввели моду на романтические развалины. До этого развалины напоминали о быстротечном времени и ассоциировались со смертью.

 

 

25.

В мушкетерской Франции мужчина, способный плакать, сопереживая, считался утонченным человеком, а не бесчувственным мужланом. Мушкетеры красили губы и носили серьги. И вообще корсет, румяна, чулки и туфли на высоких каблуках впервые были созданы для мужчин.

До конца XIX века мальчиков одевали как девочек. Пока мальчики носили женское платье, про них говорили «мальчики в слюнявчиках». Это продолжалось до четырех-пяти лет. Интересно, что когда с XIV века у мужчин короткая одежда и обтягивающие штаны начинают вытеснять платье, моралисты и проповедники обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. Почтенные мужчины носили только платья.

 

 

Б. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1.

Больше всего человека пугает неизвестность. Как только эта неизвестность, пусть даже враждебная, идентифицирована, он чувствует облегчение. Незнание заставляет воображение работать. Тогда в каждом проявляется его внутренний демон, его «худшее личное». Думая, что сталкивается с тьмой, человек встречает фантасмагорических монстров собственного подсознания. Однако именно в тот момент, когда человек сталкивается с чем-то новым и неизвестным, его сознание работает наиболее эффективно. Он внимателен. Он начеку. Всеми чувствами он пытается понять неизвестное, чтобы избавиться от страха. Он обнаруживает в себе таланты, о которых и не подозревал. Неизвестность волнует и притягивает. Человек боится ее и в то же время ожидает, что его мозг сможет найти правильные решения и приспособиться к ней. Пока вещь не названа, она являет собой вызов человечеству.

 

 

2.

Составить свод всех знаний эпохи – это вызов, который на протяжении веков принимали многие ученые.

Первые обширные энциклопедические работы датируются III в. до н. э. Богатый китайский купец Лу Бувей, ставший премьер-министром во времена централизованной империи Цинь, призвал ко двору 3000 образованных людей, чтобы они записали все, что знают.

Затем он выставил толстую стопку исписанных ими листов у входа на столичный рынок и положил сверху тысячу золотых монет. Рядом он вывесил объявление, гласившее, что всякий, кто сможет хоть чем-то дополнить собранные там знания, получит эти деньги.

На Западе Исидор Севильский начал в 621 г. составлять первую современную энциклопедию под названием «Этимологии», в которой были собраны познания римлян, греков и иудеев его времени.

 

 

3.

В 1153 г. появляется «Secretum Secretorum» – «Секрет секретов» Иоганна Хиспаленсиса. Это произведение написано в форме письма Аристотеля Александру Македонскому во время персидского похода. Советы в области политики и морали соседствуют в этой книге с правилами гигиены и медицины, познаниями в области алхимии и астрологии, наблюдениями за растениями и минералами. Переведенный на все европейские языки, «Секрет секретов» пользовался большим успехом вплоть до эпохи Возрождения.

В 1245 г. инициативу подхватил Альберт Великий, преподававший в Парижском университете, учитель Фомы Аквинского. Он составил энциклопедию, куда вошли сведения о растениях и животных, философии и богословии.

Бунтарь и весельчак Франсуа Рабле в произведениях, написанных начиная с 1532 г., немало внимания уделяет медицине, истории и философии. Он мечтает об образовании, которое стимулировало бы жажду знаний, а сам процесс передачи информации проходил бы в радостной атмосфере.

Свои собственные энциклопедии написали также итальянцы Петрарка и Леонардо да Винчи и англичанин Фрэнсис Бэкон.

 

 

4.

В 1746 г. издатель Андре Франсуа Ле Бретон получил на двадцать лет королевское разрешение, дающее право на издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Он поручил его редактирование Дени Дидро и Д’Аламберу. Вместе с величайшими учеными и мыслителями того времени, среди которых были Вольтер, Монтескье и Жан Жак Руссо, они дали описание всех познаний и технологий своего времени.

В это же время в Китае под руководством Чен Мен Ли составлялось «Высочайше утвержденное полное собрание книг, карт, чертежей и рисунков с древности до нашего времени», над которым работали более 2000 ученых и 200 писцов. Эта энциклопедия объемом 800 тысяч страниц была напечатана в шестидесяти пяти экземплярах. Но император умер, и старший сын, боровшийся за власть, изгнал Чен Мен Ли.

 

 

5.

Инки верили в детерминизм и касты. У них не стояла проблема профессиональной ориентации: будущая карьера человека была известна с самого рождения. Сын крестьянина обязательно становился крестьянином, сын солдата – солдатом. Не давая ни малейшего шанса ошибке, касту обозначали прямо на теле младенца. Голову новорожденного с мягким еще родничком заковывали в специальные деревянные тиски, изменявшие форму черепа. Так инки добивались нужной, в соответствии с его будущими занятиями, формы головы человека: череп царя, например, должен был быть квадратным. Операция была безболезненной, похожей на ношение приспособления для исправления прикуса зубов. Мягкий череп в деревянном шлеме изменял свою форму. Таким образом, даже без одежды и покинутые свитой, сыновья царя оставались царями, их все узнавали, поскольку только они могли надеть корону, также имевшую квадратную форму. Черепам солдатских сыновей придавали треугольную форму. Для крестьянских детей была предусмотрена заостренная форма головы.

Так общество инков стало незыблемым. Никаких социальных перемен. Личные амбиции не представляли никакой угрозы действующему порядку, так как каждый формой своего черепа был раз и навсегда привязан к своему общественному положению и профессии.

6.

Материнский инстинкт

Многие думают, что материнская любовь – естественное и инстинктивное человеческое чувство. Ничего подобного. До конца ХIX века большинство женщин буржуазного сословия на Западе отдавали своих детей кормилицам и больше ими не занимались.

Крестьянки не были более внимательны к детям. Они туго запеленывали младенца и подвешивали в люльке у стены недалеко от очага, чтобы он не простудился.

Уровень детской смертности был очень высок, родители становились фаталистами, зная, что лишь в пятидесяти процентах из ста их дети доживают до подросткового возраста.

Только в начале XX века правительства осознали экономическую, социальную и военную выгоду пресловутого «материнского инстинкта». Во время переписи населения, в частности, выяснилось, как много детей недоедают, подвергаются плохому обращению и побоям. Это могло иметь тяжелые последствия и неблагоприятно сказаться на будущем страны. Популяризация сведений о гигиене, профилактика и постепенный прогресс медицины в области детских заболеваний позволили убедить родителей в том, что они могут отныне вкладывать всю свою нежность и заботу в детей, не боясь их преждевременно потерять. Таким образом, на повестку дня был поставлен «материнский инстинкт».

 

6.1.

Понемногу образовался новый рынок: штанишки‑подгузники, бутылочки с сосками, заменители женского молока, горшочки, игрушки. Сказка про Деда Мороза стала известна во всем мире.

Детская индустрия при помощи разнообразной рекламы создала образ ответственной матери, и счастье ребенка стало чем‑то вроде современного идеала.

Парадокс, но именно в этот период, когда материнская любовь афишируется, утверждается и расцветает, становясь единственным чувством, правомочность которого общество не оспаривает, дети, вырастая, постоянно укоряют своих матерей за то, что те недостаточно хорошо заботились о них. А позже, на приеме у психоаналитика, изливают обиды и озлобленность на собственную родительницу.

7.

Вопрос языка

Язык, которым мы пользуемся, влияет на наш образ мыслей. Французский язык, например, обладающий большим количеством синонимов и слов с двойным значением, позволяет достичь нюансов, очень нужных в дипломатии. Японский, в котором интонация произнесения слова определяет его смысл, требует постоянного внимания к эмоциям тех, кто разговаривает. Кроме того, в этом языке есть многочисленные уровни формул вежливости, вынуждающие собеседников сразу определять их место в социальной иерархии.

Язык содержит не только культурные и образовательные формы, но также и основные общественные элементы: управление эмоциями, коды вежливости. Количество синонимов словам "любить", "ты", "счастье", "война", "враг", "долг", "природа" определяет ценности нации.

Надо помнить о том, что нельзя произвести революцию, не изменив язык и прежний словарь. Так как именно это подготавливает или не подготавливает умы к изменениям в менталитете.

 

 

8.
Оскорбление

Интересно проследить за этимологией некоторых оскорблений. Часто они не так унизительны, как нам кажется. Вот несколько примеров.

Слово "идиот" означает особенный, не похожий на других. От него произошло слово "идиома", то есть особенность языка.

Слово "дурак" (франц. "imbecile") происходит от латинского "bacillum", что означает "без палки, без опоры". Дурак - это человек, идущий уверенной походкой, так как он не использует костыль, ни на кого не опирается. То есть это самостоятельный человек, не нуждающийся для продвижения вперед в поддержке извне.

Слово "глупец" (франц. "stupide") происходит от латинского "stupudus". Что означает "удивленный, пораженный изумлением". То есть глупец всему удивляется. Следовательно, он сохранил способность поражаться чему-то новому. В противоположность пресыщенному скептику.

9.

Первый властелин мира

Китай в III веке до н. э. был поделен на три постоянно воюющие между собой царства: Цинь, Чу и Чао. Развивалась металлургическая промышленность, распадались аграрные общины, люди объединялись в более крупные группы для того, чтобы лучше использовать машины: начинался исход из деревни. Среди населения города зародился класс интеллектуальной университетской буржуазии. Появление людей, изучающих право, спровоцировало образование новой для того времени системы: абсолютной тирании. Студенты с факультета права составили группу под названием легисты и решили создать Совершенное Абсолютистское Государство.

Они подтолкнули царя Ин Чжэна, взявшего себе имя Ши Хуангди, означающее "первый император", к испытаниям всех возможностей его статуса. Легисты фонтанировали идеями. Они хотели придумать "рефлекторный закон". Что это такое? Это закон не письменный, не устный, а впечатанный в мозг, не исполнять его невозможно. Как сделать закон рефлекторным? Путем террора. Легисты изобрели китайские пытки. Это столь страшное наказание, что все мгновенно подчиняются закону и боятся его нарушить.

 

 

9.1.

Пытки становятся наукой, палачи - звездами, появляется даже школа пыток. Обычно нескольких публичных казней хватало для оповещения народа о новом законе, к тому же для того, чтобы о нем не забывали, была учреждена периодичность гастролей палачей. Легисты наперегонки выдвигали все новые предложения. После "рефлекторного закона" появилось "запрещение думать ". В 213 году до н. э. Ши Хуангди издал указ, объявлявший книги оружием террористов. Читать книгу значило подрывать основы государства. Легисты, кстати, пошли еще дальше: ум официальным декретом был назван врагом государства номер один. Никто не имел права быть умным. Легисты заявили о том, что каждый думающий человек выступает против императора. Как же помешать людям думать? Легисты удвоили собственные умственные усилия и нашли ответ: отупляя их работой. Никто не должен был отдыхать, отдых - возможность размышлять. Размышления ведут к бунту, бунт - к казням. Лучше искоренить зло в зародыше

Население было поделено на участки и само за собой следило. Доносы стали обязательными. Не доносить сделалось серьезным преступлением. Поступление доносов было организовано так: пять семей составляли бригаду. В каждой бригаде был официальный надсмотрщик, периодически подававший рапорт. За официальным надсмотрщиком следил тайный официальный надсмотрщик. Так замыкался круг. Пять бригад составляли хутор. Если становился известным факт недоносительства, на каждом уровне отвечала вся группа.

9.2.

Легисты создали чрезвычайно разветвленную сеть администрации. Но сам Ши Хуангди настолько хорошо тем временем усвоил их уроки, что превратился в параноика. Он требовал ежеминутной проверки и перепроверки своих подданных. Не веря уже ни одному из своих легистов, он создал полицию из детей (по определению находящихся вне подозрений), которая должна была следить за взрослыми чиновниками и доносить о проявлениях таких напастей, какими являются реакция и прогресс. Для того чтобы тоталитарная система функционировала идеально, администрация не должна двигаться ни вперед, ни назад, она должна обеспечивать полную неподвижность всей конструкции.

Покорив два соседних государства, император Ши Хуангди, обуянный манией величия, объявил себя властелином мира. Надо отметить, что в то время мир для китайцев ограничивался Китайским морем на востоке и Гималаями на западе. Они думали, что по ту сторону этих естественных преград (горы и океан) живут только варвары и дикие животные. Быстрые победы не успокоили душу властелина мира. Видя, что теперь, когда все завоевано, армия больше не нужна, император начал осуществление других великих проектов. Он решил построить Великую китайскую стену.

 

 

9.3.

Стройка стала сначала чем-то вроде трудовых лагерей для интеллектуалов, но затем превратилась в хороший способ регулирования численности населения. Миллионы китайцев погибли при возведении этого сооружения. Несколько позже Ши Хуангди казнил большую часть своего гарема и всех министров-легистов. Он попросил своего часовщика смастерить ему металлические автоматы, считая, что только такие слуги его не предадут. Эти роботы-гуманоиды (предтечи героев современной научной фантастики) стали технологическим чудом своей эпохи. Их приводили в действие системы подачи воды и сцепления зубчатых колес, воздействующие друг на друга. В первый раз в истории человека сознательно заменяли машиной.

Но Ши Хуангди по-прежнему был недоволен. Ему уже недостаточно было повелевать миром, он захотел стать бессмертным. Он решил не тратить больше свою сперму (в момент эякуляции маленькая веревочная петля не давала сперме излиться, и жизненная сила оставалась в его организме) и ввел окись ртути в состав всех своих блюд. В то время считалось, что этот химический элемент продлевает жизнь. В результате император умер от пищевого отравления. Ужас, внушенный им своему окружению при жизни, был столь силен, что его трупу поклонялись, "кормили" его и чествовали до тех пор, пока запах разлагающегося тела не стал совершенно непереносимым.

Неизвестные восстания

Анабаптисты. Это восстание началось в 1525 году в долине Рейна. Анабаптисты, возглавляемые Томасом Мюнтцером, были еретиками-протестантами, гораздо более радикальными, чем Лютер или Кальвин. Они провозглашали равенство всех людей перед Богом. Их называли анабаптистами, поскольку они считали глупостью крещение детей и призывали совершать этот обряд только над взрослыми, сознательно сделавшими свой выбор людьми. Крестьяне рейнской долины прониклись этой философией: нет господ, нет священников, каждый входит в прямой контакт с Богом. Но церкви и немецкой аристократии она по вкусу не пришлась. И противники анабаптистов объединились, собрали войско и уничтожили еретиков при битве под Франкенхаузеном. Томас Мюнтцер был подвергнут пыткам и обезглавлен.

Но движение анабаптистов на этом не закончилось. Кое-кто из них спасся, и несколькими годами позже нидерландец Иоанн Лейденский возродил движение. Анабаптисты хитростью взяли город Мюнстер, ночью заслав в него своих сторонников, и превратили его в крепость. Город немедленно был окружен армией епископа и пережил год осады. Внутри города воцарился анабаптистский режим. Но власть лишает разума. Иоанн Лейденский превратился в тирана, он насиловал женщин и терроризировал собственное войско. В конце концов его предали трое его собственных, разочаровавшихся во всем солдат, которые пропустили войска епископа в центральную башню города, откуда те смогли постепенно уничтожить население города.

10.1

Короткоухие. В XVII веке произошло восстание на острове Пасхи, столкнувшее обладателей коротких и длинных ушных мочек. Длинноухие были аристократией, короткоухие - простолюдинами, работавшими над возведением знаменитых статуй. Короткоухие взбунтовались, убили и съели аристократов. Затем они прекратили делать статуи и постепенно вымерли. На основе этих событий был снят фильм "Рапануи".

Карматы. В X веке шииты-еретики взбунтовались против мусульманских догм. Они посчитали, что не нуждаются ни в священниках, ни в мечетях или других местах для молитвы, поскольку Аллах находится везде и все сами могут обращаться прямо к нему. Карматы были очень богаты, так как грабили караваны паломников, направлявшихся в Мекку. Им удалось даже украсть Черный Камень из Мекки. Но они так всех раздражали, что их противники объединились и уничтожили их.

Сонг. Из этой монгольской династии происходили чудаки, один из которых попытался улететь на Луну (см. " Путешествие на Луну"), а другой решил насыпать свою собственную гору. По его приказу сделали огромную искусственную гору, на вершине которой он попытался создать Китай в миниатюре. Из всех регионов страны были доставлены деревья, камни, цветы, животные для создания его персонального миниатюрного мира. Всходить на эту гору имел право только он один. И в течение многих лет силы всего Китая были направлены на реализацию этого бреда.

10.2
Мань. В Китае практически каждая династия возникала в результате восстания. Первый император Мань, например, был крестьянином низкого происхождения, он стал бродячим монахом, затем разбойником, затем основал антимонгольскую революционную секту. Секта, превратившись в армию, сместила последнего монгольского императора династии Юань в 1368 году.

Футуристы. После войны 1914-1918 годов практически повсеместно возникли различные артистические движения: дадаисты в Швейцарии, экспрессионисты в Германии, сюрреалисты во Франции, футуристы в Италии и России. Последние были художниками, поэтами, писателями, философами, общей чертой которых было восхищение машинами, скоростью, передовыми технологиями вообще. Главой итальянских футуристов был Маринетти. Он считал, что человека спасут машины. Футуристы создавали театральные пьесы, в которых переодетые роботами актеры помогали людям. Перед Второй мировой войной итальянские футуристы в своей массе примкнули к партии основного представителя машин: к диктатору Бенито Муссолини. Ведь, в конце концов, он строил танки и вообще военные машины из металла, и его действия казались им достойным воплощением передовой мысли. В России футуристы, по тем же причинам, поддерживали коммунистическую партию. В обоих случаях футуристы были использованы этими экстремистскими идеологиями, поставлены на службу пропаганды, а затем, как только в их услугах перестали нуждаться, были уничтожены, итальянцы - Муссолини, русские - Сталиным.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!